Организации со светлым прошлым. Закрыты, но не забыты

Артем «ShamanX» Ращупкин

Киберспортивные организации мало чем отличаются от спортивных клубов. Многие команды выживают благодаря спонсорским вливаниям. Направлять потоки спонсорских денег в нужное русло — задача не для всех простая. Выбор неправильной финансовой стратегии приводит к закрытию организации. Мы решили вспомнить про киберспортивные организации, когда-то засветившиеся на крупнейших чемпионатах, а ныне ушедшие в тень мирового киберспорта.

Киберспортивная профессиональная сцена насчитывает сотни, а то и тысячи организаций. Но не все команды становятся первыми. Многие киберспортивные коллективы неизвестны нашим болельщикам. Для них киберспорт — прежде всего, это фан и приятное времяпрепровождение, но не более того. Однако мы хотели бы рассказать только о тех организациях, кто успел хотя бы разочек зажечь, а вскоре после этого стал частью славной истории компьютерного спорта, уйдя в прошлое.

Организация Mortal Teamwork (сокращенно — mTw)

  1. Немецкий киберспортивный проект.
  2. Год основания — 1998 г.
  3. За организацию выступали игроки в дисциплинах: CS, Quake, Warcraft III, FIFA, Starcraft II, COD 4.
  4. Дата закрытия организации — 27 января 2013 г.
  5. Весной 2014 года попытались вернуться в киберспорт.
Наравне со шведской CS-сценой немецкая про-сцена была популярна на протяжении многих лет. Mousesports, mTw и Team Alternate достойно представляли Германию на зарубежных соревнованиях. Если Mousesports и Team Alternate продолжают свое существование и сегодня, то mTw пропали с наших радаров (бывшие mTw — не нынешние) еще в начале 2013 года. Одна из старейших немецких организаций начинала свой путь на киберспортивной сцене в конце XX-го столетия. Для mTw 2008 год стал самым успешным за все время существования организации: CS-состав mTw побеждает на двух крупнейших турнирах — World Cyber Games и KODE5, а по итогам года признается лучшей командой года. Никто не преуменьшает заслуг шведских и немецких игроков, но именно датский состав mTw во главе с Дэнни «zonic» Соренсеном добился наибольших успехов и, по сути, прославил тэг. За организацию выступали именитые киберспортсмены не только в Counter-Strike, но и в Starcraft. Например, DIMAGA и SuperNova продержались в mTw до самого закрытия организации. 

Внезапно, в начале 2013 года, представители организации заявляют: «У нас кончились деньги, мы ошиблись с выбором бизнес-модели, расходимся». Немецкая про-сцена с уходом mTw потеряла только в одном: закрылась очень сильная европейская организация. А самое, наверное, главное — ушел основной конкурент Mousesports. «Мышки», словно осознав тот факт, что в Германии для них все дороги открыты, а другие немецкие организации, например, PENTA Sports или KILLERFISH eSport, не дотягивают до их уровня, немного расслабились. В CS:GO-составе Mousesports сейчас только три игрока из Германии, а кроме них в топ-10 лучших команд мира из немецких организаций больше никто не входит. Сильной подрастающей молодежи мало, немецких команд с хорошей спонсорской поддержкой и мощной инфраструктурой практически не осталось.

Год назад mTw объявили о возрождении одного из самых успешных и старейших киберспортивных проектов. Но оно осталось фактически незамеченным. На деле mTw существуют, но на бумаге не все так однозначно. Сравнить mTw до закрытия и после возрождения невозможно. Поменялась финансовая модель и поменялись люди в руководстве организации. От mTw остался только тэг. Бюджет организации не сравним с топовыми командами. Отсюда — слабые составы и лишь редкие упоминания в прессе. Но как будто в противовес нашим словам совсем недавно появилась новость следующего характера: mTw построят состав вокруг небезызвестного игрока Оливера «minet» Ари-Майнета. Посмотрим, что из этого выйдет.   

