Другой киберспорт: Natural Selection 2

Ольга «kozadereza» Дунаева

В последние годы сложилась такая тенденция, что главные производители киберспортивных игр четко разделили между собой рынки влияния. Чтобы составить им конкуренцию и найти свою нишу молодым компаниям приходится идти на смелые жанровые эксперименты. Проект Natural Selection 2 от студии Unknown Worlds Entertainment – яркий тому пример.




Знакомство с игрой логичнее всего будет начать с её истории. Первая часть Natural Selection впервые увидела свет в далеком 2002 году, когда разработчики из UWE бесплатно раздали её всем владельцам Half-Life (на движке которого она, собственно, и была тогда сделана). Релиз получился весьма неплохим. Natural Selection привлекла около 300 000 игроков со всего мира, а сам мод был скачан более 2 миллионов раз. Такая популярность легко объясняется тем, что в игре удивительным образом переплетаются два непохожих жанра – 3D-шутер и RTS. Настоящей же изюминкой проекта стал асимметричный геймплей, о котором мы расскажем чуть позже.

Разработка сиквела началась ещё в октябре 2006 года, но сама игра вышла только через 6 лет. В процессе её создания компания Unknown Worlds Entertainment приняла решение отказаться от платформы Source Engine и построила игру на новом собственном движке Spark. Главным дистрибьютором ожидаемо стала площадка Steam. Официальная дата выхода проекта: 31 октября 2012 года.


Идея Natural Selection 2 повторяет оригинальный сюжет и сводится к кровавому противостоянию между космической пехотой и пришельцами кхараа, которые вынуждены воевать за ресурсы на задворках глубокого космоса. Чаще всего эта борьба ведется в помещениях огромного космического корабля, очень похожего на гигантский транспортировщик «Ностромо» из культового фантастического ужастика Ридли Скотта. Впрочем, встречаются и открытые локации, вроде горного космопорта или крепости.


Уютненько...особенно, если выключить свет...
Невооруженным глазом видно, что Natural Selection 2 представляет собой дикую смесь StarCraft’a и Half-Life’a, поэтому не удивляйтесь, когда облики воюющих сторон покажутся вам до боли знакомыми. Если космодесантники практически ничем не отличаются от своих собратьев из других игровых франшиз, то пришельцы кхараа до рези в глазах напоминают зергов.

Суть игрового процесса заключается в выборе игроком одной из двух сторон (космодесант или кхараа) с последующим уничтожением противника и его базы. Любопытно, что в зависимости от вашего выбора будет отличаться и игровая механика (привет асимметричный геймплей). У каждой команды есть свой командир, для которого игра от первого лица превращается в самую настоящую RTS. С тем лишь отличием, что его юниты – это не просто безвольные компьютерные боты, а живые игроки, которые могут проигнорировать приказ или выбрать собственную военную доктрину. Задача командиров заключается в координации командных действий, а также в постройке вспомогательных объектов (защитных турелей, командных центров, телепортов, батарей снабжения и т.д.). При этом, для строительства людских зданий необходимо личное присутствие самих игроков. У пришельцев дела обстоят чуть проще – их командир может мутировать здания самостоятельно.


Космодесанты за работой
Как и в любой RTS, в Natural Selection 2 важную роль играет война за ресурсы. Обычно на карте присутствует сразу несколько «ресурсных точек». Чтобы их захватить, космодесантники должны построить там командный центр, а вот пришельцы добывают ресурсы, установив на станцию свой Хайв. Интересно, что добытые ресурсы делятся на два типа: индивидуальные (для каждого игрока) и общие (ресурсы для всей команды). С индивидуальными ресурсами всё просто – космодесантники тратят их на покупку нового вооружения, а пришельцы используют их для мутации в более смертоносные виды кхараа. Общими командными ресурсами заведуют командиры отрядов, которые тратят их на изучение новых технологий, эволюцию, строительство оборонительных сооружений и зданий.

Стартовое вооружение космодесантника ограничивается простым автоматом, но по ходу игры его можно поменять на дробовик, гранатомет, а если очень повезет – то прикупить себе бронированный экзоскелет или джетпак. Тут формула развития довольно проста: чем больше у тебя денег – тем мощнее у тебя «пушка». Правда, если вас все-таки убьют, то оружие придется покупать заново, из имеющихся в наличии ресурсов.


У пришельцев дела обстоят несколько сложнее, ведь они не просто покупают себе новое оружие, а мутируют в более опасные виды, меняя не только свою внешность, но даже геймплей. Базовая форма пришельцев называется Скалк – безумная смесь крокодила и собаки (можете представить, что это просто зерглинг). Скалки очень быстры и проворны, могут пролезть в любые щели и вентиляционные шахты, умеют передвигаться по стенам и даже по потолку. Они довольно опасны в ближнем бою и легко могут загрызть противника зубами, но обладают крайне малым запасом здоровья, из-за чего вынуждены действовать скрытно, нападая из засады и темных углов.

Накопив определенное количество ресурсов, пришельцы могут мутировать в Горгов – это некое подобие рабочих-саппортов, которые строят здания, лечат союзников и захватывают ресурсные точки. В бою они не очень эффективны, но со своими основными обязанностями справляются отлично. Куда интереснее смотрятся Лерки – летающие юниты пришельцев до боли напоминающие муталисков. Они обеспечивают поддержку с воздуха, могут атаковать цель на большой дистанции, распространяют отравляющий газ и даже дают союзникам баф на скорость атаки.


