Киберспорт на Олимпийских играх. Что это даст?

Артем «ShamanX» Ращупкин

Когда-то киберспорт никем не воспринимался всерьёз, кроме самих игроков. Это было увлечение на уровне клубов, где молодые люди проводили своё детство и юность. Постепенно киберспорт стал превращаться из подросткового увлечения в серьёзное занятие. В России его признали видом спорта, а многие заговорили о том, что пора бы киберспорт включить в программу Олимпийских игр.

У предложений добавить киберспорт на Олимпийские игры есть как сторонники, так и противники. Скептики утверждают, что киберспорт предполагает сидячий образ жизни, и спортом это назвать никак нельзя. Его сторонники, в свою очередь, говорят, что на данный момент на Олимпиадах уже есть дисциплины, не требующие от спортсменов сильных физических нагрузок. А ещё за киберспортом приятно наблюдать: чемпионаты собирают миллионы зрителей и приковывают к себе внимание большим призовым фондом.

Тем не менее, каким бы перспективным ни был киберспорт в глазах сторонников, есть во всей этой истории несколько «но». Международный олимпийский комитет очень избирательно подходит к добавлению новых видов спорта на свои соревнования. Сколько времени поклонники шахмат отчаянно пытались настоять на том, чтобы их вид спорта был добавлен в список дисциплин Олимпиады — всё было тщетно. В итоге им удалось добиться небольшого прогресса: шахматы были включены на Олимпийские игры в Южной Корее в качестве выставочного вида спорта. Впрочем, этот случай скорее исключительный, и такая же ситуация может возникнуть и с киберспортом. Давайте представим, что компьютерный спорт добавляют на Олимпийские игры. Что в этом случае поменяется?

  1. Киберспорт получит ещё больше внимания со стороны традиционных СМИ

  2. Телевидение, печатные издания и радио образуют систему традиционных средств массовой информации. Они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Когда мы садимся в автомобиль, то первым делом включаем радио. Когда приходим с работы, то смотрим телевизор. Когда сидим в очереди или едем в метро, то обычно читаем газеты или журналы. Возможно, для многих из вас эти «классические» источники заменяет Интернет, но люди среднего возраста предпочитают традиционные СМИ, да и Интернет есть не везде (например, на природе или где-нибудь в глуши).

    Компьютерный спорт не обделён вниманием журналистов. Крупнейшие спортивные сайты стали открывать киберспортивные подразделения, а руководителей киберспортивных организаций начали приглашать на телевидение. Тем не менее, нашей индустрии ещё есть куда расти. Пока нельзя говорить о том, что киберспорт популярен вне сети. Традиционные СМИ как-то робко говорят о компьютерных играх, но Олимпийские игры могут всё изменить. Киберспорт станет открытой книгой для непосвящённых в него людей, а профессиональные СМИ из других сфер начнут ещё больше интересоваться нашей индустрией.

  3. Визовый вопрос для киберспортсменов будет окончательно закрыт

  4. В спорте визы категории Р (Р-1, Р-2 и Р-3) позволяют спортсменам, артистам и художникам временно работать в США. Визы классификации Р-1 предназначаются для спортсменов, которые участвуют в состязаниях или выступают на международном уровне и при этом отвечают всем требованиям виз классификации О. Так, если спортсмен едет в США в составе какого-то коллектива, то его команда должна иметь мировое признание в своём виде спорта. Если спортсмен едет на соревнования в США не в составе команды, то он должен продемонстрировать наличие международного признания лично у себя.

    Так как компьютерный спорт не имеет официального признания на международном уровне, то киберспортсмены приравниваются к обычным гражданам. Ситуации, когда игроки не могли получить необходимое разрешение для оформления виз, случались с незавидной регулярностью. В последние годы подобные случаи участились, и такое положение дел никого не устраивает. Riot Games и правительство США в сентябре 2013 года договорились, что игроки по League of Legends будут считаться в этой стране профессиональными атлетами, после чего процедура въезда в страну для них была значительно упрощена.

    Вопрос о получении виз не поднимался с 2015 года, но недавно один из лучших игроков в Super Smash Bros — Уильям «Leffen» Хжелт — был депортирован из США из-за проблем с визой. Его участие в крупнейшем чемпионате по Super Smash Bros было под большим вопросом. Уильям не оставил эту ситуацию без внимания и составил петицию. В ней говорилось, что киберспортсменов необходимо приравнять к спортсменам, чтобы они смогли свободно получать визы типа P-1 для участия в соревнованиях, проходящих в США.

