Языковой барьер — непреодолимая преграда?

Николай «rendrom» Габинский

Формула киберспортивного успеха состоит из многих компонентов. Победные составы рождаются отнюдь не по хлопку в ладоши, но путём долгой и упорной работы. Иначе никак. Большинство трудностей, возникающих на пути к вершине, можно преодолеть тренировками или специальными упражнениями, но не все. К таким проблемам относят и языковой барьер.

Сложно вспомнить ситуацию, когда после поражения интернациональной команды кто-то из комментаторов или аналитиков не пытался приплести к этому вопросу проблему языкового барьера. Однако всегда есть противники этой теории, которые без устали напоминают о распространённости английского языка и совместном времяпрепровождении игроков как о факторах, нивелирующих эту проблему.

Учитывая регулярность появления таких дискуссий, стоит рассмотреть эту проблему подробнее. Определить проблематику. Провести анализ. Вынести вердикт. Так, мы решили рассмотреть две дисциплины — Dota 2 и CS:GO.

Для сбора статистики были использованы данные вики-портала от Liquid, при этом в выборку попали только premier-, major- и minor-турниры. Временные рамки — с момента проведения первого турнира и по сегодняшний день.

Вся статистика разбита по годам, потому можно легко проследить, как рост общего уровня игры повлиял на «победность» мультиязычных команд. Все команды разделены на три группы — моноязычные (все пять игроков из одной страны), мультиязычные (как минимум два игрока говорят на разных языках) и «4+1» (только один игрок-иностранец). Это было сделано с целью лучшего определения влияния языкового барьера на результат. Итак, приступим?

В общей сложности было проанализировано больше 180 турниров с участием команд высочайшего класса. При этом не учитывались те соревнования, где не удалось полностью восстановить составы команд-победителей; те, где количество участников было равно 4 или меньше; те, которые проводились между сборными стран. После анализа я сделал следующие выводы.

В Dota 2 за всё время существования соревновательной сцены команды не особо замечали влияние языкового барьера. Моноязычные коллективы побеждали примерно в 52% случаев. Однако стоит отметить несколько нюансов. Первый — к командам «4+1» относятся не только такие составы, как текущий состав  Digital Chaos (четыре англоговорящих и  Resolut1on), первый состав  Natus Vincere (четыре представителя СНГ и  Puppey), а также команды вроде  Invictus Gaming (четыре китайских игрока и малазиец  ChuaN).

Resolut1on сейчас довольно непросто найти общий язык с тиммейтами

Кроме того, нельзя не указать на явное превосходство моноязычных команд по количеству побед в 2013 году. Основная причина —  The Alliance. В том году шведы были на пике своей силы и побеждали практически везде. Забавно, но большая часть побед от команд «4+1» в 2013 году принадлежит Na`Vi.

И, пожалуй, последняя ремарка относительно крупнейших турниров по Dota 2. Если говорить о самых престижных соревнованиях, то среди победителей The International и Major’ов от Valve есть представители всех трёх категорий. Интернациональный состав  Team Secret, моноязычные The Alliance и iG из клуба «4+1» — все они принадлежат к разным группам нашей статистики, и все три команды были чемпионами турниров от Valve.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что среди команд высочайшего уровня по Dota 2 проблемы языкового барьера не существует. Успешность коллектива никак не связана с тем, какой язык является родным для его членов.

Понятно, что на одних топовых командах мы не остановились. Следующим шагом стал анализ почти 160 minor-турниров. После первичного сбора данных мы обнаружили значительное превосходство моноязычных команд над двумя другими типами. Команды, общающиеся на одном языке, побеждали на 66% турниров!

Может показаться, что это свидетельство наличия проблемы языкового барьера среди tier-2 команд. Однако дальнейший анализ опровергает эту гипотезу: дело в том, что на большинстве minor-турниров само количество моноязычных команд преобладало, просто потому что такие ростеры проще собрать.

Если из minor-турниров выделить те соревнования, где принимали участие мультиязычные команды, то итоговая статистика будет практически полностью совпадать со статистикой по premier- и major-турнирам. Таким образом, можно утверждать, что среди команд по Dota 2 языковой барьер отсутствует на любом уровне.

Второй подопытной дисциплиной стала CS:GO. После сбора статистики мы сравнили результаты команд на major- и minor-турнирах. Как и в случае с Dota 2, результаты обеих групп соревнований коррелировали, а потому мы решили не учитывать minor-турниры.

