NEO: «Непобедимых команд уже нет»

Иван «oks1d» Руденко

Журналисты CyberSport.ru пообщались с координатором и снайпером Virtus.pro G2A на EPICENTER: Moscow. Филип «NEO» Кубски рассказал о прошедших турнирах, в которых VP приняла участие, поделился мнением о недавних изменениях на CS-сцене, а также рассказал о своих хобби.


— В последнее время игра  Virtus.pro G2A заметно улучшилась. Вы выиграли ELEAGUE и DreamHack Open Bucharest, а потом заняли второе место на ESL One New York. Киберспортивный аналитик Торин назвал вас лучшей командой в своём последнем рейтинге. Значит, вам удалось преодолеть кризис конца 2015 — начала 2016?

— Разумеется! Об этом свидетельствует и рейтинг HLTV. Мы здорово все наладили и стали намного стабильнее. Да, иногда случается проиграть командам послабее. Например, мы уступили  .Russia на квалификации WESG 2016 и  VG.CyberZen — на StarLadder i-League StarSeries Season 2.

Ну, тут есть над чем работать. Сейчас мы перестали глобально менять что-то в команде и сосредоточились на том, что можно исправить. Мы нашли хорошую систему и теперь просто ей следуем.

— Вы перестали меняться ролями в команде?

— Да. Когда у нас был спад, мы много чего перепробовали, меняли ключевые вещи — игровых лидеров и снайперов. Остановились на текущем раскладе. Он работает, и нам с ним удобно.

— Ваше выступление на SL i-League StarSeries Season 2 было откровенно провальным. Что случилось в Киеве? Могут ли китайские команды войти в топ лучших? Недавно  TyLoo объявила о буткемпе в Европе. Вы будете тренироваться с ними?

— В Киеве сошлось много мелких факторов. Формат best-of-1 не очень подходит Counter-Strike, так как там слишком большую роль играет случай. Можно выиграть пистолетный раунд, а потом форс бай — и всё равно отдать карту из-за неудачного розыгрыша, в котором кто-то допустил глупую ошибку.

Очевидно, что у TyLoo есть потенциал, это сильная команда. Мы пробовали подготовиться к игре с ними, но они радикально поменяли тактику. Они сделали то, чего мы никак не ожидали. И это был сильный ход. Наши противники показали, что у них хороший опыт и что они отлично умеют адаптироваться и импровизировать. Так что да, у них есть перспективы.

Для TyLoo буткемп в Европе — очень важное событие, ведь именно здесь находится большинство сильнейших коллективов. Из-за этого и американская сцена от нас отстает. Здесь самый высокий уровень игры, и все друг с другом постоянно тренируются. Правда, есть и обратная сторона: во время буткемпов нельзя показывать свои лучшие стратегии. Партнёры запомнят их, придумают ответ и применят в официальных матчах. Это как лучшие карты раскрыть.

Здорово, что китайцы приедут сюда, это поможет им усовершенствовать игру. В своё время бразильцы точно так же приезжали в Европу перед каждым крупным турниром. И так же должна поступать каждая команда, которая хочет соревноваться с лучшими составами мира.



—Есть ли что-то необычное в стиле TyLoo? Восточные команды всегда отличались изобретательностью.

— Да, TyLoo играет и правда необычно. Заметно, что ребята много работают над стратегией и всегда знают, что нужно: куда идти, как идти и что делать. Но в этом их проблема: если ты знаешь их систему, тебе легко понять, как ей противостоять.

— Как ты думаешь, они похожи на команды, игравшие в CS:GO в самом начале? На тех, кто был сильно привязан к своим тактикам, вроде старых  NiP?

— Сложно сказать. Мы проиграли китайцам, потому что они нас подловили, а мы не были к этому готовы. Они ведь еще и очень здорово стреляют. Но мне кажется, что у них было преимущество неожиданности. Мы редко играли против них и не были готовы. Может, если они будут тренироваться в Европе, команды привыкнут к их стилю. Так что нам надо просто немного подождать и посмотреть, что изменится в их игре после буткемпа.

— Многие капитаны играют хуже потому, что им надо координировать команду. К примеру,  seized отказался от роли второго снайпера. Ты же часто берешь AWP и вообще находишься в наилучшей форме. Сложно ли совмещать функции снайпера и координатора?

