Сколько тратят клубы на содержание профессиональных команд?

Андрей «Xeo» Яценко
Сайт Virtus.pro предлагает вашему вниманию статью от известного киберспортивного аналитика и продюсера - Xeo. Тема в статье достаточно важная, поэтому не поленитесь прочитать материал до конца.

В последнее время многие профессиональные игроки распространяют идею о том, что командам не нужны организации. Звучат слова о том, что клубы всячески обижают игроков, заставляют их сниматься в рекламных роликах, фотосетах, да и вообще активно используют их во благо собственных финансовых интересов.

К сожалению, игровое сообщество привыкло слепо доверять словам известных личностей и не особо вдается в детали. Проработав более 4 лет в  Natus Vincere, я очень хорошо знаю, как именно устроены киберспортивные клубы, и сколько ресурсов они тратят на содержание своих команд. Именно так у меня и родилась идея посчитать, во сколько же обходится клубу содержание профессиональной команды.

Прибыльны ли киберспортивные организации?

Бизнес-модель киберспортивного клуба

Для начала дам небольшое пояснение, как именно работает бизнес-модель киберспортивной организации. Основная «ударная сила» клуба – это ее команды. У команд и игроков есть свои фаны, они же являются и «ресурсом» для организации. Клуб тратит деньги на:
  • Содержание команд: зарплаты, поездки, буткемпы и т.п.
  • Содержание собственной инфраструктуры: сайт, соцсети, видео, персонал, менеджеры, офис и т.д.
  • Контрактные обязательства: маркетинг активности, изготовление формы, брендирование тренировочной зоны, фото и видео-съемка и т.п.
  • Развитие клуба: ре-инвестирование в новые команды, разработка перспективных проектов по развитию бизнеса и т.п.
Чтобы покрывать эти расходы, клуб привлекает партнеров и спонсоров. Эти компании заинтересованы в целевой аудитории – нас с вами. Чем больше у команды фанов, чем более они активны, платежеспособны и лояльны – тем на большие суммы контрактов может претендовать клуб (это объясняет, почему у клубов из Европы и США спонсорские контракты на порядок выше, чем в СНГ). Спонсоры являются основным источником дохода клубов, они генерируют около 90% доходов. Остальной доход организация получает за счет продажи формы, сувенирной атрибутики, отчислений с YouTube и Twitch каналов, рекламы на сайте и в соцсетях, комиссионных с турниров. Вкратце, бизнес-модель любой киберспортивной организации выглядит именно так.

Расчетная модель доходов

Так как точных сумм спонсорских контрактов мы с вами никогда не узнаем, давайте попробуем прикинуть, во сколько может обходиться клубу содержание одной профессиональной команды. Лучше всего я знаком с дисциплиной Dota 2 и СНГ-сценой, поэтому решил проанализировать приблизительные расходы трех организаций:  Virtus.pro,  Team Empire и  Natus Vincere.

Для этого я собрал данные по выигрышам трех команд с июня 2014 года по июнь 2015 года включительно, и посчитал, какие затраты могли понести клубы на содержание команд за этот период. Я не обладаю фактическими данными по финансовой отчетности клубов (а даже если бы и обладал, то ни в коем случае бы их не обнародовал), поэтому все мои расчеты основываются на двух важных постулатах:

Общедоступная информация из интернета:

  • Затраты на перелеты считались на основе цен сайта momondo.ru;
  • Затраты на жилье считались на основе цен сайтов booking.com и airbnb.com;
  • Информация о трэвел-саппорте бралась с сайтов турниров, репортажей, а также уточнялась у самих организаторов и менеджеров команд;
  • Затраты на буткемпы считались по сметам компаний, предоставляющих в аренду оборудование и компаниям, сдающим в аренду недвижимость.

