drAmer: «Полярные» прошли очень непростой путь за этот год»

Анатолий «Synoptic» Лобашев The International 2015
У болельщиков Dota 2 состава Virtus.pro явно накопилось множество вопросов о любимой команде, и мы решили подготовить интервью с  Георгием «drAmer» Фалеевым. Интервью вышло очень обширным и интересным, в нем менеджер «медведей» рассказал о инвайтах на грядущий TI5, о планах команды на лето и, конечно, о подготовке коллектива к турнирам.


Менеджер Virtus.pro - Георгий «drAmer» Фалеев

— Привет, Георгий. Прошло уже несколько месяцев с тех пор, как мы с тобой общались по душам. Пришло время обстоятельного интервью, которое мы решили приурочить к получению командой Virtus.pro прямого инвайта на The International 2015. Давай начнем все-таки с тебя самого. Ты уже полгода работаешь с ребятами и сопровождаешь их на разных турнирах. Расскажи, как получилось, что ты стал менеджером команды по Дота 2, ведь у большинства читателей еще с давних времен ты ассоциируешься в первую очередь с Counter Strike?

— Привет, менеджером дота состава стал по собственной инициативе, долго мечтал попробовать себя в этой роли, ещё со времён CS 1.6. И вот, когда узнал, что новому составу Virtus.pro, Полярным «Мишкам», нужен менеджер, то сразу же сказал, что хочу, могу, готов и так далее. Игроки и руководство было не против, мне дали испытательный DreamHack Winter, куда я отправился с командой, и вроде как справился.

— В чем, по-твоему, заключается главная роль менеджера состава именно в Virtus.pro? Быть при игроках этакой «нянькой-секретаршей» и заниматься исключительно вопросами организации поездок/участия в турнирах и т.п. - или же участвовать в улучшении непосредственно игры, решая еще и какие-то тренерские задачи?

— В игровой процесс я не влезаю вообще, но и «нянькой-секретаршей» я бы это не назвал. Менеджер состава – мост для игроков со всеми внешними процессами за пределами самой доты, будь то остальной стафф Virtus.pro или организаторы турниров, визовые агенства, налоговые службы и так далее.

Вся моя «тренерская» работа заключается в составлении расписания тренировок, списка турниров для участия и планирования поездок и буткемпов. Но, опять же, в этом плане у нас демократия, и по факту все важные решения принимаются всегда вшестером, а зачастую даже всемером вместе с  Дайвером.

— Давай попробуем подойти к обсуждению The International 2015 издалека. Расскажи нам о нашумевшем переходе  DkPhobos’а в  Natus Vincere и обратно. Мы видели блоги игроков, стримеров и огромного количества людей, вообще не относящихся к команде, однако менеджер - как вторая мать для игроков. Расскажешь нам про эту ситуацию? Как вы пережили уход Александра и насколько сложно было принять его обратно?

— Когда за несколько дней до зимнего DreamHack из команды ушли  Goblak и  Scandal, то «Полярные» также были в очень шатком положении. Тогда, честно признаться, нам крупно повезло, что на СНГ-сцене оказалось сразу несколько хороших свободных игроков. Сейчас, спустя полгода после того случая, я до сих пор безмерно благодарен судьбе и ребятам из Na`Vi за то, что  Fng оказался у нас в составе.

Ситуация с DkPhobos и  Mag была по факту аналогичной, и команда уже знала, что делать в такой ситуации. На этот раз «Полярных» спас разваливающийся состав Virtus.pro, у которых мы смогли забрать  God и  Sedoy.

— А что случилось с Седым? Анонсировалось, что он временно остаётся игроком замены, однако стендинами в случае технических проблем все равно играют другие игроки - например,  yol.

— Седой, конечно, не идеально вписывался в команду, но результаты состав стал показывать с первых игр. Когда встал вопрос о возвращении Саши, то решение не было однозначным или очевидным. Однако сам Вадим сказал, что не сможет уделять необходимого количества времени и сил игре из-за некоторых проблем в реальной жизни.

