Киберспортивные контракты в РФ

Кирилл «gr1nder» Русаков
Варианты есть всегда

Проблема контрактов с развитием киберспорта становится всё острее. Я только недавно пришёл работать в киберспортивный проект, коим и является  Virtus.pro.

До недавнего времени я слабо понимал, почему это так сложно - составить контракт таким образом, чтобы игрок был обязан выполнить прописанные в нём обязательства. Разобраться в этом мне помог лидер проекта Virtus.pro  Антон «Sneg1» Черепенников. 

После неприятного случая с CS командой ему пришлось детально разбираться, как можно исключить такие проблемы в будущем и как создать легитимную базу для работы с игроками.

Он сразу заметил, что описанные варианты достаточно сложные и несут немалые издержки, но это в любом случае лучшее, что можно сейчас сделать.

При разработке контрактов задачи перед организацией были следующие:

  1. Создать полностью легальную киберспортивную организацию
  2. Сделать практичные контракты, чтобы удерживать игроков на срок договора
  3. Проработать налоговую базу
Для начала нужно понимать, что игроков в компьютерные игры устроить по профессии нельзя. Если ухитриться и оформить этих игроков как сотрудников на должности программистов или тестеровщиков компьютерных игр, составить хотя бы штатное расписание (не формальное, а которые действительно отражает суть) стоит титанических усилий. И все равно это не решает главной проблемы: нельзя удержать игрока больше двух недель. В Российской Федерации трудовой кодекс -  против работодателя, если рассматривать его с точки зрения удержания специалистов, поэтому соблюдать его и решать обозначенные нами задачи пока не представляется возможным. В будущем, возможно, официальная федерация и статус настоящих спортсменов даст организациям дополнительные варианты, но сейчас их нет. Остается только один вариант, где каждый игрок должен быть самостоятельной юридической единицей, который оказывает услуги киберспортивной организации для достижения определенных целей в обозначенный период времени или попросту выполняет договор подряда. Такой схемой пользуются большинство шоуменов, звезд кино и эстрады. Минус этого варианта в том, что игроки разбросаны по стране и миру и сами не умеют не то чтобы зарегистрировать себя как индивидуального предпринимателя (далее ИП), но и просто заполнить налоговую декларацию.

Можно идти следующим путем: для каждого гражданина России приходится оформлять это отдельное ИП и нанимать компании, которые эти ИП будут обслуживать. После организации таких ИП киберспортивные организации могут заключать с ними (ИП) договора, где будут прописаны все условия работы и, естественно, штрафы и премии, и такие договора позже можно действительно использовать в суде. Для иностранных игроков можно делать то же самое, главное - учитывать, какие налоговые ставки работают в этой стране, и получить консультации местных юристов. Такой вариант не только решает задачи организации, но и позволяет игрокам получать трудовой стаж, официальный доход и пенсионные отчисления. При средней ставке игроков в 30 000 рублей (1000$) организации дополнительно будут платить от 15 до 40 процентов (зависит от страны и ее налоговых ставок) от этой суммы сверху, которые уйдут на налоги и обслуживание. Важно, чтобы все платежи были осуществлены через расчетный счет организации, чтобы потом доказать факт этих выплат в суде в случае конфликтных ситуаций. Для стримеров, вододелов и прочих творческих людей продюсерские договора также подходят.


Продюсерские контракты - одно из решений

Конечно, это решение достаточно затратное, особенно для крупных организаций как Virtus.pro, где много игроков, и пришлось открывать более 15 ИП и делать более 5 видов разных контрактов, так как деятельность, например, игроков и стримеров сильно отличается. Также, пока игроку открывают это самое ИП, его уже могут попросить выйти из состава, и потом еще надо заниматься закрытием этого ИП. С другой стороны этот вариант дает реальную работу, где игрок может быть уверен в своих правах и получать трудовой стаж. В Европе опыт работы с контрактами намного больше, но Антон высказал надежду, что в ближайшие год-два многие российские организации придут к этому, что очень сильно поспособствует развитию направления в целом. В скором времени он обещал выложить некоторые из этих договоров (без сумм и конкретики), чтобы молодые организации смогли изучить их и, возможно, использовать как базу в будущем.

