advertisement banner
i
C

О качестве киберспортивных мероприятий

Волею судьбы я обладаю некоторой инсайдерской инфой по теме, поэтому претендую на определенную степень объективности.

Во-первых, нужно понимать, кто принимает участие в организации. Как правило, это не одно лицо/организация. В зависимости от игры в этом процессе могут принимать участие:

  1. Представители компании-разработчика, ответственные за продвижение продукта/киберспортивной составляющей или кого назначат заниматься этими вопросами.
  2. Инициаторы, собственно, движухи.
  3. Спонсоры.

Первая группа, если имеется, осуществляет контроль над тем, чтобы остальные участники не "заварили каши". Ну и оказывают моральную поддержку, я бы это так назвал.

Вторая группа это инициаторы, которые делают всю "грязную" работу. Они ищут спонсоров, участников и прочих заинтересованных лиц, решают организационные вопросы.

Спонсоры это ключевой элемент. Инициаторы, как правило, бомжи в том смысле, что у них нет ни денег, ни других ресурсов, чтобы провести ивент. Спонсоры бывают разные, но как правило это владельцы площадок, на которых может состоятся турнир или иное событие, а также компании, задействованные в околокиберспортивном бизнесе - девайсы и прочее.

На практике часто происходит смешение: разработчик-спонсор и т.д.

Теперь о том, как это работает.

В начале появляется инициативное лицо/группа, которая внезапно решает забабахать киберспортивный ивент. Мотивы разберем позже. Инициатором может быть компания-разработчик (идеально), спонсор, т.е. обладатель подходящих ресурсов, а таже ими может быть просто амбициозные люди (самый гнилой вариант).

Далее инициатор, кем бы он ни был, начинает подготовительную стадии. В начале прикидываются требуемые ресурсы для ивента, потом прикидываются собственные, если они есть, и начинается поиск дополнительных участников, согласования и все дела. Здесь нужно отметить, что компания-разработчик и спонсоры также находятся в постоянном поиске возможностей для собственной рекламы, поэтому они достаточно легко идут на любые контакты с инициаторами. Новый киберспортивный клуб, тотализатор, девайс и т.п. всегда нуждается в рекламе, поэтому здесь нет никакого альтруизма со стороны спонсоров.

Далее идет стадия открытия, когда инициатор открыто заявляет о себе в коммьюнити и начинается процесс привлечения непосредственных участников будущего ивента. Цель - привлечь наибольшее внимание зрителей, журналистов, а главное игроков и команд.

И затем проводится сам ивент. Но это видимая часть, на ней не буду останавливаться. Более важной является стадия отчетности, когда инициатор отчитывается за потраченные средства перед инвесторами, а также получает вознаграждение и дополнительные средства для разных нужд, в том числе выплату призовых. Определенного сценария тут нет, многое зависит от договоренностей.

Теперь о подводных камнях. Очень хорошо, когда компания-разработчик является инициатором. Это существенно снижает риски для всех участников ивента. Интерес разрабов в рекламе и продвижении своего продукта, им нужен качественный ивент. Если организатором выступает владелец киберспортивной площадки - ему нужна реклама плюс удовлетворение амбиций. Это тоже неплохо, т.к. они заинтересованы, чтобы ивент состоялся. А вот если инициатор это просто частное лицо или некоторая виртуальная группа, то тут все непросто. Возможно это просто фанаты, а возможно жулики. В любом случае для них интерес представляет именно стадия отчетности, где можно навариться.

Основные косяки проистекают из следующего:

  • Отсутствие опыта проведения подобных мероприятий. Турнир это сложно. Очень много факторов, часть из которых сложно предугадать.
  • Отсутствие личных знаний, навыков и умений по организации сложных процессов. Организаторы на 95% состоят из узкоспециализированных специалистов, не обладающих организационными навыками, студентов и безработных киберспортсменов, детей богатых родителей, которым дали денег на новую игрушку, а также бывших киберспортсменов и "великих" предпринимателей с огромным апломбом (мелкая торговля, выполнение подрядных работ и оказание примитивных услуг), в силу чего с организацией проблемы возникают даже у разрабов.
  • Расстановка приоритетов. Большая часть стремится к увеличению призового фонда (особенно жулики). Это, как они считают, придает турниру большую значимость, а значит престиж, что есть глупость. В результате экономят на всем остальном. А в случае возникновения непредвиденных расходов, стараются игнорировать несущественные проблемы. На критику отвечают - зато у нас призовой фонд ого-го.
  • Вмешательство в ход турнира. Организаторы заинтересованы в именитых участниках, поэтому сознательно помогают им, идут на компромиссы, принимают их сторону в спорных ситуациях, и в тоже время топят "нонеймов", посмевших позариться на их призовой фонд.

И тут нужно понимать, что если разработчики игры всегда будут стремиться к повышению качества ивентов, то остальным, мягко говоря, на это плевать. И никто не застрахован от того, что человек организовывает свою лигу, проводит несколько сезонов, находит кучу желающих вложиться в призовой фонд, резко снимает банк и исчезает.

Конечно, есть исключения из правила, например, тот же Старладдер. На данный момент это самый надежный и качественный организатор из всех неразработчиков. Тем не менее Старладдер развивался постепенно, без резких взлетов. А вот нонеймы с большими призовыми должны вызывать опасение у команд и игроков. Когда условный Вася Пупкин или его "Рога и копыта" проводят онлайн-капы с призовым фондом до 1000 у.е. это нормально, когда они же проводят лан с призовыми в 100к у.е. это настораживает.

И наконец, подводя итог, отвечу на главный вопрос, кто виноват в этом. Как ни странно, это сами игроки, а также их менеджеры. Пока они за "любой кипиш кроме голодовки", их и зрителей будут кормить ЕМС и Техлабсами. Многие на вопрос: "почему команда не встанет и не уйдет", слышат: "а как же болельщики?!". Так вот, если болельщики готовы терпеть такие условия и требовать от своих любимчиков унижаться для них, потому что они заплатили деньги, то это не с лучшей стороны характеризует их качество. Кто готов жить в грязи, всегда будет жить в грязи. Брезгливый и чистоплотный в грязи жить не будет. Когда команды начнут бойкотировать этот цирк, ситуация изменится в лучшую сторону. Если нет, дальше больше. Дримхак Москва и ЕМС случились на фоне того, что публика и спортсмены съели техлабсы в свое время.

Я не призываю к нетерпимости, напротив, киберспорт сейчас находится на той стадии своего развития, когда от всего коммьюнити требуется определенная снисходительность и терпимость к ошибкам и недостаткам. Но есть разница между толерантностью к встающим на ноги лигам с их косяками и наглости, грубости, открытому обману, жульничеству, лени и халатности.

 

Комментарии