Другой киберспорт: TrackMania

Дмитрий «Craft» Мурр
В нашей новой регулярной рубрике «Другой киберспорт» мы продолжаем вспоминать те игры, которые очень пытались, но так и не смогли состояться в качестве популярных киберспортивных дисциплин в СНГ. В этом выпуске мы бы хотели обратить ваше внимание на серию аркадных автосимуляторов TrackMania.


Россия всегда была богата талантливыми виртуальными гонщиками и наши игроки много раз занимали почетные места на пьедесталах. Самым ярким подтверждением этому служит успешное выступление пилотов из команды  USSR на турнирах World Cyber Games по NFS: Underground 2, NFS: Most Wanted и NFS: Carbon и NFS: ProStreet. Со временем старый добрый Need For Speed покинул список официальных дисциплин WCG, уступив место игре TrackMania Nations Forever.

Игра TrackMania была разработана французской компанией Nadeo и увидела свет еще в 2003 году. Поначалу сообщество TM развивалось довольно медленно, но в 2006 году произошел настоящий бум, который на несколько лет вперед определил счастливое киберспортивное будущее для этой игры. Организаторы турнира Electronic Sports World Cup решили включить TrackMania в список официальных дисциплин и провести по ней пилотный турнир с небольшим призовым фондом. Специально к соревнованиям разработчики выпустили бесплатную версию своего автосима под названием TrackMania Nations ESWC. Параллельно с этим турниры по гонкам проводились на платформах Electronic Tournaments, Electronic Sports League и ESL Major Series.


После 2006 года сообщество TrackMania начало расти небывалыми темпами. У игры появилось большое количество поклонников в Европе и СНГ. Многие серьезные клубы, такие, как  Mousesports,  Team Dignitas,  ACER и  3DMAX, начали бороться между собой, чтобы подписать сильнейших игроков. Особенно много «трек-маньяков» оказалось в России, где инициативные фанаты организовывали свои собственные турниры, формировали команды и даже сборные. Среди самых известных отечественных турниров и лиг стоит выделить Russian Team League, Cup of Independent States, Slavian Trackmania League и Russian TrackMania Championship. Кульминация развития TrackMania как соревновательной дисциплины произошла в 2009 году, когда игра попала в список дисциплин World Cyber Games.

Стоит сказать, что TrackMania всегда была неким «закрытым клубом», куда крайне редко пробивались новички «извне». В своем роде эти гонки стали неким подобием Quake’a, где за призовые места боролись одни и те же 5-7 игроков. К большому сожалению, российских гонщиков в их числе не было. Они так и не смогли найти себя в TrackMania, чтобы продолжить славную турнирную историю со времен Need For Speed. Впрочем, особой возможности у них и не было. Так уж сложилось, что организаторы WCG Russia решили и вовсе не проводить отборочные по TrackMania, а самим игрокам было крайне затруднительно (и дорого!) выбираться на европейские LAN-турниры, чтобы показать свое мастерство там.


Возможно, именно из-за отсутствия крупных результатов у наших игроков популярность самой дисциплины в СНГ со временем пошла по нисходящей. Последние надежды отечественного TM-комьюнити развеялись по ветру, когда в 2011 году игру исключили из списка официальных дисциплин World Cyber Games. Уже тогда любимый всеми ежегодный чемпионат мира начал испытывать финансовые трудности, которые через несколько лет привели к его окончательному закрытию. Некоторое время ходили слухи, что в последние годы существования на фестивале WCG проводились турниры лишь по тем играм, за которые платили сами разработчики. Небольшая студия Nadeo вряд ли могла себе позволить такую роскошь, и с тех пор турниры по TrackMania в основном стали проводиться только в рамках европейских фестивалей вроде ESWC, DreamHack, The Gathering и Gamers Assembly. Обычный призовой фонд для таких турниров составлял всего лишь $15 000.


Что же случилось с серией TrackMania и почему эта игра не стоит в одном списке с такими популярными дисциплинами, как Dota 2, League of Legends и Counter-Strike: Global Offensive? В TrackMania было все для успешного киберспортивного будущего. Благодаря гибкому игровому редактору можно было каждый раз создавать новые трассы и брендировать их логотипами спонсоров или команд (далеко не каждая ныне успешная игра может этим похвастаться). Подобная кастомизация была доступна и для самих игроков, которые могли настроить внешний вид своего автомобиля, как им заблагорассудится. С турнирной точки зрения у TrackMania тоже было несколько интересных преимуществ. Во-первых, соревнования могли проходить в нескольких режимах – обычная гонка, гонка на время, кубок, командный режим и так далее. Во-вторых, в TM был довольно удобно реализован observer-мод. Плавные движения камеры и практически незаметные переключения между участниками позволяли полностью следить за гонкой от начала и до конца. Неоспоримым фактом является то, что TrackMania была действительно «сложной» игрой, где от гонщиков требовалось невероятное умение, выдержка и самоконтроль. Это был киберспорт в самом глубоком смысле этого слова.


В какой-то степени именно из-за своей «хардкорности» TrackMania так и не смогла в полной мере закрепиться на Олимпе компьютерного спорта. При всех очевидных атрибутах киберспортивной дисциплины, у TM есть один большой недостаток – вряд ли ее можно назвать той игрой, от которой на профессиональном уровне можно получить большое удовольствие. В конечном итоге, соревнование на скорость и выбор наилучшей траектории перерастает в банальную схватку нервов. Эта «эмоциональная аскетичность» попросту отпугнула молодых игроков. Между новичками и профессиональными гонщиками образовалась огромная пропасть по типу той, которую так и не смогли перешагнуть игроки в Quake.


Комьюнити TrackMania - маленькое, но дружное!
TrackMania оказалась слишком сложной, чтобы завоевать массовую аудиторию, да и мода на автосимуляторы без шансов проиграла новой волне MOBA-игр во главе с Dota 2 и League of Legends. Сейчас гонки практически полностью изжили себя как профессиональные дисциплины. Увы, но подавляющее большинство игроков предпочитают бить рекорды скорости в GTA5, а не в TrackMania или Need For Speed.
К списку новостей

Комментарии

    Внимание!
    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.