Статья

«По некоторым параметрам уже обходим major-турниры». Интервью с организатором EPICENTER: Moscow

— Мы уже не раз видели зарубежные команды по CS на российских турнирах, но на «Эпицентр» приедет самый звездный состав. Как это вообще стало возможным?

— Во многом благодаря упорной работе людей в нашем киберспортивном сообществе. Это и Саша Кохановский, и Антон Черепенников, и многие другие, к которым, надеюсь, можно отнести меня и еще нескольких хороших парней — Сашу Заволоку, Кристиана Дука, Борю Дерябина и других, кто работает над «Эпицентром».

Даже с огромными деньгами можно облажаться, достаточно вспомнить китайские major-турниры, но без хорошего бюджета нечего даже и пытаться сделать то, на что топовые коллективы обратят внимание. Еще важно, что в нашем регионе находятся одни из сильнейших мультигеймингов в мире —  Natus Vincere G2A и  Virtus.pro G2A. Это позитивно сказывается на активности и росте аудитории, которая, может быть, не совсем готова к тому, чтобы променять Twitch на кресло в зале перед сценой. Но еще пара-тройка хороших турниров — и билеты будут раскупать как горячие пирожки.

У СНГ и конкретно России отличная киберспортивная история, которая началась в середине 90-х в компьютерных клубах «Орки» и MTF с Quake II и StarCraft. Российские отборочные туры в рамках World Cyber Games не раз признавались лучшими в мире. И не будем забывать про то, что у нас киберспорт был признан спортом. Аж два раза. Кому еще такое под силу?

— Значит, это логичное развитие событий?

— Можно и так сказать, но в какой-то момент в этой истории случился провал. Когда закончились WCG и ESWC, остались только «Асусы», а StarLadder только-только появился…

— Еще был Арбалет.

— Мне кажется, Арбалет из этой парадигмы выпадает. Я могу ошибаться, но у него не было задачи что-то развить или заложить фундамент для чего-то большого — он просто хотел сделать большие и красивые праздники для геймеров. Это замечательно для широкой аудитории, но мои оценки активности в области его турниров несколько отличаются. Но все это можно простить, ведь без него не было бы Natus Vincere.

В общем, если бы «Эпицентр» случился году в 2012-2013, можно бы было сказать, что развитие логичное. А так небольшой провал все же был — не в СНГ, а именно в России и Москве. Больших турниров не было вообще.

— Как скоро после первого «Эпицентра» появилась идея сделать еще один, по другой игре?

— В конце 2015 года мы знали, что сделаем два турнира. При этом первый турнир задумывался как пробный — по Counter-Strike и на относительно небольшой площадке. Но из-за проблем с расписанием команд и других формальностей пришлось сразу делать большой турнир по Dota 2. Второй турнир планировался по двум дисциплинам, но в итоге мы поняли, что лучше сосредоточиться на одной — хотя бы потому, что учитывать мировое расписание турниров по одной игре не так сложно, как по двум. А сейчас Valve анонсировала major-турнир по Dota 2 в Бостоне, и первый день его квалификаций совпадает с последним днем «Эпицентра». Выходит, мы все правильно сделали.

— Вы не боитесь, что major-турнир может отобрать у вас часть просмотров, так как аудитории Dota и CS пересекаются?

— Ну, если бы сейчас вопрос стоял в том, устраивать ли турнир вообще, мы бы что-то пересмотрели. Но все решения давно приняты, до турнира две недели, и об опасениях говорить поздно. Проблема в другом. Еще на первом «Эпицентре» мы столкнулись с тем, что сложно оттащить людей от экранов с Twitch и привести их в зал, на офлайн-турнир. Мы продолжаем работать — снизили цены на билеты, выбрали более удобное место, чтобы не нужно было ехать на конечную станцию метро. Возвращаясь к пересечениям с major-турниром — не думаю, что 23-го октября все останутся дома и будут смотреть квалификацию. Тем более что речь идет о начале открытой квалификации и финале большого турнира.

Вообще, это фундаментальный вопрос — как организаторам турнира в России объяснить болельщику, чем отличается шоу на Twitch от офлайн-турнира?

— Это в ваших руках.

— — Да, но люди привыкли болеть и отдыхать, смотря Twitch. Я много об этом думал — почему так плохо покупают билеты, не ходят на офлайн-турниры? Думаю, нам нужно еще 2-3 турнира, чтобы убедить болельщиков в том, что такие шоу круче просмотра трансляций. При этом мы хотим отойти от практики с вручением каждому посетителю каких-то плюшек, показать всю ценность «Эпицентра» как зрелища. Чтобы человек шел на EPICENTER или любой другой турнир не ради бонуса, а ради самого мероприятия. Поэтому на грядущем турнире мы отказались от подарков каждому посетителю.

— Организация любого крупного турнира сопряжена с кучей проблем. Некоторые дают о себе знать только по факту. Какие уроки вы вынесли из майского «Эпицентра»?