Своё мнение так же высказал  Vspishka, который является стримером по World of Tanks в проекте Virtus.pro:

У данного перехода нет ни одного минуса, а только очевидные плюсы: Во-первых, семьи игроков и медийщиков будут спокойны, так как это в их понимании это - работа, а не просто страдание фигней с периодическими прибылями (несмотря на то, что для нас это полноценный труд, которому мы себя посвящаем с куда большим рвением, чем многие менеджеры в офисах). Так же стоит уточнить тот факт, что организация берет на себя очевидные дополнительные расходы, связанные с обслуживанием ИП. Во-вторых, это создаст настоящий симбиоз между организацией и игроком или медийной персоной. Учитывая, что я сам человек из бизнес сферы и до VP принимал участие в вычитывании и правках договоров, мне было крайне важно совместно с Антоном создать документ, который отражал справедливое (!) и взаимовыгодное сотрудничество организации и игрока/медийной персоны. В-третьих, для настоящих и потенциальных спонсоров такая схема взаимодействия внутри организации привлекательна, как никакая другая, так как в случае возникновения вопроса закрывающих документов по нестандартным проектам никаких трудностей не возникает.

Как вы видите, контракты не только необходимы для защиты прав организации, но и так же будут полезны для самих игроков. Неизвестно, когда киберспорт станет официальным, и до тех пор киберспортивные организации вынуждены использовать право как обычные коммерческие компании. Но временное решение есть, остается только ждать, когда ФКС наконец-то сможет решить давнюю проблему с официальным признанием киберспорта.
К списку новостей

Комментарии

  • Demiurg , профи
    Интересно было бы взглянуть на контракты, даже без зарплат игроков.
     
  • maximqka , новичок
    "Неизвестно, когда киберспорт станет официальным" может он как раз после введения официальных контрактов и документов, а так же уплаты налогов, киберспорт и станет официальным ?
     
  • IRBIS , бывалый
    Это не единственный путь. Второй не менее трудоемкий, но менее волокитный в перспективе, вот только для этого надо всем договорится :-)
     
  • 333444 , знающий
    Учитывая внушительные налоги, которые работодатель должен выплачивать за каждого сотрудника (43% в России, если мне не изменяет память), такое потянет только ну очень серьезная организация. И это не считая прочих расходов, описанных в статье. На ближайшие несколько лет это утопия.
     
  • Dobr9Ik , знающий
    Решение сложно назвать даже лучшей из существующих альтернатив. 1) очевидные временные и финансовые издержки организаци, а оба этих ресурса можно потратить гораздо эффективнее, например - отправить половину редакции на курсы русского языка или журналистики. 2)надо не забыть сообщить игрокам, что по обязательствам ИП его учредитель отвечает ВСЕМ имуществом, а не только уставным капиталлом, соответственно, игрок должен учитывать возможность расставания со своими сбережениями, квартирой, машиной (нужное подчеркнуть) 3) просто прикиньте сколько ИП за последние месяцы открыл состав по доте) П. С. Развитие, конечно, должно идти в сторону создания профсоюза игроков с одной и каких-либо лиг и ассоциаций организаций с другой стороны. В идеале - профессиональная лига северной америки (профсоюз, лига, клубы).
     
  • Hunter , знающий
    А как сейчас всё происходит в большом спорте?
     
  • Hemmy , знающий
    Я не очень понимаю описанные сложности. Оформить ИП сейчас можно чуть ли не через интернет и это делается за считанные дни. Закрыть тоже несложно. Что касается разных видов контрактов - иметь несколько "рыб", которые можно использовать для нескольких видов деятельности конкретного ИПэшника, по-моему, тоже элементарщина) И не понимаю какие тут затраты, кроме как таковых налогов. Может просто в статье не очень внянтно описано, но я на самом деле не понял) Декларашку заполнить, конечно, немного сложнее, но этому реально обучиться за полдня при одной единственной консультации обычного бухгалтера, тем более, что ИПэшники как правило на упрощёнке, редко выбирают другой вид налогооблажения. И еще я не понял почему платить проценты ИПэшникам - это такая уж пробелма, ведь даже если взаимоотношения будут не "ИПэшник-подрядчик", а "работодатель-сотрудник", то налоги работодатель все равно платит, НДФЛ всякие и т.д. (ну если з\п не серая). Мб автор статьи что-то не так понял из слов Антона, я хз, но некоторые вещи я не понял)
     