— Не сказал бы. Думаю, координатор и снайпер — самые важные люди в игре. В CS:GO человек с AWP тащит всю команду. Он может нанести больше всего урона в матче, если у него есть поддержка. У  Natus Vincere G2A и  SK Gaming есть стратегии, которые направлены на работу со снайпером. Они кидают гранаты так, чтобы снайперу было удобнее стрелять. Мы так не делаем. Наша команда в своем роде уникальная: я могу быть снайпером,  Snax и  pashaBiceps тоже. Мы легко адаптируемся к тому, что происходит. Решаем, что вот это сработает — и сразу действуем. Но это наша сила и слабость одновременно. Бывает, что мы не всегда готовы выбить определённую точку со снайпером, но в целом наш подход работает.

Думаю, что быть снайпером и координатором одновременно неплохо. Игрок может решить, где хочет поймать противника, и подстроить под это остальных. Я мог бы быть основным снайпером, но это не играет нам на руку. Если игрок постоянно играет снайпера, он слабеет на других позициях. И дело не в том, что вы себе не можете позволить снайпера или не берете его, потому что у вас много игроков атаки. Просто есть тактики, которые лучше работают без него. Иногда нужно, чтобы было больше атакующих игроков, которые могут работать на ближних дистанциях. Все дело в стратегии и в стиле, и мы стараемся все время их менять.

— Давай обсудим недавние изменения в топовых командах. Например, в Natus Vincere. Что ты думаешь о замене  Zeus на  s1mple? Ты после этого общался с Даниилом? А с другими игроками Na`Vi?



— Мы с Na`Vi дружим. Тусуемся с ними всегда, когда можем, некоторых уже по десять лет знаем. Мы же старые соперники. И я был в шоке, когда Zeus заменили. Он в каком-то смысле был сердцем Natus Vincere. Все знали, что Zeus это Zeus. Но, может быть, это пойдет на пользу и ему, и Na`Vi. Сейчас он в  Gambit eSports, и у них вроде неплохой состав. Мне было немного страшно и грустно из-за этой замены, но если Gambit разыграется, то все в порядке. Будет очень интересно на них посмотреть.

Я рад, что теперь Даниил с  Dosia. Я играл с Dosia в одной команде на одном из последних для меня LAN-турниров по Counter-Strike 1.6 в Португалии. Еще с нами был  OverDrive и кто-то ещё. Мне нравятся эти парни, и я надеюсь, что у них все получится.

— Давай теперь про шведскую сцену поговорим. Тут  fnatic и  GODSENT обменялись игроками. Как думаешь, пошли ли такие замены им на пользу? Или, может, fnatic стала слабее?

— Каждой команде нужно время на притирку. У fnatic три новичка, и это мне не нравится. Поменять одного или двоих — это нормально, но тут получается совсем новый коллектив. Ну и пока они не так много официальных матчей сыграли. И я, увы, не думаю, что они превзойдут прежний состав.

А что касается GODSENT… Пока команда не попала ни на один турнир, и не похоже, что ситуация станет лучше. Я думаю, они совершили ошибку. У Na’Vi теперь есть s1mple, а у  FaZe Clan есть  allu. Для них все изменилось к лучшему, но для GODSENT — нет.

— А что насчет временного возвращения  Maikelele в NiP?

— NiP уже играли с Maikelele. Я раньше считал, что им нужно поменять пятого игрока и, возможно, ещё кого-нибудь. Но в итоге мне кажется, что Maikelele лучше всех.

Лично мне не нравится, что  f0rest используется в качестве снайпера. Он очень хорошо стреляет, но не из AWP, а из винтовок. Если бы он играл в атаке, то от этого бы выиграла и команда, и f0rest. А вот Maikelele как раз может стать основным снайпером. Он куда лучше вписывается в стиль NiP, чем  pyth.

— На ESL One New York вам впервые за долгое время удалось переиграть SK Gaming. Чувствуете себя непобедимыми?

— Нет, нет и нет! После победы над SK мы отдали карту  HellRaisers. Непобедимых команд сейчас уже нет. В отличие от времен CS 1.6, у всех примерно одинаковые шансы на победу. Да, если матч не в формате best-of-1, чаще всего побеждает сильнейший. Но все равно можно проиграть из-за невезения, неудачного дня и так далее. Поэтому нет, я не считаю нас непобедимыми. Да, мы можем выиграть турнир, если в какой-то день у нас все сложилось. Но в другой день мы можем уступить более слабой команде.



— Ты увлекался бразильском джиу-джитсу и даже участвовал в соревнованиях. Продолжаешь заниматься?

— У меня была травма плеча, и я на полгода завязал. Так что я давно этим не занимаюсь, к сожалению, да и в соревнованиях участвовал всего один раз. Но я очень люблю тренировки. Раньше я просто бегал и в зал ходил, а потом познакомился с джиу-джитсу и понял, что заниматься им намного лучше, чем просто железо тягать.