Что же касается недавней ситуации с yol’ом на замене, то тут всё просто. Нам нужен был именно саппорт, он был единственный на тот момент в онлайне. Я лично звонил ещё двум игрокам, но те не могли, да и Sedoy был тоже offline.


Дружеские отношения - главное в коллективе

— Давай перейдем к инвайтам на TI5. Кто в команде узнал первым, что Virtus.pro поедут в Сиэтл на турнир?

— Я поставил будильник на время, когда его получит последняя, десятая команда, так как был уверен, что нам отдадут последний слот, так что проспал инвайт на полчаса. Сам знаменательный момент ИКС застал только Fng, который просмотрел всю «церемонию» от начала до конца, остальные узнали утром, когда проснулись.

— Как вообще вы с ребятами восприняли новость? Расслабились, добившись цели, или игроки, наоборот, начали потеть и тренироваться в два раза больше?

— Конечно, все были очень рады. С одной стороны, это был огромный камень с плеч под названием «европейские отборочные», но, с другой стороны, все понимали, что пахать придётся до августа месяца ещё усерднее, чем раньше. Что касается количества тренировок, то у ребят с этим и так нет проблем, и тренироваться в два раза больше просто невозможно физически.

— Кстати, был ли инвайт ожидаем для вас и были ли вы уверены, что Valve пригласят именно вас, а не гипотетических Na’Vi или  The Alliance?

— Мы сомневались, что Valve дадут Европе четыре прямых инвайта, всё-таки шансы на заветную квоту у  Cloud 9,  Secret Team и  Team Empire были выше, и в тройку мы бы скорее всего не попали. «Вентели» могли посчитать, что пять (а потенциально и все шесть) команд из «Старого Света» на финалах The International – это слишком жирно, и отдать прямую путёвку кому-то из азиатов или североамериканцев просто из географических принципов.

— В свете того, вы получили инвайт - продумывали ли вы уже, как именно будете готовиться к главному турниру года? Это будут буткемпы в течение всего лета или вы планируете сосредоточиться на тренировках за несколько недель до турнира? Как обстоят дела с другими лигами, планируете ли сниматься откуда-то или постараетесь ко всему подойти комплексно и порадовать нас еще одним чемпионским титулом до TI5?

— Практически весь июнь команда проведёт «на выезде», нас ждут три крупных лана подряд – сначала финалы MLG в Остине, США, затем, я очень надеюсь, мы покажем хорошие результаты на отборочных к DreamHack Summer 2015, а прямо из Швеции команда вылетит в Германию на финалы ESL One Frankfurt.

Помимо этого игроков ждут несколько онлайн турниров: решающие матчи на Dota Pit и eSportal. Ниоткуда сниматься не планируем.

Что же касается подготовки, то коллектив ждёт десятидневный буткемп перед июньским «марафоном» и буткемп уже непосредственно перед The International.


Менеджер всегда за спиной у команды

— Вопрос о будущей системе проведения The International. Если раньше игроки планомерно готовились к главному турниру года, то теперь таких турниров будет три, а также мейн ивент. Как вообще вы отнеслись к такому изменению, не думаете, что теперь игрокам будет просто «не продохнуть» и будет необходимо поддерживать себя в форме круглый год без права на отдых?

— Права на отдых у игроков и так не было, стоит буквально на несколько недель сбавить обороты - и всё, конкурентов придётся догонять семимильными шагами, и времени на это уйдёт ещё больше.

«Мэйджоры» - это, конечно, хорошо. Во-первых, это заставит команды и игроков держать составы относительно стабильными и не начинать бесконечные решафлы по поводу и без повода. Ну и, во-вторых, не только Сиэтл увидит по-настоящему грандиозные события для мира доты. Думаю, это даст хороший буст для развития киберспорта как шоу. Новая система напоминает мне профессиональный теннис с его Grand Slam турнирами, которые при этом нисколько не мешают другим чемпионатам, находящимся рангом ниже.

— Расскажи поподробнее, что из себя представляет тренировочный процесс команды в онлайне и чем от него отличается тренировка на буткемпе. Пики и новая мета обсуждаются заранее на каких-то собраниях или игроки просто собираются вместе, пикают новых героев и затем, после победы или поражения, уже обсуждают продуктивность стратегии и ошибки?

