Тренды 2014: Всемирное восстание детей

Кирилл «gurkie» Овсянников
Тренды 2014

В первой части итогового материла о киберспорте в 2014 году была затронута мысль, что индустрия в 2014 научилась кормить себя сама, без чисто пиаровских бюджетов и громких, порой одиозных, но непременно разовых денежных впрысков.

Однако 2014 год - это, безусловно, и год назревших проблем в киберспорте, главной из которых являются сами прогеймеры. Едва ли они, первые лица компьютерного спорта, сильно поменялись со времён полуподвальных компьютерных клубов и душных ланов с борьбой за 200 долларов.

Никакой социальной и ментальной эволюции не произошло. Все пришедшие как бы «извне» (их не было в изначальной конфигурации киберспорта) «большие дяди» не поменяли самое главное, что должны были, – сознание своих подопечных.

Ещё несколько лет назад в качестве оправдания тотального геймерского раздолбайства засчитывалась невозможность относиться к киберспорту профессионально, то есть как к источнику заработка в жизни и полноценной карьере. Мол, зарабатывая играми 10 тысяч рублей в месяц, много не «напрофессионалишь».

Доля истины в этом была, однако всегда стоит помнить две вещи. Во-первых, увлечение всегда становится настолько профессиональным, насколько серьёзно ты к нему относишься. Примеров любительских спортсменов и команд, которые выглядели ничуть не хуже своих коллег-профи, полно. Футбольные болельщики, например, должны помнить бельгийцев «Зульте Варегем», по контрактам которых не была предусмотрена зарплата в принципе, что не мешало им наводить ужас на соперников по группе Кубка УЕФА.

Во-вторых, вдохновение и любовь к своему делу (карьере или хобби) значит намного больше, чем количество нулей в контракте. Человек, физически не способный сделать работу бесплатно и качественно, не сможет её сделать качественно и за деньги.

Итого, на протяжении многих лет мы наблюдали ровно два вида кибератлетов: старающихся изо всех сил трудяг, которые в меру свободного времени и таланта в большей или меньшей степени зарабатывали ту самую заветную приставку «про» и носили её саму уже как награду, а также чванливых инфантильных бездельников, выкинутых волной своего таланта (история бесталанных бездельников по понятным причинам покрыта мраком) на вершину, где они усердно могли паразитировать на своём, ставшим громким, имени.

Парадоксально, что с приходом сначала тысяч, а затем и десятков тысяч долларов ничего особенно не изменилось. И это, честно говоря, смешно и горько одновременно.

Организация  Virtus.pro, которая усилиями одного человека стала успешным бизнесом, дающим десятки рабочих мест в сфере гейминга и приносящим доход, до сих пор не имеет фактически никакого контроля над самым главным активом: своими составами.

В своём блоге Антон Черепенников пишет:

Якобы, менеджеры подбирают составы и занимаются ротацией игроков. Как ни печально, но это не так, игроки влияют на 60-70% на то, какой будет итоговый состав

Сложно себе представить, что было бы с традиционными командными видами спорта, если бы трансферную политику клубов определяли сами игроки по принципам «хорошего общения вне игры» или кажущейся им потенциальной полезности того или иного новичка. Возможно, кто-то и сможет представить такое, но тогда встаёт главный вопрос любого дела, которое позиционируется как профессиональное: кто отвечает за результат?

Было бы логично, если бы человек, инициировавший любые перемены или, напротив, борющийся за сохранение состава, отвечал бы за результат своей «трансферной политики». Не справился с задачей, изволь отвечать. Смирись, что твой авторитет подмочен, и больше не лезь в то, в чём, видимо, не разбираешься.

Однако история киберспортивных провальных серий – это и история бесконечно выдаваемых карт-бланшей. Наверное, право на ошибку есть и у профи, но в большом спорте никто не станет из раза в раз интересоваться мнением человека, провалившегося везде, где только можно. Профессионализм подразумевает конкуренцию и ответственность, ни к первому, ни ко второму выросшие дети попросту не готовы.

