Причины популярности Dota 2. Часть первая

Ростислав «Andersen» Груби
Untitled-22.jpg
Анонсированная в 2010 году Dota 2 быстро стала одной из самых популярных сетевых игр. Сегодня в популярную MOBA от компании Valve ежедневно играют сотни тысяч игроков со всех уголков нашей планеты. Европа, Бразилия, США, Китай, Австралия - Dota 2 нынче везде в большом почете. Но как и почему эта игра стала настолько массовой? Попытаемся определить главные причины её успеха.

    ПРИЧИНА ПЕРВАЯ: Free-to-Play

   Одноимённый фильм компании Valve
Когда эта бизнес-модель распространения компьютерных игр только-только появилась на рынке, в её будущий ошеломительный успех поверили далеко не все. В годы, когда большинство отечественных магазинов было до отказа забито пиратскими дисками на любой вкус и цвет, идея бесплатных игр многим казалась утопией. Зачем бесплатно раздавать то, что можно сразу обернуть в красивую обёртку и продать уже сейчас?

Но были и компании, чьё руководство вмиг усекло, что будущее за Free-to-Play. При помощи этой модели можно было хоть как-то собрать деньги с многомиллионного сообщества игроков, изначально привыкших игнорировать лицензии. В первую очередь, это Китай и Юго-Восточная Азия, где проживает значительная часть населения планеты. Также F2P стал спасительной панацеей и в СНГ – регионе, где долго правил царь по имени Torrent.

Несмотря на бешеную популярность F2P, сегодня далеко не все ведущие издатели сделали ставку на эту прогрессивную модель. Компании вроде Rockstar Games и Ubisoft, большинство игр которых в первую очередь опираются на Single Player и лишь потом на сетевой режим, до сих пор продают свои наиболее популярные игры по-старинке и на жизнь не жалуются (продажи GTA V бьют всё новые и новые рекорды).

Могли ли Valve последовать их примеру и сделать Dota 2 платной, как и другие свои игры? Теоретически могли, но это было бы неверным и отчасти пагубным решением. Игроки, привыкшие к бесплатной Defense of the Ancients (напомним, самодельная карта в WarCraft III) вряд ли побежали бы сломя голову покупать новую игру только ради свежей графики и других современных наворотов. Прежде всего, они полюбили DotA за её уникальный геймплей…
 
Прекрасно понимали это и в Valve, поэтому решили никаких дисков не печатать. Ставка была сделана на F2P и бесплатные ключи, которых сначала было мало, а потом так много, что все уже не знали, куда их девать. С каждым днем Dota 2 всё набирала и набирала обороты, и теперь это одна из самых популярных сетевых игр, если не самая популярная. Кстати, конкуренты Dota 2 (League of Legends и World of Tanks) тоже распространяются через Free-to-Play...

А вот платному CS:GO такой успех только снится, хотя новый бесплатный Counter-Strike (не CS:GO, а сделанный как надо и по всем канонам) теоретически мог бы иметь онлайн в 250-300 тысяч игроков. Согласен, до показателей Dota 2 ему всё равно было бы далековато, но это и не 50-70 тысяч, которые есть сейчас. Таким образом, Free-to-Play – безусловно, один из важнейших элементов успеха Dota 2, но далеко не единственный. 

ПРИЧИНА ВТОРАЯ: Геймплей

Каждый герой Dota 2 по-своему уникален!
Наибольшая ценность Dota 2 и основа всех основ игры. Напомним, именно DotA стала прародительницей целого игрового жанра, получившего название MOBA (Multiplayer Online Battle Arena). Эта игра в некой мере сродни футболу: с одной стороны она очень простая, а с другой – глубокая, разносторонняя и непредсказуемая.

Объяснить начинающему игроку, что ему нужно делать в Dota 2, можно за пару минут, но оттачивать свое мастерство в ней он будет годами. И в этом плане Dota 2 намного прогрессивнее того же футбола, ведь в нем фактически уже нет ничего нового (трудно придумать новые эффективные финты), а в Dota нововведения проскакивают регулярно. Чего только стоят все эти «пулы» крипов, появившиеся относительно недавно…

А еще, несмотря на слова большинства экспертов о чрезвычайно высоком пороге вхождения, начать играть в Dota 2 очень просто в том плане, что вам больше не нужно заморачиваться с кряками и картами, качать клиент Garena и другие сторонние программы. Теперь всё удобно, даже есть обучение, в котором вам создадут специальные игровые ситуации, а вы попытаетесь отыграть их правильно.

Разнообразие игровых ситуаций – вот еще одна из особенностей геймплея Dota 2. Игрока в тот же Counter-Strike трудно чем-то удивить, ведь большинство игровых эпизодов (позиции соперника, разыгрывание раундов после размена) по своей сути одинаковые. То есть любой мало-мальски серьезный игрок в CS за свою многолетнюю карьеру отыграл уже столько раундов, что сейчас у него всё получается чуть ли не автоматически. 

А вот к Dota 2 это если и применимо, то лишь частично. Героев больше сотни, куча вариантов сборки, разные пики и баны, влияющий на драки ландшафт.… В итоге игроку в Dota 2 гораздо чаще приходится импровизировать, чем виртуальным стратегам в StarCraft II или профессиональным игрокам в FIFA. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что упорные тренировки и наигрыш здесь тоже очень важны. Без них в киберспорте никак!

ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ: Регулярные обновления

     MOBA игра «Heroes of Newerth»
С момента появления Dota 2, игроки постоянно находятся в заинтригованном ожидании нового внутриигрового контента. В 2011 году игра стартовала всего с нескольких героев, а сейчас их уже больше сотни и это не предел. Официально вторая Dota вышла в июле  2013, но деньги с игроков за различные покупки компания брала чуть ли не с первого дня бета-тестирования.

Лично мне не нравится, что игры от Valve обновляются почти каждый вечер - больше по душе методы Blizzard, которые несколько лет вылизывают свои игры, прежде чем выложить их на прилавки. Но должен согласится, что постоянные обновления и новые «чендж-логи» помогают «вентелям» подогревать интерес к своей MOBA на протяжении уже нескольких лет.

Приведу небольшой пример для наглядности: клон доты Heroes of Newerth тоже стартовал относительно неплохо, но позже разработчики о нем забыли и сейчас игра практически никому не нужна. Недавно, кстати, S2 Games спохватились: все 118 героев вдруг стали навсегда бесплатными, в игре появились новые режимы и запустили глобальную лигу HoN Tour, но было уже слишком поздно. Время Heroes of Newerth, по всей видимости, уже давно позади...

Помимо косметических улучшений, регулярные обновления от Valve влекут за собой и изменение игровой механики. Одних героев делают слабее, других сильнее, а третьих и вовсе вводят в игру с чистого листа. Всё это тут же отображается на геймплее: появляются новые стратегии и приемы, а некогда хорошо работающие связки быстро приходят в непригодность. Играли бы вы нынче в Dota 2, если бы та сейчас по-прежнему находилась на уровне 2011 года (первый The International)?

*  *  *  *  *

Выше я перечислил три, на мой взгляд, самых главных причины бешеной популярности Dota 2. Естественно, причин этих на самом деле гораздо больше и все они заслуживают более детального изучения в следующих материалах. Прочитав данную статью, не забудьте высказать свое мнение в комментариях ниже!
К списку новостей

Комментарии

Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.