Kuben: «Я совершил ошибку, когда ушёл из киберспорта»

Андрей «FUki» Кирюкин
Крупные мировые турниры по Counter-Strike: Global Offensive идут один за другим. Тренер команды  Virtus.pro   Якоб «Kuben» Гуржински нашёл время и силы для большого интервью. Мы встретились с Якобом в отеле и провели за беседой почти час.


В Катовице тренерам разрешили заходить в игры
― Kuben, давай начнём с обычных вопросов. Теперь ты являешься тренером команды. Что изменилось в твоей жизни? Каковы твои обязанности и как ты проводишь свой обычный день?

― Привет всем. Как вы, наверное, знаете, в начале февраля я стал тренером команды Virtus.pro по Counter – Strike: Global Offensive, и я так же частично являюсь её менеджером. Как проходит мой день: когда я просыпаюсь, я готовлю себе завтрак и кофе, сажусь за свой компьютер, отвечаю на почту Virtus.pro и занимаюсь различными вещами для команды, расписанием игр, турниров, связываюсь с менеджментом Virtus.pro, с владельцем, Сергеем, иногда веду разговоры со спонсорами. Затем я стараюсь посмотреть столько демок, сколько смогу, чтобы подготовиться к тренировке команды, которая обычно начинается в 17 часов, а перед турнирами - в 16. Мы обговариваем стратегии 1 или иногда 2 часа. Затем парни обычно играют официальные матчи или просто тренируются, а я сижу вместе с ними в TeamSpeak’е и стараюсь улучшить их игру, уменьшить количество ошибок.

― После того, как ты присоединился к команде как тренер, многие фанаты и журналисты заметили, что команда начала играть немного лучше. В частности, стала играть чуть более агрессивно и стала лучше играть на карте cobblestone. Это твоя личная заслуга или заслуга всей команды в целом?

― С тех пор, как я начал работать с ребятами, я давал им советы, но я так же оставлял им свободу в выборе, они сами решали, что им делать. Я не хотел давить на них, говорить им, что делать: «Сделайте вот так! Вы должны мне верить!» Всё происходило больше как диалог между нами. Это лучший способ, потому что мне, как шестому игроку, как тренеру, доступна иная точка зрения на игру. Если игроков всего пять, то они постоянно спорят друг с другом, иногда у кого-то проявляется эго: «Нет, я этого делать не буду!». После того как я пришёл в команду, нам стало легче решать проблемы. Как я и сказал, мы стараемся уменьшить количество ошибок в игре. Мы обговариваем каждую ошибку, которую они допустили, обговариваем каждую игру. Даже если мы проиграли 16-1, 16-4, мы обговариваем, в каких раундах мы проиграли, в каких победили, что мы сделали хорошо, и я стараюсь это записать на будущее, чтобы знать, что у нас получается хорошо, какие ошибки мы допускаем и как их исправить.

― Ты нам рассказал, как проходит тренировка, но как насчёт LAN турниров? Все видели, как ты стоял с микрофоном шестым за спинами парней и что-то им говорил. Что ты там делаешь, что ты им говоришь во время игры?

― Во время турнира, как, например, в Катовице, во время всех официальных матчей на LAN турнире есть некоторые отличия от онлайновых матчей. Ты должен быть готов к своему оппоненту, ты должен знать, как они играют, что нужно делать в игре, чтобы сбить их с толку, потому что наши оппоненты тоже смотрят наши демки. Так что мы пытаемся менять тактики каждый раз, особенно когда играем против топовых команд. Когда я стою за спинами парней во время матча, я всегда стараюсь подбодрить их, например, сказать Neo, что он принял отличное решение, потому что выбирает тактики всегда он, а я просто даю ему советы. Также я даю команды на перетяжку, в основном за сторону КТ, потому что мне видно, какому игроку и куда нужно идти, какая территория свободна, как лучше проверять карту и возвращаться на плэнт. А за сторону террористов мы обговариваем до игры, как играть пистолетный раунд, как играть анти-эко, полу-закуп, и мы всегда обговариваем, как играть первый раунд с винтовками, потому что он очень важен для захвата преимущества на первые 3-4 раунда.