Но сейчас появилось очень много новых техник, так что в зале всегда есть чем заняться. Вот я и занимаюсь. Я люблю менять программы и пробовать разные штуки, но все-таки я скучаю по джиу-джитсу. Так что однажды я вернусь и снова буду заниматься.

В прошлом году у нас было около двадцати турниров по CS, так что соревнований мне хватает. А в джиу-джитсу мне больше всего нравятся сами занятия, по турнирам я не скучаю. Я подумывал о том, чтобы покататься по миру и потренироваться в разных странах, но всегда есть риск травмировать пальцы. Так что я пока отошел от единоборств. Почувствовал, что пальцы стали менее чувствительными. Мне иногда было трудно стрелять одиночными, потому что руки закостенели.

— У тебя есть хобби, кроме игры и боевых искусств? Как ты обычно расслабляешься?

— В последнее время много езжу на велосипеде. Я живу в хорошем городе, не очень большом, но и не очень маленьком, можно сказать — идеальном. Люблю просто сесть на велосипед и поехать в лес, это расслабляет.

Во время путешествий я читаю, и это помогает скоротать время, потому что путешествуем мы много. Люблю фэнтези и все такое. Еще смотрю сериалы: «Острые козырьки», «Марко Поло», «Наркос» — все не перечислить. Но думаю, что мое главное хобби — это все же CS.

— Смотришь ли ты MMA?

— Да, иногда смотрю важные матчи и соревнования по джиу-джитсу. В моём клубе Praetorian тренируется чемпион Европы, и мы стараемся не пропускать ни одного боя.

Ещё, кстати, провожу время с девушкой.

— Counter-Strike для тебя больше хобби или работа?

— Никогда не думал о CS как о работе, это все же хобби. Но в CS можно играть как для дела, так и для удовольствия. В первом случае нужно придумывать стратегии и анализировать противников, от чего иногда устаёшь. Обычно мы отдыхаем один месяц в году, но это отдых скорее от команды, чем от CS. Я люблю играть, причем в самые разные режимы — сёрфинг, deathmatch, миксы с друзьями — мне все в удовольствие. А с командой нужно работать сообща, решать проблемы, и порой это изматывает больше, чем просто игра в CS.

— Понимаю, что вопрос личного характера, но в случае с вашей командой не задать его нельзя — состав у вас постарше, чем у многих. У  kuben родился ребёнок, у pasha тоже,  TaZ не так давно женился. А вот про мисс Кубски никто из твоих фанатов никогда не слышал. Планируешь обзавестись семьей?

— Я не женат, но мисс Кубски существует. Свадьбу пока не планируем. Я лично считаю, что женитьба мало что изменит. Возможно, мы когда-нибудь решимся на брак, а пока просто живём вместе. О ребенке мы тоже думаем, и я очень хотел бы стать отцом. Все это вопрос времени.



— Не было мыслей вырастить новое поколение игроков для Virtus.pro?

— Киберспорт — это долгий путь. Не уверен, хочу ли я, чтобы мой ребенок пошел по нему. Но идея забавная.

— 2016 год можно по праву назвать годом  NEO и TaZ в Virtus.pro: судя по последним турнирам, ваша эффективность сильно выросла. Что этому способствовало? Очередная смена ролей в команде или новый подход к тренировкам?

— Пожалуй, все сразу. Я изменил свой подход к CS. После 1.6 игра мне не очень нравилась. У меня было что-то вроде кризиса. Я думал, что играть уже не так весело, как в 1.6, но разработчики кое-что изменили, и я тоже поменял свое мнение. После этого ко мне вернулась былая стабильность.

Как координатору мне бывает сложно руководить командой, я злюсь, когда что-то не получается или кто-то меня не слушается. Но в то же время думаю, что мне это необходимо. После стольких лет в игре тебя мало что волнует. Чем больше ты играешь, тем меньше переживаешь, и это слишком расслабляет. Роль координатора держит меня в тонусе. И это идет команде на пользу — мы стабильнее играем и лучше выступаем на турнирах.

— Сейчас ты один из самых возрастных игроков в профессиональном CS. Ты думал о том, что будешь делать после завершения карьеры? Хотел бы остаться в киберспорте?

— Конечно, я люблю киберспорт. Особенно столько путешествовать — это лучшая его часть. Благодаря Counter-Strike мы объездили почти весь мир. Еще мне нравится сама игра, так что стать тренером или аналитиком — это отличный вариант.