— Практически каждый день ребята играют несколько игр: если есть официальные матчи, то их, если нет, то находим время для «товарищеских» встреч. Если в этот момент идет какой-то интересный матч, то команда почти всегда смотрит его вместе и анализирует действия своих «коллег».

На самом деле обсуждение пиков и новой меты происходит практически постоянно, кто-то что-то увидит в пабе, посмотрит на стриме или что-то произойдёт во время матча – пища для рассуждений и анализа есть всегда. Но, конечно, большая часть нагрузки в тактическом и стратегическом плане лежит на Fng как на капитане.

— В футболе (особенно европейском) перед очередной встречей с соперником тренерский штаб команды «раскладывает» его «по косточкам». Существует ли подобная практика в Доте вообще и в ВП в частности? Как считаешь, стоит ли перенимать подобное у других видов спорта - раз уж киберспорт развивается настолько быстро?

— «Разложить по косточкам» дота коллектив очень сложно, всё-таки в футболе намного больше игроков и тренерских предпочтений. Конечно, к любому противнику команда готовится и пытается по-максимуму разобрать его игру, пул героев и общий стиль.

— Расскажи, какие роли отводятся игрокам в команде - речь не идет о расстановке по лайнам, а, скорее, о том, кто является ингейм-лидером, кто координирует игроков непосредственно в ходе матча, кого можно назвать «моральным лидером» команды?

— Fng, как и подобает настоящему капитану - и ингейм лидер команды, и её моральный стержень. Артём прекрасно справляется с этой задачей, хоть это и бывает иногда очень непросто. Однако хочу отметить, что все остальные ребята тоже и активно участвуют в тактических обсуждениях, и могут морально помочь, если это необходимо.

— Кого лично ты считаешь фаворитами The International 2015? Вообще следишь ли за выступлениями других команд - или все твое внимание сосредоточено исключительно на «медведях»?

— При моей работе невозможно не следить за всей сценой, даже если бы я старался. Правда, признаюсь, что за азиатской дотой слежу только на мировых ивентах, и всех их «внутренних разборок» не знаю.

Что касается The International 2015, думаю, что нас ждёт примерно равная борьба Востока и Запада, и на этот раз на первых строчках будут представители обеих «Школ».


Ненавязчивая реклама Twitch.tv

— Выскажи, пожалуйста, свое субъективное мнение по поводу инвайтов или прямых приглашений на The International. Считаешь ли ты это правильным подходом? Действительно ли настолько важны прошлые успехи коллективов?

— Считаю инвайты абсолютно заслуженными и правильными, правда, в предсказании в компедиуме я всё-таки допустил одну ошибку, отдав слот  Rave вместо  Team Malaysia, но тут ситуация 50 на 50, так что оба варианта имеют права на существование.

— Один за другим игроки начинают тренировать микроконтроль, играя в Osu!, и эта практика пошла от игроков VP. Отсюда вопрос: постигла ли тебя та же участь и вообще насколько полезной ты считаешь эту игру?

— Игра безусловно, полезная, но, увы, навыки менеджера в ней не повысить, так что меня она обошла стороной.

— А как обстоят дела с Дотой лично у тебя? Часто ли играешь?

— В промежутках между первым и вторым International я отыграл около двух тысяч игр, между вторым и третьим около тысячи, за последние два года сыграл игр 200… После того, как ввели ммр, я сыграл в ранкед игр 30 с промежутком по 2-3 месяца между ними, так что там всё ооочень плохо :)

Ситуация как и с CS в своё время - когда ты смотришь и пишешь об огромном количестве игр каждый день, то удовольствия от игрового процесса сам уже не получаешь никакого.

— Армия фанатов Virtus.pro делится на два фронта. Одни болеют за VP всегда, а другие - лишь тогда, когда команда выигрывает матчи. Естественно, это связано в первую очередь со ставками на Dota 2 Lounge или на других сайтах. Что ты думаешь о ставках на киберспорт? Можно ли считать огромный прирост зрителей за счет «ставочников» прогрессом - или это, наоборот, убивает соревновательный дух и создает помехи для игроков и организаторов?

