advertisement banner
i
C

MCS Open: Шаг вперёд и два назад

Турнир Moscow Cyber Stadium Open начинает свой третий сезон. В очередной раз организаторы «глобального турнира» готовятся проводить «яркие сражения сразу в нескольких игровых пространствах» и «поднимать киберспорт в регионах». Звучит как благая цель. Но насколько в действительности полезен этот турнир для развития киберспорта? Лично мне кажется, что на всё это смотрится перспективно только на словах. А вот на деле всё далеко не так прекрасно. И вот почему.

Приглашение на турнир профессиональных команд

Первый сезон MCS Open порадовал действительно щедрым призовым фондом в 1,8 миллиона рублей. Только вот дело в том, что значительная часть этих денег не дошла до самобытных новичков сцены компьютерного спорта.

На равных с победителями региональных квалификаций соревновались приглашённые лидеры сцены СНГ. Результат говорит сам за себя: призовые в дисциплине League of Legends достались Виртусам и М5. dAT Team стали чемпионами по CS:GO, забрав половину всех призовых дисциплины себе, а совсем не новички из GGWP оказались третьими. В числе четырёх команд по Доте, попавших в призы, – NEXT.kz и Moscow Five.

В данном случае безусловным плюсом для региональных команд была возможность съездить в Москву и проиграть пару партий профессионалам. И то – не во всех дисциплинах. И то – за счёт других команд, которым не повезло на региональных квалах. Об этом, кстати, в следующем пункте.

«Поддержка» региональных организаторов

К сожалению, не могу претендовать на абсолютную объективность в этом пункте. Рассматривать я могу лишь работу и поддержку нашего регионального организатора – минского компьютерного клуба «Тарантул».

Пару слов о клубе и его работниках. Ребята специализируются на обслуживании не только, собственно, клиентов клуба, но и крупных киберспортивных мероприятий, причём зачастую за пределами Минска. Финалы WGL, вроде как даже московский Dreamhack – железо везли наши ребята.

Так вот, суть в следующем. По правилам MCS Open поездку победителям местной квалификации на LAN-стадию оплачивает региональный организатор. Если посчитать, сколько стоит дорога туда-обратно из Минска в Москву на пятерых, то получается неслабая сумма. Не говоря уже о таких городах, как Баку, Владивосток, Хабаровск… «Тарантул» нашёл выход: вступительный взнос для участия в квалификации – 750,000 белорусских рублей (~3100 российских, ~48$). Желающих поучаствовать у нас достаточно. Вполне возможно, что этим турниром минский клуб даже выходит в небольшой плюс. Но…

Нельзя упускать тот факт, что 75 человек из проигравших команд выкидывают по 10$ и остаются ни с чем. Даже не смотрят турнир, скорее всего. А некоторые и вовсе вылетают в первом раунде, не приблизившись к возможности испытать свои силы во встрече с профи. И так случается в каждом регионе.

Похоже, именно так организаторы MCS Open представляют себе поднятие киберспорта в регионах. Подытожим два пункта: региональные организаторы скорее всего в минусе, сотни игроков со всей России и ближнего зарубежья – в минусе однозначно, пятеро счастливчиков из каждого региона могут даже войти в призы, если им повезёт с сеткой. Ну, само собой, не всё так плохо: игроки платят за очень ценный опыт игры на турнире, профи – довольны лёгкими деньгами, а сам стадион на несколько дней становится домом для «Глобального турнира». Выводы делайте сами. А я пока продолжу…

Перевод многих дисциплин в онлайн и снижение призовых

Анонс третьего сезона MCS Open вызвал у меня больше вопросов, чем два прошлых сезона вместе взятых. Начну с менее значительных на мой взгляд проблем.