Можно создать ещё лучшую инфраструктуру киберспорта: тренировочные базы, перелёты на буткемпы по всему миру, шикарные чемпионаты и мотивирующие контракты, но всё это будет работать неэффективно, если не будет ответственности игроков и компетентных людей (менеджеров и тренеров), которые реально, а не номинально, стоят у руля команды. Что уж скрывать, 99% менеджеров команд в киберспорте – это ребята, покупающие своим подопечным воду между играми.

Игроки могу сколько угодно считать, что они лучше разбираются в игроках и составах (они уже давно считают, что пишут лучше любого журналиста и комментируют лучше любого кастера), пусть тогда и разделят всю полноту ответственности за результат. Не всё же организациям оправдываться перед спонсорами за очередной провал, которого они физически никак не смогли бы избежать. Пусть попотеют и сами игроки, ведь в киберспорте после проигрыша они почти ничего не теряют.

Имидж игрока, скажете вы? Ерунда, тут слишком «тесная вечеринка», чтобы быть хоть сколько-нибудь злопамятным.

И 2014 год определённо был годом, в котором рулили дети, мнящие себя адмиралами.

Ссылки по теме:

К списку новостей

Комментарии

  • poloten4 , мастер Mod
    И о ком же речь?
     
  • Vizvezdenec , godlike
    ну это где как, в лоле такой фигни немного, а в корейских составах и просто нету.
     
  • Ultra-Violence , знающий
    >...а также чванливых инфантильных бездельников, выкинутых волной своего таланта (история бесталанных бездельников по понятным причинам покрыта мраком) на вершину, где они усердно могли паразитировать на своём, ставшим громким, имени. Это ты про Нави и их знаменитый подход к тренировкам?..
     
  • poloten4 , мастер Mod
    И почему размышления Гурки лежат в новостях, а не в блогах?
     
  • srsatt , знающий
    Основная проблема доты, да и всего общества - заключается в том, что люди воспринимают менеджеров как некую панацею - универсальное решение всех проблем. Лично мое мнение, что менеджеры - это второстепенная должность (но я нисколько не умаляю ее важность), которая заключается в решении вопросов и проблем, не связанных напрямую с игрой. Помочь оформить визы, забронировать билеты, найти спонсоров - да ту же воду купить между играми. Для этого нужно другое образование, другой склад ума, умение играть в доту для них даже может быть вредно. То, что игроки сами влияют на состав - это, наверное, тоже не совсем хорошо, хотя это и лучше, чем если этим будут заниматься люди, к доте имеющие косвенное отношение. Почему-то все, когда сравнивают доту с футболом упускают еще одну важную, даже, наверное, самую важную роль - тренера. Назовите хоть одну футбольную команду в которой нету тренера (да околофутбольные фанаты на память могут назвать тренеров всех команд половины лиг), а теперь попробуйте назвать тренеров команд по доте (не считая Китая и Кореи, которые уже давно поняли, в чем тут дело). Сколько сейчас команд официально говорят про наличие тренера? Например у ВП есть тренер? (лично я как болельщик, даже не знаю ответа на этот вопрос). И именно он должен на 99% влиять на составы команд (остальной процент на право вето игроками и работу менеджмента). Я не считаю, что влияние игроков на составы - это что-то плохое. Существует множество примеров - те же альянсы, DK (там бернингу дали полную свободу действий), Newbie (то же самое с xiao8) - но у китайцев были тренера и, я думаю, что адекватные менеджеры, которые не вмешивались в то, что связано с игрой. Для примера взять менеджмент всеми любимой команды Нави (я не хейтер самого состава, но я честно не люблю их менеджеров). Сколько составов они развалили в свое время, вытаскивая по одному-двум ключевым игрокам? Как минимум DTS (забрав Артстайла, а потом и дендика с лостом), GGnet (забрав почти перед самым TI Пуппея (лично мое мнение, что GGnet на своем пике были сильнейшей командой в европейской доте), потом Маузов (вытащив оттуда куроки), потом Империю (фанник), PR(fng), еще кого-то я может и упустил. К чему это я - да, их команда усиливалась с каждым разом (во многом потому, что их главные соперники на тот момент ослабевали), но куда сейчас это их привело - из Т1 команды они стали каким-то около пабстаком, который еще через пару сезонов может уж е и в просерию опуститься. Причем, как я считаю, каждый их трансфер вредил киберспорту в целом, тк конкуренция в регионе значительно слабла. Вот еще одна причина, по которой вредно сравнивать доту с футболом - это число игроков в составе - в футболе их явно побольше 5, и уход одного не развалит всю команду. Так, что я считаю, что менеджеры должны помогать составам с бытовими и социальными вопросами - а вопросы игра и составов должны лечь на плечи тренеров и самих составов
     