В отличие от Dota 2, в CS:GO моноязычные команды явно преобладают. На 77% турниров золото забирали команды, состоящие из представителей одной национальности. Такое весомое преимущество говорит о том, что в CS:GO языковой барьер есть, и он действительно влияет на результаты. Безусловно, преодолеть его влияние можно, но для этого нужно уделить больше времени во время тренировочного процесса, что удаётся далеко не всегда.

Впрочем, сказать, что моноязычные команды играют в CS:GO однозначно лучше, нельзя. Среди топ-20 команд по версии hltv.org есть сразу 7 коллективов, игроки которых разговаривают на разных языках. Если сократить выборку до топ-10, то мультинациональных команд будет всего две, что, впрочем, тоже неплохо.

Безусловно, эта теоретическая выкладка была бы бесполезной без взгляда изнутри. Бывший игрок и нынешний тренер  Natus Vincere Сергей «starix» Ищук рассказал нам о ситуации, которая сложилась в команде после прихода  Ладислава «GuardiaN» Ковача:

Особо не было проблем. Он знал основные названия позиций, так как он до нас играл в команде HR. Конечно, не всё было идеально, он не мог грамотно высказать свои мысли. Преодолевали преграду тренировками и количеством игр, и в итоге сейчас нет особых проблем с этим.

Безусловно, желательно, чтобы все игроки разговаривали на одном языке. Так намного легче общаться и объяснять свои идеи относительно игровых моментов. На профессиональном уровне этот фактор очень важен, и когда в команде есть уже два человека, которые не могут свободно общаться с другими членами команды, могут возникнуть проблемы, ведь коммуникация — это важно.

Вердикт. Суммируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что так называемый «языковой барьер» в компьютерном спорте — это по большей части миф. Результат какой-либо команды, выступающей на major- или minor-турнирах, нельзя связывать только с этим фактором. Причины провала или победы стоит искать в других факторах, а вопрос языка стоит обсуждать лишь в исключительных случаях, ведь для команд, которые играют вместе хотя бы несколько месяцев, языкового барьера практически не существует.

К списку новостей

Комментарии

  • Фуки АСТАНАВИСЬ , профи
    Помню, как на аналитике во Франкфурте Хвост вспоминал любимую фразу Пуппея: "Вы четверо ливай, я играй вас всех"XDD
     
  • Emberil , знающий
    и всё же, моноязычные в обеих играх имеют 50%+ топовых мест. а те, что 4+1, как правило команды из одного региона: получаются либо нави(4снг+пуппей или 4снг+гардиан для кс-го), либо иг(4китайца+чуань). И культура, и языки учатсников команды более-менее близки. Это не 4снг+китаец, и не 4америкаца+малазиец. Барьер всё-таки есть
     
  • gr1nder , godlike Mod
    Не бывает мультиязычных команд. В любой команде все игроки разговаривают на одном языке. И если знаний этого языка нет, то ничего из этого не получится. Языковой барьер всегда существовал, существует и будет существовать. Вся приведённая статистика - это не статистика мультиязычных команд. Это статистика мультинациональных команд. И это совсем разные понятия.
     
  • LLL , знающий
    В лоле почти в каждой крутой команде играет как минимум один кореец, так что...
     
  • TnR , godlike
    Отредактировано 23.05.2016 14:05:55
    Языковой барьер в игре - дело такое. Обычно в играх нужны самые простейшие знания языка. Вне игры,конечно, языковой барьер может мешать(обсуждение каких-то тактик или же банальное общение). И если ты постоянно "тусуешься" среди людей, которые говорят на другом языке - то этот язык легко и просто учится.
     
  • Charikos , бывалый
    Если статистика говорит в пользу моноязычных команд, тогда почему языковой барьер миф?
     
    • Vizvezdenec , godlike
      Charikos, Ну хотя бы по той причине, что моноязычных команд на пару порядков больше, чем мультиязычных. Хотя тут вообще немного непонятно, что имелось в виду. 4+1 - это резолюшн+4? Чё, резолюшн кроме "хэллоу" по-английски вообще никак? Чепуха это всё. Любая команда говорит на одном языке. Любые 3+2, 2+1+2 и т.д. в итоге говорят на одном языке, исключения можно пересчитать по пальцам одной руки (нави с куроки разве что на ум приходят).
       