Во время игр Kuben находится за спинами игроков
― Теперь позволь мне задать более конкретные вопросы. Пользователи сайта Virtus.pro интересуются:
Все знают, что у  byali великолепная точность, и иногда он может спасти такие ситуации, которые не сможет спасти никто другой. Это его талант. Почему же тогда  snax, а не byali, играет на центральных позициях, ключевых для Virtus.pro?

― Мы об этом не думали. С тех пор, как я пришёл в команду, мы никак не меняли позиции игроков. Возможно, в будущем мы внесём изменения. Стиль игры byali отличается от стиля snax’а. byali всегда играет на больших плэнтах, где стоят 3 человека, потому что так проще оставить его одного, как, например, на mirage в начале раунда он играет один, так же и на cache. Он лучший игрок, когда он остаётся один на позиции, когда кто-то другой помогает ему дымом или флэшками. Он лучший, когда он стоит на одной позиции. У snax’а другой стиль игры, ему нравится делать много вещей, нравится пытаться прокрасться куда-нибудь. Поэтому у игроков такие позиции.

― Я ценю твои ответы, но пожалуйста, не рассказывай никаких секретов, иначе о них все узнают.

― Ты прав, я рассказываю слишком много.

―  NEO сейчас в идеальной форме. Многие говорят, что его форма даже лучше, чем была 5 лет назад. Это результат того, что ты стал тренером, или же это командная заслуга?

― Как ты и сказал, NEO сейчас играет очень хорошо. Мне кажется, это наполовину моя заслуга, потому что я снял с него часть нагрузки. В игре вся нагрузка лежит на капитане, даже если ты что-то сделал не так, то это ошибка капитана, потому что он дал команду, он выбрал тактику. Теперь он берёт 50% на себя, и я беру 50% на себя. Мы стараемся давать игрокам право высказать своё мнение в игре, например, что какая-то стратегия не сработает. Но стратегии выбирает либо капитан, либо я. Также это из-за того, что NEO решил играть намного больше, потому что у него проблемы с плечом, и он не может заниматься бразильским джиу-джитсу уже где-то 2-3 недели. Это дало ему больше времени играть в aim-карты, смотреть демки и фокусироваться на игре. Как вы видите, это принесло свои плоды, и я считаю, что он был лучшим игроком в нашей команде на этом турнире.

― Хорошо, что ты рассказал о ведущих ролях в команде, потому что дальше вот такой вопрос: многие фанаты видят, что  TaZ является формальным лидером и самым публичным человеком в команде. С другой стороны, есть Kuben, тренер и лидер. Какова субординация в команде, как идут твои приказы, всё ли с этим в порядке?

― Как я сказал раньше, я с командой уже полтора месяца, и за это время у нас не было с этим никаких проблем. Taz - формальный лидер команды, он всегда произносит речь на сцене. Мне кажется, ему это нравится, потому что он к этому привык с давних времён, когда он всегда давал интервью, потому что у него это получается лучше всего в команде, и ему нравится быть на сцене. Я, может быть, не такой уж и стеснительный, но мне нравится оставаться позади, чтобы выложиться на 100%. Мне не нужно, чтобы ко мне подходили фанаты, но мне нравится, когда они кричат: «Kuben! Kuben! », когда я что-то сделал правильно. У нас нет с этим проблем. Мы просто много разговариваем, мы не спорим, просто много разговариваем о его характере, о моём характере. Они могут отличаться, но мы полностью принимаем друг друга такими, какие мы есть.

― 
Поговорим о  EnVyUs.
Они, как ты знаешь, были чемпионами мира. До турнира никто не считал  NiP фаворитами, оказаться в четвёрке лучших считалось их пределом. Они также недавно взяли нового игрока, так сказать, тёмную лошадку. Как ты думаешь, почему EnVyUs проиграли NiP?

― Во время игры NiP против EnVyUs я считал, что NiP была лучшей командой. Я знаю, что шведские команды готовятся к оппонентам, смотрят большинство демок. И на мой взгляд, EnVyUs не обладают таким количеством тактик, они играют в более стандартную игру, просто стараются делать хэдшоты. И против NiP это плохо работает. У тебя должна быть подготовлена каждая флэшка, потому что NiP играют очень тактично. Я считаю, что из двух французских команд Titan играют более тактично, а EnVyUs просто играют на скилле. NiP были лучше подготовлены, поэтому они с лёгкостью выиграли этот матч.


