ФКС России в 2013 году: Итоги с Александром Горбаченко

Алексей «Genes1s» Романов
Александр «IRBIS» Горбатенко
Александр «IRBIS» Горбаченко

Многим известно, что в России есть Федерация Компьютерного Спорта, которая занимается продвижением и популяризацией киберспорта в нашей стране, в первую очередь развивая его в регионах. Мы побеседовали с президентом федерации, Александром «IRBIS» Горбаченко, который рассказал о том, что сделано, что делается, и чего нам ждать в дальнейшем.

Под эгидой ФКС России проходит множество турниров, из которых стоит отметить «Битву Четырех», где приняли участие лучшие старкрафтеры России, российский отбор на WCG, Кубок России, а также Московскую Киберспортивную Лигу. 

— Мой первый вопрос будет достаточно ожидаемым, но именно от него хотелось бы отталкиваться дальше. Как вы оцениваете прошедший год? Насколько сильно продвинулась ФКС России в плане развития, чего удалось достигнуть?

— Вопрос очень объемный, ибо включает в себя несколько направлений нашей деятельности. Как структура ФКС продвинулась, у нас увеличился штат постоянных сотрудников в центральном офисе, сильно радует активность регионов, в регионах появляются активисты желающие, а главное способные вести системную работу. Радостно, что в регионах у нас упрочнились отношения с региональными площадками. В Кубке России принимали участие 24 региональные площадки. 

Стоит отметить, что этот год подарил новых партнеров, т.е. появились люди и коллективы, которые не только критикуют нашу деятельность, но и предлагают решения и присоединяются к нашей деятельности. Что мы такого сделали я не отслеживал, но факт остается фактом — количество союзников и единомышленников растет. Предлагаемая нами система и структура развития компьютерного спорта как вида спорта неоднозначна для многих. Есть те, кто считает и громко об этом говорит, что нам для развития достаточно сосредоточится на онлайне и ПРО, я считаю, что это неправильно. 

ПРО появляются из любителей, все нынешние ПРО прошли через большое количество соревнований именно в компьютерных клубах, поэтому мы сохраним это направление, направление на большее количество ЛАНов в России по системе ЕССНУП, в просторечии «мост». Проведя таким образом несколько всероссийских турниров, мы подтверждаем дееспособность такой схемы, в следующем году мы ее доработаем и опробуем схему, при которой игроки из 1 команды смогут находиться на разных площадках. 

В грядущем году нас ждет очередной Съезд федерации, на нем будут поставлены новые задачи и сформулированы главные цели деятельности на ближайшие несколько лет. Так же к развитию можно отнести открытие Лаборатории компьютерного спорта на кафедре IT РГУФКСМиТ в Москве, запуск ШСЛ ИВС (школьная спортивная лига по интеллектуальным видам спорта), где в качестве основных дисциплин компьютерного спорта будут Quake Live, Starcraft II и Тетрис. Успешное проведение 3 сезонов МКЛ (студенческая московская лига).

— Какой самый крупный турнир был проведен в уходящем году? Крупный с точки зрения призового фонда, освещения в сообществе (то есть, насколько были популярны трансляции данного турнира), какие команды принимали в нем участие?

— Кубок России: 24 региона, 4 дисциплины, 250 000 рублей и WCG RP 2013. Это из того, что было связано с ланами. Из популярных трансляций Битва Четырех, больше 100 000 уникальных зрителей. 

— Теперь, собственно, следующий вопрос, связанный с турнирами: по какой причине в рамках Третьего Межвузовского Турнира по Компьютерному Спорту были проведены турниры по Point-Blank и League of Legends, но не было турниров по Counter-Strike: Global Offensive и Dota 2? Не связано ли это с тем, что 4Game и Riot Games лоббируют свои игры таким образом, соглашаясь поддерживать турнир на финансовом уровне при отсутствии на нём конкурентов с пассивным в РФ разработчиком?

Я не пытаюсь упрекнуть в чем-то ФКС, данная практика распространена, и, безусловно, необходимость в финансировании очевидна и не вызывает никаких сомнений. Дело именно в том, что ранее вы отрицали, что это существует.

