Статья

Likkrit: «Кто реально хорошо играет — не берет выходных»


— Как ты попал в киберспорт и почему выбрал именно League of Legends?

— Я еще в школе начал играть в World of Warcraft. Меня позвал друг, сказал: «О, есть классная игра, пошли поиграем». Я согласился и некоторое время играл на расслабоне, без каких-то амбиций. Потом WoW стал требовать слишком больших эмоциональных усилий, и я его забросил. Начал совершенствоваться в «Лиге Легенд». Когда достиг определенного уровня, узнал, что существует competitive-составляющая и решил попробовать себя на про-сцене. Тут же обычно возникает вопрос: «А почему не “Дота”?» Я был большим поклонником первой, но во второй мне совсем не понравились интерфейс и новый движок. Поэтому я ее забросил.

— Когда ты играл в  Virtus.pro, вам не хватило всего одной карты, чтобы отправиться на квалификацию к чемпионату мира 2014 года. И в следующем сезоне на LAN-финалы команда пробиться не смогла. Почему?

— Хотя в команде были сильные игроки, у нас не было командного духа. Несмотря на то, что мы должны были работать как единый организм, каждый больше думал о себе, чем о том, что надо выиграть всем вместе. А со спадом все просто: у нас были проблемы в коллективе, которые мы не решали. В итоге их стало слишком много. Мы смогли исправить кое-что, заменив одного игрока, но этого было явно недостаточно.

Следующий турнир, который был в Киеве, мы провалили потому, что я не смог туда поехать. А на нашем финальном турнире в составе Virtus.pro мы заняли, если я правильно помню, третье место. Мы приняли ряд неправильных решений по заменам, но старые проблемы все равно остались. Мы никогда даже и не пытались их решить, а в итоге команда не могла показывать достойный результат.

— После того, как VP закрыла состав по «Лиге Легенд», ты отправился играть в микс  Your Exit, с которым занял последнее место в летнем сплите SLTV. Почему ты так поступил и сильно ли ударила по тебе эта неудача?

— После того, как я покинул VP, я сидел и полгода играл SoloQ — MMR у вас вроде бы называется в «Доте». Потом меня позвали друзья вместе покатать в Your Exit. К тому моменту я уже остыл и был готов немного поиграть на профессиональной сцене. Ну, зашел, сыграл с ними три игры, а потом вышел. Стало понятно, что мы не пройдем на LAN, несмотря на то, что я все делаю очень хорошо и что со мной у микса винрейт 66%. А на конец сезона я присоединился к команде  Dolphins of Wall Street, которая стала потом командой  Natus Vincere, и вместе с ней занял на LAN-турнире второе место, проиграв в гранд-финале со счетом 2:3.


— По окончании сезона 2015 года ты пришел в  Hard Random. Состав выиграл весенний сплит LCL, перешел в организацию  Albus NoX Luna и стал чемпионом летнего отрезка. Почему эта пятерка смогла так «выстрелить»?

— В течение года до того, как я пришел, команда Hard Random уже доминировала в СНГ. Но ей этого было недостаточно, ее владелец Юра Марков хотел, чтобы команда показывала успехи и на международной арене. Когда наш состав собирали, перед нами была цель — попасть на чемпионат мира. Мы весь год к этому готовились. В первое полусезонье мы не делали ничего особенного, просто выиграли СНГ. А во втором у нас все получилось.

Этот состав грамотно подобран, у нас игроки, которые могут считаться сильнейшими в СНГ на всех ролях. И поэтому мы, во-первых, хорошо играем индивидуально, а во-вторых, благодаря специфике каждого из нас, очень хорошо налажена командная работа и работа над ошибками.

— Успешное выступление на финалах сезона дало вам путевку на чемпионат мира IEM. Как вы готовитесь к этому турниру?

— IEM для нас — это еще одна попытка показать всем, что на чемпионате мира не «просто повезло». С другой стороны, победить на IEM вряд ли получится, потому что «Лига легенд» — это такая игра, в которую играют две команды, а побеждает все равно  SKT. Мы приложим все усилия, но не думаю, что мы сможем повторить успех  Moscow Five, которые когда-то выиграли чемпионат мира по версии IEM. Мы все равно будем готовиться, но я думаю, что больше чем на топ-4 вряд ли можно рассчитывать.

— Чем вы занимались после чемпионата мира и перед Open Cup? Вы вообще отдыхали или сразу начали готовиться к следующему сезону?

— Мы приехали с чемпионата мира, и у нас сразу же начался отпуск, потому что мы фактически год работали без перерывов. Перерыв между весенним и летним сплитом из-за участия в Wild Card у нас был всего две недели, что просто несерьезно. Из этих двух недель половину времени ты добираешься, снимаешься в медийке и прочее. С 15 ноября мы начали тренироваться, а до этого у нас был просто отпуск.