Kuben и TaZ - два лидера команды
― Поговорим о  KeydStars, с которыми вы играли в четвертьфинале. Первая карта была великолепна. Вы разрубили их на мелкие кусочки, но на второй карте вы были не настолько хороши, что произошло?

― Во время игры против бразильцев мы знали, что вычеркнем dust 2, потому что совсем не тренировали эту карту. И мы знали, что они выберут mirage, потому что во время турнира MLG в США они выиграли 2 игры против топовых команд на mirage, не помню, каких именно. Мы тоже тренировались против них на этой карте и они нас один раз обыграли. Перед матчем мы обговорили, что и как играть, как лучше сломать их стратегию. На моей памяти мы проиграли бразильцам только один раз за всю карьеру. Мы знаем, что они живут в Бразилии и у них не так много команд, с которыми можно тренироваться. И что они будут использовать стратегии, подготовленные до турнира. На LAN турнирах лучше всего подстраиваться под противника и играть по-разному каждый раунд. Например, первый раунд по стратегии, затем просто раш, затем играть медленно. Такое легко сказать, но сложно сделать на официальных матчах, для этого требуется опыт, и я думаю, что у нас есть достаточно опыта, чтобы знать, как играть против, скажу прямо, таких средних команд, как Keyd Stars из Бразилии. Что касается карты overpass. Я всегда говорю парням, что всё зависит от стрельбы. Я даю стратегии, NEO даёт стратегии, но, если ты не убиваешь врага, то ты не выиграешь игру. Я не знаю, что происходило на mirage, но мы не могли выигрывать моменты 2 на 2, 3 на 3, когда мы рашили, мы давали хорошие флэшки, но некоторые из нас просто не могли убить врага в простых моментах. Так мы проиграли первую половину 11-4. Затем мы начали возвращаться в игру со счёта 14-6 до 14-14, и тут внезапно мы потеряли концентрацию. Они взяли 15-14, мы сравняли, переведя игру в овертайм. Мои игроки знают, что они допустили ошибки, и я знаю, кто их допустил, но не скажу, кто именно. Мы должны были победить 3-0 в овертайме за КТ, но не смогли, потом мы не взяли ни раунда за Т и проиграли. Но на последней карте мы знали, что начнём за КТ на nuke, за нашу любимую сторону. Мы хорошо подготовили эту карту для этого турнира, и мы знали, что, если начнём за КТ, то не проиграем ни раунда.В итоге мы проиграли только один. snax выбрал очень хорошую стратегию на пистолетном раунде перед игрой, и мы с лёгкостью победили 16-1 на последней карте и перешли в полуфинал.

― Было очень классно. Надеюсь, что когда-нибудь я увижу, как вы выиграете 16-0.

― Да, возможно такое однажды случится.

― Выиграть с таким счётом на большой сцене было бы идеально.

― Да, и зрители кричали: «16-0! 16-0!» во время игры на nuke.

― Следующий вопрос несколько личный. Поговорим о Ярославе. Весь остальной мир лучше знает его как  pashaBiceps. Недавно в его жизни случилось большое событие, у него родилась дочка. Дети привносит очень большую ответственность и большие изменения в жизнь родителей. Как это повлияло на Ярослава, на его присутствие в команде?

― С момента завершения моей карьеры, которое произошло в августе 2013 года, я не часто общался с Ярославом. После моего возвращения в команду как тренера я постарался наладить наши отношения, и в течение одного месяца мы общались много. Я заметил, что он сильно изменился после рождения дочки. Он стал более ответственным. Он сейчас не так сильно нервничает, потому что знает, что всё, что он делает – он делает для своей семьи, для своей дочери, для своей жены. Во время игры он сфокусирован на все 100%. Он полностью отдаёт себя работе, и деньги, которые он зарабатывает – они для его семьи. Он сильно изменился.  Когда ты женишься, твой склад ума меняется. Я тоже женат, но пока без детей. Да, он сильно изменился, и мне нравится, как он сейчас живёт.

― У меня 2 девочки, так что я понимаю, о чём ты говоришь.

― У моей жены есть сестра, которой сейчас 7 лет. Её сестра знает меня с самого начала её жизни.


Kuben отсутствовал в киберспорте почти 2 года
― Вернёмся к тебе. Ты закончил свою профессиональную карьеру, как ты и сказал, в 2013 году. Это был достаточно слабый период для киберспорта.

― Да, так и было.

