Другой киберспорт: Super Smash Bros.

Дмитрий «Craft» Мурр

Давненько мы не обновляли нашу рубрику «Другой киберспорт», но сегодня пришла пора исправить это вопиющее недоразумение. После обзоров Bloodline Champions и Trackmania мы решили обратить ваше внимание на легендарный файтинг от компании Nintendo – серию игр Super Smash Bros.



Консольный киберспорт уже сам по себе является большой экзотикой в СНГ, но с файтингом Super Smash Bros. дела обстоят еще сложнее, ведь поиграть в него могут только счастливые обладатели приставки от Nintendo.

История Super Smash Bros. берет свое начало в далеком 1999 году, когда игра вышла для консоли Nintendo 64. Продукт компании HAL Laboratory был тепло встречен критиками и публикой, так что уже вскоре после его релиза, в одной только Японии было продано несколько миллионов копий игры. Воодушевившись таким успехом, Nintendo выпустила проект на мировой рынок, что стало отправной точкой для развития этой замечательной франшизы. Впрочем, началось всё еще раньше.

Super Smash Bros. представляет из себя мультяшный файтинг-кроссовер, в котором друг с другом сражаются самые популярные персонажи из мира игр Nintendo. Как видите, сантехник Марио дрался с покемоном Пикачу еще задолго до того, как ребята из Blizzard объединили свои игровые вселенные на просторах Heroes of the Storm. В первой версии SSB было 12 персонажей – 8 стартовых и 4 «секретных». Последние открывались только после выполнения определенных игровых заданий. Перечислять всех героев смысла нет. Скажем лишь, что там были представители таких франшиз, как: F-Zero, Donkey Kong, Pokémon, Kirby, The Legend of Zelda, Mario, EarthBound, Metroid и Yoshi. Надеемся, что среди наших пользователей найдется хотя бы парочку старожил, которым эти названия окажутся знакомыми не понаслышке.


Самые первые бойцы Super Smash Bros.
Не смотря на свой жанр, Super Smash Bros. качественно отличается от своих более жестоких аналогов вроде Tekken или Mortal Kombat. Чтобы не травмировать детскую психику, разработчики отказались от факта «убийства героев», как от средства достижения победы. Вместо этого игроки должны были просто скинуть друг друга с парящей в воздухе платформы, а сделать это куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. Игровая механика у Super Smash Bros. довольно простая. Тут не надо запоминать десятки сложных комбинаций и ломать свои пальцы для эффектного fatality. В игре существует вполне стандартный набор действий – удар, сильный удар, прыжок, блок, перекат, уворот и т.д. Кроме того, в вашем распоряжении будут специальные скилы, позволяющие вернуть на платформу почти свалившихся с нее героев. Вместо уровня жизней здесь показывают процент полученного урона. Чем больше этот процент – тем дальше герой вылетает за пределы платформы, когда получает урон (и тем сложнее на это платформу вернуться).


Есть в игре и суперприемы, которыми игроки могут воспользоваться, если подберут «smashball» – это специальный шарик, появляющийся на платформе в произвольном месте. Для его активации по нему нужно сделать несколько ударов. Тот игрок, который нанесет последний удар (разобьет шарик) получит возможность провести ультимативную атаку. Среди игровых элементов также стоит выделить разрушаемые препятствия на некоторых платформах или ее различные подвижные элементы, которые могут повлиять на позиционное перемещение героев во время битвы. Впрочем, на турнирах обычно используют «чистые» платформы, а появление smashball’a и вовсе отключают в настройках, чтобы исключить любой фактор рандома.

Каждый персонаж SSB является уникальным, имеет собственную анимацию и фреймдату. Вопрос баланса в файтинге не сильно отличается от других аналогов. В SSB есть как «сложные» персонажи, так и более простые в управлении, которыми новичку будет немного легче играть. На профессиональном же уровне всё сводится к индивидуальному мастерству, стилю боя и реакции самих игроков. Если ваши руки растут из правильного места, то вы сможете победить кем угодно и кого угодно.


