Новость

Киберспорт — как это устроено. Эпизод второй: Мувимейкеры

Мы продолжаем серию статей «Киберспорт — как это устроено»! Наш второй эпизод посвящен доблестным мувимейкерам, благодаря которым мы не упускаем ни один яркий игровой момент. Они являются неотъемлемой частью всего киберспортивного сообщества, так как именно благодаря им мы можем освежить в памяти великолепные события прошлого.

На наши вопросы стойко ответили:   Евгений «JeRRi» Лутай, мувимейкер  Natus Vincere и DotaCinema;   Вадим «MrPresident» Сержантов, мувимейкер и контент-менеджер сайта  Virtus.pro — создатель обзоров новых вещей, патчей и другого контента в Dota 2.

Для того чтобы вы могли удостовериться в способностях Евгения и Вадима, рекомендуем к просмотру их работы:

— Евгений «JeRRi» Лутай: Я увлекался различными онлайн-играми и делал видео из геймплейных моментов в свое удовольствие. Не смог пройти и мимо Dota 2, ведь игра стала очень популярной и вызывала большой интерес. Поиграв небольшое количество матчей и немного разобравшись с самой игрой, сразу же начал делать видео по ней. Это был хайлайт с чемпионата, который в итоге весьма хорошо восприняли, даже учитывая, что это был первый опыт. За небольшое время видео набрало около 10 тысяч просмотров на только что созданном канале, 128 лайков и 2 дизлайка.

— Вадим «MrPresident» Сержантов: Началось всё с сайта dota2.ru. Я посещал его время от времени, просматривал обзоры вышедших патчей и обзоры от cyborgmatt’a. Параллельно интересовался редактором Source Filmmaker от Valve. Взглянув на один из обзоров cyborgmatt’a, я подумал: почему бы не сделать видео, чтобы показать все наглядно? Первое видео было о невыпущенных курьерах. Я выложил эту работу на своем канале и скинул ссылку одному из редакторов сайта d2ru. Видео ему понравилось, и он спросил, не хочу ли я продолжить этим заниматься, но уже только для сайта, и я согласился.

— Евгений «JeRRi» Лутай: В мувимейкинге необходимо понимание самой игры, знание программ для монтажа и создания графики, также важен хороший музыкальный вкус, но, увы, он будет ограничен лишь тем, на что у канала есть лицензии. Тем, кто хочет этим заниматься, для начала как минимум понадобятся Premiere и After Effects, а в дальнейшем Cinema 4D или 3DS Max, причем желательно все вместе. Sony Vegas — для домохозяек. Premier лучше подходит, да и в целом он более удобен для связки с After Effects. В основном нужно понимание того, как лучше преподносить игровые моменты. Хорошим примером для меня были видео w200me, но конкретно вдохновлялся мувиками, которые делал 4fun.

— Вадим «MrPresident» Сержантов: Думаю, что тут важно иметь запас свежих и новых идей для сюжетов. Из программ использую Sony Vegas и Adobe Premiere.

— Евгений «JeRRi» Лутай: Делать еще один канал, коих уже десятки, было просто нецелесообразно, тем более что на развитие может уйти не один год, поэтому первое же сделанное видео отправил на DotaCinema. На следующий день позвонили в скайп с предложением работы. С Na'Vi было уже труднее — пробивался через знакомых, уже состоящих в штате мувимейкеров.

— Вадим «MrPresident» Сержантов: Никогда не задумывался об этом, но когда я пришел на dota2.ru, то на канале было около 3000 подписчиков и он был совершенно неактивен. Когда же я его покинул, то число подписчиков было в районе 80.000, так что можно сказать, я неплохо его продвинул, и он мне стал как родной. В случае с переходом в Virtus.pro — думаю, это был взаимный интерес.

— Евгений «JeRRi» Лутай: В месяц я делаю 12 матчмейкинг-видео для Natus Vincere, также создаю для них различные графические элементы и анимации, по необходимости различного рода монтажи, интервью или репортажи, ну и 6-8 серийных видео для DotaCinemа. Небольшой доход был практически сразу и увеличивался по ходу работы. Сейчас мне вполне хватает получаемых от работы денег для того, чтобы жить самостоятельно. Работа отнимает большую часть времени, а четкого графика нет.