Но есть и другие варианты. Например, в свое время мы работали с Zowie — разрабатывали «железо» для геймеров (игрок работал с компанией над мышью ZOWIE FK — прим. ред.), и думаю, у меня были неплохие идеи… Вообще, времена изменились: еще пару лет назад мы боялись, что после завершения карьеры у нас не будет никакого будущего. Сейчас все иначе, киберспорт вырос, к нему совсем другой подход. Я не боюсь бросать игру, потому что знаю — мы найдем, чем заняться.

— CS:GO постоянно набирает обороты. Каждый месяц проходит не меньше двух крупных турниров. Сложно ли команде адаптироваться к такому графику и находить время на тренировки и разработку новых стратегий?

— Увы, время есть лишь в путешествиях. Совсем недавно мы выступали на Украине, приехали домой на день, и этим же вечером у нас был матч, а потом мы сразу же поехали в Нью-Йорк. Затем мы вернулись в Польшу на пять дней, и на каждый день у нас был назначен матч. Тренироваться времени не было. Но мы так часто меняли схемы и роли, что у нас накопилось множество тактик про запас. Еще у нас немного странный подход к тактике: когда наши рабочие заготовки перестали действовать, мы не стали их улучшать или как-то менять, а просто придумали новые. Мы разработали очень много новых тактик, но старые стратегии никуда не исчезли, и к ним всегда можно вернуться.

Конечно, было бы здорово тренироваться в Польше. Нам этого не хватает, но особых проблем нет: мы всегда можем использовать какую-нибудь забытую тактику, чтобы удивить противника. Здорово, что на EPICENTER: Moscow у нас есть собственная комната с компьютерами. Все мы в той или иной степени все еще задроты, которым комфортнее сидеть перед монитором, играть в Counter-Strike или другие игры. Ну, или по сайтам лазить. Так нам комфортнее.



— Во что ты играл в последнее время?

— Я играл в бета-версию Battlefield 1. Я был фанатом серии Call of Duty, но именно ранних частей, вроде Modern Warfare. Никогда не пробовал играть в Battlefield из-за техники и размера карт, а тут вот понравилось. Теперь жду выхода игры. Я пробовал играть в Overwatch, но мне не понравилось. Всякие саппорты и танки — это не моё. Мне больше по душе игры вроде Counter-Strike: все в равных условиях, все могут «затащить». В Overwatch это не так.

Поэтому я жду новый Quake. Когда я посмотрел трейлер, я сразу же полюбил игру. Я был фанатом Quake. В свое время я начинал с Unreal Tournament, потом был Counter-Strike, потом Challenge Promode (модификация Quake 3: Arena — прим. ред.). Мне очень нравилось передвижение игроков в Quake. В шутерах я больше всего ценю именно это.

— Valve отдала право проведения следующего мейджора ELEAGUE. Удивило ли тебя место его проведения?

— Совсем нет. Valve показала, что хочет давать major-турниры каждому серьезному организатору, а не одним и тем же. Свои чемпионаты уже провели ESL, MLG, DreamHack. Здорово, что у них нет любимчиков. ELEAGUE — отличный выбор. Это хорошие организаторы, они прекрасно заботятся об игроках, так же, как и здесь, в Москве. Так что, думаю, это был правильный ход, и я очень жду этот турнир.

— Сильно ли повлияло на вас решение Valve ограничить доступ тренеров к игрокам во время матчей? Видишь ли в нём какие-то плюсы?

— Думаю, для нас это выгодное решение, потому что для нас ничего не изменилось: у нас просто другой подход. Кубен помогает мне с анализом и подбором стратегий перед началом игры, а также с подготовкой первых раундов. А затем я все беру на себя, координируя ребят по ходу игры. Кубен не руководит нами во время матчей, так что нас это изменение не коснулось, а вот другим коллективам надо перестраиваться. Некоторые из них не в восторге от поступка Valve, но я ничего против не имею. Нам только лучше.



— Ты наверняка уже ознакомился с новой версией карты inferno. Как она тебе и какую турнирную карту из текущих она может заменить? Что Valve должна отправить на доработку в следующую очередь?

— Я не сыграл ни одного матча на новой Inferno, просто побегал по карте. Выглядит красиво. У самых первых карт была плохая цветовая гамма, из-за чего приходилось менять настройки Windows. Nuke стала первой картой с широким цветовым спектром и хорошей прорисовкой. Впрочем, даже сейчас на ней есть что улучшить.

Однако Valve не уберёт Nuke, потому что она новее прочих. По-моему, Inferno должна заменить Dust2. Не считаю ее хорошей картой. Это нормальный вариант для игры в миксе — на ней не нужны стратегии, просто хороший тайминг, чтобы застать врага врасплох. Я люблю Dust2, потому что это великая классика Counter-Strike, но мне не нравится, как на ней играют. Там есть над чем поработать. Например, в версии 1.6 на планте B было укромное место для снайпера.

