Новость

olo)AsH: «У дотеров все проблемы - в голове»

— Ты недавно сменил команду, менеджером которой ты являлся. В связи с чем это вообще произошло, тяжело ли дался переход, в каких отношениях ты остался с предыдущим составом, и как пока получается найти общий язык с командой текущей?

 Мне сложно отвечать, в связи с чем это получилось. Скорее всего, руководство  NaVi было чем-то недовольно, это не совсем ко мне вопрос. Расставание происходило в разумных и нормальных традициях, мы все взрослые люди. Конечно, мне было тяжело, я с ребятами провел два года, они стали хорошими друзьями для меня, но и сейчас у нас хорошие отношения, тут никакого непонимания как с командой, так и с руководством не возникло. Что касается самого перехода - я планировал вообще завязать с киберспортивной деятельностью, но получилось немного иначе. Вообще ещё до этого  Sneg1 и  ZeroGravity обсуждали возможность для меня совмещения работы менеджера на два коллектива, и мне эта идея нравилась, но вышло всё по-другому. Я доволен условиями, можно сказать, всё даже лучше. Что касается команды: состав и результаты послабее, конечно, но будем работать.

— По поводу результатов: как ты оцениваешь результат Техлабса и почему, по твоему мнению, он именно такой? Это всё ещё отсутствие сыгранности у команды или есть какие-то другие причины?

 Результаты не особо и результаты. Мы приехали, выступили как могли. Конечно, наверное, могли чуть лучше, но получилось как получилось. У ребят было всего полторы-две недели, чтобы сыграться, плюс они все - закаленные и опытные игроки, и это одна из основных проблем на сегодняшний момент, им очень тяжело заново собраться, гореть сердцем, как сейчас это у молодых игроков, того же  AdmiralBulldog, ребята прорываются на Олимп, у них есть мотивация, чтобы порабощать все и вся, становиться сильнее и сильнее. У нас, конечно, тоже есть такое желание, но ребята в чем-то скованы, что-то не получается, это давит. Задача - перебороть это всё, перебороть себя, поставить игру, потому что прогресс есть, но всё равно присутствуют куча минусов и ошибок. Очень тяжелая, на самом деле, ситуация, но мы работаем над ней. 

— Для многих остается большой загадкой то, что делает менеджер в команде. Как ты считаешь, придя в команду, решил ли ты какие-то присутствующие проблемы, вызванные именно отсутствием менеджера? 

— Очень сложно объяснить человеку, который не понимает обязанностей менеджера, какие же проблемы он решил. Если представить команду без организации и спонсоров просто как пять игроков, то они делают всё сами - сами пробиваются в лиги, сами организовывают тренировочный и игровой процесс, и так далее. Если они куда-то ездят, на них ложатся дополнительные расходы. Когда у них появляется спонсор, у них появляются дополнительные отчеты... Если совсем вкратце, то основная моя работа это сделать так, чтобы ребята только играли, не думая ни о чем. Взять любую работу, работодатель должен, например, создать условия, чтобы программист только кодил, чтобы ему не мешали никакие внешние факторы, внутренние конфликты и тому подобное. Всем этим я и занимаюсь. 

Если говорить конкретно, то, например, с  ARS-ART'а как с капитана я снял ряд обязанностей в плане графика, общения с организаторами лиг, которых, как все знают, сейчас достаточно много. Помог, наверное, чуть-чуть во взаимодействии. По-хорошему, ребятам нужен тренер и, как я говорил ещё давным давно, когда я был в  Virtus.pro, психолог, всем дотерам. У них все проблемы - в голове. Они все умеют играть, они всё понимают, что, где, куда, но найти взаимодействие друг с другом, начать плыть в одной лодке, где пять гребцов гребут, а один у них - рулевой, должен вот этот самый психолог, это невидимая работа, но он должен это делать. 

К тому же, команде нужен тренер - тоже очень сложная работа, которая, наверное, только в Китае реализована, потому что у них есть менеджер, он же тренер, он же шестой игрок, они с ним тренируют какие-то вещи, и всего этого я, конечно, не делаю в силу кучи разных факторов, часть из этого я пытаюсь сделать. Соответственно, у нас многое улучшилось, многое поменялось, по составу мы уже более-менее определились, хотя бы по игре чуть-чуть пошли. В доте самое важное не какие пять игроков индивидуально, а как они играют как команда. Ты можешь на лайне сыграть 10/0, а потом по итогам проиграть игру, потому что у другой команды будет идея, командная игра, исполнение и взаимодействие. Это всё возникнет только в процессе живого общения друг с другом.

— По поводу состава. Ты сказал, что он уже более-менее устоялся,  Blowyourbrain играет уже приличное время в Virtus.pro, и вместе с ним даже какие-то результаты начали появляться. Как ты считаешь, хорошо ли он вписывается в команду? 