    • Stormy123 , профи
      srsatt,  Интересное размышление, но тут есть одно но. Никто не приставлял пистолет к виску вышеуказанным игрокам. Они ушли из своих команд в нави добровольно, видимо потому что там предложили лучшие условия. И это подтверждает слова автора статьи. Игроки сами решают где и с кем играть. Менеджеры только делают предложения.
       
      • srsatt , знающий
        Stormy123,  можеть быть, я не знаю и подковерные интриги. Но почему-то мне не кажется, что денди с хвостом пришли в менеджерам и сказали - "знаете, мы хотим играть с куроки и пуппеем, но они ни черта по-русски не понимают, поэтому коммуникация у нас будет намного хуже, но ничего, мы это наверстаем упорными тренировками." Скорее было так: "Вот вам ребята куроки и пуппей, они вроде как еб##ат в доту, так что давайте вы не провалитесь"
         
        • waranyk , профи
          Stormy123,  можеть быть, я не знаю и подковерные интриги. Но почему-то мне не кажется, что денди с хвостом пришли в менеджерам и сказали - "знаете, мы хотим играть с куроки и пуппеем, но они ни черта по-русски не понимают, поэтому коммуникация у нас будет намного хуже, но ничего, мы это наверстаем упорными тренировками." Скорее было так: "Вот вам ребята куроки и пуппей, они вроде как еб##ат в доту, так что давайте вы не провалитесь" srsatt,  Пупеха был на ТИ1 в НАВИ
           
    • Corvus , новичок
      srsatt,  Плюсую. Кроме того, хорошее эмоциональное состояние команды в доте (и других киберспортивных дисциплинах) гораздо важнее из-за отсутствия замен/тренеров и необходимости значительно больше общаться во время игры, чем в обычном спорте. Поэтому аргумент «хорошего общения вне игры» мне кажется вполне существенным, хоть и не главным, при изменениях в составе.
       
  • Swiss_Larson , знающий
    "Организация Virtus.pro, которая усилиями одного человека стала успешным бизнесом". Вроде же как команда же работала над этим, не ?
     
  • Optimus_13 , знающий
    Ни попытки объяснить происходящее (обвинять людей, что они ведут себя не так как кому то хочется, это идиотизм, надо искать причину) ни предложенных решений, больше на нытье похоже, а не поиск справедливости
     
  • Andersen , профи
    Всё на самом деле гораздо проще - топовые команды сегодня больше нуждаются в топовых дотерах, чем наоборот. Например, условная команда из пяти звёзд под названием Clan Banan может неплохо зарабатывать с онлайновых турниров (на которые она итак получит слот, ведь сейчас же очень важны просмотры стримов) и поехать на The International с инвайтом под тем же тегом Clan Banan, если будет жестко тащить большинство чемпионатов. По сути, для такой мега-пятёрки стабильная организация - это очень приятный, но совсем необязательный бонус, да и состав эта пятёрка будет выбирать себе сама, это её прерогатива. Я не говорю что это хорошо, но именно так это сегодня работает ;) Как сделать так, чтобы менеджмент диктовал игрокам свой состав? Предложить им финансовые условия, которые будут в 3-5-10 раз лучше, чем у конкурентов (естественно, гораздо выше рыночных)...
     
  • Spectre-F , godlike Mod
    Где-то я это уже читал. Месяц назад, а потом еще два или три. А потом после Ти4. Что-нить изменилось? Сейчас такой принцип, потому-что другой нереалистичен в нынешних условиях. В конце-концов, что мешает нанять тренера? Правильно. А что он будет делать? Еще и зарпплату плати, ишь чего. Игроки влияют, потому что без них орги никому не нужны. Такие дела.
     