— В финале Open Cup вы играли с  Vega Squadron, и саппорт Vega  Edward сказал, что на этот раз «команда была даже ближе к победе, чем в прошлом сезоне». Согласен ли ты с этим?

— Vega могла выиграть финал, ведь они к этому турниру тренировались значительно больше, чем мы. Так получилось, что мы начали тренироваться только 15-го, турнир начинался 27-го. Vega же начала тренироваться еще к IEM, они были разогреты и готовы к игре.

Были ли они ближе — честно говоря, нет. Все как обычно: мы проигрываем игры на собственных ошибках, как только мы находим способ это исправить — мы у них выигрываем.

— Что вообще для вас значил этот небольшой межсезонный турнир? Это был просто «разогрев» или вы всерьез хотели выиграть?

— Честно говоря, этот турнир нужен не столько нам, сколько другим командам. Те, кто в межсезонье не выиграл даже СНГ, с лета сидят и ничего не делают. Для них дополнительный турнир — это приятно. А мы очень сильно устали, у нас как у команды нет такого опыта, что мы играем без перерывов LCL, финалы LCL, Wild Card, worlds... Ни одна команда в СНГ никогда столько подряд не играла. Мы этот турнир не планировали сливать, но нельзя сказать, что он для нас был чем-то серьезным.

— Недавно ты написал в «твиттере», что стал свободным агентом. Какие предложения ты ждешь? Ты готов пообщаться с коллективами из challenger-серии или тебя интересуют только команды из высших дивизионов — LCS или может даже Америка?

— Ну, в первую очередь, я хочу рассмотреть предложения. Хочется банально узнать, насколько наш успех на чемпионате мира повысил мою ценность как игрока. Предложения в СНГ я не рассматриваю, так как моя команда лучшая, и нет смысла куда-то переходить. Если же говорить про зарубежье, то в challenger-серии я не готов играть, только LCS, американский, европейский, возможно, Бразилия. И это должно быть очень хорошее предложение.

— На чемпионате мира ты показал саппорта Брэнд, на котором уничтожил  G2 Esports в первом круге группы A. Идею подхватили любители, причем некоторые из них собирают Sightstone после покупки одного предмета на урон или вовсе не собирают его. Пошел бы ты на такой риск в профессиональном матче?

— Ну, начнем с того, что я не уничтожил G2 в той игре. Я хорошо сыграл, я сделал так, что эффективность моего героя была выше, чем у вражеского игрока на этой позиции, но это была не одна из тех игр, где я в соло все делаю. Не сбор Sightstone на этом герое — это отвратительная практика, это должно быть наказуемо репортами не только в профессиональных играх, но и в индивидуальной очереди. Потому что это полностью демонстрирует пренебрежение к команде и то, что ты встал не играть саппортом, а просто взять какого-то героя, чтобы дамажить, но не стоять на миде.

Это неправильно. Я и сам не стал бы так делать, и тех, кто себе такое позволяет, не одобряю.


— Одним из твоих основных чемпионов считается Бард, однако в финалах сезона ты выиграл им лишь одну карту из пяти. Был ли Бард слабее в патче 6.18, чем в предыдущих версиях?

— Нет, не слабее, но на чемпионате мира было очень много дополнительных нюансов. Против  ROX Tigers я бы проиграл на любом чемпионе. В первой игре мы были совсем не готовы к ним, мы считали, что приехали как отщепенцы и шансы выиграть у корейской команды стремятся к нулю. А в третьей игре против ROX Tigers у нас не было ни сил, ни мотивации.

Дальше были два поражения против  H2k. Так получилось, что мы проиграли в тех местах, где Барда не было, и я никак не мог на это повлиять. Тут дело в том, что Бард был взят там, где было больше всего шансов проиграть. Он не был слабее, чем в других патчах, просто я выбрал не лучшее время для него. Но, с другой стороны, вариантов у меня все равно не было.

— Ты известен великолепной игрой на Треше, но этого ранее популярного саппорта ни разу не взяли на чемпионате мира. Что мешает персонажу стать метовым и решит ли Courage of the Colossus все проблемы чемпиона?

— Это отличный вопрос. Нет, «колосс» не решит все проблемы Треша. Он несколько поможет ему, но я бы не сказал, что сильно. Почему Треш, который раньше был не то что самым популярным саппортом, а вообще самым популярным чемпионом в «Лиге легенд» и являлся одной из причин, почему я играю на роли поддержки, не был взят ни разу на чемпионате мира и вообще не популярен сейчас? Основная причина — слишком большое количество нерфов и устаревание его механики. Когда он вышел, он был впереди планеты всей, у него были уникальные механики, и все такие «воу, какой классный чемпион, давайте на нем играть, очень интересно». Сейчас Треш выглядит по сравнению с другими чемпионами «Лиги Легенд» очень обыденно, а еще он слабый. Для того, чтобы чемпионов брали на турнирах уровня чемпионата мира, должна быть причина их брать. И если всегда есть другой чемпион, который делал все то же самое, что и Треш, но лучше, брать Треша смысла просто нет.