Организация 3DMAX

  1. Французский киберспортивный проект.
  2. Год основания — 2009 г.
  3. За организацию выступали игроки в дисциплинах: Dota 2, CS:GO, COD 4, League of Legends, Heroes of The Storm
  4. Дата закрытия организации — май 2015 г.
Черно-красную форму с маленьким дьяволом в наушниках на логотипе 3DMAX французские болельщики уже никогда не увидят на участниках какого-нибудь LAN-чемпионата, так как с 1 мая этого года 3DMAX больше не числится в списке киберспортивных организаций планеты. Про французских болельщиков мы упомянули не зря, ведь 3DMAX базировались именно во Франции. Организация начала свою деятельность шесть лет назад — в 2009-ом. Правда, за эти годы она не превратилась в крупнейшую команду с именитыми спонсорами на игровых майках. Организация не заключала контракты с сильнейшими киберспортсменами мира, но кое-каких наград, тем не менее, добилась. За шесть лет своего существования 3DMAX одержали победы в более чем ста турнирах, успели принять участие в четырех ESWC, по разу становились чемпионами мира и Франции, два раза участвовали в мейджорах по Counter-Strike: Global Offensive. 

Женский состав 3DMAX по Counter-Strike: Global Offensive не только украшал организацию, но и достойно представлял 3DMAX на всех чемпионатах, на которых участвовал. Милые девушки неоднократно выигрывали различные трофеи, а однажды им удалось завоевать кубок чемпионов мира. В разные годы за 3DMAX выступали, помимо французских игроков, немецкие киберспортсмены, датские, норвежские, финские, польские и даже эстонские игроки. В числе участников коллектива побывали такие известные представители про-сцены, как Svenskeren — нынешний джанглер Team SoloMid по League of Legends, небезызвестный Kubon, добившийся наибольших успехов в составе команды MYM по League of Legends. Последний мужской состав по Counter-Strike: Global Offensive был крепким середняком, который был способен навязать борьбу и побороться с топовыми коллективами. Во главе команды стоял один из самых опытных игроков финского киберспорта - Йоона «natu» Леппанен.

Рано или поздно любой киберспортивный проект либо умирает, а как вариант — уходит в инактив, либо дозревает до стадии крупнейшей команды с лучшими игроками по основным дисциплинам компьютерного спорта. 3DMAX стремительно развивались и не стояли на месте. Однако наравне с победами команда приносила и проблемы. На должном уровне сопровождать такой проект руководители 3DMAX уже не могли, да и в этот же момент у них поменялись приоритеты. Возможно, что в будущем мы еще увидим этот тэг, но, если это случится, то 3DMAX, как и в случае с mTw, будет уже совсем другой командой.

Организация 4KINGS

  1. Британский киберспортивный проект.
  2. Год основания — 1997 г.
  3. За организацию выступали игроки в дисциплинах: CS 1.6, CS:GO, WC III, Quake, SC II, LoL, WoW, ET, COD
  4. Дата закрытия организации — 2013 г.

К флагманам компьютерного спорта Великобританию, наверное, все же не отнести. Игроков международного уровня в этой стране меньше, чем в той же Швеции или Германии, но свои чемпионаты есть - как есть и организации. Одним из первых киберспортивных клубов в Великобритании стал проект Four Kings, основанный еще в 1997-ом, когда киберспорт был развит очень слабо, а как таковой индустрии еще не существовало. 4KINGS начинали свой путь с дисциплины Quake. Потом они расширились до подразделений по Counter-Strike и WarCraft III. На начальном этапе жизни организации спонсорская поддержка была одной из лучших в то время. Титульными спонсорами 4KINGS выступали Intel, а позже, с 2008 года, Packard Bell. Неудивительно, что одни из сильнейших европейских игроков по Warcraft III, прославившие этот тэг, Мануэль «Grubby» Шенхаузен и Йоан «ToD» Мерло, выступали именно за «королей». Для них были организованы все условия для тренировок и успешного выступления на соревнованиях.