Особых изменений не нужно — достаточно поменять некоторые детали. Уберут либо Cache, либо Dust2. Надеюсь на второе, потому что Cache в порядке, а на Dust2 мы чувствуем себя неуверенно. Никогда не знаешь, кто выиграет, вся тактика сводится к трем-четырем дымовым гранатам, а потом все решает эффект неожиданности и стрельба.

— Назови три вещи, которые бы ты хотел изменить в CS:GO.

— Про передвижение я уже говорил, но не уверен, что физика из Counter-Strike 1.6 приживется на движке Source. В 1.6 можно было передвигаться более эффективно. Удобнее были лестницы: например, в Global Offensive можно случайно залезть на вагон и упасть.

Вторая вещь — это прострелы. В 1.6 прострелы были неотъемлемой частью игры. Очевидно, что это не очень реалистично, но это было важным тактическим элементом, добавляло разнообразия. К примеру, можно было заложить бомбу и защищать её с помощью точечных прострелов. И это было круто. Это был еще один аспект игры, который нужно было изучать наряду с передвижением и стрельбой.

Еще в 1.6 мне нравилось выбирать скины для террористов или спецназа, а сейчас можно поменять только внешний вид оружия. Слышал, что у разработчиков уже есть подобные планы, но я не уверен что мы это увидим в ближайшее время. Это небольшая деталь, но она мне нравилась.

— Что думаешь по поводу недавнего изменения звуков?

— Звуки в порядке. Возможно, стоит сделать потише звук при включении оптического прицела. При игре за оборону снайпера слышно через полкарты, даже через стены, и можно понять, возле какой точки он находится. А в остальном все нормально.

— Ваш состав не менялся уже года три. Это огромный срок для киберспорта. Если представить, что завтра кто-то внезапно уйдет из команды, кто мог бы его заменить? Может, какое-то молодое дарование из Польши? К примеру,  innocent после ухода из  Team Kinguin хочет продолжить карьеру в Европе.

 MICHU играл за нас на нескольких турнирах. Думаю, он мог бы заменить кого-то из нашей пятёрки. Но все зависит от того, кто именно уйдет — это должен быть игрок с той же ролью и стилем игры.

— Тебе хотелось бы, чтобы Virtus.pro последовала общему тренду и подписала молодой и перспективный коллектив в качестве второго состава по CS:GO?

— Неплохая идея, потому что так можно работать над стратегиями и даже узнать что-то новое от второго состава. Однако на это нужно время, а мы постарше остальных профи. У нас есть семьи и другие обязанности.

Кстати, я тут еще про хобби вспомнил. Мы с миссис Кубски держим магазинчик под названием Golden Five, и это тоже требует времени.

— Ты наверняка знаешь, что  FalleN и Zeus открыли свои киберспортивные школы. Хотелось ли тебе, как одному из самых опытных игроков в мире, делать что-то подобное?

— Хотелось бы. Я видел несколько их обучающих видео, и думаю, что учить менее опытных игроков — это прекрасно. Пускай CS:GO не так сложна, как некоторые другие игры, но молодым игрокам всегда можно подкинуть несколько идей. Но сейчас я этим заниматься не хочу, потому что сконцентрирован на руководстве командой.



— Как тебе организация EPICENTER: Moscow?

— Это прекрасный турнир, хотя бы потому что у нас есть комнаты для тренировок. У нас очень крутые номера в отеле, но отдельное помещение с компьютерами все же важнее. Изначально меня пугало, что мы едем сюда на целых восемь дней, ведь обычно турниры длятся пять-шесть дней, но возможность практиковаться сняла все вопросы. Это один из лучших турниров на моей памяти. О нас заботятся, мы знакомы с организаторами и со всеми вокруг, так что мне здесь очень нравится. Пожаловаться могу лишь на небольшие проблемы с интернетом, но это мелочь.

— Как думаешь, этот турнир приблизит Россию к мейджору?

— Да, это один из вероятных вариантов для Valve. Здесь хорошие организаторы.

— Тебе не хватает турнира уровня The International, только по CS:GO? Ходили слухи, что Valve планирует нечто подобное.

Я вчера посмотрел интервью с pashaBiceps, и он всё правильно сказал. Мы играем в Counter-Strike уже 15 лет, и я считаю, что старейшая киберспортивная дисциплина заслуживает свой TI. Слухи до меня доходили, но пока никакой конкретики. Надеюсь, когда-нибудь у нас будет такой турнир.

Авторы вопросов: Назар «well» Бабенко, Антон «VaderN» Козлов.
К списку новостей

Комментарии

Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.