«Киберспортивный Глобус»: Япония

Ростислав «Andersen» Груби
Untitled-22.jpg
Свет увидело уже много выпусков «Киберспортивного Глобуса», но мы еще не рассказывали вам о компьютерном спорте Японии – страны, у которой с киберспортом сложились, пожалуй, наиболее непростые отношения. Попытайтесь вспомнить, знаете ли вы каких-то японских кибератлетов? Слышали о японских киберспортивных командах либо организациях? Наверняка найдутся такие что слышали, ведь нельзя сказать, что у Японии их совсем нет, но много ли таких людей? Прямо скажем, японский киберспорт сегодня плетётся в самом конце пелетона...

В отличие от Южной Кореи, где киберспорт зачастую приравнивают по популярности к спорту традиционному, в Японии ничего подобного нет. Казалось бы, очень странно, ведь эти страны сильно похожи друг на друга с точки зрения общего технического развития и невероятной компьютеризации, впрочем, в то же время они абсолютно разные. Когда мы говорим о киберспорте, мы в девяноста пяти процентах случаев (футбол на консолях, HALO и редкие турниры по Call of Duty на XBOX не в счёт) подразумеваем чемпионаты по играм на персональных компьютерах. А ведь в Японии такие игры не сильно распространены…


Игры компании Nintendo популярны во всём мире, но в Японии особенно!
В «Стране Восходящего Солнца» невероятно популярны консоли и всевозможные игровые приставки, а еще больше - традиционные японские игры от местных гигантов игрового рынка Nintendo, ATARI, SEGA и так далее. К сожалению, лишь некоторые игры от этих компаний можно назвать киберспортивными (пару файтингов, Pro Evolution Soccer), да и то весьма условно. Что же касается традиционных киберспортивных дисциплин, то тут у японцев практически нет никаких значимых достижений. Если они куда-то и приезжали посоревноваться, то чаще всего выступали статистами. Впрочем, обо всём по-порядку, сначала про...

Counter-Strike

Признаться честно, автор данного материала всегда гораздо внимательнее следил за Counter-Strike, чем за всеми другими дисциплинами. На ведущих мировых и региональных киберспортивных сайтах довольно редко (читай, всего пару раз в год) появлялись новости о японских командах, иногда, правда, у потомков самураев получалось доезжать до крупных кубков мира вроде ESWC. За все эти годы на нашем слуху было только три японских команды – 4DimensioN, Team Speeder и myRevenge.jp, причем, если не ошибаемся, существовали все три в разные годы и между собой особо не пересекались.


Японский состав myRevenge на Asia E-Sports Cup 2012
У всех вышеперечисленных команд была одна общая черта: индивидуальный уровень их игроков был неплохим, но командные действия оставляли желать лучшего. Например, на ESWC 2008 Team Speeder легко переиграли греков Vatos Locos (которые, кстати, когда-то и  Virtus.pro обыгрывали), но позже со счётом 0:16 проиграли  Fnatic. Кажется, этот пример - лучшее доказательство наших предыдущих слов: там, где японцы могли банально «перестрелять» соперника, они это и делали, а против сильных и дисциплинированных коллективов зачастую оказывались беспомощными. Кстати, команды из Южной Кореи в этом плане совсем не похожи на японцев - у Hacker.PK, eSTRO и WeMade Fox с дисциплиной, тактиками и командной игрой всегда всё было хорошо.   

В 2012 году в рамках известной игровой выставки Tokyo Game Show состоялся LAN финал Asia E-Sports Cup 2012, в котором почему-то не принимали участие команды из Поднебесной и Казахстана. Призовой фонд того турнира был равен шестнадцати тысячам долларов, а первое место выиграл коллектив myRevenge.jp (rappyas, barusa, sion, starbucks, Noppo). Примечательно, что в гранд-финале хозяева обыграли сингапурцев Asking Questions, в составе которых нашлось место финну Томи Кованену, более известному как  Lurppis. Первое место принесло лучшей команде Японии десять тысяч долларов, и во многом эта виктория заслуга игрока Noppo, который запомнился очень качественной игрой на карте de_nuke. Ниже можете ознакомиться с одним из нескольких его хайлайтов с того поединка.  

Файтинги

Пока Северная Америка, Европа, Китай и Южная Корея сходят с ума по Dota 2, League of Legends, World of Tanks, StarCraft II и CS:GO, в Японии геймеры традиционно рубятся в файтинги, причем в разные. Вот уже несколько лет японский журнал Arcadia организовывает в стране Tougeki Super Battle Opera (второе название - Arcadia Cup Tournament) - крупнейший мировой чемпионат по файтингам. Трудно сказать, являются ли игры этого жанра полноценным киберспортом, но для Японии Tougeki это что-то вроде ESWC или The International для нас. На сегодняшний день - это один из двух крупнейших мировых турниров (второй EVO, проводится в США), на который стремятся попасть все ведущие виртуальные «файтеры» мира. Несколько квот туда разыгрывается и на MFA - московском ежегодном чемпионате Moscow Fighting Arena. 