Варкрафтеры 4KINGS, включая FoV`а и Creolophus`а, помимо вышеназванных Grubby и ToD`а, стали победителями Electronic Sports World Cup, самого первого Intel Extreme Masters и World Cyber Games — всех крупнейших на то время чемпионатов в киберспорте. До поры до времени все шло хорошо, пока Intel были заинтересованы в том, чтобы поддерживать 4KINGS. Но уже в 2007-ом 4KINGS начинают испытывать проблемы с финансированием. Ряд ключевых игроков не продлевают контракт с организацией, результаты только ухудшаются. От подразделений по Counter-Strike 1.6 и Counter-Strike: Source было решено временно отказаться. Встал вопрос о дальнейшем существовании команды. На помощь приходят Packard Bell. Год спустя 4KINGS заново набирают составы. В организацию заявляются тогда еще молодые, но уже перспективные финские игроки, Йона «natu» Леппанен и Томи «lurppis» Кованен. Но, опять же, не прошло и года, как организация и спонсор начинают конфликтовать и не сходиться в некоторых вопросах. Игроки вновь начинают покидать организацию. Только к 2009 году удалось стабилизировать ситуацию в организации, но удержать главного спонсора Packard Bell не получилось. 4KINGS заявили сильнейший британский состав по CS:GO, набрали состав по League of Legends, сменили несколько должностей в руководстве. Главным менеджером 4KINGS стал Андреас «Fisk» Йоханссон, после чего организация просуществовала еще четыре года, пока в 2013-ом не закрылась.

Организация Team DK

 

  1. Китайский киберспортивный проект.
  2. Год основания — 2010 г.
  3. За организацию выступали игроки в дисциплинах: Dota 2, Starcraft II, League of Legends, Heroes of The Storm
  4. Дата закрытия организации — 16 ноября 2015 г.

Team DK стали известны в киберспортивном мире, прежде всего, благодаря выступлению их Dota-состава на The International 4, где они заняли четвертое место. С 2013 по 2014 год за Team DK выступали по-настоящему звездные игроки, включая iceiceice, LaNm`а, MMY, Mushi и BurNIng`а. Четвертое место для команды такого уровня было расценено как неудача, так что вскоре игроки покинули организацию. После проведения The International Team DK решаются на серьезный и ответственный шаг: отказаться от звездных игроков, чтобы собрать молодые составы. На это была веская причина. Киберспортивная обстановка в Китае тяжелая. Даже на не самых звездных игроков цены чрезвычайно высоки. Team DK было сложно соревноваться с LGD, CDEC или Newbee. Было очень важно просто удержаться на про-сцене.

Team DK, несмотря на все внимание к Dota 2, не считались командой, а были самой что ни на есть полноценной организацией. В июле этого года они подписывают очень сильный корейский состав по Heroes of The Storm — возможно, в то время сильнейший в своем регионе. В ноябре этого года на крупнейшем турнире Heroes of the Storm World Championship они завоевывают бронзовые медали. Из-за успехов на международной сцене и после победы на Gold Series Heroes League возникает проблема с участием коллектива во втором сезоне Gold Series. К сожалению, Team DK испытывали серьезные кадровые и финансовые проблемы. Дело в том, что в Китае нет своей единой системы, нет своей организации, как, например, KeSPA. В конце концов, от Team DK отвернулись люди с громкими именами. Но болельщики, которые помнят состав Team DK по Dota 2 двухгодичной давности, остались.

Организация Team 3D

  1. Американский киберспортивный проект.
  2. Год основания — 2002 г.
  3. За организацию выступали игроки в дисциплинах: CS 1.6, CS:S, WC III, DoA 4, Halo 2, Painkiller, COD
  4. Дата закрытия организации — 2009 г.

Нынешнее поколение игроков и болельщиков может не знать про существование Team 3D, а старички обязательно вспомнят. Американский киберспортивный проект, основанный в 2002-ом студентом Нью-Йоркского университета, Крэйгом «Torbull» Левиным, добился невероятных успехов в Counter-Strike. Забраться на вершину топа раньше было гораздо сложнее. Team 3D это смогли. Игроки организации дважды завоевывали кубок чемпионов мира по версии World Cyber Games (в 2004 и 2005 годах) и становились лучшими на Cyber X Games и CPL. Крэйг сумел собрать сильнейших североамериканских игроков. Одним из первых он стал заключать с ними контракты и платить зарплаты. Организация совмещала семь дисциплин, включая Counter-Strike 1.6, Counter-Strike: Source, Warcraft 3, Dead or Alive 4, Halo 2, Painkiller и COD. Уже тогда Team 3D делали деньги. Основными спонсорами организации выступали Intel и SteelSeries, а в лучшие свои годы Team 3D могли заработать на чемпионатах и шоу-матчах более 2 миллионов долларов.

