Статья

Киберспортивные «сверхновые»

История большого киберспорта пока ещё коротка, однако уже сейчас в её анналах можно найти имена клубов, покоривших профессиональную сцену, и, блеснув ослепительной сверхновой, исчезнувших с нее. Кого же постигла подобная участь?

Одним из ярких примеров мимолётной славы является азиатская организация Orange eSports. Чуть более двух лет назад её состав по Dota 2 был одним из сильнейших в мире и завоевал третье место на турнире The International 3. Однако сегодня об успехах «Апельсина» говорят лишь в прошедшем времени.

Малайзийский мультигейминг начал своё восхождение к вершинам киберспортивной славы в 2011 году. Первый шаг был сделан, когда звёздный игрок  Mushi анонсировал создание новой команды – Orange.DotA. В начале 2012, окончательно переключившись на Dota 2, он доукомплектовал пятёрку и повёл по дороге к The International 2.

Стартовав с места в карьер, ребята продолжили показывать отличные результаты на протяжении всего сезона. Серия удачных выступлений увенчалась прямым приглашением на главный турнир года, где Orange отметились неплохим 7-8 местом.

В январе 2013 года команда заменила трёх игроков в своём составе и определённо не прогадала: с того момента Orange eSports стали доминирующей силой на сцене Юго-Восточной Азии. Не удивительно, что они получили свой инвайт сразу вслед за чемпионами прошлого TI –  Invictus Gaming. Подойдя к турниру в отличной форме, Orange были готовы улучшить прошлогодний результат.

И им это удалось! Несмотря на ожесточённое сопротивление остальных участников турнира, Mushi и  XtiNcT одерживали победу за победой. Единственным непреодолимым препятствием на The International 3 для них стала команда Natus Vincere. Дважды встав на пути малайзийской команды, они сначала отправили Orange в нижнюю сетку, а потом и вовсе выбили из турнира в финале лузеров. В результате азиатская дружина завершила выступление на итоговом третьем месте. Великолепный результат! И, учитывая тенденцию, организация могла рассчитывать на продолжение успехов. Но…

В сентябре 2013 года Orange eSports объявили о потере состава по Dota 2. Причина была неожиданной: их банально переманили конкуренты из мультигейминга  Titan, предложившие зарплату вдвое выше, чем прежде. Этого аргумента было достаточно, чтобы Mushi с товарищами обзавелись новым клубом. Ну а тэг Orange eSports был смещён с доминирующих позиций в киберспорте прямо на пике своей славы. И больше туда не вернулся.

Неоднократно малайзийская организация предпринимала новые попытки добиться успеха. Был нанят новый состав по Dota 2, открыты подразделения по League of Legends, CS:GO и другим ведущим дисциплинам. Но, к сожалению, название Orange eSports, не снискав былой славы, так и осталось лишь на страницах киберспортивной истории.

Один из старейших мультигеймингов мира, несмотря на колоссальный список достижений его игроков, в один момент просто растворился, причём произошло это совсем недавно. Речь идёт о датско-немецкой организации Meet Your Makers.

Её история начинается в Дании в далёком 2000 году, когда первый камень в строительстве геймерского клуба был заложен Марком Питером «Mercy» Фрайсом. Выступление игроков под флагом организации начались на следующий год. Одной из первых профессиональных киберспортивных организаций MYM стали в 2002.

На протяжении семи лет дела у организации шли отлично. В её многочисленных составах выступали легендарные игроки со всего мира. Коллекция трофеев MYM ежегодно пополнялась десятками побед и призовых мест; в особенности отличались представители CS 1.6 и Warcraft III. Они делали имя не только себе, но и своей организации. Однако именно здесь и скрывалась опасность, вынудившая мультигейминг «отправиться к праотцам».

В 2009 году Meet Your Makers обанкротились. Великолепные результаты составов организации вынуждали постоянно поднимать зарплаты игрокам. И в один прекрасный момент они достигли неподъёмного уровня. Один из сильнейших мультигеймингов мира ушёл с профессиональной сцены, признав себя банкротом.

К счастью, уже через несколько месяцев MYM продолжили своё существование, сменив владельца и получив прописку в немецком городе Лейпциг. Составы по ведущим дисциплинам были реформированы, и организация продолжила свою деятельность.

Увы, по сравнению с прошлыми успехами мультигейминга, его новая жизнь оказалась именно «существованием». Более-менее заметные достижения за последние годы были у команды лишь в дисциплине League of Legends, где MYM были представлены в нескольких сезонах европейского LCS. Минувший весенний сплит стал провальным для организации: их состав напрямую вылетел из высшей лиги. Таким образом, Meet Your Makers теперь не имеют даже относительно успешных составов ни в одной ведущей киберспортивной дисциплине.