    С документом ознакомилось американское правительство, которое пообещало изменить ситуацию. Решение было принято незамедлительно: Ульям получил визу P-1, а правительство США представило заявление, в котором говорится, что нет такого закона, который бы запрещал считать компьютерный спорт — спортом, а значит все киберспортсмены, посещающие США, теперь смогут получать специальные визы. Правда, не все киберспортивные чемпионаты проводятся в США, а значит вопрос о получении виз в другие страны по-прежнему актуален. Если киберспорт признают олимпийским видом спорта, то этой проблемы не останется.

  5. Откроются специализированные киберспортивные школы

  6. Если компьютерный спорт получит признание на международном уровне, то встанет вопрос о подготовке новых игроков для профессиональной сцены с помощью специализированных школ. Такие школы существуют и сейчас, когда профессиональные игроки делятся с начинающими киберспортсменами своим опытом и знаниями. Игроки тратят на это личные деньги, которые они зарабатывают на соревнованиях.

    Компьютерный спорт — это такой же спорт, где результаты достигаются не только за счёт упорных тренировок. В большом спорте существуют детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, перед которыми стоят две основные задачи — воспитание здорового подрастающего поколения и подготовка резерва для спорта высших достижений. В компьютерном спорте ничего похожего нет. Игроки сами себя готовят к ответственным стартам, но не все профессиональные игроки правильно выстраивают свой тренировочный процесс.

    Если постоянно играть и ничего больше не делать, то пользы от этого будет мало. В значимости практики никто не сомневается, но и теорию на второй план выносить не стоит. Необходимо разбирать свои игры и матчи соперника, смотреть на ошибки, обсуждать стратегии и тратить на это немало времени. Кроме того, как и спортсмены, игроки в киберспорте должны посещать тренажёрный зал и держать себя в тонусе, чтобы на соревнованиях не падать в обморок.

    Профессиональные игроки не должны готовить себя к ответcтвенным соревнованиям сами. Этим должны заниматься специально обученные люди с тренерским прошлым. Пока в киберспорте нет никакой системы подготовки профессиональных киберспортсменов, но всё может измениться в одночасье — достаточно киберспортивным дисциплинам засветиться на Олимпийских играх.

  7. Киберспорт получит официальное признание во многих странах мира, а в России будет финансово поддерживаться

  8. О мировом признании киберспорта говорить пока рано, но в некоторых странах мира его уже признали официальным видом спорта. Киберспортсмены считаются спортсменами в таких странах, как Малайзия, Филиппины, Южная Корея, Китай, Россия, Франция... Ещё несколько стран выразили свою заинтересованность в признании киберспорта спортом. Прежде всего, это Швеция и Великобритания. Если компьютерный спорт появится на Олимпийских играх, то этот список серьёзно расширится.

    Что даёт это признание? Рядовому геймеру — практически ничего. Можно лишь похвастаться родителям: «Вы говорите, что я занимаюсь какой-то чепухой? Посмотрите, о чём вещают в новостях!».

    Спортсмены же, занявшие призовые места по итогам чемпионатов стран, Европы и мира, а также Олимпийских игр, получают спортивные звания — мастер спорта, заслуженный мастер спорта и мастер спорта международного класса. Если киберспорт получит мировое признание, то киберспортсмены, занявшие призовые места на Олимпийских играх, смогут получить звание заслуженного мастера спорта.

    В России финансовые гарантии от правительства получают только те виды спорта, которые считаются олимпийскими. Если киберспорт будет признан на международной арене и добавлен на Олимпийские игры, то из бюджета должны будут выделить деньги на строительство арен, открытие киберспортивных школ, закупку компьютеров. Это в теории, но как будет на практике — неизвестно.

  9. Киберспортсменов начнут проверять на допинг в принудительном порядке

  10. Когда допинговые скандалы заполонили все новостные ленты стран мира, то нельзя не поговорить об этом и на киберспортивном сайте. В истории компьютерного спорта широко известен лишь один громкий скандал, связанный с применением киберспортсменами запрещённого препарата — аддерола. Если бы не Кори «semphis» Фрисен, то никто бы даже не узнал, что киберспортсмены что-то принимают. Существовали догадки, что профессиональные геймеры употребляют какие-то стимуляторы, но какие именно — было неизвестно. А после этого случая ESL были вынуждены ввести допинг-контроль на всех своих чемпионатах.