Логическая оценка и предположения, которые не противоречат здравому смыслу:

  • Подсчет «суточных» в зависимости от страны, где проходит турнир или буткемп;
  • Предположение о примерных зарплатах про-игроков и менеджеров;
  • Предположение о возможном размере комиссионных клуба с выигрышей команды.
Вышеприведенной информацией я демонстрирую тот факт, что для создания подобного материала не нужны никакие «инсайды» — вся необходимая информация лежит буквально на поверхности и доступна каждому. Кроме того, в материале нет ни единого «спойлера», то есть ни капли конфиденциальной информации. Итак, приступим!

Турниры и профит

Чтобы посчитать выигрыши команд за последний календарный год, я составил таблицу всех турниров, прошедших в период с июня 2014 года по июнь 2015 года, основываясь на данных сайта wiki.teamliquid.net/dota2/. Сюда входят только те турниры (LAN и Online), в которых принимала участие хотя бы одна из трех команд —  Virtus.pro,  Na`Vi и  Team Empire . Кроме того, для простоты модели в случае с Virtus.pro, я учитывал результаты как оригинальной команды «медведей», так и результаты VP.Polar, ASUS.Polar и пересобранного состава VP. В конце концов, организация у всех этих команд одна.

(картинка кликабельна)

За год выигрыш команд составил:

Чтобы понять, какой профит с выигрышей может получать клуб, я предположил три разных коэффициента: 10%, 15% и 20%. Есть вероятность, что некоторые клубы вообще не берут комиссию с выигрышей, или же берут ее только с выигрышей, полученных на самых крупных турнирах. Но вряд ли максимальная комиссия в СНГ может быть больше 20%.

Итого у нас получаются следующие результаты по профиту каждого из клубов во всех трех случаях:

Название команды 10% 15% 20%
 Team Empire 34 501 51 752 69 002
 Natus Vincere 73 804 110 706 147 608
 Virtus.pro 26 648 39 972 53 296

Расходы на турниры

Дорожные расходы

Для меня стало приятной неожиданностью, что в течение последнего года абсолютно все организаторы LAN-турниров предоставляли командам трэвел-саппорт. Причем практически все оплачивали командам перелеты и жилье, и только 2 турнира выделяли фиксированную сумму-стипендию на дорожные расходы. Это делает подсчет проще: считаем расходы только тех турниров, которые дают фиксированную сумму. А это Starladder и MLG.

StarLadder Seasons 10 & 11

  • Выделяют $2500 на дорожные расходы для СНГ-команд.
К сожалению, узнать точную стоимость билетов и цену жилья на момент проведения финалов не представляется возможным. Поэтому, посчитаем расходы на путешествие, как если бы текущий состав Virtus.pro ехал в Киев с 22 по 27 июня. Да, многие могут сказать, что можно сэкономить, если брать билеты и бронировать гостиницу заранее. Но основываясь на личном опыте, могу сказать, что все брони обычно делаются непосредственно перед турниром.
  • Билеты Москва – Киев – Москва для 2-х человек: $360
  • Билеты Минск – Киев – Минск: $177 (из Бреста цена на билет и время в пути конское, поэтому предположу, что Fng вылетает из Минска)
  • Билеты Санкт-Петербург – Киев – Санкт-Петербург: $286
  • Три номера с двумя кроватями в гостинице Коспомолит (ближайшая к Киев КиберСпорт Арене) на 5 ночей с 22 по 27 июня: $1516
Итого: $2 339.

При сумме от организаторов в $2 500 -  этого вполне хватает. Даже остаются лишние $161.

joinDOTA MLG Pro League Season 1

  • Выделяют $5000 на дорожные расходы.
Как и в предыдущем случае, считаем участие команды Team Empire на даты с 8 по 13 июля:
  • Билеты Москва – Киев – Москва: $164
  • Билеты Казань – Киев – Казань: $371
  • Билеты Киев – Париж – Бостон – Коламбус – Бостон – Париж – Киев на 6 человек: $6 246
  • Три номера с двумя кроватями в гостинице Westin Columbus (в районе места проведения) на 5 ночей с 8 по 13 июля: $2 767
Итого: $9 548.