Каноническая киберспортивная игра Super Smash Bros. Melee вышла в 2001 году для приставки Nintendo GameCube. Удивительно, но до сих пор именно эта версия файтинга является основной на всех крупных международных турнирах, хотя с момента ее появления прошло уже 15 лет. По своей сути все версии Super Smash Bros. не сильно отличаются друг от друга. Конечно, более старые игры серии заметно уступают в графике, да и количество персонажей там намного меньше, однако суть игры за все эти годы практически не поменялась.


Nintendo GameCube
Любопытный факт: в 2014 году Nintendo выпустили новую версию Super Smash Bros. для приставок Nintendo 3DS и Wii U. Однако, поклонники файтинга так привыкли к удобному старенькому джойстику GameCube, что компания разработала специальные адаптеры под GC-контроллеры, которыми игроки пользуются до сих пор.

И всё же, какое отношение Super Smash Bros. имеет к киберспорту? Вы удивитесь, но самое, что ни есть, прямое! Любительские турниры по SSB начали проводить еще в 2002 году, а 1 марта 2003 года Международная федерация видеоигр (International Video Game Federation) организовала первый официальный спонсируемый турнир, чемпионом которого стал  Джереми «Recipherus» Фремлин (американец выиграл $8 000). С 2004 по 2006 год игра Super Smash Bros. Melee была официальной дисциплиной лиги MLG Pro Circuit, а чуть позже неоднократно представлялась в рамках Evolution Championship Series. Это время до сих пор считается «Золотым веком» игры. Множество турниров, новые чемпионы и солидные призовые фонды – киберспортсмены из многих других дисциплин в то время об этом могли только мечтать.


Конечно, бесконечно так продолжаться не могло. Версию Melee сменила более новая и куда менее удачная Super Smash Bros. Brawl, но главной проблемой стало то, что в 2010 году Nintendo поссорились с MLG, запретив тем стримить матчи Brawl в интернет. Не трудно догадаться, что после этого интерес к игре стал постепенно угасать, а период с 2012 по 2013 год и вовсе называют «темными временами» для SSB.

Лишь на турнире EVO 2013 организаторы решили вытащить игру из андеграунда, возродив интерес к оригинальной версии Melee. Камбэк удался на славу. Преданные фанаты так обрадовались возвращению любимой игры в лоно киберспорта, что это вызвало огромный хайп в комьюнити. Примеру EVO последовали ребята из APEX, которые в 2015 году провели один из самых крупных турниров по Super Smash Bros. Melee. Приятно отметить, что на этот раз компания Nintendo не стала ставить «палки в колеса» организаторам и даже выступила в качестве одного из спонсоров турнира.


Сцена одного из турниров по Super Smash Bros.
Сейчас принято считать, что Super Smash Bros. переживает свой «Платиновый век», который многие в шутку называют эпохой «Пяти Богов» (в честь пяти самых сильных игроков, доминирующих на профессиональной сцене последние несколько лет). Впрочем, в последнее время «Пять Богов» переросли в «Большую шестерку», а в будущем число этих элитных геймеров может увеличиться еще больше, и тогда название снова придется менять. Весьма скромная плата за популярность игры в киберспортивном комьюнити.


В августе 2015 года руководство DreamHack анонсировало проведение турнира по Super Smash Bros. Melee. на фестивалях DreamHack London и DreamHack Winter. Такой шаг был вполне логичным, ведь в течение 2014 года по всему миру прошло 3 242 турнира по разным версиям Super Smash Bros., а в 2015 году аудитория игры выросла еще больше. Среди прочих турниров стоит также выделить MLG World Finals, Smash Summit от студии Beyond The Summit, GENESIS, PAX Arena, B.E.A.S.T и другие.


Подробнее остановимся на турнирных правилах. Эти соревнования не сильно отличаются от тех, которые проводятся по другим индивидуальным дисциплинам. В Super Smash Bros. игроки сражаются в турнирах 1х1, хотя бывают и турниры 2х2 или даже смешанные. Обычный формат – это сетки Single или Double Elimination. Бои проходят на чистых аренах, без разрушаемых элементов и smashball’ов. Серии между участниками чаще всего играютcя до двух (bo3 – best of 3) или трех (bo5 – best of 5) побед. Правила каждого турнира устанавливают стартовое количество жизней, а также величину таймера на раунд. Если время таймера выйдет, а оба героя все еще останутся стоять на платформе – тогда победитель будет определен по количеству жизней \ проценту полученного урона. Интересно, что игрокам не запрещается играть одинаковыми героями, так что «зеркальные матчи» в Super Smash Bros. далеко не редкость.