    Пока лишь один из организаторов серьёзно обеспокоен проблемой допинга в киберспорте. Раньше мы думали, что эта проблема характерна только для спортсменов. Как оказалось, не только для них. Если киберспорт будет добавлен в список официальных дисциплин Олимпийских игр, то независимое Всемирное антидопинговое агенство начнёт проверять и киберспортсменов. ESL уже называли список медицинских и наркотических препаратов, которые запрещено принимать во время проведения чемпионатов, так что мы не думаем, что он будет сильно отличаться от списка ВАДА. Киберспортсменам запрещено принимать анаболические агенты и стероиды, пептидные гормоны роста, миметики, модуляторы метаболизма, диуретики, маскриующие агенты, стимуляторы, глюкокортикоиды и наркотики.

  11. Социальный статус киберспорта кардинально поменяется

  12. Многие люди старшего возраста видят в играх и киберспорте один сплошной негатив. Они уверены, что дети просиживают целыми днями за компьютером, уроки не делают, не гуляют, не общаются со сверстниками, занимаются ерундой, играют в какие-то стрелялки и больше ни о чём не думают, следовательно, ничего в этой жизни они добиться не смогут.

    Необходимо понимать, что киберспорт — это не только развлечение и хороший способ провести своё свободное время, но ещё и неплохой заработок. Это перспектива для карьерного роста; самостоятельная и структурированная индустрия. Олимпийские игры должны одновременно показать и доказать людям, не знакомым с компьютерными играми, что киберспортсмены — успешные люди. У многих из них есть семьи, они зарабатывают приличные деньги и следят за своим здоровьем и физическим состоянием. Наверное, это самое главное, что должно быть представлено широкой аудитории.

  13. Появятся профсоюзы игроков и ассоциации киберспортсменов

  14. После признания киберспорта на международном уровне Олимпийский комитет может поставить вопрос о создании профсоюзов игроков. IeSF (Международная федерация киберспорта) уже опрашивает игроков и планирует создать организацию по защите прав киберспортсменов. По словам представителей Федерации, это первый шаг на пути к признанию киберспорта олимпийской дисциплиной.

    Задача любого профсоюза состоит в защите прав трудящихся. К сожалению, с каждым днём в киберспорте возникает всё больше конфликтных ситуаций между организаторами турниров и игроками. Далеко не все киберспортсмены знают о своих правах и о том, как ими правильно пользоваться, а рядом с ними очень часто оказываются несерьёзные люди. Заканчиваются такие ситуации тем, что организатор чемпионата не выплачивает призовые и ни во что не ставит игроков.

    Контракты в киберспорте подписываются не всегда, но даже в случае их заключения нет никаких гарантий, что, например, организация выплатит обещанную игрокам заработную плату. Киберспортсмены практически никак не могут повлиять на ситуацию, разве что придать её огласке в средствах массовой информации. В новых условиях создание профсоюзов позволит игрокам коллективно отстаивать свои права. Для решения элементарных задач можно ограничиться образованием небольшой первичной организации.

  15. Киберспорт окончательно переберётся на телевидение

  16. В продолжение темы о традиционных СМИ. Трансляции киберспортивных событий на корейских телевизионных каналах — не редкость, а некоторые каналы и вовсе полностью посвящены компьютерным играм. Неудивительно, ведь в Южной Корее, например, киберспорт на уровне культа, как хоккей в Канаде или футбол в Бразилии. Тысячи игроков проводят огромное количество времени за тренировками, чтобы достойно представлять свой коллектив на международной арене.

    На российское же телевидение компьютерный спорт заглядывает не очень часто. Пока лишь отдельные выпуски новостных программ (в частности, на Матч ТВ) посвящены играм и киберспортивным соревнованиям, но до прямых трансляций матчей наши телевизионщики, к сожалению, ещё не доросли. После появления компьютерного спорта на Олимпийских играх всё может кардинально поменяться. Так как центральные каналы освещают Олимпийские игры в полном объёме, то есть небольшая вероятность того, что киберспортивные соревнования увидят люди, до этого не интересовавшиеся этим видом спорта. Что до остальных стран, то в Европе и Америке проблем с освещением компьютерного спорта на телеканалах давно уже нет.

    В заключение: Не спорим, многие пункты нашего материала можно реализовать и без Олимпиады, но именно Олимпийские игры способны дать молниеносный толчок для позитивных изменений. Каждый вид спорта проходил через путь становления и развития. В то время как истоки одних видов спорта начинаются в далёком прошлом, другие виды только зарождаются. Компьютерный спорт находится в самом начале своего пути, но уже сейчас может похвастаться многомиллионной аудиторией. Представьте, сколько ещё людей заинтересуются киберспортом, если он будет включён в программу Олимпийских игр!

К списку новостей

Комментарии

    Внимание!
    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.