FrostNova: Гроссмейстер и геймер

Наш сайт взял эксклюзивное интервью с чемпионом России и Европы по шахматам, триумфатором ASUS Winter Cup 2011 по DOTA - Яном «FrostNova» Непомнящим. О профессиональном гейминге, а также о самом интеллектуальном из всех видов спорта читайте на Virtuspro.org!

theretry.jpg
(FrostNova (самый левый) в составе TheRetry)

Приветствую, Ян, от лица всех любителей дота-сцены. Возможно, среди наших читателей есть те, кто не в курсе твоих заслуг в киберспорте. Не мог бы ты представиться?

- Привет! Меня зовут Ян Непомнящий, в дота-комьюнити более известен как FrostNova. Заслуги очень скромные: один раз почти случайно поехал на ASUS (позвали плюсом), и получилось удачно.

Как давно ты играешь в доту? В киберспортивное движение попал именно с этой игры?

- Играю, наверное, где-то с 2006 года. Начинал с пабов на euro.battle.net, потом показали канал #allstars, потом какие-то бесчисленные б-нетовские лиги и так далее. Стало интересно, несколько раз посещал в качестве зрителя Click-Net во время ASUS Cup’ов, ну и постепенно затянуло.

А что именно тебя привлекло во всём этом действе? Что является главным «крючком» киберспорта, если такое количество молоды людей им увлекаются, зачастую в ущерб работе, учёбе и много ещё чему?

- Ну, как сказать... Я переиграл в немалое количество игр - хороших и разных. Почему именно DOTA? Сначала было интересно играть с друзьями. С какого-то момента я заметил, насколько удачно в ней сочетаются стратегические и динамические элементы. Сам процесс очень разнообразный, к тому же одна партия длится, как правило, 30-40 минут, что очень демократично.

Вторая часть вопроса очень сложная. Думаю, надо разделять киберспорт и просто увлечение игрой. Мне кажется, процент людей, которые действительно хотят себя реализовать на просцене, пока что абсолютно ничтожен по сравнению с общей массой играющих, хотя и неуклонно растет. А почему компьютерные игры настолько затягивают молодежь? Это скорее вопрос для развернутой статьи в научно-популярном журнале.

Но в какой момент именно ты понял, что киберспорт - это сфера, в которой ты можешь себя реализовать? Что тебя убедило в этом?

- Самореализация в какой угодно области требует от человека большой отдачи. Я в какой-то момент осознал, что на двух стульях не усидеть, даже если очень хочется. Игра в шахматы требует громадной самоотдачи, и тратить силы на то, чтобы попробовать добиться чего-то серьезного в киберспорте - это жуткое расточительство. Так что DOTA - это хобби, которое, увы, занимает в разы больше времени, чем это позволительно. Так что любые сверхамбициозные мысли я гоню прочь.

А что тебя подвигло, например, поехать тот самый зимний ASUS? Дело в банальном любопытстве?

- Вообще, я довольно мобильный человек, куда-то поехать не проблема. А в тот раз было и время, и желание, и возможность. Более того, если мне не изменяет память, я подумывал съездить зрителем и заодно погулять по Киеву.

Тогда вашей команде удалось обыграть очень много именитых команд. Какие в связи с этим были эмоции? Были ли они сродни тому, что чувствует чемпион России и Европы по шахматам, удачно выступив на турнире?

- В чем-то даже острее! Ведь любитель воспринимает любой успех намного ярче, нежели профессионал. Не то что бы, становясь профессионалом, человек резко разучивается радоваться, но отношение меняется, и изюминка любительского подхода исчезает. Кроме того, приятно, когда выигрываешь сам, но вдвойне приятно, когда выигрываешь в команде!

Когда кого-то пытаются убедить в важности и нужности киберспорта как общественного явления в пример всегда приводят шахматы. Как ты считаешь, уместна ли такая аналогия в принципе?

- Если честно, о таких сравнениях трудно говорить без иронии. А какие приводятся аргументы?

В основном те, что данный вид деятельности хоть и не является таким же подвижным как основные виды спорта, но требует не меньших интеллектуальных усилий, чем шахматы. Народ заблуждается?

