Mortal Kombat X – Get Over Here!

Вячеслав «NeeL» Мостицкий


В природе существует несколько видеоигр, которые на территории России и стран СНГ любят какой-то безумной, иррациональной любовью. Абсолютно любой человек мужского (а иногда и женского) пола в возрасте от 10 до 30 лет в определенный период своей жизни заигрывался в «Контру», Fallout, GTA и, вот сейчас, в Dota 2/LoL или Minecraft. Но ни одна серия игр здесь не сравнится по своему культовому статусу с Mortal Kombat. В него рубились все, бегали друг к другу в гости с раздолбанным картриджем, на котором уже потерся стикер ULTIMATE Mortal Kombat 3, засиживались после учебы и разбивали джойстики в попытках понять, как, блин, делается это бабалити. Mortal Kombat – это настоящая часть русской гик-культуры 90-х. Только вот, в отличие от многих других видеоигровых серий, «Мортал» пропал из поля зрения отечественного игрока на добрые десять-пятнадцать лет. У нашего старого друга был очень тяжелый период взросления, но теперь, кажется, он окончательно окреп и готов выйти на арену, чтобы надрать всем зад.


Райдэну снова предстоит собрать команду защитников
Девятый по счету Mortal Kombat, вышедший на всех актуальных платформах в 2011 году, по сути, продемонстрировал твердое намерение студии NetherRealm Studios (состоящей из бывших выходцев из Midway во главе с создателем игры Эдом Буном) задать всем жару. Но неожиданный успех MK можно было списать на счастливую случайность, а высокие бюджеты – на ошибку маркетингового отдела издателя Warner Bros., если бы спустя четыре года мы не увидели Mortal Kombat X. Потому что десятая часть оказалось лучше предыдущей практически по всем параметрам. Практически. 

Главное, что вам нужно знать: перед нами, пожалуй, лучший Mortal Kombat за всю историю. Он красивый, разнообразный, продуманный и, самое главное, невероятно веселый. Он хорошо балансирует между верностью традициям и свежими нововведениями, предлагает новых бойцов, при этом не забывая о культовых героях прошлого, и выдумывает все новые и новые способы развлечь игрока, вальяжно развалившегося у телевизора с джойстиком в руках. Но самое важное – механика боев в X стала настолько глубокой и многогранной, что ее можно ставить в один ряд с Soul Calibur и Tekken (фанаты Street Fighter и Virtua Fighter ухмыляются на заднем плане – их идолы все еще вне досягаемости). 


Один из новых бойцов MK X начинает проводить фаталити
Работа проделана по-настоящему впечатляющая: на первый взгляд может показаться, что «Мортал» стал чуть медленнее по сравнению с девятой частью, но как только ты осваиваешься с базовыми принципами ведения боя, игра разгоняется до бешеной скорости. Помимо стандартных двух ударов руками и ногами, блока и захвата, тут есть что держать в памяти: Reversal Attack (спец-прием сразу после блокирования удара противника), Wakeup Attack (спец-прием сразу после того, как тебя повалили на землю), брейкеры (прерывание комбо-цепочки врага, расходует одно деление «супера» и всю линейку энергии), Tech Rolls (позволяет чуть дальше откатиться от врага после падения) и еще парочка трюков. Здесь даже можно сразу не вставать после сокрушительного удара, чтобы сбить тайминг врага и не подставиться под комбо. Наконец, можно взаимодействовать с предметами на арене: кинуть старушкой во врага, отпрыгнуть от колонны на другой конец арены или швырнуть вазой в лицо – каждое подобное действие расходует немного энегии, но эффект может оказаться крайне полезным. Плюс, это весело! О серьезности намерений разработчиков сделать из MKX более-менее киберспортивную забаву говорит и тот немаловажный факт, что в меню паузы вынесены мув- и фреймдаты всех ударов. Сколько процентов здоровья отнимает тот или иной удар при попадании и в блоке, сколько кадров уходит на начало, активную фазу и восстановления каждого удара, и так далее. Эта информация будет крайне полезна тем, кто захочет посвятить свое свободное время (и другие аспекты личной жизни) изучению премудростей MKX. Сейчас о каком-то киберспортивном потенциале говорить сложно, да и не нужно: игра вышла совсем недавно, пока что все с радостным улюлюканьем бегают по кладбищу и покупают костюмы для своих персонажей за монетки, да и баланс все же остается далеким от идеала. Но при должном старании и внимательности к фидбеку фанатов у Mortal Kombat X есть все шансы остаться с нами надолго. 


Девушка-насекомое - выглядит мерзко, но персонаж интересный
С премудростей механики нововведения MKX только начинаются. Глубины (хаоса?) боям добавляет и заимствованная из Mortal Kombat: Deception идея с разными боевыми стилями/специализациями. У всех персонажей есть три вариации, каждая из которых открывает несколько спец-ударов, но блокирует оные из других вариаций. Иными словами, полного набора приемов у вас не будет никогда, придется выбирать. Подобное решение скорее не сковывает игрока, а заставляет его пробовать новые тактики и усерднее осваивать каждого персонажа. Тем более, что знакомиться придется часто и долго.  