— Во время чемпионата мира ты сыграл около сотни рейтинговых матчей на североамериканском сервере. Европейские и даже местные игроки отмечали, что уровень рейтинговых матчей в Америке куда ниже, чем в Европе. Ощутил ли ты эту разницу?

— Да, конечно. Разница в уровнях была несколько скомпенсирована наличием игроков с чемпионата мира, корейцев, китайцев и европейцев, но все равно очень заметно. Есть в Европе вторичный сервер — Nordic, и вот он по уровню приблизительно равен Америке. В Европе считается, что уровень Nordic настолько низкий, что нет смысла сравнивать его с топом.


— После сезона 2015 года ты стал первым представителем региона СНГ, который взял верхнюю строчку в ладдере западно-европейского сервера. Что значило это достижение лично для тебя? И подпортило ли радость то, что большинство топовых игроков отдыхало после LCS и чемпионата мира?

— Я считаю это самым большим достижением в моей киберспортивной карьере… Занять хорошую позицию на чемпионате мира — один вопрос, а индивидуально взять топ-1, тем более на роли, которая хуже всего для этого приспособлена, совсем другой. Это для меня очень много значило, это очень мотивировало меня играть дальше.

А подпортило или нет… Считается, что в это время не играют, но это относится только к тем, кто обычно не играет на моем рейтинге. Все ребята, с которыми я обычно имею дело —  Nukeduck,  Febiven,  Rekkles и другие топовые спортсмены — они все там были. Потому что те, кто реально хорошо играет — не берут выходных.

— Успехи Albus NoX Luna привлекли внимание не только фанатов «Лиги Легенд», но и поклонников других дисциплин. Тем не менее в СНГ LoL все еще находится в тени «Доты». Как ты думаешь, в ближайшем будущем это изменится? И что вообще нужно сделать для того, чтобы «Лига Легенд» в СНГ наконец набрала большую аудиторию?

— Действительно, «Лига Легенд» в СНГ далеко не так популярна, как «Дота», но она развивается, и разрыв сокращается. Я думаю, если в следующем сезоне Riot Games сделает то, о чем я знаю, но не могу сказать, есть шанс, что буквально за год «Лига Легенд» догонит «Доту».

— Раньше игроки из СНГ часто совмещали выступления с учебой или работой. Тебе самому пришлось пропустить LAN-финалы 4 сезона SLTV из-за сессии. Изменилась ли ситуация с появлением профессиональной континентальной лиги, где уже гарантировано вознаграждение от Riot?

— Да, а еще сильнее все изменится после новинок, которые будут в этом сезоне. Я не уверен, что они были официально анонсированы, поэтому не буду рассказывать, но суть в том, что игрок теперь может не волноваться и не считать, получит он что-то с призовых или нет. Теперь он может просто играть, если он хочет это делать профессионально, даже если он не занимает пока первые строчки.

Мне эта система кажется оптимальной, она позволяет молодым игрокам стать профессионалами. У нас по правилам игрок не может играть, пока ему не исполнилось 17. Но в то время, когда я начинал, в СНГ никто не был готов бросать учебу или реальную жизнь ради «Лиги Легенд», все были готовы только совмещать. Сейчас же есть игроки, которым нет 17 или только исполнилось. Но они уже все горят, так как знают, что «Лига Легенд» будет им лет пять деньги платить, и они могут об этом не волноваться.


— Все участники лиги получают выплаты от Riot Games, субсидии на реализацию буткемпа и так далее. Как ты считаешь, нынешние выплаты Riot покрывают затраты участников?

— Конечно же, одних выплат не хватает. С чем это связано? Зарплаты игроков в целом неплохие, в следующем сезоне станут очень неплохими. Я не говорю про Москву, я говорю про Россию. Выплаты же субсидий организациям в СНГ пока не достигают того уровня, который необходим, чтобы организация могла отдельно на эти деньги что-то делать. В Европе, допустим, ситуация кардинально иная, потому что там на выплаты Riot Games организация может полноценно функционировать, причем может иметь несколько составов. Если же мы говорим о том, что это не единственный источник дохода и у игроков, и у организации, то тогда это становится очень приятным бонусом, который никогда не является лишним, и даже в случае того, что организация не может себе позволить высокий уровень зарплат, он компенсирует то, что вы играете в «Лигу Легенд».

— Насколько то, что команды из СНГ не могут пробиться на LCS, даже в challenger-серию, замедляет развитие региона?