Суммы в  $5 000 на дорогу не хватает, а значит, клубу необходимо потратить на эту поездку дополнительно  $4 548.

Суточные

Многие клубы предоставляют командам суточные и компенсируют расходы на трансферы, экстренные расходы и т.п. Будет логично предположить, что размер суточных для разных стран должен быть разный. Основываясь на личном опыте путешествий по всем трем континентам, предположу следующую градацию суточных без учетов расхода на трансфер:
  • СНГ — $20  / день / 1 игрок
  • Азия — $20  / день / 1 игрок
  • Европа —  $40/ день / 1 игрок
  • США — $50  / день / 1 игрок
Расходы на трансферы, как правило, считаются отдельно и составляют около $30 в день на всю команду, вне зависимости от региона.

Суточные рассчитываются по следующей формуле: сумма * кол-во человек (6) * кол-во дней на поездку. В количество дней включают непосредственно дни проведения турнира, а также дни, которые занимает дорога. Включая факт приезда игроков за 1-2 дня до начала.

Если длительность турнира в США составляет 2 дня, то с учетом дороги выходит 6 дней. $50 в сутки умножаем на 6 человек и на 6 дней, получаем $1 800.

Подробный подсчет суточных и экстра-расходов приведен в общей таблице турниров:

(картинка кликабельна)

Расходы на буткемпы

Ни для кого не секрет, что перед важными турнирами команды устраивают буткемпы. В данном материале рассматривается деятельность трех клубов из СНГ, а потому можно предположить, что все буткемпы проводятся на этой же территории. Я выбрал Киев, как самый удобный город в плане логистики и оптимальный по себестоимости затрат. Также стоит отметить несколько важных факторов:
  • У Natus Vincere и Virtus.pro есть тренировочная база — им не нужно тратиться на аренду помещения и оборудования. Команды проводят буткемпы у себя дома, в расходы включены только суточные и проезд игроков.
  • У Team Empire базы нет, то есть в дополнение к суточным и проезду в расходы включается аренда дома, оборудования и т.д.
Предположим, что все команды собираются на буткемп примерно раз в квартал, то есть три раза по 10 дней и один раз перед The International на 14 дней. На самом деле буткемпов может быть и больше, они могут быть длиннее или короче по длительности, проходить на территории других стран и т.д. Поэтому для простоты модели предположим, что в 50% случаев все команды будут нести полные расходы на буткемп (включая расходы на аренду оборудования, аренду большого дома и т.д.), и в остальных 50% будут использовать собственные ресурсы и экономить.

В итоге получаются следующие статьи расходов:

  • Суточные на 5 человек (менеджер не учитывается, т.к. во время буткемпа он не является в командировке) — $20 / день.
  • Аренда квартиры с 5 спальными местами: $75 / сутки. Квартира арендуется минимум на 1 сутки больше, чем длительность запланированного буткемпа. То есть при 10 днях тренировки, команда арендует квартиру на 11 суток.
  • Аренда дома с 5+ спальными местами, зоной для тренировок и интернетом: $350  / сутки.
  • Аренда компьютеров, мониторов, всего необходимого сетевого оборудования, уборка и т.д. — $100 / сутки. Как и в случае с квартирой или домом, все оборудование арендуется на 1 день больше, чем длительность буткемпа.
  • Трансферы и другие Н/З и технические расходы — $25 / сутки.
  • Перелеты — от $387 до $582 на команду на даты 22 июня – 7 июля.
В эти расходы я специально включил внутренние перелеты по Украине, например Львов – Киев – Львов или Харьков – Киев – Харьков. Как вы могли заметить ранее, эти перелеты я не включал в графу расходов по путешествиям на турниры. Это сделано специально, потому что я предполагаю, что в 50% случаев не проживающие в Киеве игроки будут добираться в столицу на поездах. В остальных случаях — самолетом. Таким образом мы усредняем этот факт в общих подсчетах.