С первого сезона в числе дисциплин мероприятия были те, которые игрались в онлайне. В принципе, это логично: в СНГ далеко не все игры располагают возможностью привлечь к себе даже достаточное число участников, не говоря уже об аудитории. Но в третьем сезоне турнира LAN-дисциплиной была оставлена лишь CS:GO. Теперь и победители региональных квал по Доте и Хартстоуну остаются в пролёте перед едва ли не единственным бонусом MCS Open – LAN-стадией. Не могу даже отдалённо назвать причину такого решения: не в курсе всей кухни организаторов. Но выскажу свою глубокую озабоченность подобными действиями.

Ну и, собственно, снижение призового фонда. В первом сезоне было 1,8 миллионов рублей, во втором – 1,1 миллиона, в третьем – всего 350,000. График в экселе вывел мне формулу, согласно которой победители четвёртого сезона турнира должны будут выплатить стадиону 375,000 рублей. Допускаю, конечно, что я немного неправильно посчитал, но как знать: может, призовой фонд следующего турнира действительно уйдёт в минус.

Ладно, шутки шутками, а ситуация с призовыми третьего сезона действительно удручающая. И в следующем пункте я распишу почему…

Новый формат турнира

В следующем сезоне MCS Open нас ожидают не только снижение призовых и сокращение числа LAN-турниров до одного, но и новый формат соревнований по CS:GO – MCS Regular. Заключается он в разделении победителей региональных квалификаций на два региона с двумя дивизионами в каждом. В одном дивизионе играет 10 команд. Победители дивизионов отправятся на лан-финалы, 2-5 места дивизионов разыграют оставшиеся 4 путёвки в раунде play-off. Призовой фонд турнира: 200,000 рублей. Победитель получает 50 тысяч; 2-3-4 места – по 40, 30 и 20 тысяч соответственно. 5-8 места лан-финала – по 15,000.

Почему я решил выделить этот формат турнира отдельным пунктом? Да потому, что потенциальные награды для команд-участников не соответствует количеству усилий, которые необходимо затратить для победы.

Теперь игроков на пути к финалу ждёт не только традиционный турнир в местном клубе. После победы в своём городе нужно будет отыграть 9 матчей (притом не факт, что bo1) с другими региональными победителями. Если не повезёт – пойти на штрафной круг в виде плей-офф. И только потом вы попадёте на LAN-финал, где за победу получите аж 50,000 рублей на пятерых. А сам этот путь займёт отрезок времени от июля-августа до ноября – около трёх месяцев.

Новый формат турнира по CS:GO означает большее количество матчей, которые можно транслировать в прямом эфире. Безусловный плюс организаторам. Конечно, для игроков это означает больше усилий и потраченного времени, но ведь с ними щедро расплатятся. С теми, кто этого заслужит.

Личные выводы

В заключение скажу: всё написанное выше является моим личным видением турнира. Я не знаю всех тонкостей его организации, я никогда не был в роли участника. Однако того, что я наблюдаю, мне достаточно, чтобы воспринимать заявления о «глобальности» этого турнира и подъёме киберспорта в регионах с насмешкой.

Часть текста анонса турнира на сайте MCS

Мой вывод такой: в данный момент организаторы погнались за большим числом матчей и количеством эфирного времени своего турнира. Удивительным является тот факт, что при этом количество призовых по сравнению с прошлым сезоном сократилось более чем втрое, а в стенах стадиона будет сыгран лишь LAN-финал по CS:GO. У развития киберспорта, которое обещают организаторы турнира, есть один незначительный минус: развивается всё не в ту сторону. С каждым последующим сезоном условия турнира становятся всё менее привлекательными для игроков. Можно открывать десятки арен, но без участия игроков никакого киберспорта не будет. И если вы действительно хотите развивать киберспорт в регионах, а не прикрываете этим красивым лозунгом собственную выгоду, то извольте сесть, собраться с мыслями и пересмотреть организацию турнира от и до.

На этом всё. Буду очень рад, если вы поделитесь своим мнением по поводу этого турнира в комментариях. 

Комментарии