  • Avada.sn , профи
    После таких блогов станвоится сыкотно за ВП.Дота2
     
  • Voobshenet , мастер
    Мда. А если я напишу новость, она тоже на главной будет? Почему левый чувак пишет статьи?
     
  • dormidontkun , бывалый
    >"Зульте вареген" - Локо они обыграли, еще кого-то из третьего эшелона, такой-то "ужас навели", просто вообще. Это касательно противостояния любителей и профессионалов. В футболе, который так любят приводить в пример, несколько другая ситуация в отношениях игрок-клуб, игрок без клуба никто, он не может собрать 10 таких же как он и успешно выступать, ни один чемпионат его не допустит к участию. В доте обратная ситуация, вон Сикреты выступают, весьма неплохо без какой либо организации. В доте игрок менее зависим от менеджеров и прочих. В футболе лишь клуб дает возможность выступать, в доте организация лишь упрощает решение технических вопросов, причем судя по количеству историй с не выданными визами, не полученными деньгами делает это не всегда успешно. Желчные посты, жалобы на "детей" - роспись в собственной беспомощности как менеджеров, организаторов. Привязать к себе игроков, влиять на них, даже обеспечить своевременную выплату призовых - путь решения очевиден. Грамотные договоры решают проблемы на 90%. Прописывайте в договорах что игрок не может покинуть команду, покидает - громадная неустойка, прописывайте что формирует состав только организация, не нравится - до свидания, грамотный договор с организатором соревнований, нет призовых - суд, неустойка. Почему ничего этого не делается? "Дети игроки" не хотят? - конечно нет, кому нужны кабальные контракты и тотальный контроль со стороны организации, когда можно успешно играть и без этого. А может причина в другом? Может сами организации не могут ни составлять грамотные договоры, ни полноценно выполнять функции по спортивному и игровому администрированию, ни создать благоприятные условия для игроков, в которых игроки не смогут мыслить себе без организации и начнут добровольно и добросовестно выполнять ее (организации) указания? Может сами организации находятся на уровне "подавальщиков бутылок с водичкой" и еще почему-то хотят присвоить себе право решать как можно больше ключевых вопросов, безосновательно полагая что это благоприятно отразиться на игровых результатах. P.S. >игроки комментируют лучше любого кастера А что не так что ли? Только тут не заслуга игроков, а недоработка кастеров, которых нормальных попросту нет. Няшхард - с умирающим голосом, Годхант с унылым еще и моменты пропускает все, Каспер рассказывает про барак, Пинги вчера даже не замечал килы на карте, кроме тех которые случались прямо перед ним. Даже русофоб Вилат на их фоне смотрится очень даже прилично. Лучше всех коментят, хотя делают это намного реже чем хотелось бы: НС, Лост, Версута (хоть и не проигрок), они не шутят тупые шутки не пропускают моменты, хорошо ориентируются в игровой механике.
     
  • mptrkk , новичок
    обратная сторона вышесказанного: когда менеджеры начнут адекватно разбираться в игроках (или хотя бы игре, в которую играют игроки), тогда не будет необходимости игрокам самим собирать себе команды
     
  • Leon1k , профи
    а мне даже лень читать эту стену тескта. мне кажется он на 90% состоит из воды
     
  • sneg1 , профи Mod
    в чем в киберспорте сила, брат ? точно не в правде, сила в деньгах. Когда суммы рекламных контрактов будут превышать суммы призовых, тогда наступит эра менеджеров.Одновременно случится приход персональных продюсеров игроков.
     
  • Oxi , знающий
    Нету вертикали власти. Игроки понимают, что им никто не указ, вот и бегают по командам, забивают на тренировки, не приезжают на ланы и тд. До тех пор, пока организаторы турниров не помогут командам, команды не помогут им. Представьте, что в крупнейших турнирах организаторы откажутся вести диалог с игроками (а ля тим сикрет). И скажут, что будут вести диалог с организацией, где будут обсуждать визовые проблемы, неустойки при ниявке и тд. Когда игрок поймет, что он всего лишь игрок - начнется прогресс. А иначе неизбежный застой.
     
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.