В командах Team 3D по Counter-Strike выступали исключительно североамериканские представители про-сцены — легионеров не было. Самые известные из них — это shaGuar, Volcano, Rambo, method и Ksharp. Кстати, последний из этого списка, Ksharp, отметился во всех составах организации — с самого ее зарождения и до закрытия. Team 3D были со-основателями «Большой семерки», куда входили крупнейшие на тот момент команды планеты. Организация Team 3D просуществовала семь лет. В последние годы жизни организации спонсорская поддержка ослабла и Крэйг Левин в одно время с исчезновением крупнейшего североамериканского турнира Championship Gaming Series решил закрыть данный проект. Так Team 3D стали историей.

Организация Quantic Gaming

  1. Американский киберспортивный проект.
  2. Год основания — 2010 г.
  3. За организацию выступали игроки в дисциплинах: StarCraft 2, Counter-Strike, Team Fortress 2, Dota 2, Battlefield 3, League of Legends
  4. Дата закрытия организации — 1 января 2014 г.
Образованный в начале 2010 года клан по Battlefield уже через год смог разрастись до полноценной организации с составами по Starcraft II, League of Legends, Counter-Strike и Dota 2. Quantic Gaming имели все возможности стать одной из крупнейших организаций в Северной Америке. Для этого у них было все — богатые спонсоры, хорошие игроки, а до поры до времени и грамотное руководство во главе организации. Репутация Quantic Gaming привлекала и подкупала. Таким образом, за Quantic Gaming выступали такие известные в мировом сообществе игроки, как Ko «HyuN» Сеок Хуин, Артур «Goblak» Костенко, Стивен «Korok» Эшворт, Саахил «UNiVeRsE» Арора и многие другие.

Через два года после образования Quantic Gaming организацию покупает 23-летний предприниматель Саймон Будролт. Марк Ферраз — предыдущий руководитель Quantic Gaming — отошел от дел. И вот с этих пор у команды начинаются большие проблемы. В декабре 2013 года выясняется: Саймон Будролт пропал и не выходит на связь с игроками уже около двух недель. Перед этим было известно, что Саймон тяжело заболел. Организация задолжала игрокам около 40 000 долларов. Не дожидаясь окончания всех разбирательств и появления руководителя в офисе организации, игроки покидают Quantic Gaming и с 1 января 2014 года организация прекращает свое существование. Так перспективный американский коллектив был уничтожен, по сути, одним человеком.

Организация Serious Gaming

  1. Голландский киберспортивный проект.
  2. Год основания — 2004 г.
  3. За организацию выступали игроки в дисциплинах: Painkiller, Quake, Dota, Warcraft III, COD 2, CS 1.6
  4. Дата закрытия организации — 2010 г.
Организация из Амстердама являлась настоящим пристанищем для самородков, талантливых игроков по Quake. За Serious Gaming выступали неоднократные победители самых престижных соревнований по Quake, Матей «Av3k» Кржыковски и Алексей «Cypher» Янушевский. Голландская организация была основана 11 лет назад предпринимателем Себастьяном Пиперкорном. Первым игроком организации стал Нильс Ван Тилборг — игрок по Painkiller. Тогда эта дисциплина была популярна, так что вслед за Нильсом SG подписали еще двоих по этой игре.

Помимо квейкеров и пэйнкиллеров, за Serious выступали игроки в дисциплинах Warcraft III, DotA, COD 2 и Counter-Strike 1.6. Результаты этих команд были далеки от желаемых. Свои контракты честно отрабатывали только два игрока — это Av3k и Cypher, приносившие организации один титул за другим. В один момент Quake ушел с про-сцены: турниров по этой игре стало проводиться все меньше и меньше. Игроки стали искать себя в других дисциплинах. В этот же момент SG не стало: Serious Gaming ушли по-английски, молча. Таким образом, 2010 год стал последним для голландской организации, хотя официального заявления об их закрытии выпущено так и не было. 

