Новость

Летний DreamHack: Шаг вперёд или два назад?

С появлением мейджеров и постоянным прогрессом самых различных турнирных площадок многие чемпионаты стали ощутимо мельчать. Летний DreamHack 2015 года не стал исключением. Двухлетний опыт проведения LAN-турнира в Йенчепинге не помог организаторам добиться существенного повышения престижности мероприятия.

Летний чемпионат 2015 года по Counter-Strike: Global Offensive прошел при меньшем количестве участников: шесть приглашенных коллективов дополнили два победителя BYOC-квалификации. Для сравнения, в прошлом году основной этап турнира предполагал участие шестнадцати команд. При этом, несмотря на наличие явных фаворитов, групповая стадия DH Summer 2014 не обошлась без неожиданных результатов. Безусловно, за баталиями лучших представителей европейской сцены в плей-офф было наблюдать интереснее, но это не означает, что этим должен ограничиваться чемпионат такого уровня.

Лето 2014 года запомнилось выступлением сразу трёх молодых шведских коллективов: Lemondogs, Flipsid3 Tactics и SK-Gaming, вернувшихся в CS. Последние, между прочим, дважды обыграли в группе самих  Fnatic (de_train 16:14, de_inferno 16:9), не дав одной из лучших команд мира выйти в плей-офф. SK, в которых на тот момент играли pita, emilio, Maikelele, SKYTTEN и roque, сумели громко заявить о себе, и тот факт, что они в первом же туре после групповой стадии покинули чемпионат, ни чуть не уменьшает их заслуг – игроки были замечены лучшими командами.

Рассматривая DreamHack Summer 2015, нельзя выделить какой-то проблеск молодых команд, либо же восходящих звёзд, в будущем готовых заменить ветеранов современной CS-сцены. На самом деле, это очень печальная ситуация, которая может привести к очень нехорошим последствиям. Киберспортивная составляющая CS:GO на данный момент переживает то время, когда проблема нехватки талантов начинает маячить на горизонте.

Сложности, с которыми сталкивается любая дисциплина, причем даже не обязательно киберспортивная, рано или поздно дают о себе знать. Речь идет о ротации талантов среди профессиональных команд. Все помнят историю CS 1.6: несколько лет противостояний лучших из лучших практически начисто вымыли прослойку начинающих про-игроков. Одним из ключевых моментов в этом процессе являлось отсутствие возможности проявить себя семи-про коллективам и молодым игрокам. Последняя тенденция в CS:GO, заключающаяся в отделение мух от котлет, напоминает то, что происходило в 2007-2008 годах, но в немного ином ракурсе.

Сегодня мы видим зарождение отдельных лиг и чемпионатов для семи-про, а также турниров с малым призовым фондом, на которые грандам не хочется тратить свое драгоценное время. Естественно, организаторы не идиоты – матч между  Ninjas in Pyjamas и Fnatic привлечет гораздо больше зрителей, чем поединок между условными малоизвестными командами. От посещаемости турниров, как и от просмотров, зависит поддержка спонсоров, этого никак не исправишь. Проблема в том, что сокращение шансов для менее именитых коллективов на участие в больших, возможно даже, в крупнейших чемпионатах, убивает будущее профессиональной сцены.

Это было уже подмечено ранее, но это стоит еще раз напомнить. Плотный график профессиональных команд, которые в текущих реалиях вынуждены из разу в раз проводить официальные встречи в рамках трёх-четырёх лиг, вскоре заставит коллективы делать выбор в пользу самых крупных турниров с достойными призовыми. Ситуация чем-то схожа с той же Dota 2, только вот в CS:GO нет своего The International, где команда могла бы заработать достаточное количество денег, не отвлекаясь при этом на десятки других турниров.

Поймите правильно, большое количество чемпионатов и лиг - это не плохо, это, наоборот, хорошо для сцены. Плохо то, что все эти турниры и лиги сейчас рассчитаны на одни и те же команды. Все мы с радостью наблюдаем за ставшими уже классическими противостояниями между NiP и Fnatic, Team EnVyUs и Virtus.pro, Titan Esports и  Natus Vincere и так далее, но задумайтесь – что будет через два, три года? Выйдет новый CS и все перейдут на него? Это не слишком поправит положение, хотя этот вариант обновления сцены видится мне наиболее вероятным. Если уйдут такие игроки, как f0rest, GeT_RiGhT, если сгинут такие команды, как NiP и Fnatic, – куда денется авторитет? Ведь не будет никакой преемственности, так как никто из молодых команд или игроков не сможет самоутвердиться за счёт ярких побед над грандами CS:GO-сцены.