— Всего в МКЛ 6 дисциплин, 5 было в первых двух и LoL добавился в третьем. Отсутствие Доты и КС это вопрос простой и сложный: если КС нет по простой причине — отсутствие регулярных турниров в целом по стране, то нет смысла делать их для студентов, ибо кроме турниров в рамках МКЛ ничего не останется, для начала надо вернуть соревновательную активность в КС на уровне страны, все взаимосвязано, система — ключевое понятие, а отсутствие турниров по КС на регулярной основе это вопрос наличия средств, собственных средств на турниры по КС у нас не хватает, спонсорам это не очень интересно, а денег типа госбюджета у нас не водится. 

С Дотой примерно та же ситуация, мы прекрасно знаем, на сколько она популярна и в студенческой аудитории, конечно же. Возможно, она появится осенью, как фишка ляжет. Что касается поддержки правообладателей дисциплин — они выделяют финансирование на поддержку собственных игр и собственной аудитории в рамках спортивной Лиги. Именно потому, что в том же ПБ есть регулярная спортивная деятельность для любого спортсмена и команды, кто себя таковым считает и участвует в турнирах, да еще это активно поддерживается правообладателем, есть понимание, что мы предлагаем участнику не одно-, но многоразовую историю. 

Мы предлагаем область приложения сил, которая начинается от чемпиона ВУЗа и заканчивается чемпионом МИРА. То же с LoL, я уверен, что наше партнерство с Riot Games позволит выстроить отличную систему соревнований для спортсменов и команд любого уровня.


Чемпионат России по Point Blank
Чемпионат России по Point Blank

Опять же нельзя забывать о наших коллегах, например, о Старладдере, которые в своей части дополняют общую картину, если, например, расширить географию от России до СНГ. 

К примеру, мы отменили регулярные онлайн-турниры на RESP.SU ровно потому, что онлайн активности у коллег по этой дисциплине присутствуют регулярно, и сосредоточились на регионах.

Мы не коммерческий проект в чистом виде, мы — спортивная организация, нам очень интересно знать национальный статус чемпиона по всем признаваемым нами дисциплинам на основании результатов соревнований по признанной нами системе соревнований. Поэтому в рамках того же кубка или чемпионата в одной программе могут стоять и Dota с LoL, и CS с PB и CF, а издатели/правообладатели... Они поддерживают СВОИ дисциплины. Кто-то, такие как 4Game и Riot Games, считают для себя правильным построение регулярной системной спортивной деятельности, кто-то подходит к этому разово, кому-то это не нужно, у кого-то есть свои рейтинги и лиги. 

Я говорю только о том, что делается нами. Dota, CS, SCII, FIFA, Quake, тот же Тетрис - это наша «история», и тут мы исходим исключительно из собственных ресурсов. Мы знаем как исправить ситуацию, знаем что для этого надо сделать, мы будем это делать, результаты увидим позднее.

МКЛ это первая студенческая лига в стране, однако по плану это часть всероссийской лиги. Мы ждем в 2014 году запуска еще 3-4 региональных лиг, например в Ульяновской области, но опять же встанет вопрос Dota-LoL, есть официальный установленный оргкомитетом ростер дисциплин, а дополнить при желании они могут любым количеством, но общий зачет будет по основным.

Практика да, но у нас все строится по-другому, я не могу допустить зависимости от партнера, потому мы строим отношения с партнерами паритетно, и все оговаривается на начальном этапе.

— Ответ понятен, и вы в нем сразу же ответили на несколько моих следующих вопросов, в частности, про поддержку со стороны госбюджета. На этом фронте до сих пор глухо? Вы несколько раз упоминали поддержку со стороны минспорта и туризма, однако до непосредственных инвестиций пока не доходит? 

Также вы упомянули про то, что вы — некоммерческая организация. То есть, всё же главная цель это популяризация киберспорта среди людей не путем создания сладкого куша на вершине, но возможности играть самостоятельно, пусть и за небольшие призовые?

— Как в любом спорте, есть массовый, а есть профессиональный спорт. Конечно, мы в первую очередь создаем систему массового спорта, а правильнее сказать реанимируем то, что было, но уже с учетом ошибок предыдущих поколений, и выстраиваем отношения с профессиональной сценой, уделяя по мере сил внимание и ей, например турниры формата «Битва Четырёх» будут продолжаться, и изменения в системе «мост» случатся тоже по этой же причине. 