Подробный подсчет затрат на буткемпы приведен в общей таблице турниров:

(картинка кликабельна)

Расходы на зарплату

У меня нет данных о размерах зарплат про-дотеров в СНГ, но, основываясь на упоминаниях и предположениях в разных интервью и учитывая современные тенденции киберспорта, предположу следующее:
  • «Tier 3» уровень: Игроки получают  $1 500 / месяц. Менеджер получает $600 / месяц.
  • «Tier 2» уровень: Игроки получают $2 000 / месяц. Менеджер получает $800 / месяц.
  • «Tier 1» уровень: Игроки получают $3 000  / месяц. Менеджер получает $1 300  / месяц.

В итоге получается следующий годовой бюджет:

Название команды Игроки Менеджеры Игроки + Менеджеры
Tier 3 90 000 7 200 97 200
Tier 2 120 000 10 800 130 800
Tier 1 180 000 15 600 195 600

Подведение годового баланса

Итак, в предыдущих разделах мы выяснили следующее:

  • Доходы клубов от комиссионных с турниров составляют от  $26 648 до $147 608 
  • Расходы клубов на поездки и организацию буткемпов составляют $55 584 
  • Расходы клубов на зарплаты игрокам и менеджеру составляют от $97 200 до $195 600 
Теперь считаем финальный баланс организаций в каждом из 9 случаев, в которых клубы получают 10% / 15% / 20% с турнирных выигрышей и платят зарплаты уровня «Tier 1» / «Tier 2» / «Tier 3». Подробную таблицу с формулами расчетов вы можете посмотреть здесь.

(картинка кликабельна)

Выводы

Как видно из последней таблицы, даже при максимальном проценте комиссии и минимальном уровне зарплат, по итогам года ни один из клубов не окупает содержание команд одним лишь их участием в турнирах. При этом мною расчетах не были учтены еще несколько немаловажных статей расходов:
  • Налоги — в разных странах разная налоговая ставка, а иногда и вовсе приходится платить налоги дважды.
  • Расходы на банковское обслуживание счетов, комиссии по банковским переводам турнир -> клуб -> игроки, зарплаты бухгалтеров, финансиста, юриста и т.д.
  • Форс-мажорные ситуации.
Итоговый уровень расходов организаций по факту получается еще выше. Впрочем, как я уже говорил, данная статья не претендует на объективность, а лишь демонстрирует наглядную модель расчетов на базе общедоступных данных и логических предположений. С помощью этой модели и таблиц вы сами можете смоделировать ситуацию для любых команд, включая победителей The International.

Само собой, призовые с турниров не являются и не могут являться основным источником дохода киберспортивных организаций. Все вышеперечисленные расходы покрываются за счет спонсорских контрактов, продаж мерчандайза, дохода с YouTube-каналов, трансляций, рекламы на сайте, маркетинговых кампаний, проектов по развитию бизнеса и т.д. В противном случае, вряд ли бы клубы успешно существовали вот уже много лет

Очевидно, что постоянно выигрывая все крупные турниры, команды могут позволить себе отказаться от организаций и финансировать все из собственного кармана. При этом они сами будут нести все связанные риски: например, что делать, когда команда вдруг перестанет выигрывать достаточное количество денег. В этом плане клубы дают стабильность и уверенность в завтрашнем дне, что, согласитесь, все же немаловажно для многих людей.

Любая конструктивная критика и комментарии по теме материала приветствуются. Если вам понравилась данная статья, предлагайте свои идеи для последующего развития темы.

Дисклеймер:

Вся информация, содержащаяся в данной статье, не претендует и не может претендовать на объективность, ни в коем случае не раскрывает конфиденциальную информацию и является сугубо допущениями автора.
К списку новостей

Комментарии

    Внимание!
    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.