Очки виртуальной реальности: Дни наступившего будущего

Кирилл «gurkie» Овсянников
Киберспорт, как и любое явление, опирающееся на технологии, постоянно «вырастает из штанов» технических решений, с помощью которых он появился на свет и существует. И хоть компьютеры, мышки и клавиатуры ещё нельзя назвать устаревшими устройствами, но новейшие компьютерные игры уже сейчас начинают ориентироваться на девайсы следующего поколения. Одним из таких устройств являются очки виртуальной реальности.

Wake up, Neo! Virtuality has you...
Если быть точным, то под устройством виртуальной реальности понимаются не только очки, хотя они и являются основным девайсом в системе, обеспечивающей так называемое «полное погружение».  В добавление к очкам могут прилагаться датчики и сенсоры, улавливающие движения тела, и даже целые платформы, передающие сигнал о перемещениях игрока.

Несмотря на то, что сами очки – устройство ещё очень «сырое», к ним уже выпущено множество различных софтовых продуктов  и «железа», значительная часть которого распространяется либо с минимальной рыночной наценкой, то есть по себестоимости, либо, вообще, бесплатно. Причиной тому огромный энтузиазм разработчиков по всему миру, желающих приблизить эру «Матриц» и «Аватаров».

Те, кто в каске


Технология очков и шлемов виртуальной реальности появилась отнюдь не вчера, однако лишь в последние годы интересные по задумке проекты начали получать не только практическое воплощение, но и финансовую подпитку со стороны различных инвесторов и простых геймеров для того, чтобы выпуск подобных устройств мог стать по-настоящему массовым.

Одним из проектов, добившихся наибольших успехов на этой ниве, стал Oculus Rift. Компания смогла собрать 91 миллион долларов, в том числе 2.4 миллиона на Кикстартере. Об уровне энтузиазма, с которым комьюнити встретило проект, говорит тот факт, что 36 часов через популярную краудфандинговую платформу был собран миллион долларов из запрашиваемых разработчиками 250 тысяч.

Весной 2013 года инвесторам проекта начали поступать пробные версии очков, модель которых была названа DK1.  К июню Oculus Rift  разослали более 5 тысяч комплектов. После некоторых апдейтов, например, увеличения частоты экрана с 60 до 75 герц, была выпущена модель DK2, которой большинство геймеров и пользуются на данный момент.  

Потребительская версия, так называемая модель Oculus Rift Consumer Version, или CV1, находится в стадии доработки. Массовость выпуска этой модели и прогнозируемый успех у пользователей должны обеспечить девайсу цену ниже 300 долларов, ведь на данный момент в России DK2 продаётся по цене 50-60 тысяч рублей или 850-1000 долларов, что, впрочем, вызвано явно превышающим предложение спросом на территории СНГ.

Говорят, Oculus Rift после завершения краудфандинга хотели отказаться от отправки комплектов инвесторам из России, оказывая солидарность европейским и американским санкциями, однако, после довольно громкого скандала обиженные российские пользователи всё-таки получили свои очки. Сейчас можно даже записаться на тест-драйв устройства в Москве и на себе испробовать все прелести погружения в виртуальную реальность.

«Очкарики» на смену обычным прогеймерам

Возможности очков виртуальной реальности поистине безграничны для самых разнообразных сфер человеческой жизни. В лётных школах удастся достичь ещё большей достоверности при попадании в учебные нештатные ситуации, военные уже во всю учатся дистанционному управлению техникой, а с подобными устройствами делать это и проще, и эффективнее. Врачи используют Oculus Rift с одной стороны для обучения и контроля молодых хирургов, с другой - для лучшего осмотра внутренних органов, суставов и тканей пациента при артроскопических и иных подобных операциях. Но для людей, играющих в компьютерные игры, подобные устройства могут не столько получить вспомогательный статус, сколько навсегда и очень радикально изменить всю индустрию.

Любой спорт - это постоянно оттачиваемая технология, которая подчинена конкретной задаче: набрать больше очков, «чище» выполнить приём, сократить время выполнения действия. На это работают методические штабы, целые спортивные институты и фармакологические концерны. Для киберспорта одним из важных факторов победы является точность манипулирования своим игровым персонажем.  Чтобы это понять, достаточно сыграть в Dota 2 на старой, видавшей виды мышке или в Counter-Strike с некачественными наушниками, которые не позволяют ориентироваться в окружающих игровых звуках. Возможность использовать непосредственно свои руки и ноги как манипуляторы, а голову как устройство обзора, открывает безграничные возможности для спортивного совершенствования.

Очевидно, что при должном развитии технологии, человек, целящийся непосредственно руками, будет точнее, чем тот, который использует для этого мышку. Про лучшую ориентацию с помощью своей головы и говорить не приходится: эти действия знакомы и привычным нам с раннего детства -  едва ли может быть что-то проще этого.