Как мы уже писали выше, более привычной и «канонической» турнирной версией игры является Super Smash Bros. Melee, хотя не редко на одном и том же фестивале проходят турниры по версиям Brawl и Wii U. Обычно игроки отдают свое предпочтение какой-то одной игре, но бывают и редкие исключения. Например, американец  Джейсон «Mew2King» Зиммерман является одним из «Пяти Богов» версии Melee, а также входит в число сильнейших игроков версии SSB для приставки Wii U. Рейтинги в SSB тоже уникальные. Так как большая часть игроков проживает в США, то ладдерные таблицы составляются отдельно для каждого региона страны. Т.е. почти в каждом штате есть свои чемпионы по Super Smash Bros., которые в течение года соревнуются между собой на более крупных национальных турнирах. Помимо этого также есть отдельный ладдер и для Европы.


Mew2King собственной персоной
Что же стоит знать об игроках в Super Smash Bros.? На самом деле, это вполне успешные медийные личности, которые как и привычные нам киберспортсмены занимаются стримерством, ведут свои блоги и помогают организовывать турниры. У самых лучших смэшеров больше 100 тысяч подписчиков в twitter’е и они представляют вполне серьезные мультигейминговые организации. Например, игроков или даже целые составы по SSB имеют такие известные клубы, как:  Cloud 9,  Team Liquid,  Evil Geniuses,  Team Solomid,  Counter Logic Gaming,  Winterfox,  Splyce,  Tempo Storm и многие другие. Разумеется, больше всего дисциплиной интересуются американские организации, хотя в последние годы европейцы также проявляют к ней свой интерес. Например, один из самых успешных игроков мира – шведский смэшер  Адам «Armada» Линдгрен выступает за команду  Alliance.


Armada - лучший игрок Европы. Один из Пяти
Конечно, на турнирах по Super Smash Bros. не разыгрываются миллионы долларов, как в Dota 2, однако и тут есть свой очевидный прогресс. Так, в позапрошлом году сильнейшие игроки могли выиграть на турнирах от $300 до $3 000. В 2015 году эта сумма увеличилась уже до $10 000 и более. Не забывайте, что это все собирает игра, которая вышла 15 лет назад. Чаще всего призовой фонд формируют спонсоры, но не редко меценатами выступают и простые фанаты. Комьюнити SSB хоть и небольшое, но довольно дружное, и долголетие игры, как киберспортивной дисциплины, нагляднее всего подтверждает этот факт.


Если с США и Европой все понятно, то как же обстоят дела в России? К сожалению, количество отечественных фанатов Super Smash Bros. исчисляется едва ли сотнями. Про крупные турниры не стоит и говорить, как и о профессиональном подходе к тренировкам или выступлении на заграничных LAN’ах. Справедливости ради стоит отметить, что руководство Nintendo не забывает о российских поклонниках файтинга. Раз в полгода компания проводит уютную «ламповую» сходку под названием Level Up Day, где собираются фанаты игровых франшиз от Nintendo. Это своеобразная тусовка «для тех, кто в теме», где люди душевно общаются, играют в Pokémon Omega Ruby и Alpha Sapphire, а также проводят турниры по Super Smash Bros. for Wii U, Super Mario Maker и Mario Kart 8.


Поклонники Nintendo на сходке Level Up Day
Победители обычно получают сувенирный мерч от Nintendo и даже игровые консоли. Это все, конечно, очень мило, но пока такие мероприятия не идут ни в какое сравнение с уровнем иностранных LAN-турниров и фестивалей. Изменится ли что-нибудь в будущем? Хотелось бы, но вряд ли.

Спасибо Сергею Цилюрику за помощь в написании статьи

К списку новостей

Комментарии

    Внимание!
    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.