За создателями Mortal Kombat замечена какая-то необъяснимая страсть придумывать множество новых героев, о которых забываешь спустя пять секунд после выключения консоли. Безвестные бойцы вроде Онаги, Хотару, Киры и десятков других появлялись только ради того, чтобы быть разодранными в клочья или попросту выкинутыми из ростера в следующей игре. В Mortal Kombat X новички есть, и их много – из 24 героев новых здесь целых 8, ровно треть. Четыре из них – Кун Джин, Джэки Бриггс, Кэсси Кейдж и Такеда – олицетворяют собой юное поколение воинов и приходятся родственниками  определенным «классическим» персонажам. Этот факт находит логичное продолжение в игровом процессе: например, дочка Джонни Кейджа и Сони Блейд (ага, вы многое пропустили) Кэсси Кейдж заимствует парочку приемов из арсенала родителей, ровно как и Такеда объединяет магические приемы отца Кенши с уловками учителя Ханзо Хасаши (Скорпион). Выглядит детвора очень скучно и лениво с визуальной точки зрения, но играть ими более-менее интересно, особенно за Такеду, эдакий «Скорпион цифрового века». Вторая четверка – настоящие фрики, жители потустороннего Outworld и враги громовержца Райдена. Эррон Блэк – ковбой, который очень активно использует огнестрельное оружие и взрывчатку; крайне непредсказуемый и быстрый герой, которому важно держать определенную дистанцию. Насекомообразная Д’вора постоянно прыскает ядом и насылает каких-то жуков и личинок, изрядно усложняющих процесс мордобоя. Шаман Котал Кан – крайне неповоротливый и странный увалень, который может ставить тотемы, наносить себе урон ради баффа и колотить дубиной; довольно неоднозначный, хоть и очень мощный герой. Наконец, настоящим украшением нового ростера стала девочка Ферра со своим ручным гигантом Торром – технически, это один персонаж, но очень часто девочка (с наточенными лезвиями на руках, да) разлучается со своим другом, например, когда тот со всей силы швыряет ее во врага. В такие моменты некоторые спец-приемы произвести нельзя, так как Ферра еще не успела вернуться к Торру – и нужно как-то выкручиваться. Это один из самых любопытным и непростых для понимания персонажей игры. Вообще, «злая четверка» выглядит гораздо круче своих юных оппонентов, но все они являются довольно непростыми в освоении героями, чей потенциал раскрывается далеко не сразу. Что касается классических бойцов, то все ключевые фигуры на месте, а вот некоторых сайдкиков, полюбившихся публике, тут нет: Кабал, Сайракс/Сектор, Синдел, Смоук. С другой стороны, им было уделено достаточно внимания в Mortal Kombat 9, так что  разочарованием это назвать сложно.   


Да начнется вторжение!
Стандартные дуэли один-на-один – это классическая программа любого файтинга, с ними все понятно. А чем еще может  развлечь себя игрок? Самый очевидный кандидат – сюжетный режим Story. И вот здесь кроется главное разочарование в MKX. История MK9 была на голову выше всех предыдущих частей, достаточно масштабная и серьезная, хотя все еще абсурдная и местами забавная. В MKX же мы наблюдаем полный фарс, плохо прописанный, невероятно глупый и скучный. Как правильно обратили внимание другие коллеги, есть что-то сюрреалистическое и отталкивающее в трогательной сцене единения Джонни и Кэсси Кейдж, когда секунду назад в соседнем режиме ты наблюдал, как отец хитро улыбается в камеру через проделанную в брюхе дочери дыру. В сюжетных перипетиях MKX есть парочка любопытных моментов, но в основном это нелепый цирк с перекаченными азиатами и загримированными стариками с готической вечеринки. Ощущения примерно как от просмотра фантастического треша ранних 90-х, когда синхронный перевод звучит тише оригинальной речи, пленка зажевана, а в конце кассеты тайком записан выпуск видеожурнала Playboy. С той лишь разницей, что никакого «Плейбоя» после прохождения MKX мы не нашли. 

Лучше всего себя показывают знакомые ветеранам «Башни» – серия битв с определенными соперниками и боссом Шиноком в конце. Традиционные башни делятся на классические (10 противников, по одному на каждую ступень), Test Your Luck (битвы со случайными модификаторами, от ограничения поля боя до вампиризма и отсутствия блока), Test Your Might (забавная мини-игра, в которой нужно колотить по кнопкам геймпада, чтобы разбить определенный предмет), Endless (сражайся, пока не умрешь) и Survivor (здоровье после каждого боя не восстанавливается; только для самых стойких игроков). Интересной вариацией на заданную тему стали «Живые Башни» – здесь в ход идут рандомные модификаторы и условия, которые меняются каждый час или день. Наконец, Tower Challenge предлагает пройти случайно сгенерированную башню с наилучшим показателем очков, чтобы потом отправить ее другу и посмотреть, сможет ли он побить ваш рекорд. 