ФКС России минимум 2 раза в год формирует сборную страны для участия в международных турнирах и, естественно, что туда должны ехать сильнейшие, для этого надо создавать систему, в которой смогут участвовать про-команды, мы не можем и не будем просто назначать кого-то, кто может поехать. Всегда надо будет участвовать в соревнованиях и проходить сетку Кубка и Чемпионата России, чтобы попасть в состав сборной.

Аббревиатура ООО расшифровывается как ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, а не так как все подумали. 

Теперь о Минспорта — мы трижды за прошлый и этот год подавали документы для допуска нас на коллегию по признанию вида спорта и включению в ВРВС, каждый раз находили несоответствия на уровне забытой строчки в тексте и запятых, в данный момент мы переделываем правила по виду спорта. Поверьте, то что я сейчас назвал правилами, это не те 2-3 страницы текста, по которым проводятся соревнования сейчас, это объемный научного уровня документ.

Говоря коротко, но точно — ВСЕМ уже ВСЕ понятно, на действие надо решиться. Искренне надеюсь, что ждать недолго. И вот тут надо пояснить для всех — включение в ВРВС НЕ означает, что на ФКС и компьютерный спорт потечет водопад из денег, до финансирования чемпионатов надо будет еще много работать, однако региональным федерациям, с которыми у ФКС России будут соглашения, и отделениям ФКС в регионах при условии наличия деятельной и грамотной команды станет сильно проще развиваться. Мы активно передаем наши знания всем, кто обращается за советом и консультациями.

Просто в рамках именно большого киберспорта конкурировать с тем же СтарЛаддером у ФКС не получается в силу всё тех же причин, а именно отсутствия серьезного бюджета. 

Вы упоминали, что региональные представительства просят у вас помощи, и, в особенности, финансовой — такая система распространена, к сожалению, и в остальных федерациях признанных на гос-м уровне видов спорта. 

Идеи ваши, безусловно, правильные, и поддержка со стороны комьюнити тоже есть. Однако все упирается именно в деньги. Можете ли вы привести пример из мировой практики киберспорта, когда организации, всячески избегающей коммерческой деятельности, удалось бы уровня организаций коммерческих? 

— А мы со Старладдером не конкуренты ни разу, разные модели деятельности и разные цели. Здесь бюджеты совсем ни при чем.

Бюджеты — дело наживное, уже сейчас у нас есть договоренности о стратегическом партнерстве с рядом брендов на 2014 год, после НГ определимся с бюджетами и поймем, что будем делать. ЕКП мы прикинули, должно получится неплохо.

Деньги надо учиться зарабатывать, и это в регионах должны усвоить, ФКС России при наличии целевых бюджетов на регионы независимо от их размеров в регионы направляет при первой же возможности для проведения соревнований. Если взять как пример некий гипотетический бюджет 1 проекта, поделить его на 10 регионов, вы не сможете в 10-ти регионах повторить тот же проект. Это одна из глобальных задач, научить региональный организаторов не просить денег, а научиться их зарабатывать. В регионах это возможно. Надо консолидировать аудиторию, чтобы она стала более рекламно привлекательна для федеральных брендов и т.п.

— Говоря регионам, что деньги нужно зарабатывать, вы, при этом, отказываетесь от традиционной коммерческой модели работы. Вы считаете, что это возможно?

В интервью tort.fm вы критиковали некоторые, скажем, стартапы из-за того, что они ориентированы на прибыль. Но ведь и многие успешные лиги и турнирные организации ориентированы на прибыль, и это не мешает, а только помогает. Особенно на Западе. Чем же Россия так отличается?

— На прибыль ориентироваться правильно и нужно, мы же ориентируемся на безубыточность, что позволит планировать гораздо дальше, а вот размер безубыточности (читай прибыль) от деятельности чем больше, тем лучше, ибо это уже влияет на темпы развития.

Проекты чисто коммерческие я критикую и сейчас. Те, что с умом подходят, я приветствую, а те, что выскакивают как черт из табакерки с мешком денег, потом понимают, что потратив мешок в короткие сроки продолжения не будет или они никогда этот инвесторский мешок не вернут — закрываются, такие никому не нужны.

У всех одни и те же спонсоры, источники и пользователи.

— Следующий у меня вопрос извечный, и он заключается в логике, по которой отбираются дисциплины. Вы говорите о том, что цель — добиться безубыточности, но при этом ключевые дисциплины, которые бы позволили этого достичь гораздо меньшими усилиями, не появляются на турнирах от ФКС. 