― Этот вопрос не о команде, а о тебе. Не подрывает ли столь большой перерыв твой авторитет в команде? Говорят ли тебе парни, что «ты слишком долго был не у дел, чтобы нам что-то говорить»?

― Я не следил за жизнью Counter-Strike’а полтора года. Один год я вообще не трогал игру. Я лишь смотрел стримы - к примеру, в прошлом году, когда Virtus.pro выиграли турнир в Катовице. Но это как кататься на велосипеде, если ты однажды научился, то, даже если ты не будешь кататься на нём 20 лет, когда ты сядешь на него, ты поедешь. Я играл профессионально 7 лет, так что перерыв только в 1 год был незначительным. Я думаю, что совершил ошибку, когда ушёл из игры, я должен был остаться - может быть, как игрок, может быть - как тренер. Но я очень рад, что я вернулся, за один месяц мне объяснили всё, что изменилось в сообществе Counter-Strike. Так что я думаю, что я уже всё знаю, и я снова в деле.

― Немного поговорим о нервах, нервах, нервах. Каждое поражение критично для команды. Может быть, я буду несколько жёсток, прости, это правда, но проиграть здесь, в Катовице, для вас очень болезненно. Это Польша, вы из Польши, в прошлом году эта сцена принесла вам чемпионство. Ожидания зрителей были высоки. Вы слышали, как они кричали и болели за вашу победу. И эта неудача была очень критична. Что происходит внутри команды, когда вы проигрываете? Как это влияет на ваши отношения? Делает ли это вас сильнее или приносит ли что-то плохое в команду?

― Когда я ещё играл, то обычно, когда мы кому-нибудь проигрывали, наступали 1-2-3 часа полной тишины, все просто собирали свои рюкзаки. Первый вопрос всегда был: «Едем в отель?», и ответ: «Да». И мы шли прямо в номер. С того момента, как я пришёл в команду, я всегда стараюсь… Когда мы проиграли  Fnatic, я сказал парням: ребята, мы играли очень хорошо, особенно на cobblestone, мы проигрывали 15-12 за слабую сторону, но всё равно добились овертайма, и мы проиграли овертайм, потому что мы допустили на одну ошибку больше, чем они. Мы проиграли 19-17. И на mirage мы играли очень хорошо за Т, но, говоря честно, они сыграли за сторону Т лучше и победили. Нам нужно было исправить ошибки, посмотреть демо вместе, найти решения к тому, как они играли против нас. Я уверен, что они подготавливали анти-стратегии против всех топовых команд. Мы встретились в номере после того, как вернулись в отель. У нас был длинный разговор, я спрашивал каждого игрока, что, по его мнению, пошло не так, как это исправить, и в конце я сказал длинную речь, что мы должны сделать вот это, подготовить анти-стратегии, я не могу сказать, какие именно. Мы просто общались, ничего не скрывали. Старались поговорить об игре как можно больше. И, конечно, этот турнир был самым важным для нас в этом году. К сожалению, я присоединился к команде только в феврале, и, если бы у меня был ещё один месяц для подготовки, и, например, один турнир для разогрева перед большим турниром, то всё было бы лучше. Но случилось то, что случилось. Мы проиграли в полуфинале против победителей турнира, так что это не так уж и плохо, как может показаться. Мы всегда хотели попасть в финал, потому что он игрался на основной сцене, с польскими зрителями, которые всегда полностью нас поддерживают. Даже во время матча NiP и Fnatic люди кричали: «Virtus.pro!», и это давало нам мотивацию на следующий матч. Спасибо нашим фанатам по всему миру, особенно тем, кто пришёл посмотреть финалы. Билеты были распроданы мгновенно. Люди думали, что мы дойдём до финала и снова победим.


Собрать волю в кулак и к новым победам!
― Kuben, вернёмся к тебе. Пожалуйста, будь честен, это самый важный вопрос, который тебе когда-либо кто-либо задавал…

― Люблю ли я свою жену? Да!

― Нет, вопрос был другой, но спасибо за ответ. Мы включим это в интервью, чтобы ты мог показать это ей. Скажи пожалуйста, играешь ли ты в Counter-Strike? Если да, то сможешь ли ты заменить игрока, если с кем-то из команды что-то случится?