— Надо раньше начинать работать по визам. Сейчас с этим полегче: в  Natus Vincere G2A виза нужна одному игроку, бразильцам вообще визы не нужны, у поляков с визами особых проблем нет. Были проблемы с компьютерами. Например, в игровой зоне все было нормально, а на тренировочные комнаты игроки иногда жаловались. Прогнали тесты — оказалось, 30 машин из 120 греются. Сейчас эта проблема решена, на все случаи с компьютерами есть подстраховка. Еще нужно больше людей. На прошлом турнире непосредственно организаторами были 4-5 человек, а нужно человек пятнадцать, готовых быть и менеджерами, и при случае что-то сделать руками. Основная же проблема в сроках— хотелось бы, чтобы подготовка шла месяцев 5-6, а не 3-4. Этого тоже хватает, но впритык.

Случался и форс-мажор, когда у нас пропал звук на сцене из-за перебитого кабеля, но на самом деле все можно предусмотреть. Единственное, что от нас до конца не зависит, это визы.

— А все команды их уже получили?

— Получили визы все в  G2 Esports, Team Dignitas, Ninjas in Pyjamas, три поляка из  Virtus.pro G2A (остались  pashaBiceps и  TaZ),  GuardiaN из  Natus Vincere G2A,  fnatic вернулись из Нью-Йорка и подали документы. Интересная ситуация у нас с HellRaisers, победившими в квалификации по СНГ. У них была вынужденная замена в середине отборов, и в итоге за них играют три европейца. Но думаю, что они все успеют.

— Странная ситуация была с отборочными. О них объявили до официального анонса «Эпицентра», но почему об их начале стало известно лишь накануне?

— Мы сейчас работаем в жестком юридическом поле. Мы не могли сделать официальный анонс турнира до согласования с властями. Это довольно долгий процесс. С квалификациями вышло так: хотели анонсировать все по порядку, но FACEIT и еще ряд важных для нас организаторов внезапно пересмотрели свое расписание. Стало понятно, что если мы не проведем квалификации прямо сейчас, то нам придется либо их отменять, либо переносить на самый поздний срок — и тогда победитель европейских отборов не успел бы получить визу. Решили сделать отборочные как можно скорее.

— В итоге команд записалось немало.

— Забавный факт — за полтора-два дня к нам на две квалификации записалось более пятисот команд. FACEIT на свои турниры собрала столько же, но за четыре недели. Все это нельзя сравнить с Dota 2, где мы в кратчайшие сроки набрали под тысячу команд, но для CS результат хороший.

— По каким критериям выбирали команды? Понятно, что «все лучшие», но, может, был кто-то, кого пригласить не удалось?

— Мы хотели позвать  Team EnVyUs. Сначала команда отказалась, потом внезапно передумала — но было уже поздно. Конечно, хотелось бы пригласить 16 команд:  GODSENT, больше коллективов из СНГ, может,  Team Liquid. Но экономически мы сейчас замкнуты на восьми командах — если сделать больше, то это больше дней на проведение турнира, оплаты проживания команд и всего остального. Кстати, это к вопросу о том, что многие удивляются, почему устраивают турниры по олимпийской системе или всего на 6-8 команд. Конечно, с точки зрения спортивного интереса 16 команд — это круче. Хотя бы потому, что восемь — это далеко не все топовые команды.

Почему позвали Na`Vi и VP, думаю, вопросов нет.  SK Gaming сама по себе в топе, плюс выгодной была ситуация с визами. NiP пригласили за старые заслуги и большую фанатскую базу. Fnatic позвали еще до смены состава, но, когда это произошло, что-либо менять было уже странно — не отбирать же инвайт. В случае c G2 мы выбирали между ними и EnVyUs, и про ситуацию с последними я уже рассказал.

— А что за история с возможным отказом SK Gaming?

— У них на те же даты пришлись квалификации на турнир в Китае. Но они уже подтвердили, что едут к нам.

— Можно ли «Эпицентр» сравнить с другими международными турнирами?

— Скажу так. Наша личная цель — сделать так, чтобы игроки приезжали к нам именно из-за самого турнира; из-за того, как он проходит. Чтобы это было таким же поводом, как хорошие призовые. Фидбек от майского «Эпицентра» не замкнулся на комьюнити «Dota 2, он распространился на игроков в CS, и сейчас они очень ждут турнира. Но мало заявить о себе в первый раз — нужно поднимать планку качества.

Мы сравниваем себя с ESL, DreamHack, даже с мейджорами, и по некоторым параметрам их уже обходим. В основном в мелочах, которые большое компании типа ESL или Valve просто не замечают или не считают нужным доработать. Но мы больше заточены под взаимоотношения с игроками и стараемся сделать все для их комфорта.

— Вспомни самый первый турнир, который тебе доводилось устраивать. Просто для контраста.

— Помню, помогал в организации ASUS Cup, когда они проходили в клубах Flashback. Игроки команд в ожидании матчей постоянно толпились либо в клубе, либо на лестнице, или вообще на улице. Тогда пришлось предложить новую систему проведения турнира по группам, чтобы команды приезжали на игры к определенному времени, а не стояли на морозе или не задыхались в и так забитом под завязку «Флешбеке». По сравнению с тем, что происходит сейчас, все это, конечно, было смешно.

Финальная часть EPICENTER: Moscow пройдет 22-23 октября в спортивном комплексе «ВТБ Ледовый дворец». Билеты на турнир можно приобрести здесь.

Комментарии