Интервью

Директор академии «Спортология»: «Люди готовы учиться, иногда — переучиваться, а иногда — менять профессию»

6

В октябре этого года завершился образовательный курс «Менеджмент и предпринимательство в киберспорте». Важность нового продукта отметили и профессионалы из индустрии. Побеседовали с директором медианаправления ESforce Holding, главой Cybersport.ru, преподавателем курса Николаем Петросяном и директором академии «Спортология» Артемом Милаковым.

«Киберспорт в данный специфический кризис имеет больше шансов, чем другие отрасли спорта и энтертейнмента»

— В 2020 году многие отрасли пострадали от пандемии коронавируса. Кажется, что ситуация в мире не так сильно задела киберспорт, как остальных. Это на самом деле так? 

А. М.: Киберспорт и связанный с ним бизнес также оказались под ударом. Отсутствие LAN-турниров, проблемы с финансированием со стороны спонсоров, карантинные ограничения для киберспортивных клубов — все это, несомненно, тоже повлияло на отрасль. 

Артем Милаков, директор академии «Спортология»
Артем Милаков, директор академии «Спортология»

— В чем же преимущества нынешней ситуации для развития киберспортивных проектов?

А. М.: Киберспорт в данный специфический кризис имеет больше шансов, чем многие другие отрасли спорта и энтертейнмента. Это происходит, потому что значительная часть его бизнес-моделей лежит в области онлайна. Есть точки роста, есть апробированные механики адаптации киберспортивных проектов к новым реалиям. А преподаватели нашего курса, несомненно, готовы делиться этими знаниями.

  — Есть ощущение, что в нашей стране еще не до конца приняли киберспорт или не совсем его понимают. Откуда в таком случае берутся специалисты и где их учат?

А. М.: Как в любой относительно новой отрасли, специалисты рождаются сначала внутри нее и становятся профессионалами в ходе своей работы. Постепенно эти люди приходят к мысли о необходимости делиться этими знаниями, растить новые молодые кадры (в том числе для своих киберспортивных проектов).

«Уровень преподавателей стал одним из ключевых факторов успеха первого потока»

— Как появилась идея курса?

А. М.: Как это часто бывает, сошлись звёзды. Мы в мае-июне 2020 года активно занимались проработкой нашего нового продукта в рамках платформы «Спорт как бизнес». Это образовательный продукт онлайн-академии «Спортология». В тот момент мы изучали темы возможных курсов, спрос на них, общались с предметными экспертами и преподавателями. Тогда Роман Дворянкин, экс-генменеджер киберспортивного клуба Virtus.pro, предложил подумать о создании совместного курса. Работа началась. 

— Вы сказали, что запустили курс этим летом, когда люди еще не совсем отошли от карантина, многие недополучили привычных доходов, кто-то оказался в очень тяжелой ситуации. Как к вашей идее отнеслись люди из индустрии?

А. М.: На самом деле решение получилось максимально правильным. Люди готовы учиться новому, иногда — переучиваться, а иногда — полностью менять профессию. Коронавирус заставляет переосмыслить то, чем занимается человек, посмотреть на это со стороны. 

— По каким критериям происходил выбор преподавателей?

А. М.: Темы занятий курса и общая образовательная канва были предложены Романом Дворянкиным. Мы занимались методической и маркетинговой упаковкой проекта. Звёздные эксперты были собраны в считаные дни. Забегая вперёд, могу сказать, что уровень преподавателей стал одним из ключевых факторов успеха первого потока. Уже сейчас студенты начинают совместные проекты с преподавателями. 

— Кто может стать студентом вашего курса?

А. М.: Сейчас мы видим два основных сегмента как в первом потоке, так и в стартующем втором. В первую очередь это те люди, которые уже имеют опыт в киберспортивном бизнесе, а именно владельцы киберспортивных клубов, организаторы лиг и турниров, руководители команд. Второй сегмент чуть меньше — это люди, желающие погрузиться в киберспортивную индустрию и не имеющие сейчас большого опыта в ней. Это инвесторы, киберспортсмены, представители классических видов спорта. 

Артем Милаков, директор академии «Спортология»
Артем Милаков, директор академии «Спортология»

Сейчас у многих проблемы с постоянной нехваткой времени. Вы учитывали этот фактор, когда разрабатывали курс?

А. М.: Безусловно. Мы прекрасно понимаем, что к нам идут люди, у которых есть работа или свой бизнес. Именно поэтому обучение полностью проходило в онлайн-формате. Те, кто не мог присутствовать на вебинарах, смотрели их в записи. Мы давали студентам практические задания, каждый выполнял их в комфортном для себя темпе.

— Что входит в программу курса?

А. М.: Мы постарались построить программу таким образом, чтобы было интересно всем, вне зависимости от той отрасли, где человек работает, и от того, какой опыт имеет. Судя по отзывам студентов, нам это удалось. Все начинается с понимания специфики аудитории, на ней наши преподаватели делали особый акцент. Кроме того, мы обсуждали, как привлечь спонсоров, создать коммерчески успешную команду, работать со стримерами, правовые и финансовые основы киберспортивной организации. И это далеко не все. Еще раз хочу отметить, что все наши преподаватели являются практиками и давали студентам максимально актуальную информацию.