― Честно говоря, как я сказал раньше, целый год я даже не прикасался к игре, затем в июне или в июле 2014 года я начал играть в матчмейкинг с друзьями из моего родного города, мы просто веселились. Но у меня примерно 140 побед в матчмейкинге, так что я играл достаточно много. Но сейчас я больше не играю, потому что работаю весь день на Virtus.pro, на парней, придумываю стратегии. Иногда я играю вармап, когда захожу на сервер как тренер. Но однажды парни попросили меня, когда snax’а или, возможно, byali заддосили: «Kuben, разыграйся вот на этом сервере, ты будешь играть.» И моя реакция: «Нет, нет, я не могу сейчас играть.» Я так нервничал, но, к счастью, мне не пришлось играть, у snax’а вернулся интернет и всё было в порядке. Возможно, однажды это случится, хоть я и думаю, что лучше взять другую замену. Но я был бы счастлив снова сыграть с парнями хотя бы одну игру как профессионал.

― Скажи честно, хотел бы ты снова играть?

― Хотел бы я? Честно говоря, я об этом не думал. Мне нравится роль, которая у меня сейчас есть. Я полностью к ней адаптировался. Возможно, если они попросят меня снова стать игроком, я бы об этом задумался, но я думаю, что как тренер я - лучшее дополнение к команде.

И еще я бы хотел сказать вот что. Приехать сюда, в Катовицу, было очень важно для команды, потому что они выиграли этот турнир в прошлом году. Мы хотели быть первой командой, которая выиграла два крупных турнира подряд и два турнира в одном и том же месте. Их выигрывали только единожды. Короли крупных турниров: EnVyUs, Fnatic, NiP и мы. Команда была настроена на первое место. Для меня было очень сложно помочь команде снова стать лучшей за один месяц, после их проблем на двух турнирах в январе и феврале. Я отдал 100% себя самого, даже 110%. Работал весь день, чтобы добраться до финала. Приехав сюда, я очень нервничал, но перед играми я успокаивался, так всегда происходит и с игроками. И с фанатами тоже - фанаты всегда нервничают больше чем игроки. Для тебя это работа, это страсть, ты занимаешься этим каждый день, ты хочешь выиграть, ты отдаёшь себя на 100%, но ты нервничаешь меньше, чем зрители, которые смотрят игру. Как тренер я не могу физически повлиять на результат, могу только сказать: «Паша, убей его!», но я не беру его мышку и клавиатуру, чтобы убить врага. Забавно, что будучи тренером ты влияешь только своими словами, игроки тебя слушают и делают своё дело, это довольно классно для меня. После первой игры я почувствовал себя очень комфортно. Но самое забавное, что из-за того, что меня не было в Counter-Strike’е полтора года, после матча с финнами я забыл выйти и пожать им руки, и мне пришлось догонять их и просить остановиться чтобы поблагодарить их за игру и извиниться. Затем мы играли против  Cloud9. С американцами играть очень сложно, потому что ты никогда не знаешь, как они будут играть, в фристайл или в подготовленную стратегию. В США профессиональных команд сейчас больше, чем было во времена 1.6. Тогда мы знали, что они будут играть одинаково, потому что они не могли много тренироваться. А сейчас мы не знали, чего ожидать, но мы играли максимально собрано. Мы хотели сыграть только 2 игры в группе, чтобы не пришлось играть решающую против  TSM. И мы победили, было непросто, но нам нужна была лишь пара раундов за Т, потому что за КТ мы выиграли 11-4 или 12-3, насколько я помню, и нам нужно было лишь понять, как вернуться в игру, мы проигрывали 7-0 или 6-0, но затем выиграли 2 или 3 раза подряд, что нам было очень нужно. И всё напряжение спало с меня, и я думал только о четвертьфинале с бразильцами, в победе в котором я был уверен - как я уже говорил, мы никогда не проигрывали бразильцам. Но после второй карты мне стало достаточно странно, что же будет с нашим результатом? Мы нацеливались на топ-3 минимум, но мы не знали, с кем мы встретимся, мы могли встретиться с Fnatic, NiP и EnVyUs, и из этих 3 команд я думал, что Fnatic были самыми сложными противниками для нас, и что мы могли выиграть против EnVyUs и NiP. Вот и всё.

Вопросы задавал: Михаил Каменецкий
Подготовка вопросов: Анатолий «Synoptic» Лобашев
Перевод: dfs
К списку новостей

Комментарии

Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.