Лерки бывают очень коварными...
Еще один вид пришельцев – это гуманоид Фэйд, который очень похож на зараженного террана из всё той же вселенной StarCraft’a. Правда, в NS2 этот тип юнитов считается штурмовиком, он имеет два типа атаки (ближнюю и дальнюю), может лечить себя и обладает большой скоростью. Вершиной эволюции кхараа является могучий Онос – огромный бронированный ультралиск, который играючи расправляется со зданиями и врагами. Последних он может даже проглотить целиком, если те встанут у него на пути. Этот вид обладает большим запасом здоровья, но имеет и несколько существенных недостатков. Главный из них – это размер Оноса, не позволяющий ему протискиваться в узких коридорах или подниматься по лестницам.

Добытые ресурсы игроки тратят не только на новое оружие или мутацию, но и на апгрейды. Так, космодесантники безыдейно увеличивают свой урон и броню, а вот пришельцы могут получить более интересные дополнительные навыки. Среди них – повышенная регенерация, увеличение скорости передвижения или даже способность на время становиться невидимыми. Чтобы получить доступ к своим улучшениям, командам сначала нужно построить дополнительную базу (экспанд), а в некоторых случаях даже не одну.


Вид от лица командира.
Отдельного внимания в Natural Selection 2 заслуживает контроль территорий на карте. Чтобы строить свои здания, пришельцам приходится постоянно распространять свой крип (как это делают зерги в StarCraft’e). А вот космодесантникам для захвата новой локации нужно сначала установить специальный генератор (аналог протоссовского пилона), который обеспечит здания электричеством. Если пришельцы смогут его уничтожить, то все постройки в локации перестанут работать, а в части карты на время отключится свет. В этом случае у воинов кхараа будет значительное тактическое преимущество, ведь они могут переключиться в режим ночного видения. У пехотинцев на этот случай есть лишь фонарик...

В чем же заключается механизм победы \ поражения в матче? У пришельцев есть два способа победить. Первый способ – это уничтожить генератор на главной базе космодесанта, ведь тогда их респауны будут обесточены, и после своей смерти игроки не смогут вернуться в игру. Правда, этот способ не сработает, если командир соперников озаботился постройкой дополнительной базы. Второй способ – уничтожить все командные консоли космодесанта. В этом случае поражение наступает автоматически. Что же касается механизма поражения, то пришельцы кхараа могут проиграть только в том случае, если потеряют все свои базы (Хайвы).


Удивительно, но при таком разительном отличии геймплея разработчикам удалось достичь практически идеального баланса сил между космодесантниками и пришельцами. Тоже самое касается и игровых карт, которые не только хорошо сбалансированы, но и весьма вариативны для выбора стратегий.

Несмотря на свой огромный потенциал и необычный геймплей, в киберспортивной плоскости игра Natural Selection 2 не добилась больших результатов. Конечно, сиквел нашел себе преданных поклонников в Европе, Австралии, Бразилии и США, но в своей массе эта аудитория не идет ни в какое сравнение с количеством фанатов у более популярных дисциплин.

Комьюнити Natural Selection 2 очень маленькое, но сплоченное. Любители игры часто проводят между собой небольшие «ламповые» турниры в формате 6х6, не заморачиваясь при этом такими мелочами, как призовой фонд или LAN-финал. Самый крупный международный турнир прошел в 2014 году и назывался Natural Selection 2 World Championship. Тогда местом встречи фанатов послужила хорошо знакомая нам немецкая студия ESL TV, которая базируется в Кёльне. На организацию соревнований было потрачено около $67 000. Половину этой суммы выделили разработчики из Unknown Worlds Entertainment, а вторую часть собрали сами поклонники с помощью благотворительных пожертвований. Львиная доля ушла на оплату дороги и проживание участников, а также на аренду площадки и прочие бытовые расходы. В сухом остатке, победитель первого чемпионата мира по Natural Selection 2 получил всего лишь $5 000. И это на всю команду!


К слову, формат проведения таких турниров всегда предельно простой. Перед основным этапом команды проходят региональные квалификации, после чего получают посев в итоговой сетке Single или Double Elimination. Чаще всего серия матчей проходит до двух или трех побед (bo3 \ bo5), в зависимости от пожелания судей и стадии турнира. Обычно, если одна команда выбирает сторону (космодесант или пришельцы), то другая выбирает карту, на которой будет играться матч. В следующем раунде команды могут поменяться местами, если правилами не предусмотрен loserpick.

Увы, но о дальнейших соревновательных перспективах Natural Selection 2 говорить не приходится, и вряд ли ситуация изменится в ближайшем будущем. Российское комьюнити едва ли насчитывает несколько сотен человек и с каждым годом их число лишь уменьшается. Всему виной высокий «порог вхождения» для новых участников. Чтобы разобраться в тактике и научиться командному взаимодействию в Natural Selection 2 нужно потратить много времени и сил, а учитывая асимметричность геймплея, новичкам фактически придется осваивать две разные игры. Легких путей тут нет, и все шишки придется набивать на своей собственной голове. Многие ли готовы пойти на это в эпоху популярности MOBA-дисциплин? Очень в этом сомневаемся.


Надеемся, что статья вам понравилась, и теперь ваш кругозор киберспортивных дисциплин стал еще шире! Не забудьте прочитать наши прошлые выпуски про Bloodline Champions, TrackMania и Super Smash Bros. До встречи!
К списку новостей

Комментарии

    Внимание!
    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.