Сражение в MK X выглядят потрясно!
Вообще, на взаимодействие с другими игроками MKX делает довольно крупную ставку. Онлайн-составляющая здесь самая масштабная в серии, и это не просто так. При первом запуске игры вам предлагается выбрать один из пяти кланов, которые ведут глобальную войну между собой в нескольких измерениях. Выбрав клан и участвуя в боях, вы зарабатываете клановые очки опыта и тем самым приближаете свою фракцию к победе в этом сезоне (длится неделю). Для ускорения процесса нужно также выполнять еженедельные задания, вроде «Пройди одну классическую башню», «Выиграй одну онлайн-дуэль» или «Прыгни пять раз во время матча и победи». Для самых преданных адептов здесь есть Invasion-боссы и Invasion-башни, которые становятся доступны в случайное время. В случае глобальной победы вам дадут много опыта и денег, на которые потом можно покупать фаталити и бруталити, костюмы, концепт-арты и многое другое в Крипте. На момент написания статьи безоговорочным лидером войны являлся клан Лин Куэй (Саб-Зиро), с «Белым лотосом» (Райден) и «Братством тени» (Кван Чи) в догоняющих.

Весь этот мета-гейм был придуман для того, чтобы придать осмысленности классическим онлайн-зарубам (их тут тоже несколько вариантов). Только вот на данный момент онлайн-битвы в MKX представляют собой жалкое зрелище: сервера не справляются с нагрузкой, поэтому каждый бой сопровождается ужасающими лагами, фризами и слайдшоу. Из десяти попыток сразиться с заокеанским другом успехом увенчаться может лишь половина, а то и меньше. Проблемы с соединением наблюдаются на всех без исключения платформах, разве что у Xbox One ситуация в целом чуть получше. 


Бойцам «Смертельной битвы» приходится терпеть и не такие удары
На этом сложности не заканчиваются. PC-версия при запуске также кишела техническими проблемами, которые не исправили до сих пор. Игра то не хотела устанавливаться, то просила сделать это несколько раз подряд, после чего либо отказывалась запускаться, либо работала со страшными тормозами вне зависимости от конфигурации компьютера. Масла в огонь подливала щекотливая ситуация с микротранзакциями: в любой момент вы можете купить за реальные деньги специальные жетоны, которые позволяют делать фаталити нажатием одной кнопки (а за них в некоторых случаях дают золотые монеты и всегда – опыт). Ну а за 999 рублей можно разблокировать весь контент в игре, чтобы не бегать по Крипте. Некоторые игроки усмотрели в этом какой-то особый злой умысел, но на самом деле это вопрос перспективы: для тех, кто хочет кровавой бани здесь и сейчас, а не тренироваться несколько часов кряду, это идеальный вариант. Все по-честному. 

Кстати, эти самые фаталити и бруталити вышли на совершенно новый уровень жестокости. Сцены садистского умерщвления прописаны с таким вниманием к деталям, что местами действительно становится не по себе. Креативные совещания отдела наверняка были очень насыщенными: «Слушайте, а вот у нас Скорпион разрубает голову врага пополам, и труп падает лицом на камеру. Можем сделать тут план покрупнее, чтобы мозги было видно? – «Да-да, а еще чтобы язык дергался, как в конвульсиях!» – «Отличная идея! Я тут подумал, пусть он еще сочится кровью? Билл, анимировать сможешь?» – «Да не вопрос, сделаем!». Серьезно относиться к этому снафф-шоу совершенно невозможно, поскольку все это довольно смешная и по-детски глупая бутафория. Только если в детстве работала фантазия, то теперь компьютер все делает за нас. 


Некоторые из xray ударов (не говорят уже о добиваниях) выглядят жутко. Но здесь мы их не покажем - смотрите сами в игре
Что в итоге? Mortal Kombat определенно стал красивее, разнообразнее, вдумчивее – и сложнее. К последнему можно относиться по-разному. MK всегда был почти обязательным атрибутом (предположительно пьяных и шумных) тусовок, где каждый мог взять в руки контроллер и хаотичным нажатием кнопок выиграть парочку матчей, получив тонну удовольствия. Теперь же порог входа стал во много раз выше, и бездна между казуалами и профи увеличилась пропорционально. Новичкам в жанре все равно можно (и даже нужно) играть в Mortal Kombat X, но для достижения каких-то значимых успехов придется потрудиться. Мы лишились простого и веселого файтинга «для вечеринки», но взамен получили комплексную и качественную игру с заделом на будущее. Как по мне, обмен более чем честный.


К списку новостей

Комментарии

Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.