  • Keseril , мастер Mod
    На мой взгляд, сравнение CS:GO и Dota 2 сцены немного неверное. Как выше уже было сказано, мультиязычность это больше относится к национальностям игроков, нежели к какому-то "требованию", присущему команде. Если мы берем в рассмотрение любой коллектив какого-то конкретного региона - там мы видим преобладание регионального языка. Бразильская CS:GO сцена редко добавляет к себе кого-то из вне, поэтому они говорят на родном. Остальное большинство общаются на английском. В Европе точно такая же ситуация, даже при условии что игроки из разных стран Европы. Сейчас не знание английского языка считается недостатком, а не нормой, поэтому в соседнем с нами регионе абсолютно нет никаких проблем в общении, ибо язык один - английский. Но это лишь то, что касается Dota 2 и CS:GO. На мой взгляд, в статье стоило рассмотреть и ещё одну дисциплину, которая покажет обратную статистику - League of Legends. Последние 2,5 года корейские игроки в профессиональных и полупрофессиональных командах считаются нормой, но они, в отличи от европейцев и американцев, не знают английского языка (не все, но подавляющее большинство). Многие могут сказать, что хватит и обычных колов типа "барон", "дракон", "пуш" и прочее, но если посмотреть ранние интервью двух последних составов Fnatic, то чётко слышно одну вещь - проблемы с коммуникацией. КАЖДЫЙ коллектив, добавляющий в свой состав корейского игрока, испытывает проблемы в общении и координации действий. Несмотря на великолепный скилл, они не могут адекватно воспринимать аналитику от тренера и прочие общие вещи, присущие профессиональным командам. Именно поэтому все корейцы, приезжающие в Европу, первым делом садятся учить язык, на котором говорит не только вся команда, но и весь западный LoL. Явный пример - Huni, который первые несколько месяцев общался с Fnatic через Reignover. И сейчас, спустя 1,5 года, он уже свободно говорит и понимает язык. Как-то так.
     
  • Vizvezdenec , godlike
    Первый — к командам «4+1» относятся не только такие составы, как текущий состав Digital Chaos (четыре англоговорящих и Resolut1on), первый состав Natus Vincere (четыре представителя СНГ и Puppey), а также команды вроде Invictus Gaming (четыре китайских игрока и малазиец ChuaN). Чё? В каждой из этих команд говорят на одном языке (не родном как правило), причём интересно, что в Диджитал Хаос 4 "англоязычных" включают в себя румына и македонца...
     
  • incrle , профи
    Отредактировано 23.05.2016 15:09:17
    А для чего вообще проводить анализ статистики, если есть всего 2 варианта: 1) все игроки отлично понимают, что говорят остальные и им ничего не мешает в этом плане. 2) Есть один или несколько игроков, которые не понимают часть информации во время игр и это точно минус. А статистика ведь не показывает, насколько хорошо играли бы теже Сикреты, Нави и прочие, если бы все понимали информацию в полном объеме. Это не касается команд, в которых все реально отлично знают английский и общаются на нем. Хотя мб это все говрит о том, что барьер есть, но влияет не особо сильно и вполне преодолим.
     
  • Ortaz , godlike
    Про отсутствие языкового барьера расскажите Скрину, который после переписки в скайпе даже не понял, что Блэк отказался с ним играть :D При этом придя к противоположному выводу :DD
     
  • SLafqa , знающий
    Старикс о Коваче: "Он знал основные названия позиций, так как он до нас играл в команде HR". Старикс учи матчасть!!
     
  • rendrom , новичок
    Отредактировано 24.05.2016 13:27:42
    Хотелось бы прояснить некоторые позиции, которые по ряду соображений не попали в финальную версию. --- Первое, LoL и Dota 2. Я выбрал последнюю, потому что сейчас она популярнее в СНГ-регионе. Ну а схожесть жанров позволяет сделать замену. Замечание о корейских командах верно, не спорю, но на него я могу сразу же ответить ребятами из MVP. В обеих составах в свое время были миксы из корейцев и некорейцев. --- Второе, в 2013 году я неправильно собрал информацию (НаВи попали в 4+1 ошибочно), но заметил это только после окончания сбора по всем первым местам. В итоге я пришел к выводу что смысла в разделении на 4+1 и мультиязычные особо-то и нет, но решил ничего не менять. --- Третье, Резолюшн перешел в ДС когда там была пара канадцев и американцев, а потом и вовсе остался "последним из могикан" — из того состава ДС в который перешол Резоль в современных ДС только Резоль и остался. --- Четвертое, да, вся статистика говорит в пользу моноязычных команд. Это факт. Но перевес в отношении Dota за все время ничтожен, а в отношении CS:GO результаты удивили меня очень сильно. Год за годом в топ-3 все больше мультиязычных команд, то есть языковой барьер при общем росте уровня игры не мешает полностью. Потому и вывод был такой — "так называемый «языковой барьер» в компьютерном спорте — это по большей части миф".
     
    Внимание!
    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.