Организации eSahara / Absolute Legends

  1. Французский и бельгийский киберспортивный проект.
  2. Год основания — 2010 г.
  3. За организацию выступали игроки в дисциплинах: StarCraft 2, Counter-Strike, League of Legends, Dota 2
  4. Дата закрытия организаций — 2014 г.
Бельгийская организация Absolute Legends еще три года назад была частым гостем на киберспортивных сайтах. Игроки организации блистали на турнирах первого эшелона, организация подписывала по два, а то и три состава по одной дисциплине. Весной 2012 года AL и eSahara объединяются. SC-подразделение eSahara переходит под знамена Absolute Legends. В августе этого же года AL подписывают австралийский состав Natural 9 по Dota 2. После перехода в AL команда представляла организацию на The International 2, где уступила Team Darer в первом же раунде матчей на вылет. Лучших своих результатов AL добились в League of Legends. За 2012 год они стали третьими на ESL Major Series Season IX и вторыми на Gamers Assembly 2012, а на DreamHack Summer 2012 и IEM Season VII Global Challenge Katowice сумели занять место не ниже седьмого. Можно подумать, что AL — это организация без единого изъяна. Но оказалась AL в нашем списке закрывшихся организаций неслучайно. Несколько удивительных фактов, не очень приятных для Absolute Legends, рассказали мировой общественности игроки AL.

Руководитель Absolute Legends, Тим «WetDreaM» Байси, обладал скверной репутацией, так как был известным мапхакером в Starcraft: Broodwar и Dota. Бывший глава eSahara, Ryad, убедил своих игроков и менеджеров перейти в AL, хотя сотрудники eSahara были против этого слияния. Как оказалось позже, все их опасения оказались не напрасны. Дело в том, что AL любили кормить игроков «завтраками» - им задерживали выплаты, а все выигранные деньги забирались организацией без единого процента игрокам. В конце концов, Ryad, уговоривший своих сотрудников перейти в AL, покинул состав Absolute Legends одним из первых, посетовав на неорганизованность и безответственность Тима Байси. Игроки по League of Legends, Dota и Starcraft II сходились в едином мнении: отношение Absolute Legends к выплатам было непрофессиональным, а уважение к игрокам и вовсе отсутствовало. Организация не поменяла подход к ведению дел и, что логично, была вскоре закрыта. 

Организация WinFakt

  1. Бельгийский киберспортивный проект.
  2. Год основания — 2010 г.
  3. За организацию выступали игроки в дисциплинах: CS 1.6, CS:GO, COD 4, League of Legends, Shootmania
  4. Дата закрытия организаций — ноябрь 2012 г.
Благодаря успехам финского состава WinFakt по Counter-Strike 1.6 некоторые болельщики ошибочно принимали WinFakt за организацию из Финляндии. На самом деле организация бельгийская. Основана была в августе 2010 года. Наибольших успехов WinFakt добились благодаря команде по Counter-Strike 1.6, хотя в организации, помимо ксеров, находились игроки по League of Legends и Shootmania. Все предыдущие составы команды по CS 1.6 во главе с lurppis`ом, а позже под предводительством kHRYSTAL`а и FYRR73 добивались неплохих результатов. Из больших успехов отметим их третье место на Copenhagen Games 2012, третье на ESWC 2011, IEM VI New York, IEM VI Guangzhou и пятое на LAN-финале престижного e-Stars Seoul 2011.

Весной 2012 года WinFakt отказываются от финской пятерки и закрывают свое подразделение по Counter-Strike 1.6. То время для CS-сообщества было непростым: киберспортивные организации планеты принимают решение отказаться от команд по CS 1.6, предложив игрокам перейти на CS:GO, а в случае отказа подписывают коллектив, который это уже сделал. WinFakt — не исключение. Взяв под крыло своей организации The Hawks — еще одних представителей финской про-сцены, - WinFakt надеялись на успехи и в новой игре — Counter-Strike: Global Offensive. Но уже в ноябре 2012 года WinFakt начинают испытывать финансовые проблемы. Оставшись без должной спонсорской поддержки, руководство WinFakt не находит другого выхода, кроме как расформирование. Новость стала полнейшей неожиданностью для игроков организации, ведь тот же CS-состав в это время усиленно тренировался и был готов посетить DreamHack Winter 2012.