— Конечно, связь появилась, ребята друг с другом общаются, они достаточно долго пробыли на буткемпе, соответственно, они там не могли не общаться. Что касается игры, у каждого игрока есть плюсы и минусы, мы работаем над их исправлением, что-то игрок не видит сам, что-то подсказываю я, что-то мы совместно мы там разбираем. Каждому есть куда расти и куда стремиться. Ещё раз говорю, что даже если собрать пять звездных игроков на своих ролях, пусть, даже убирая языковой барьер, это будут  Mushi Dendi Puppey и ещё кто-то, я не думаю, что эта команда сразу заиграет. Им будут необходимы неделя, две, месяц, а может даже и больше, потому что все эти звездные игроки со своими тараканами в голове, и чтобы понять, как кто играет, куда кто должен подстраиваться, кто на кого где-то должен играть. 

Возьмем ту же команду  Alliance, почему они так хорошо играют: у них есть четкое понимание того, в какой момент игры на кого должна играть команда. Если разобрать их игры, то там есть матчи, где на  Loda все играют, есть, где на Bulldog'а, есть редкие, где на  S4, или наоборот, где S4 играет на всех. Вот он успех. Четкое понимание, четкое исполнение, минимум ошибок и вынуждение врага ошибаться. У нашего состава, например, ситуация гораздо тяжелее. Я думаю, к концу года будет видно. 

Все опытные игроки, все всё понимают, и тут уже больше от их желания всё зависит, нежели от нас. Мы постараемся им предоставить все возможные условия как организация. А так, конец года, сложно что-то говорить, может быть, в начале 2014 года будет какой-то крупный анонс, может быть, глобальные изменения. Два месяца до конца года это как раз то время, когда каждый должен сделать для себя и в команде, и в менеджменте выбор, что ему нужно и как он видит своё будущее. Сейчас мы, естественно, не будем никого менять. Пятерка, которая сейчас играет, будет играть и до конца, будет пытаться сыгрываться, расти. 

— Ну вот, игроки опытные, известные - как ты считаешь, чего всё же не хватает ребятам, чтобы вернуться на былой уровень или хотя бы на тот уровень, которого от них ждут фанаты?

— Нужна вера в себя, нужны победы. Побеждая, они поймут, что им необходимо для этого. Сейчас каждый играет своим стилем, в Китае у каждой команды своя игра: у кого-то дикий пуш, у кого-то микроконтроль, у кого-то всего понемножку. В Европе тоже у всех одна игра, в Америке - совершенно другая. Вот взять  Fnatic, они начали доминировать лишь потому, что они начали понимать, как им удобно играть, чем им удобно играть, и что они хотят. 

Этого нам и не хватает - побед и понимания, что ребятам нужно. Мы пробуем что-то своё, пробуем какие-то варианты. На официальных играх, по большому счету, играем что-то уверенное и устоявшееся, но когда это дает успех это один вариант, когда не дает - ребята ещё больше расстраиваются. Так что я думаю, немножко удачи, немножко успехов, и всё пойдет.

— Ближайший крупный турнир у вас это Nexon в Корее, какие прогнозы, ощущения насчёт него? Едут ли ребята туда за победами или просто за турнирным опытом?

 Настраиваемся победить, там, в принципе, несильная корейская команда, потому что в Корее пока нет особо сильных составов, там третий состав  TongFu, по ним мы пытались подготовиться, у них очень мало игр сыграно. Что-то посмотрели, но они вообще практически не играют. Наверное, с нашим текущим состоянием любая из этих команд может составить нам конкуренцию. 

Команду серьезно лихорадит: мы выигрываем у NaVi, и через день проигрываем этим же NaVi совершенно без вариантов, выигрываем  EG, через момент другая лига, другая игра, и мы проигрываем этим же EG, причем прошло три часа, ничего не изменилось ни у нас, ни у них, но результат кардинально отличается, причем без каких-либо вариантов на улучшение с нашей стороны. Соответственно, прогнозировать что-то в такой ситуации тяжело. Как минимум это опыт и ещё одна возможность понять, что ребятам нужно подтянуть, хотят они или не хотят подтягивать это. Победить необходимо, все это понимают. Нужны победы, чтобы ребята заново поверили в себя. Едем не просто зрителями, постараемся выиграть как можно больше. 

— Многие считают, что последние успехи Virtus.pro случились во многом благодаря буткемпу. Ты считаешь, для команды важно постоянно быть вместе? Следует ли перенимать практику западных организаций, которые просто снимают своим составам квартиры и дома, где они живут, тренируются и готовятся к турнирам? 

— Тут, на самом деле, палка о двух концах: если брать европейский менталитет, то да, может быть, это важно, у них люди по-другому относятся немного и к взаимодействию между ребятами, и тут есть очень тонкая грань. Конечно, польза есть, но если какой-то СНГ-коллектив поживет два месяца на буткемпе, то команда на этом и закончится, они там поубивают друг друга практически точно. Опять же это вопрос о психологии, всё туда же скатывается. Конечно, определенные плоды буткемп приносит, потому что люди начинают на буткемпе строить общую идею своей игры. Даже если люди в Интернете смотрят реплей, то кто-то на что-то может отвлечься, посмотреть в окно, кто-то думает о чем-то другом, тут все пятеро сидят, смотрят один и тот же момент и высказывают свои мысли и они, как минимум, видят, что здесь вот у нас мысли не совпали. Почему? И начинают, если они заинтересованы, делать выводы. Появляется вектор направления командного движения. Это если о плюсах. 