— Конечно, ставки дают колоссальный прирост и зрителей, и средств. Это абсолютно нормально и логично. В «реальном мире» огромное количество спортивных дисциплин живут только из-за букмекеров, взять хотя бы скачки или бокс.

Что же касается помех в виде DDOS атак, то тут необходимо искать другие выходы, другое решение ситуаций. Ведь в любом случае настанут времена, когда команды-противники начнут применять не самые честные методы борьбы, всё дело в цене матча. Если убрать ставки, то проблема не исчезнет, возможно, отойдёт в тень, но только на некоторое время.

— Многие профессиональные игроки уже длительное время обсуждают создание профсоюзов игроков и жалуются на условия проведения турниров. Я слышал, что кто-то из игроков VP был весной в Сиэтле и обсуждал с Valve какие-то интересные вопросы, связанные именно с этим. Приоткроешь завесу тайны и расскажешь, что происходило тогда в Америке?

— Насколько мне известно, Valve пригласили различных представителей про-сцены и обсуждали с ними их видение развития этой самой про-сцены: какими они хотят видеть турниры и т.д. Уверен, что новая система Мэйджоров была придумана не без участия игроков.

— Лига Легенд уже три года имеет свой собственный сезон, в котором принимают участие профессиональные команды. Это делает дисциплину очень зрелищной, а сообщество держится в напряжении до конца сезона, ожидая результаты матчей. Меньше месяца назад Counter-Strike: Global Offensive обзавелся своим собственным сезоном. Как ты думаешь, не помешает ли введение такого сезона в Dota 2? Многие продолжают жаловаться на большое количество игр среди сильных команд и практически полное отсутствие ожидания чего-то интересного.

— По факту, с появлением мэйджор турниров, со следующего года мы и получим этот самый «Сезон». Команды на протяжении всего года будут сражаться за рейтинг, чтобы в итоге в конце года попасть на главный финал. Думаю, что эта система намного лучше системы Riot, так как не убивает остальные турниры и по большому счёту не ограничивает команды и игроков в выборе, где им играть, а где нет.

— Между многими организациям на СНГ-сцене уже несколько лет сохраняются весьма напряженные отношения. Как отражается постоянная конкуренция на отношениях между игроками? В Европе известны случаи, когда игроки отказывались общаться с оппонентами и даже пожимать руки после игр. Можно ли назвать СНГ-регион более миролюбивым, или и здесь не обходится без конфликтов?

— Конфликты и обиды есть везде, и СНГ-сцена - не исключение. Я бы не сказал, что русскоговорящий регион миролюбивый, скорее даже наоборот. Я не буду сейчас рассекречивать какие-то конфликты, но, поверь, их хватает. В целом, все конфликты имеют свои сроки давности, взять хотя бы возвращение  Артстайла в Нави или примирение Года и  NS'a в своё время.

— Немного провокационный вопрос. Если бы у тебя была необходимость сменить менеджерство с Virtus.pro на любую другую команду, то с кем тебе было бы интереснее попробовать поработать? Это не обязательно должна быть СНГ-сцена. Поддерживаешь ли ты контакт с игроками других команд или тебе приходится общаться только с менеджерами других коллективов?

— Контакты я поддерживаю только дружеские, за многие годы работы в киберспорте у меня появились хорошие друзья и среди старкрафтеров, и среди игроков в Counter-Strike, и, конечно же, дотеров. Вообще, если рассуждать абстрактно, то мне бы было интересно посмотреть изнутри на работу EG и каких-нибудь  Vici Gaming, как происходит процесс построения организации за океаном и в Китае – уверен, можно было бы почерпнуть массу интересного и полезного.

— Большое спасибо за ответы! Напоследок - пару слов для болельщиков Virtus.pro и читателей нашего сайта.

— Огромное спасибо нашим спонсорам BenQ и G2A. Спасибо всем, кто верил в команду даже в её самые трудные времена, «Полярные» прошли очень непростой путь за этот год, но выстояли и продолжают показывать отличную игру. Верьте в ребят, они не подведут!
К списку новостей

Комментарии

    Внимание!
    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.