Организации zNation / Moscow Five

  1. Российские киберспортивные организации.
  2. Год основания — zNation в 2010 г., Moscow Five в 2001 г.
  3. За организации выступали игроки в дисциплинах: CS 1.6, CS:GO, League of Legends, Dota 2, Point Blank, FIFA
  4. Дата закрытия организаций — zNation в марте 2013 г., Moscow Five — неизвестно.
Российская киберспортивная организация zNation строила наполеоновские планы. Организация развивалась семимильными шагами. За короткий промежуток времени zNation прошли путь от простой команды до полноценной организации. zNation имели достойный состав по Counter-Strike 1.6, а позже и по Counter-Strike: Global Offensive. В свою очередь, ксерши zNation украшали организацию и участвовали в фотосессиях. Были подписаны команды по Point Blank и Dota 2. Со стороны казалось, что ничто не предвещало беды — игроки посещали мировые ивенты и ни в чем не нуждались. Но в марте 2013 года zNation объявляют о заморозке проекта. Инактив организации должен был продлиться до лета, но после истечения срока о возрождении zNation никто так и не заговорил. 

О дальнейшей судьбе Moscow Five ничего неизвестно. Российская организация сейчас скорее мертва, чем жива, хотя игрок женского состава по CS:GO, София «Son1a» Цаава, играет и стримит каждый день. Не работает официальный сайт Moscow Five, закрылась московская киберспортивная арена. Moscow Five были основаны в 2001-ом, но стали широко известны во времена руководства Дмитрия «ddd1ms» Смелого, который был задержан 28 июня 2012 года на отдыхе в Нидерландах. 16 сентября 2015 года Дмитрий Смелый признал свою вину в деле о кибермошенничестве и краже 160 миллионов номеров кредитных карт. После задержания Дмитрия Смелого проект просуществовал до января 2013 года, но после был заморожен. 8 августа 2014 года Moscow Five возродились, но, видимо, ненадолго. Сейчас Moscow Five не проявляют никакой активности, а Максим Залилов — последний руководитель Moscow Five — проектом, похоже, уже не занимается. Остается только вспомнить, что мужской состав Moscow Five по Counter-Strike 1.6 в конце существования дисциплины стал бронзовым призером WCG и выступал, в целом, достойно, а игроки М5 по League of Legends выиграли практически все, что только возможно. Dota-состав Moscow Five успел выступить на The International, но уже в отсутствие Дмитрия Смелого.

Организация VeryGames

  1. Британский киберспортивный проект.
  2. Год основания — 2009 г.
  3. За организацию выступали игроки в дисциплинах: Counter-Strike: Source, Counter-Strike: Global Offensive.
  4. Дата закрытия организации — 31 декабря 2013 г.
Как известно, аппетит приходит во время еды. Британская организация Team VeryGames с уходом CS 1.6 с про-сцены не могла и подумать о том, что станет второй командой мира в начале существования дисциплины Counter-Strike: Global Offensive, продержавшись на верхних ступенях топа три последующих года. VG не могли позволить себе действовать на два, три фронта и подписывать команды по остальным дисциплинам, так как бюджет был небольшой и состав Team VeryGames по CS:GO «съедал» его полностью. С каждым годом финансовые запросы только увеличивались. Имея в своей обойме лишь один коллектив по одной дисциплине, тем не менее, Team VeryGames позиционировали себя не командой, а именно организацией.

Результаты росли, а вместе с ними росли и суммы, прописанные в контрактах у игроков. В декабре 2013 года руководители организации выступили с заявлением, что, несмотря на получение инвестиций в размере сотни тысяч евро, нынешнего бюджета организации на будущий год не хватит. Было решено попрощаться с CS:GO-составом и просто уйти. Уйти с чувством выполненного долга, ведь после перехода команды из Counter-Strike: Source в Counter-Strike: Global Offensive было завоевано немало престижнейших на то время наград. После закрытия организации игроки перешли в Titan. Все они успешно выступают на про-сцене до сих пор.


Киберспортивные организации в данной статье являют собой славную историю компьютерного спорта, о которой приятно вспомнить, поностальгировать и вернуться в прошлое. Мы не стали писать о командах. Их также немало, как и организаций. Возможно, что мы кого-то забыли. Тогда именно вам предстоит очень ответственная и серьезная миссия: написать в комментариях о тех закрывшихся организациях, которые не были упомянуты в статье. Тогда картина обретет относительную законченность.

К списку новостей

Комментарии

    Внимание!
    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.