Европейский LCS стал последним соревнованием, где засветилась эта немецкая организация, причём, по большому счету, благодаря нашумевшему скандалу с контрактами, а не непосредственно выступлению. Теперь о ней ничего не слышно. Тем не менее, вероятность триумфального возвращения в киберспорт всё ещё существует: на официальном сайте команды стоит заглушка «Мы скоро вернёмся!» с изображениями новых спонсоров. Но верить ей, честно говоря, весомых оснований пока нет.

Несмотря на продолжительное затишье, на сегодняшний день организация Moscow Five является одной из самых известных в русскоязычном сообществе. Причём прославилась она не только успехами своих игроков, но и огромным количеством курьёзных ситуаций, связанных с её именем. История M5 временами напоминает сатирическое художественное произведение. Но вереница забавных ситуаций не помешала организации добиться успехов но мировом уровне. Ну, по крайней мере когда-то. А мы попытаемся не отвлекаться на весёлые приключения Moscow Five, объективно описав хронологию её расцвета и упадка.

Первое упоминание о российской организации появилось в 2001 году. Проект был создан для объединения профессиональных геймеров России для продвижения киберспорта в стране. Собрав под своим крылом ведущих игроков региона в дисциплинах Counter-Strike, Warcraft III и FIFA, один из первых мультигеймингов мира закладывал основы компьютерного спорта.

Уже в 2005 году проект пропал из поля зрения. Тогдашнее руководство, не желая расстраивать российских фанатов, вместо слова «закрытие» употребило «заморозка». И, как выяснилось впоследствии, – весьма дальновидно.

В 2011 году Moscow Five вернулись в большой киберспорт с новым капитаном – бесстрашным Димой Смелым. Под его управлением организация достигла огромных успехов во всех ведущих дисциплинах того времени.

Профессиональная Лига Легенд склонилась перед мощью российской пятёрки игроков, каждый из которых навечно вписал своё имя в историю игры. На сцене Counter-Strike 1.6 состав, который переманили из Meet Your Makers, на протяжении нескольких лет показывал отличные результаты, войдя в пятёрку лучших команд мира. В дисциплине Dota 2 игроки организации отметились высоким 5-6 местом на первом The International и переменными успехами в дальнейших выступлениях. Излишне отмечать, что дела у M5 шли просто великолепно. Но одно трагическое событие переломило ход истории организации.

В июле 2012 года лидер организации Дима Смелый был задержан и экстрадирован в США. Лишившись его руководства, Moscow Five заметно сдали позиции. Уже в августе состав по Counter-Strike был распущен. В ноябре было решено остановить поддержку игроков в Dota 2. А в начале 2013 года организация лишилась своей чемпионской пятёрки по League of Legends: ребята ушли в  Gambit Gaming. На этом золотой век Moscow Five подошёл к концу.

Новую надежду верным фанатам дало открытие первой в России киберспортивной арены – Moscow Cyber Stadium. Обзаведясь великолепной стартовой площадкой, организация в очередной раз возобновила активную деятельность. Осенью 2014 года команда по Dota 2 была восстановлена, без внимания не остались CS:GO и League of Legends. Кроме того, были открыты новые подразделения, выступающие в менее значимых дисциплинах (Point Blank, CS:GO Female). Однако ни одному из этих составов не удалось вновь воздвигнуть флаг Moscow Five на вершине киберспортивного Олимпа.

Представители CS:GO не показали высоких результатов и закончили выступления в мае 2015. В составе по Dota 2 в течение его кратковременного возрождения происходили многочисленные перестановки. Неизменным оставался лишь один человек: капитан  Владимир «PGG» Аносов. Но и он в конечном счёте покинул M5. Достаточно сильной команды по Лиге Легенд организация не досчиталась после того, как дважды не смогла обеспечить коллективу поездку на крупные европейские турниры. Лишь ребята из Point Blank стабильно добивались успехов в течение всего времени выступлений. Однако этого, очевидно, мало для столь крупного проекта.

Сейчас над дальнейшей судьбой мультигейменга поставлен огромный вопросительный знак. Их домашняя арена MCS была закрыта. Команда не обладает составами в ведущих дисциплинах и, учитывая сформировавшуюся за последнее время репутацию, вряд ли ими обзаведётся. Очевидно, что один из когда-то самых успешных российских проектов доживает свои последние дни и вскоре в последний раз пополнит историческую ленту киберспорта.

Комментарии