- Пожалуй, некоторая аналогия действительно присутствует, но мне она все же видится притянутой за уши. Вместе с тем, не хочу казаться категоричным: думаю, я очень плохо знаю серьезный киберспорт изнутри, но в то же время люди, которые проводят такие параллели, не слишком осведомлены о мире шахмат. Эти механические сравнения возможны, но, в любом случае, будут довольно поверхностными.

И всё-таки с позиции профессионального шахматиста, что общего имеют киберспорт и шахматы и считаешь ли ты лично гейминг - видом спорта?

- Соревновательная составляющая давно стала частью нашей жизни. Это проявляется почти везде и в особенности в спортивном мире. Цель очень просто сформулировать: достичь максимального, наилучшего результата, опередить конкурентов. Это - общее, что характерно для любого вида спорта. Гейминг на данный момент таковым еще, наверное, не является, но принципы те же, это очевидно.

Основной проблемой популяризации киберпорта в широких массах, безусловно, является не самая очевидная зрелищность многих игр. Позволю себе предположить, что такая же проблема существует и в шахматах. Как организаторы крупных турниров находят выход из данной ситуации?

- Проблема расширения аудитории стоит довольно остро. Например, сейчас шахматы начинают вводить в школьную программу, что, конечно, даст положительный эффект спустя определенный временной отрезок. Проблема, скорее, в том, что мало кто захочет приходить в зал и смотреть на участников вживую, когда есть различные видео и не только трансляции с «живыми» комментариями.

Сейчас зрелищность, как ты верно заметил, прихрамывает. С другой стороны, конкурировать с футболом, теннисом, биатлоном и другими видами спорта на данный момент затруднительно. Тем не менее, в киберспорте, как и в шахматах, существует своя преданная аудитория, а вот как ее стабильно увеличивать - это уже из глобальных вопросов, на которые четкого ответа, по-моему, до сих пор не найдено.

yan.jpg
(Ян Непомнящий на одном из крупных турниров по шахматам)

Другая проблема в жизни прогеймеров - это их материальный достаток. Зачастую только самые топовые игроки получают достаточное количество денег в виде зарплаты или призовых, чтобы обеспечить себя. Как в этом вопросе обстоят дела у шахматистов?

- Думаю, здесь шахматисты чувствуют себя в целом комфортнее, однако, увы, знаю немало примеров, когда человеку приходится играть буквально круглый год, чтобы себя обеспечивать. Само собой, чем выше уровень соревнования, тем приятнее финансовые условия. В этом плане между мировой десяткой и, например, следующими 30-40 номерами рейтинг-листа очень серьезный разрыв, а с остальными - так и вовсе пропасть.

Если бы у тебя была возможность изменить что-то в организации киберспортивных ивентов. Что бы это было?

- Скажу, наверное, банальную вещь, но в плане организации можно и нужно учиться у китайцев.

Собираешься ли ты в будущем следить за профессиональным геймингом. Если предположить, что через лет пять у тебя появятся свои дети, будешь ли ты им рассказывать о киберспорте? Этакая здоровая семейная пропаганда..

- Я и сейчас в некоторой степени слежу: смотрю трансляции с крупных турниров, результаты матчей и тому подобное. Раньше изредка стримил на пару с v1lat'ом, даже думал иногда стримить самостоятельно, но пока не чувствую энтузиазма. Что до пропаганды, то лучше уж продвигать здоровый образ жизни, так что очень надеюсь, что дети будут проводить с гаджетами и компьютерными играми в разы меньше времени, чем я.

Не могу не спросить о личных и профессиональных планах на ближайшее время. Чем планируешь знать следующие пару лет своей жизни?

- Планы наполеоновские. Главным образом, конечно, хочется снова начать играть в шахматы хорошо и закрепиться в первой десятке-двадцатке, так как за 2012 год я прилично сдал позиции.

Напоследок твои пожелания, напутствия читателям Virtuspro.org, а также приветы друзьям.

-Успехов вам в любых ваших начинаниях! Ну, и приветы drag13, venom'у, AraxniD'у. Ах да, и еще PGG’шке!
К списку новостей