— Вы упомянули, что недавно завершили первый поток курса. Можете привести примеры успешных кейсов студентов?

А. М.: Кейсы, конечно, не рождаются за пару месяцев, но сам факт, что мы связали десятки киберспортивных людей друг с другом, уже начал работать. По сути, на базе образовательного курса создано мини-сообщество, наиболее активные участники которого уже прорабатывают совместные проекты, кто-то начал свою стажировку в компаниях преподавателей. 

«Преподавательский опыт позволяет структурировать накопленные знания»

— Николай, вы являетесь успешным топ-менеджером в киберспорте. Расскажите немного о своем опыте работы до прихода в индустрию.

Н. П.: В киберспортивную индустрию я пришел из большого спорта. Я около десяти лет работал на Championat.com, крупнейшем спортивном медиаресурсе. В 2005 году был одним из тех, кто начинал работать над этим проектом. После «Чемпионата» я работал в российском подразделении adidas, где возглавлял PR-подразделение, затем успел поработать в букмекерском бизнесе, после этого пришел в киберспорт и сейчас возглавляю медианаправление в холдинге ESforce.

Николай Петросян, директор медианаправления ESforce Holding, глава Cybersport.ru
Николай Петросян, директор медианаправления ESforce Holding, глава Cybersport.ru

— Вы совмещаете работу в крупном холдинге с управлением киберспортивным медиа. В условиях такой занятости сложно найти время для чего-то еще. Какой фактор стал ключевым в принятии положительного решения — стать преподавателем курса?

Н. П.: В спортивной индустрии России уже сформировалось некое сообщество людей, единомышленников, профессионалов, которые стараются способствовать развитию спорта в стране в разных его проявлениях, и, собственно говоря, с организаторами курса я знаком достаточно давно по различным мероприятиям и совместным активностям, поэтому довольно легко откликнулся на их инициативу и принял решение стать одним из преподавателей данного курса.

— Что лично для вас как для профессионала дает такой опыт?

Н. П.: Преподавательский опыт позволяет структурировать накопленные знания в предметной области. Проходит определенный этап, реализовываются какие-то проекты, и после этого все эти знания, естественно, применяются мною на практике моей команды, но и когда создаешь некую презентацию, интегрируешь в определенные преподавательские, обучающие курсы, то это позволяет глубже еще раз исследовать пройденный путь и структурировать полученный опыт.

— Назовите, пожалуйста, темы, о которых вы рассказываете на курсе.

Н. П.: На данном курсе я буду рассказывать о построении киберспортивного медиа, буду проводить параллели между киберспортивными медиа и медиа, которые освещают классические виды спорта. Благо у меня есть опыт работы на «Чемпионате», и теперь уже около двух лет я работаю в качестве руководителя Cybersport.ru, крупнейшего медиа о киберспорте. Соответственно, могу не только исходя из своего нынешнего опыта, но и предыдущего проводить параллели, находить сходства и различия.

— Вы поработали со студентами первого потока. Были ли слушатели, идеи или проекты, которые вас вдохновили?

Н. П.: В первом потоке было много заинтересованных, инициативных студентов, которые задавали очень интересные вопросы и делились своими мнениями и идеями о дальнейшем развитии киберспортивной индустрии. Был очень интересный диалог с ними и во время самого курса, потому что он построен на интерактивной основе, и после его окончания. Я думаю, что если эти ребята в качестве дальнейшего своего развития выберут киберспортивную индустрию, то она от этого выиграет.

Николай Петросян, директор медианаправления ESforce Holding, глава Cybersport.ru
Николай Петросян, директор медианаправления ESforce Holding, глава Cybersport.ru

«Подобные курсы помогают привлекать в индустрию свежую кровь, молодых профессионалов»

— Насколько значимы такие курсы для развития индустрии в целом?

Н. П.: Подобные курсы помогают, во-первых, рассказать о тонкостях, об особенностях киберспортивного бизнеса, киберспортивной индустрии, показать уже тот очевидный факт, что киберспорт перестал быть неким нишевым развлечением, а превращается в мейнстрим. Также показать сходства и различия между киберспортом и классическими видами, которые формировались в течение десятилетий и не всегда могут являться эталонными при оценке перспектив развития киберспорта. Помимо этого, подобные курсы помогают привлекать в индустрию свежую кровь, молодых профессионалов, потому что индустрия растет и появляется необходимость в большем числе профессионалов в различных областях киберспорта.

— На ваш взгляд, в чем главное преимущество курса?

Н. П.: Одним из главных преимуществ конкретно данного курса является его интерактивный формат, то есть во время лекций есть взаимодействие с аудиторией. И после окончания слушатели не просто уходят с полученными знаниями или информацией — они получают домашнее задание, которое нужно выполнить, которое затем преподаватель проверяет и может в формате переписки, диалога обсуждать, корректировать и дискутировать относительно развития киберспорта либо относительно конкретного задания или идей слушателя. Вот, собственно говоря, одно из главных преимуществ.

Комментарии