— В истории СНГ была только одна команда, которая могла стабильно играть в LCS. M5, которая потом стала  Gambit. Она и играла там, потому что не было этого запрещающего правила. Но после того, как его ввели, команд из СНГ такого уровня уже и не было. Так что запрет повлиял скорее положительно, у команд из СНГ появилась возможность показывать себя на международном уровне. А если бы они бесконечно пытались квалифицироваться в LCS, такого бы не было. Сейчас же на турнирах показывать себя могут не только топ-1 команды из СНГ, но и топ-2, и топ-3.

Если бы у нас были команды уровня LCS, запрет был бы неприятным, я бы сказал, останавливающим. Но команда, которая может играть на уровне LCS, появилась только в этом году — вот наша Albus NoX. Так что я бы не сказал, что этот запрет как-то остановил сцену или уменьшил популярность. Наоборот, наша локальная лига позволяет смотреть на реальные числа, на реальную статистику, иметь стримы на русском и другие плюсы, которые без отдельного региона были бы просто невозможны.

— В летнем отрезке континентальной лиги лишь вы и  Team Just не прибегли к помощи европейских легионеров. Как ты считаешь, они способны поднять уровень игры в нашем регионе, либо идут сюда лишь потому, что не способны пробиться в challenger-серию или LCS?

— Скажем так, к нам идут те, у которых нет более интересных вариантов. С другой стороны, играть в LCL лучше, чем играть в команде challenger-серии, которая не пройдет в LCS. Здесь у тебя есть шанс выиграть, есть шанс пройти на чемпионат мира. Другой вопрос, что некоторые иностранцы, которые играют у нас, не смогли играть на нормальном уровне в Европе, и поэтому для них это last resort. Потом они идут играть в Турцию и так далее. Сложно сказать, у каждого очень индивидуальный случай.

— Проводите ли вы время с командой за пределами «Лиги легенд» или собираетесь вместе только на матчи?

— Конечно же, проводим. Когда вы два месяца вместе живете, невозможно только играть. Правда невозможно. Тебе нужно общаться, вы должны что-то еще делать, чтобы все в команде лучше узнали друг друга. Это стандартная практика, которая используется в передовых регионах — в Корее, Китае, Европе и Америке.

— Предсезон «Лиги Легенд» завершится уже 7 декабря. Как тебе переосмысленный лес и новые предметы для саппортов?

— Мне эти изменения не нравятся. Новые предметы заставляют саппортов играть определенными чемпионами и действовать определенным образом, а я не люблю, когда игроков загоняют в рамки. Про лес же — я достаточно консервативный игрок, и мне надоело, что каждый сезон меняют лес. Ведь к нему должен адаптироваться не только лесник, но и вся команда.

Но вообще я точно смогу через месяц где-то сказать. Так как я все-таки консервативный и многое принимаю в штыки, мне надо привыкнуть. А пока судить сложно.

— Riot Games еще сильно переработала ассасинов. Она хотела, чтобы у противников было время среагировать на нападение, однако Ренгар и Талон теперь не только внезапно нападают, но и с легкостью покидают поле боя. Увидим ли мы нетипичных ассасинов на профессиональных матчах?

— Тех чемпионов, которых раньше не брали, мы и не увидим. Никто не будет играть ни Талоном, ни кем-то еще. Из новых будут играть только Катариной. Вообще обновление ассасинов мне не понравилось не как консервативному игроку, а как человеку. Оно очень плохое. «Riot’ы» всегда говорили, что есть нездоровые механики, но их в игре быть не должно. И тут это сами вводят на трех разных чемпионах! Мне это не нравится, так как нездоровые механики негативно отражаются не только на общей игре, но и на моем геймплее как саппорта.

На каждое действие должно быть противодействие. А на те вещи, которые сейчас сделала Riot Games, его не существует. Мне это очень не нравится.

— В сравнении с «Дотой» в «Лиге Легенд» были небольшие призовые фонды, и Riot не стремилась их увеличить за счет поклонников. Это было до чемпионата мира, когда появилась возможность увеличить призовой фонд за счет продажи скинов. Как ты относишься к этому?

— Я не сторонник краудфандинга. Организация может просто сказать: «Призовой фонд будет столько-то». А здесь она говорит: «Покупайте скин, и мы добавим это к призовому». Для меня это нездоровая практика, потому что так из игроков выкачивают дополнительные деньги. Допустим, в «Лиге Легенд» это сделано нормально, потому что Riot действительно отдает кусок с того, что она бы сама получила, в «Доте» же система компендиума мне совсем не по душе, потому что игроку дают дополнительную плюшку, которую ты должен купить… Ну, не должен, но все твои друзья купили, покупай и ты тоже. А выкачивать из игроков дополнительные деньги во free-to-play игре неправильно.

Вопросы составили: Денис «Ethrealin» Матусовский, Андрей «FUki» Кирюкин.

Комментарии