Гордость всей Японии - турнир Tougeki Super Battle Opera
Что касается официальных дисциплин Tougeki Super Battle Opera, то они каждый год разные, точное их количество заранее определяет организационный комитет. Неизменным остается только месяц, когда проводится финальная часть - почти всегда это август, а до этого на протяжении нескольких месяцев параллельно проходят куча квалификационных этапов. Позволим себе повториться, попасть на Tougeki Super Battle Opera - настоящая мечта всех, кто хорошо управляется с аркадным стиком и не представляет своей жизни без Tekken, Soulcalibur, Super Street Fighter либо Mortal Kombat. Последняя игра, кстати, очень популярна в США, Западной Европе и наших странах, но далеко не на первых ролях в Японии. Примечательно, что журнал Arcadia даже выпускает специальный DVD, полностью посвящённый своему чемпионату...

League of Legends

Игра компании RIOT Games пытается завоевать японских геймеров, пожалуй, активнее всего. Первые относительно крупные соревнования по Лиге Легенд состоялись еще в августе 2013, когда в Японии было организовано сразу три параллельных чемпионата для разных категорий игроков (Open League, Master League, Premier League). Победителями самого элитного дивизиона стала команда Rascal Jester, одолевшая в гранд-финале ребят из Ozone Rampage, которые, кстати, защищали честь Японии на последнем World Cyber Games. Годом позже, то есть в 2014 году, в стране стартовали еще одни престижные по местным меркам соревнования, на сей раз под названием «League of Legends Japan League/Winter Season». 


В Японии видимо свои представления о том, какой должна быть командная форма... 
Четыре лучших команды Японии (Rascal Jester, Ozone Rampage, Okinawan Tigers и  DetonatioN FocusMe) два месяца выясняли между собой кто сильнее. Примечательно, что бились они скорее за престиж, ведь вряд ли призовой фонд в две тысячи долларов можно назвать крупным. Лига игралась в формате группового этапа, где каждый играл с каждым «best of three» матчи. Изначальными фаворитами были Rascal Jester и Ozone Rampage, уровень игры которых гораздо выше двух остальных команд. В итоге, чемпионами вновь стали Rascal Jester, опередившие своих главных конкурентов всего на один балл. К слову, Okinawan Tigers набрали девять очков, а DetonatioN FocusMe шесть... Скорее всего, лига организовывалась с целью «прощупать почву», узнать насколько популярной может быть игра у местных зрителей.

World of Tanks и StarCraft II

Сперва несколько слов о японских виртуальных танкистах. Более-менее известной является команда с весьма странным названием  [DN] SILLY DUCKS REVOLUTION, остальные коллективы вы вряд ли когда-либо слышали. Известны эти ребята своим выступлением на World Cyber Games 2013, где лучшая команда Японии не только не опозорилась, но даже сумела сенсационно преодолеть групповой этап! Впрочем, не без доли везения - японцы проиграли два матча из трёх, сумев обыграть лишь китайцев  EP.WOT, но по дополнительным показателям всё-таки вышли в плей-офф. В четвертьфинале бело-красные играли с украинцами из  Synergy и без шансов проиграли последним с сухим счётом 0:3. Больше о японских командах в WoT мы ничего не слышали...


Неизвестный нам японский старкрафтер на чемпионате Sakura Tournament
Если же говорить о StarCraft II, то в этой дисциплине успехи японских игроков чуть менее заметны, чем в остальных. Наиболее известными игроками являются (или являлись, тяжело сказать кто из них еще активно играет)  ENZA, kurOa и nazomen. Примечательно, что все они играют за протоссов, которые в Японии, видимо, гораздо популярнее двух других рас. Также можно упомянуть и террана  nemuke, он сумел принять участие в ESWC 2011. Впрочем, в Париже nemuke отыграл ужасно - пять поражений в пяти поединках. Интересно, что другой японец ENZA успел поиграть не только в SCII, но еще и в Counter-Strike, WarCraft III и Age of Empire III! И, как это ни странно, во всех играх добивался успеха на национальной сцене. Жаль только, что в Западном мире его «киберспортивный универсализм» так никто по достоинству и не оценил...

ДРУГИЕ ВЫПУСКИ:

- Киберспортивный Глобус: Румыния
- Киберспортивный Глобус: Мексика

К списку новостей

Комментарии

Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.