Минус в том, что игроки устают физически, психологически. Естественно, в первые дни буткемпа у нас улучшилась игра, потому что настрой и коммуникация все-таки получше. Ребята поделали там что-то по дому, сходили в магазин - в игре это тоже отражается. Но, опять же, для СНГ-команд это очень тонкая грань. Они необходимы раз в два-три, может, четыре месяца, но, опять же, зависит от ребят очень сильно, как и что они хотят от своей игры и от своей команды.

— В последнее время сложилась тенденция, что на Dota-сцене очень много всевозможных лиг и турниров, и командам часто даже и тренироваться некогда. Считаешь ли ты, что это хорошо, или лучше было бы, если бы команды больше практиковались и играли реже, но качественнее?

— Это очень сложный вопрос, на самом деле, потому что со стороны лиг желание привлечь больше зрителей, рекламы, спонсоров вполне объяснимо. Что касается игроков, я могу сказать, что у нас были дни, когда мы начинаем играть в 16-17:00 CET, и последняя игра начиналась в 22-23:00 CET, т.е. это почти восемь часов подряд, конечно, какие-то матчи в две игры заканчиваются, но если они все bo3 и затягиваются, то это очень физически тяжело и напряжно. 

Мне кажется, должна какая-то глобальная организация за всем этим стоять, как в Китае, где у них есть такой орган, все эти лиги контролирующий. Потому что если брать и эти турниры выходного дня, то можно просто нон-стоп играть и, конечно, на тренировки времени не останется. Это надо как-то ограничивать, но этим никто не занимается. Со стороны игроков всё просто, мы приняли решение, мы играем. Со стороны лиги тоже все понятно, начали игры, у них просмотры, реклама, всё хорошо. Со стороны зрителя опять же всё замечательно, какая разница, главное, чтобы было, что смотреть. Страдают больше всего спонсоры, потому что они видят турниры - тысяча долларов, двадцать тысяч долларов, миллион - одни и те же команды, одни и те же игры, зачем им платить больше. Это всё в долгосрочной перспективе убивает киберспорт, а на краткосрочной дистанции, безусловно, каждый получает свои плюсы.

Я за то, чтобы ограничить, конечно, это всё, а также сделать все турниры по регионам - Европа, Азия, Америка - и с выездом на LAN скольких-то команд с каждого региона. Это будет самый интересный вариант, потому что, опять же, один раз договорившись насчет всего этого, выстроится график всех турниров. Но для этого должно быть какое-то организующее звено во главе всего этого. Сейчас все пляшут от The International. Есть TI, потом месяц-два застоя, потом идет Старладдер и понеслась нон-стоп эта вереница турниров, и каждый сам решает, где он играет, а где нет. Так не должно быть.

— Проводя аналогии, тебе больше нравится система, существующая в League of Legends, где есть одна компания, которая проводит турниры по регионам, потом собирает лучшие команды на большой LAN, и никакой разрозненности в плане лиг нет?

— Ну, тут-то моё видение заключается в том, что этот орган это не компания, которая как-то заинтересована, потому что она все равно будет как-то продвигать свою идею, а именно что этот орган представлял все стороны, участвующие в этом - и от лица игроков, и от лица комьюнити, чтобы при принятии решений учитывались все мнения. Игроки, команды, организаторы, спонсоры, зрители, производитель игры - симбиоз всех этих факторов. Все это, конечно, очень сложно сделать, поэтому этого и нет. 

В футболе же есть какие-то организации, контролирующие турниры на глобальном уровне. Есть какие-то маленькие кубки, на которые никто не ездит из грандов, есть какие-то турниры, которые никогда не пересекаются. У нас же в любой момент времени есть пять как минимум турниров, которые пересекаются друг с другом, и сейчас они кое-как хотя бы начали договариваться. По своей работе (и старой, и текущей) с графиками я могу сказать, что у тебя бывают турниры, когда ты в один день играешь две игры, которые физически невозможно совместить, и никто из организаторов не хочет терять прайм-тайм, и сейчас хотя бы это решилось, появилась коммуникация, время распределяют. Тяжело создать, конечно, такой орган, и я уверен, что и в ЛоЛе есть свои проблемы, маленькие компании, пытаясь пробиться на рынок, не могут этого сделать. Я не очень знаком с их системой, но мне просто так кажется . 

— Что-нибудь напоследок, приветы, обещания, пожелания?

— Передам приветы всем своим друзьям, персонально Адмиру, питерской тусовочке, Коле Зверю, Лакеру, и, на самом деле, всем друзьям и знакомым, всем нашим болельщикам, и болельщикам NaVi, и болельщикам Virtus.pro. Последним желаю не расстраиваться, собраться, сейчас достаточно непростое время для нас, но мы постараемся достойно из него выйти, я думаю, не всё еще потеряно в российской Доте, есть у нас шансы ещё, не стоит нас списывать ещё со счетов. Смотрите доту, играйте в футбол! 

Комментарии