В таком случае, авторитет, накопленный годами выступлений на профессиональной сцене, откинет Counter-Strike на ранние этапы развития. При этом, сцена потеряет огромное количество зрителей: кто будет смотреть на малоизвестных игроков в незнакомых командах? Идеальной ситуацией для продолжения жизни CS, для экстенсивного пути развития игры как дисциплины, стал бы приход свежей крови, молодых, голодных до побед игроков, которые начали бы обновлять профессиональные коллективы. Отличным примером является нынешний состав Natus Vincere, которые относительно недавно взяли к себе flamie, значительно оживившего их игру.

Да, для молодых, подающих надежду команд, сейчас существует система выхода из высших лиг в профессиональные и SLTV Starladder с ESEA ESL тому яркие примеры, но каков процент тех команд, которые всё же пробились именно таким способом? В противовес этому можно привести не один пример, когда подающий надежды состав выстреливал на LAN-турнире и был замечен – взять тех же  LGB eSports, шведский состав которых был расхватан как горячие пирожки. Стоит понять, что даже при вылете из групповой стадии, хорошая игра имеет значение. Игроки, систематически оказывающие достойное сопротивление лучшим представителям сцены, не могут быть не замечены. При необходимости формирования новой команды или при вынужденных изменениях в коллективе, к ним обязательно присмотрятся повнимательнее.

Возвращаясь к ситуации с DreamHack Summer 2015, хочется отметить двойственность сокращение состава участников. При наличии тех минусов, о которых шла речь выше, летний турнир обладает и своими плюсами. Одним из них является традиционная BYOC-квалификация и та интрига, которую она в себе несет. С каждым годом все больше именитых команд пытаются заработать место в основной части турнира, что не может не радовать. Как вы уже знаете, в этот раз в Йенчепинг приехали Team Kinguin и Team Dignitas. Наличие этих коллективов среди прочих участников отборочных, предшествующих DH Summer 2015, значительно усилило интерес именно к открытой BYOC-квалификации.

Для организационной составляющей чемпионата меньшее количество участников - это также позитивный момент. Сниженное вдвое количество команд, получивших прямое приглашение от организаторов, помогло провести групповой этап в более сжатые временные рамки, при этом практически все игры несли в себе интригу –балласт в виде не самых сильных коллективов отсутствует. GSL-система групповой стадии, а также опытные соперники не позволили с точностью назвать всех фаворитов группового этапа, и это хорошо. В отличие от предыдущих двух летних DreamHack, мы застали серьёзнейшее противостояние одних из лучших европейских команд начиная с ранних этапов мероприятия.

По большому счёту, прошедший DreamHack Summer 2015 мало чем отличался от той же французской остановки в городе Турс. Тот же самый призовой фонд, тот же самый плей-офф с четырьмя командами, и даже тот же самый чемпион – Fnatic! И в одном, и в другом случае, в плей-офф вышли два нордических коллектива и представители Франции и СНГ. Грубо говоря, летний DreamHack потерял свою статусность и стал одним из региональных, местечковых LAN-турниров. Раньше это был один из крупнейших чемпионатов лета, на уровне того же ESWC, но турнир мельчает на глазах.

Несмотря на существующие проблемы организаторов, примеры эффективного повышения качества проведения турниров имеются. Среди самых ярких (но не самых наглядных, учитывая уровень бюджетов) лиги ESEA, ESL и FACEIT. Две первые объединились в крупнейшую лигу в истории CS:GO, а организаторы последней перешли от локальной европейской лиги к международной - аналогу ESEA League. Еще одним хорошим примером для европейской сцены является SLTV StarSeries. Финалы тринадцатого сезона обошлись без Virtus.pro, NiP, Fnatic,  Team SoloMid и многих других, однако даже с болгарами и второй командой Польши смогли подарить всем зрителям яркое, запоминающееся шоу.

Остаётся надееться, что кто-то всерьез обратит внимание на существующие проблемы и вопреки погоне за доходами не забудет о самой дисциплине, игроках и проблемах команд. Что турниры и лиги для полупрофессиональных коллективов и менее крупные чемпионаты не приведут к разделению CS:GO-сцены на pro и non-pro, что стало одной из основных причин смерти CS 1.6. Valve вплотную занимаются импортированием Source 2 в Dota 2, думается, что на очереди аналогичные изменения в CS:GO, возможно новый Counter-Strike: Reborn. Вспоминая то, как бывшие игроки 1.6 и CS:S переходили на CS:GO, хочется, чтобы хоть кто-то из текущих возрастных ветеранов задержался на еще один заход. Counter-Strike сцене нужны свои легенды.

Комментарии