Статья

Pokémon Go. Собери весь мир

Сейчас достаточно выйти к любому мало-мальски оживлённому месту в городе, и, если даже в вас не врежется (в буквальном смысле) какой-нибудь игрок, вы точно скоро заметите кого-нибудь, характерно уткнувшегося в свой смартфон. Удивительное проявление технологии дополненной реальности, превращающей в игру мир вокруг.

Все СМИ тоже живо интересуются происходящим: настолько, что кто-нибудь обязательно напишет комментарий: «Ну вот, опять эти покемоны!», не дочитав даже до этого места. Однако было бы странно, если бы об этом столько не писали: ведь речь идёт об открытии потенциала нового даже не жанра, а целого подхода к играм.

С тем же успехом мы могли бы ругать за назойливость Angry Birds или вовсе старую добрую «Косынку». С одной стороны, они тоже были вездесущи, с другой же — невозможно переоценить их вклад в принятие народом сенсорных экранов и самых обыкновенных для нас компьютерных мышей. Если вас раздражает бесконечный поток новостей о Pokémon Go, просто постарайтесь рассматривать это как неизбежную плату за то, чтобы индустрия могла эволюционировать.

Но перейдём от рассуждений о судьбах мира к самой игре. Nintendo за свою историю выпустила огромное число продуктов, но наибольшую слабость она питает к похождениям сами-знаете-какого усатого водопроводчика и к покемонам. Причём они настолько трепетно относятся к механике своих ключевых серий, что непосвящённому бывает сложно отличить в них одну игру от другой.

Так что не вызывает удивления, что Pokémon Go, как и предшественники, тоже включает коллекционирование покемонов и битвы между ними. Покемоны, если вдруг вы о них никогда не слышали, — это такие умеренно разумные существа, обладающие различными сверхъестественными способностями, определяемыми их типом. За долгую историю серии было описано более семи сотен их видов, но до Pokémon Go пока добралось лишь полторы сотни. Впрочем, их число явно будет расти.

Что самое смешное, если подходить к оценке Pokémon Go без учёта её особенностей с дополненной реальностью, так это то, что она даже не лучшая в серии. Поимка будущих подопечных сводится к точному броску покебола (ловушка и хранилище для покемонов) аккуратным движением пальца по экрану, в бою можно только атаковать (короткий тап) и уклоняться (свайп влево или вправо). Есть ещё сверхспособность (долгий тап), но для конкретного покемона это всё. Справедливости ради, для битвы нужно собирать команду из шести бойцов, а сами способности случайны даже в рамках одного вида, что заставляет обращаться к таблице, позволяющей определить эффективность вашего покемона против типа противника. Но в целом это всё равно примитивнее и без того несложной боевой системы, принятой в серии.

Сюжет? Отсутствует. Графика? Приличная для мобильной игры, особенно учитывая, на каких платформах обычно появлялись игры серии, но не действительно выдающаяся. Даже интерфейс сложно назвать дружелюбным: о многих вещах игра не рассказывает вовсе, даже о такой базовой вещи, как сонар покемонов, позволяющий найти и отловить конкретного покемона из тех, что затаились неподалёку.

Разве что звуковая составляющая действительно способна защитить честь игры, пока мы рассматриваем её в отрыве от уникальных особенностей: Дзюнъити Масуда не просто так уже двадцать лет как пишет музыку для серии, и к ней в Pokémon Go сложно придумать какие-то претензии.

А ещё Pokémon Go жестоко, с особым цинизмом будет доводить до отчаяния аккумулятор. Наполовину в этом виноват постоянно включённый модуль GPS, необходимый для игры, ещё наполовину — тот факт, что игра должна быть постоянно запущена, иначе остановятся даже базовые функции вроде оповещения об обнаруженных поблизости покемонах. С последним можно справиться несколькими способами, но действительно универсальных среди них пока нет.

В наш век высоких технологий производители только недавно начали осознавать, что вообще-то телефон должен работать долго, так что большинство современных смартфонов всё равно не выдержит больше трёх часов охоты на покемонов — что с ухищрениями, что без.

Когда видишь весь этот список недостатков, невольно удивляешься, откуда в мире вообще взялось столько мазохистов, ломящихся на постоянно падающие сервера.

Чтобы объяснить это, необходимо переключиться с издателя на разработчика. Niantic три года назад выпустили игру-предшественника Pokémon Go — Ingress. Именно там зародилась основная идея; главный плюс, перевешивающий всё остальное за счёт своей новизны: привязка мест, где происходят все ключевые игровые действия, к точкам в реальности. В Pokémon Go дополненная реальность ещё проявляется в возможности наложения покемонов на изображение с камеры, когда их ловишь. Но хоть эта опция и принесла в сеть Интернет множество забавных фотографий, она не так уж важна в сравнении с GPS: её вовсе рекомендуют отключать, чтобы сохранить заряд аккумулятора.

Ingress явно во многом повлияла на Pokémon Go в плане механики, хотя от хакерского сеттинга Ingress ничего, конечно, не осталось. Зато целиком переехала другая важнейшая составляющая: сами ключевые точки. За два года были накоплены данные о просто чудовищном числе достопримечательностей, что дало «покемонам» существенное преимущество: игра сразу на запуске смогла работать так, как задумывалось, практически повсеместно. То, что в Ingress было «порталами», за контроль над которыми боролись две фракции, стало нейтральными «покестопами», где игроки могут получать расходники для всех игровых действий. А некоторые порталы, самые примечательные, превратились в «тренировочные залы», за контроль над которыми теперь бьются уже сразу три стороны, отличающиеся, впрочем, тоже только идеологией. Можно предположить, что третья сторона была введена, чтобы решить одну из проблем Ingress: малейший перевес одной из двух команд быстро превращался в тотальное доминирование из-за преимуществ «родной» точки.

Увы, с появлением третьей стороны проблема хоть и сгладилась, но осталась. Но это и не так важно, поскольку смена сеттинга позволила сдвинуть акценты, и теперь на первый план вышли не завоевания, а охота. Ведь, как мы все знаем, плох тот тренер покемонов, что не стремится собрать их всех. А они привязаны уже не к конкретным местам, а к типам местности, что совсем меняет дело.

Pokémon Go мастерски играет на врождённой тяге людей к исследованиям и охоте. Она подменяет фильтр восприятия, и игроку становится интересно смотреть даже на самые привычные для него места. Именно этот уникальный опыт заслоняет собой многочисленные недоработки. Столь сильное проецирование игрового опыта на что-то вне привычного игрового устройства оказалось решающим.

Скорее всего, когда эффект от первого впечатления угаснет, мы увидим, что график количества игроков в Pokémon Go пойдёт вниз столь же стремительно, как он поднимался, но даже когда это произойдёт, мы всё равно будем помнить Pokémon Go как игру, открывшую миру дополненную реальность. Вряд ли после такого её успеха другие разработчики будут сидеть сложа руки.

Комментарии