Системы виртуальной реальности уже в ближайшие годы могут вытеснить привычный нам киберспорт именно из-за тех преимущества, которые они дают спортсменам. Во всяком случае, это касается 3D-игр, где крайне важен простой и эффективный обзор пространства вокруг себя во всех измерениях.

Уже сейчас можно видеть, какие интересные технические решения разработчики предлагают фанатам популярных шутеров. Вот, например, целая игровая платформа, по которой игрок в реальности может скользить, управляя таким образом своим игровым «альтер-эго». После пары часов беготни по картам у игрока вполне реально устают ноги. Что же, тем лучше: лишний аргумент в спорах с теми, кто считает, что спорт – это всегда физическая активность.


Личный опыт

Мы отправились тестировать Oculus Rift DK2 в одно из так называемых анти-кафе Екатеринбурга, где за чаем и печенюшками можно было порубиться против каких-нибудь зомби почти как в жизни.

Очки удобно сидят на голове и совсем не ощущаются громоздкими, как это кажется по различным видео и фотографиям. Впрочем, почти сразу всплыл первый большой недостаток: окуляры должны находиться под определённым фиксированным углом по отношению к вашим глазам, чтобы выдавать картинку надлежащего качества. При чересчур активном мотании головой шлем виртуальной реальности может чуть сползать и «фокус» моментально сбивается.

Для начала нас, как и подобает, проинструктировали и провели вводный курс пользования очками. Главное усвоенное правило: реакция организма сугубо индивидуальна, поэтому при малейших признаках усталости глаз или, например, тошноты, очки нужно снять.

Первая тестовая программа – симулятор аттракциона, когда вас, закреплённого на платформе, резко поднимают на большую высоту, а потом резко опускают вниз. Для достоверности игрока просят находиться в положении стоя, но на протяжении всего курса отчаянно хотелось сесть на пятую точку или хотя бы взяться за что-нибудь руками. Это сущая фантастика, не чувствуя никакого внешнего воздействия, организм подчиняется командам мозга, который «видит» себя мчащимся с огромной скоростью то вверх, то вниз. Говорят, после такого многие люди со слабым вестибулярным аппаратом приходят в себя часами.


Затем, чтобы немного успокоиться, я посмотрел небольшой фильм, который показывает путешествие по реке Стикс, главным героем которого вы и являетесь. Музыка и атмосферные звуки вместе с отлично сделанной компьютерной графикой завораживают, а возможность поворачивать голову на 360 градусов и рассматривать именно ту часть мира, которую ты хочешь, поражает. Наверное, не всякий фильм будет интересно смотреть в таком интерактивном формате, но адаптированную под новые технологии фильмографию Андрея Кончаловского или Джима Джармуша точно пересмотреть стоило бы.

После этого последовал некий симулятор боевого робота из вселенной Battle Tech, в котором опять-таки больше всего поразила возможность обзора всей кабины за счёт вращения головы. После быстро наскучившей ходьбы по поверхности какой-то пустынной планеты, я обнаружил у себя за спиной целый транспортный отсек, и оставшееся время мне было немного неуютно от мысли, что там может кто-нибудь находиться.

Завершал тест-драйв очков Oculus Rift я игрой в Half-Life 2. Постоянный экшен в домах и на улицах Рейвенхольма, кишащего разнообразными зомби подарил мне, истинному фанату это игровой серии, совершенно новый незабываемый опыт. Перестрелки стали интереснее, локация атмосфернее, монстры страшнее. После зачистки уровня я остался, чтобы немного попрыгать по ящикам, крышам домов и трубам техногенного пейзажа, и могу сказать, что буквально через 5 минут постоянного вращения мышкой и головой мой организм начал молить о небольшой передышке: к горлу подошёл неприятный комок, глаза начали немного побаливать. На этом я решил закончить своё исследование виртуальности.

На правах вывода могу сказать, что Oculus Rift очень хороший девайс, который уже сейчас может привнести в ваши любимые 3D-игры новые ощущения. Безусловно, при приличном качестве картинки очень напрягает задержка, с которой ваш игровой персонаж реагирует на реальное движение головы, отсюда и возникают все эти сюрпризы от вестибулярной системы организма. Но самое главное, что моделирование виртуальной реальности – это не просто пиар-ход компаний, желающих сбыть со складов свою продукцию, а это вполне себе реальное явление, имеющие право носить такой громкий статус.

Должен отметить, что вся протестированная мной система виртуальной реальности ограничивалась  лишь очками. Этого не совсем достаточно для полноценного погружения, оттого многочисленные видео в облепленными датчиками игроками вызывают неподдельную зависть и желание протестировать всю систему целиком. Мне кажется, в этом случае эффект должен быть ещё более сногсшибательным. Ну, что же, подождём удобного случая!
К списку новостей

Комментарии

Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.