Не считаете ли вы, что логичнее было бы сфокусировать ресурсы на популярных дисциплинах, чтобы создать уверенную базу, а уже на излишки продвигать нишевые дисциплины, которые по-вашему перспективны? Все доводы, которые вы приводили в защиту этих дисциплин, безусловно, справедливы, но нельзя добиться всего и сразу.

— Возможно вы и правы, но та же Dota 2 присутствует у нас на портале в серии регулярных турниров при участии партнера 4FRAG. В следующем году мы предложим аудитории Dota 2 серию LAN турниров в регионах, и турниры эти будут с регистрационным взносом, посмотрим, что получится.

Мы и не спешим добиться всего и сразу, главное не стоять на месте.

Я думаю, что отработанный формат, в котором мы провели чемпионат России по Point Blank, станет основным турнирным форматом весны под Кубок России, на осень и на чемпионат сейчас планы провести его в традиционном формате, когда из каждого региона в соответствии с квотами спортсмены на финалы приедут в Москву, а может в Казань или Курск. 

— 4FRAG это приятно, но, я думаю, вы лучше меня понимаете, что это не совсем тот формат, которого ждут фанаты. Но то, что ФКС не стоит на месте, не может не радовать. 

Какие планы на грядущий год? Готовите ли какие-либо сюрпризы фанатам киберспорта?

— Планы простые — работать, работать над структурой, дорабатывать портал. Объединить турниры по регионам в единую сетку. Увеличить количество региональных ланов. Продолжить все, что начато в прошлые года: турниры, чемпионаты, научные исследования, работу в области системы образования, административную деятельность по продвижению и популяризации компьютерного спорта. Хочу провести в феврале съезд региональных организаторов в формате вебинара.

Планов громадье, хватило бы сил.

Ну и, конечно, всех с Новым 2014 годом. Позитива и успехов, здоровья и радости всем!

— Спасибо большое, Александр, и вас с Новым годом, всяческих свершений, сил, здоровья и удачи, щепотка которой никогда не помешает!

К списку новостей

Комментарии

  • Quoki , знающий
    Приоритетные Дисциплины ПБ и Лол. А Дота и КС на 2м плане. И Если КС ещё понятно почему (хотя по 1.6 можно было бы провести межвузовские турниры. 1.6 до сих пор по локалке в Вузах гоняют), то по Доте это вы зря не проводите. Помоему в СНГ она то по популярнее Лола будет. Хотя в отличии от Riot они не платят за продвижение своей игры... А вообще, это продажная организация, если продвигает, то за что платят, а не то, что пользуется спросом...
     
  • Miting , бывалый
    Не особо чувствую влияния ФКС. Зачем она нужна?
     
  • Moddi4 , бывалый
    ФКС нужно чтобы выкачивать в свой карман деньги которые будет выделять государство, под предлогом что они якобы развивали 13 лет киберспорт, если его признают в России, вообще считаю что пора прикрыть эту мутную контору
     
    • sneg1 , профи Mod
      Moddi4,  То, что делает ФКС очень полезно и даст свои плоды рано или поздно. Но, это вечный спор, как подходить к реализации. Одни и те же доводы я много раз пытался донести до Александра, но он все упирается ) 1. Киберспортивным болельщикам нужно давать киберспорт, а не тетрис с поинт бланком. 2. No money, no honey и еще сотня аргументов отсюда вытекающих. 3. Не нужно называть развлечение со спортивным уклоном - спортом с элементом развлечения. Турник полезней - как бы кто не усра...... доказать обратное.
       
      • Demiurg , профи
        sneg1,  Как я понимаю, основная проблема все-таки в деньгах? Так как вводятся те игры, за продвижение которых разработчики доплачиваю куш. Да и вообще, я не сильно понимаю, о каком развитии идет речь, когда при вводе в Гугль "Федерация Компьютерного Спорта", нам выводит устаревший сайт с последней записью от 2012 года... http://www.cybersport.ru/
         
        • IRBIS , бывалый
          sneg1,  Как я понимаю, основная проблема все-таки в деньгах? Так как вводятся те игры, за продвижение которых разработчики доплачиваю куш. Да и вообще, я не сильно понимаю, о каком развитии идет речь, когда при вводе в Гугль "Федерация Компьютерного Спорта", нам выводит устаревший сайт с последней записью от 2012 года... http://www.cybersport.ru/ Demiurg,  Основа движения вперед наличие ресурсов, деньги в том числе. Как можно что-то развивать если нет денег и людей? Вот только я видимо не точно выразился в тексте или Вы читали по-диагонали о том как за что и кто нам платит. Просто попробуйте перечитать. И если посмотреть на сайте последнюю новость станет понятно куда отправляться дальше, а редирект не делается по некоторым причинам.
           