  • Hemmy , знающий
    хотя даже если з\п серая, налоги все равно платятся, просто не от полной суммы з\п, а от формально поставленной минималки, но суть не меняется от этого) Тогда уж о чёрной я говорил)
     
  • Ght , новичок
    Об особенностях подобных контрактов существует подробное письмо гаранта: http://www.garant.ru/consult/nalog/420775/ Нет необходимости регистрировать для игрока ИП. По поводу расчетов с физ. лицом (ст.861 ГК РФ) безнал необязателен. Трудовой стаж начисляется только по трудовому договору с работником - физическим лицом.
     
  • ch33mpion , мастер
    Что бы киберспорт нормально развился,нужно немало времени и усилий.
     
  • mr_beavis , новичок
    Как тут уже выше говорили, ИП рискует не уставным капиталом( у ИП его просто нету), а ВСЕМ своим имуществом, т.е. в случае судебных тяжб игрок рискует потерять не только свой авторитет, но и всё, что принадлежит ему по документам. Например, вот приватизирована у вас квартира родителей, вы в ней уже не живете, но являетесь собственником жилья(по документам), всего вас таких 3 человека (мама папа вы), если вы оформляете на себя ИП, то вы рискуете данной долей квартиры. Так что отличные истории про формирование сетки ИПшников, описанные в данной статье, лично я считаю полным бредом
     
  • Ght , новичок
    Игрок практически ничем не рискует, ни один суд даже не заикнется об имуществе, не говоря уже о квартире. Большая проблема в том чтобы доказать материальный ущерб, а его тут быть не может.
     
    • mr_beavis , новичок
      Ght,  "Важной особенностью осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является тот факт, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. В отличие, например, от участника общества с ограниченной ответственностью, где участник отвечает по обязательствам учреждённого им общества в основных случаях только в пределах своей доли в уставном капитале этого общества и ни в коем случае не своим личным имуществом. Этот существенный факт относится к основному недостатку этой формы ведения предпринимательской деятельности." "Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, может быть признан несостоятельным (банкротом). Дела о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) подведомственны арбитражному суду. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Признаки банкротства гражданина и юридического лица по своему составу не совпадают. Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Для юридических лиц отсутствует требование, чтобы сумма обязательств превышала стоимость принадлежащего организации имущества." Википедия Грамотный юрист очень легко докажет факт наличия материального ущерба и он тут как раз есть, ИП получает от организации деньги, а свои услуги он не предоставляет. Я конечно не знаю, как у вас, но по-моему это и есть определение "материального ущерба"
       
  • Sevd , новичок
    "Для начала нужно понимать, что игроков в компьютерные игры устроить по профессии нельзя". Один вопрос: почему? Нет, мне понятно, что для спортсменов действует своя глава в ТК РФ - глава 54.1. Действует свое законодательство - фз "О физической культуре и спорте". В наличие всякие там федерации. Но вопрос, почему нельзя заключить подобный договор с киберспортсменом? Потому что нет четкого указания в законе? Это не проблема, будет действовать аналогия закона. Нет никакого перечня разрешенных профессий. Типа, шаг влево, шаг вправо - расстрел. Судебной практике по этому вопросу тоже нет, что и понятно - киберспорту, как профессиональному занятию "без году неделя". Но она и не будет сформирована, опыт не может появится, если не заключать подобные договоры, если не обращаться в суд при его нарушении.
     
  • дядь ваня , знающий
    А снег молодец)
     
  • Limonad , новичок
    Почему нельзя действовать согласно нормативным актам контролирующим деятельность спортивных организаций? Почему и в чем заключается сложность, чтобы поднять вопрос приравнивания киберспорта к одному из видов спорта? Хочется разобраться в этом подробнее. Если можно, хотелось бы получить ответ письмом на электронную почту ( flock2006@mail.ru ), или напишите мне в ВК ( http://vk.com/mikhalev1989 ) Я очень заинтересован в развитии киберспорта в России. Возможно смогу чем то быть полезен.
     
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.