Злость как поражение и мысли об эмоциях в Dota

Анатолий «Synoptic» Лобашев

В 2005-м покойный Давид Фостер Уоллес (David Foster Wallace) выступал с речью на выпускном вечере Кеньон-колледжа в Огайо. Ниже я собираюсь процитировать несколько абзацев из неё, но перед этим расскажу, какое отношение это имеет к вам – человеку, который хотел почитать про Dota.

Большинство вещей, которым вам предстоит научиться, чтобы хорошо играть в Dota, не похожи на те, что нужны для успеха в реальной жизни. Вы не можете шмальнуть Sacred Arrow по убегающему грабителю. Вы не можете разместить варды на подступах к вашему рабочему месту, чтобы знать, когда пора сворачивать реддит(форум, который просто поглощает ваше время). Вы не можете вложиться – что могло бы показаться разумной идеей – в апгрейд курьера или первые части Mekansm.

Но не только игровые знания приводят игрока – или команду – к успеху. Есть и другие ступеньки навыков, по которым нужно взбираться каждому игроку, и они представляют собой принципы сопереживания, грамотного руководства командой и управления своим настроением, которые временами игнорируются всеми игроками. Продвигаясь по этой лестнице, вы заметите прогресс не только в своей игре, но и в реальной жизни.

Злоба со стороны других игроков – неизбежность, с которой предстоит столкнуться всем новичкам, но вместе с этим появляется стимул учиться играть, чтобы не быть причиной их злобы. Dota – эмоциональная, социальная игра, где гнев, разочарование и обвинения являются неотъемлемыми побочными продуктами. Вырасти в этом отношении – значит научиться выявлять и устранять причины раздражения и злости. Впадать в ярость из-за негативных эмоций столь же вредно для команды, как и не покупать варды, не желая лишних забот.

Причина, по которой большинство игроков не утруждаются сдерживать свои эмоции, проста – это сложно и требует постоянной практики. На этом спотыкаются все, даже те, кто много раздумывал на данную тему. Забавно что, пока учишься выявлять причины своего гнева, начинаешь понимать количество своих ошибок. Рост вашего навыка отражается не прямой линией – это синусоида, и когда вы научитесь прощать себя за строгие суждения, станет гораздо проще прощать и других. Это круговорот доброжелательности, эквивалентный круговороту злобы, что заставляет игроков орать на команду, падать духом, сваливать из матча, орать на команду и так далее, и далее, и далее.

Это помогает установить для себя чёткие правила. Последовательное мышление позволит вам быстрее найти решение в критической ситуации, когда вы на самом деле хотели бы выругаться. В какой форме будут представлены эти правила – решать лично вам, в зависимости от уровня вашей игры, игроков в команде и ваших собственных вредных привычек. Для примера приведу свои.

Не начинать предложения со слова «зачем» и не облекать критику в форму вопроса

Рассмотрим абсурдность выкриков «Зачем ты это сделал?!» в сторону тех, кто совершил ошибку. Они не знают ответа. Если бы они знали, как надо делать правильно, то и ошибки бы не произошло. И скорее всего, там был случайный промах мышкой или игрок не позаботился о чём-то важном – неминуемом вражеском телепорте, откате ульты или ганкере, внезапно пропавшем на другой линии. Можно попытаться их понять или начать допрашивать – я выбираю первое. «Зачем ты это сделал?!» — это риторическое сотрясание воздуха, которое логичнее всего не воспринимать всерьёз.

Говорить о том, что нужно делать сейчас, а не о том, что было сделано неправильно

Чтение лекций никому не поможет. Если у вас регулярный состав, обсуждайте командную стратегию и закупку предметов только после игры, если хотите, чтобы это принесло какую-то пользу. Во время игры предлагайте простые планы на ближайшую пятиминутку и делайте это спокойно. Сказать «Ладно, народ, набираем BKB» лучше, чем раз за разом повторять «Какого х.. вы не берёте BKB? Это же самое главное».

Сколько критики, столько и похвалы

Итак, всё складывается дерьмово. Ваше преимущество, набранное в начале-середине игры, начинает иссякать. Стало ясно, что Спектра не знает, что делать – Vanguard и Crystalys на сороковой минуте, серьёзно? – и соперники завалили Рошана внушительным превосходством в командной игре. Время менять план, а значит, надо попросить людей подкорректировать их игру. Скажите Спектре идти фармить, если нужно, но отметьте для себя, что это снизило боевой дух команды и его нужно уравновесить чем-то позитивным.

Возможно, вам удалось заработать несколько халявных убийств вражеского саппорта благодаря отменному агрессивному вардингу Джакиро. Скажите что-нибудь! Ход игры это, может, и не перевернёт, но на общий настрой повлияет. Это покажет, что можно оставаться доброжелательным, даже, когда у большинства руки тянутся набрать -ff.

Мы думаем, что матчи в Dota выигрываются на чистой экономике – золото, убийства, башни – но они выигрываются ещё и на психологии. Если вы взвалили на чьи-то плечи груз вины, подумайте, как побыстрее его оттуда снять.

Окончание перевода одной из самых популярных статей Криса Торстена (Chris Thursten) из серии Three Lane Highway вы можете прочитать на сайте progamer.ru.

Ссылка на источник
К списку новостей

Комментарии

Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.