— Вадим «MrPresident» Сержантов: Четкого графика никогда не было, разве что стабильно рано утром я проверяю reddit и steam.db на наличие обновлений игры Dota 2. Если обновление имеется, то я перевожу список изменений и прикидываю, что можно использовать для создания очередного видео. Что касается времени, то сложно сказать — минимум час, а бывает что и пару дней в случае больших патчей. Также я являюсь переводчиком Steam, разработчиком Steamworks, участвовал в продвижении фильма Faker в Steam. Для того чтобы дело начало приносить доход, потребовалось почти два года. Сперва это было просто хобби, но потом это уже стало основным видом заработка, которого мне вполне хватает.

— Евгений «JeRRi» Лутай: На DotaCinema я, по большей части, предоставлен самому себе — просто делаю видео под отведенные мне рубрики. В Na'Vi же есть менеджмент, который ставит задачи и следит за их выполнением. DotaCinema — это только канал на Youtube, и управляет им один человек — его создатель, а Natus Vincere — это крупная киберспортивная организация со множеством команд по разным дисциплинам, и, соответственно, с таким же множеством каналов на Youtube, которые управляются разными менеджерами. Так, в штате Na'Vi по Dota 2 состоит восемь человек, а на DotaCinema лишь двое.

— Вадим «MrPresident» Сержантов: Думаю, как и везде, у меня имеется начальник, однако и определенная свобода действий присутствует.

— Евгений «JeRRi» Лутай: У каждого крупного канала свой формат и рубрики, в которых никто конкуренции толком не составляет. А вот мувимейкеру же будет очень трудно попасть на какой-либо канал и получить рубрику. Скорее всего, это станет возможным лишь если кто-то уйдет и освободится место, либо у вас будет уникальная идея для своей собственной рубрики, которая должна выглядеть весьма перспективной.

— Вадим «MrPresident» Сержантов: В начале «пути» было легко, т.к. конкуренции не было, и никто кроме меня этим не занимался, разве что DotaCinema, но они делали обзоры только на новых героев и для англоязычной аудитории. Через некоторое время я начал замечать ролики, подобные моим, но мувимейкеры, которые их делали, не знали всех тонкостей работы с файлами и контентом игры и порой даже обращались ко мне за советом.

— Евгений «JeRRi» Лутай: AdBlock, конечно, уменьшает прибыль каналов. По большей части эта проблема актуальна для DotaCinema, так как там значительная часть прибыли идет именно с рекламы Youtube. В Natus Vincere реклама уже изначально встраивается в видео еще на стадии монтажа. Вторая большая проблема — это лицензирование музыки. Раздобыть лицензии на большое количество качественной музыки просто невозможно, приходится использовать одно и то же.

— Вадим «MrPresident» Сержантов: Главной проблемой развития канала в плане монетизации, безусловно, являются плагины и программы, блокирующие рекламу. Что стоит пользователям потратить лишние 10 секунд на рекламу, тем самым поддержав канал, тем более если им нравится контент?

— Евгений «JeRRi» Лутай: Мне просто нравится заниматься этим делом, к тому же мувимейкинг приносит мне неплохой доход. Как я уже говорил выше, самые неприятные рамки — это ограничения в выборе музыкального сопровождения. В ближайшее время уходить никуда не собираюсь, только развиваться и улучшать свои навыки и умения, ведь и киберспорт растет. Сейчас я работаю над проектом, это что-то вроде зала славы DotaCinema: самые эпичные и необычные моменты игроков, показанные очень красиво, с массой синематики и графики. Увы, в этой работе, которой я мог бы гордиться, еще только закончился подбор материала.

— Вадим «MrPresident» Сержантов: Меня радует, что в моей работе отсутствует монотонность. Всегда имеется что-то новое и интересное. Плюс, как я уже говорил, присутствует простор для творчества. Я планирую и дальше оставаться в этой сфере, она перспективная и безумно интересная. Что касается больших проектов, то есть одна идея, которую сейчас обсуждаю с коллегами.

Вот на такой мажорной ноте подошел к концу и второй выпуск «Киберспорт — как это устроено». Надеюсь, вам было интересно. Встретимся в следующем эпизоде. Ознакомиться с предыдущим выпуском, в котором мы рассказали о киберспортивной журналистике, вы можете по этой ссылке.

Комментарии