          • Demiurg , профи
            IRBIS,  ''ШСЛ ИВС (школьная спортивная лига по интеллектуальным видам спорта), где в качестве основных дисциплин компьютерного спорта будут Quake Live, Starcraft II и Тетрис'', почему именно этот подбор игр? Эм, Тетрис? Вопрос уже задавался, но я хотел бы повторить: Почему бы не построить "базу" на популярных дисциплинах(WOT/Dota/LoL/SC2/тот же CS), а затем уже развивать Quake, Фифу и тетрис? И последнее, возможно ли хоть как-то принть в этом участие? Давно интересуюсь развитием киберспорта, хотелось бы быть задействованным.
             
            • IRBIS , бывалый
              Demiurg,  ШСЛ ИВС это лига которая создана совместно с ЦОМОФВ ДОгМ, т.е. впервые в систему образования легитимно допущены компьютерные игры как дисциплины компьютерного спорта. Отбор дисциплин проводился не потому что они популярны, а в соответствии с требованиями и критериями и мы на эти вопросы по вышеозначенным играм дали ответ, а прежде чем его дать провели не мало консультаций с учеными и специалистами системы образования. Вы к сожалению не вникаете в тему глубоко и думаете что все просто, на самом деле все очень не просто. Можно кинуть клич в сети и пригласить школьников, т.е. поставить критерий участник-школьник, а в данном случае участник-школа. Если по итогу результаты ШСЛ ИВС будут признаны положительными, будем думать над тем что делать дальше, просто поймите все сложнее чем кажется и ГОРАЗДО сложнее чем вам хочется, чтобы это прочувствовать и понять надо в этом поучаствовать или изучить документы.
               
            • IRBIS , бывалый
              Demiurg,  И, да, присоединяйтесь, выберешь себе проект в котором захочешь участвовать и вперед. Как меня найти знаешь.
               
      • Moddi4 , бывалый
        sneg1,  Я и говорю о реализации, сколько лет существует ФКС? Сколько раз менялся президент в этой организации? В конце концов, какие игры продвигает федерация? У них явный застой в плане идей и их реализации, со стороны выглядит будто врач учит повара готовить. В России обожают Dota WOT и это киберспорт, а не тетрис
         
      • IRBIS , бывалый
        sneg1,  Антон, полезнее утренняя гимнастика и бассейн, с точки зрения здоровья. Турник под очень большим вопросом как и любые другие тяжести. Отталкиваясь от текущей ситуации в стране и мире я не уверен что нам нужны силачи, думаю просто здоровые люди гораздо более ценный ресурс для общества и желательно с "прокачанным" интеллектом.
         
  • nor_tornado , новичок
    кс нет - жуть.... ну хоть квейк есть
     
  • RdE , профи
    То, что делает барсик, это зло в чистом виде. Все эти федерации нужно давить в зародыше, их единственная цель - перенаправлять через себя денежные потоки и сосать-сосать-сосать бабосики. Это уже проявляется. ЛоЛ и ПБ лоббируются дистрибьюторами, поэтому они есть, а Дота и КС не лоббируются, поэтому их нет. Мечта барсика сделать так, чтобы дистрибьюторы вынуждены были ему платить.
     
  • ty4gethe , новичок
    Спасибо за то, что поднимают квейк
     
  • Hemmy , знающий
    не очень понял из статьи что такое ФКС как структура. Вот есть виртус.про - тут всё понятно: Директор, он же лидер проекта, спонсоры, от которых идёт значительная часть финансирования, несколько составов игровых с менеджерами, общий менеджер, пиар менджер и редакция сайта. Что-то я, конечно, забыл, но думаю, что не сильно ошибся. Всё логично, всё по полочкам разложено. А вот ФКС для меня в этом плане тёмная организация. Какова пирамида управления? И откуда берутся деньги, только ли от спонсоров или есть еще какие-то источники? И какова, опять же, в материальном плане, если таковая вообще есть, помощь от каких-либо государственных структур?
     
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.