Статья

До «Эпицентра». LAN-турниры прошлого в Москве

Родиной TECHLABS’a является Республика Беларусь, где впервые в 2010 году и прошёл этот турнир. Тогда со всей страны в минский ТЦ «Столица» съехались игроки по Counter-Strike 1.6, Warcraft III, FIFA 2010 и ИЛ-2: Штурмовик. В Россию же TECHLABS пришёл лишь в середине марта 2012 года, и местом проведения турнира тогда стал московский торговый центр «МЕГА Химки». Всех пришедших, а также тех, кто смотрел трансляцию в интернете, ожидали турниры по Counter-Strike 1.6, World of Tanks, Point Blank и Bloodline Champions, а также шоу-матчи по Dota 2 и QuakeLive.

В последующие два года, что существовал TECHLABS, Москва также принимала турнир, но при этом менялись места проведения, дисциплины и значимость турнира.

В 2013 году организаторы TECHLABS решили провести в столице России не только свою обычную весеннюю остановку, но и гранд-финал сезона, и это при том, что в начале года организаторы планировали провести его в Минске. «Обычная» остановка TECHLABS состоялась 23 марта всё в том же ТЦ «МЕГА Химки», а среди дисциплин числились всё те же Counter-Strike: Global Offensive, Dota 2, StarCraft II, World of Tanks. Новой среди них была лишь Shadow Company. На гранд-финале же, помимо CS:GO и Dota 2, появилась League of Legends и вернулся Point Blank. Также изменилось место проведения — гранд-финал TECHLABS CUP 2013, который прошёл 16 и 17 ноября, приняла знаменитая московская площадка Stadium Live.

В 2014 году ситуация повторилась, и TECHLABS вновь запланировали совершить две остановки в столице России. Первый турнир состоялся 5 апреля в ТЦ «МЕГА Химки». Туда съехались профессиональные игроки в Dota 2, World of Tanks и StarCraft II. Тогда же впервые на московском «техлабсе» прошли соревнования и по мобильным дисциплинами: Tank Domination, C.H.A.O.S и Asphalt 8. Гранд-финал TECHLABS CUP 2014 должен был состояться 13 декабря, однако он не был проведён. Также не были проведены киевский этап в августе и повторный минский в октябре. Однако 6 декабря всё же был ещё один TECHLABS, и прошёл он в Казахстане.

Стоит отметить ещё одну дисциплину, которая не являлась игровой — оверклокинг. Соревнования по нему проводились на всех TECHLABS CUP, начиная с 2010 года.

Причиной «ухода» TECHLABS CUP с киберспортивного рынка стало образование Game Show, которые дебютировали в качестве организаторов DreamHack Moscow 2014, а также провели российский этап этого шведского фестиваля в 2015 году.

Крупнейший киберспортивный фестиваль, зародившийся в далёком 1994 году в городе Малунг, Швеция. Однако в Россию DreamHack пришёл лишь спустя 20 лет. Новость о первом DH быстро разлетелась по интернету и вызвала неподдельную радость у большинства любителей киберспорта.

Местом проведения DreamHack Moscow 2014 года была выбрана уже ранее упомянутая московская площадка Stadium Live, а организаторами выступили Game Show. Московский этап включал в себя всего три дисциплины: Dota 2, StarCraft II и Point Blank. Естественно, самый большой ажиотаж вызывала часть с Dota 2, которая на самом деле не являлась DreamHack’ом, а была отдельным турниром, проводимым в рамках фестиваля. Это был гранд-финал Game Show Dota 2 League, групповая стадия которого прошла чуть ранее.

При этом в StarCraft II также было на что посмотреть. Тогда в Москву приехали все самые популярные игроки в этой дисциплине, начиная от именитых корейцев и заканчивая нашими СНГ-звёздами. Всего участников было 64.

В 2015 году DreamHack Moscow слегка «похудел», что вызвало массу негодований, так как от фестиваля осталось лишь название. На деле же под громким именем DreamHack скрывался финал очередного турнира от Game Show — первого сезона Global eSports Cup. Однако кое-какие изменения всё же были внесены: организаторы решили сменить площадку и даты. Состоялся этот «дримхак» в 69 павильоне ВДНХ 5 и 6 декабря.

В этом году Москва осталась без DreamHack’а, ну или без того, во что он превратился в нашей стране.

Небольшая серия турниров, которые проводила Федерация компьютерного спорта города Москвы (ФКС Москвы) совместно с Московским молодёжным многофункциональным центром (МММЦ) в 2013-2014 годах.

Первая «Битва четырёх» прошла по игре StarCraft II. Состоялось событие 30 июля 2013 года, тогда от  Virtus.pro,  Natus Vincere,  Team Empire и  TORNADO ROX (в то время RoX.KIS) в вышеупомянутый центр приехали по несколько игроков, чтобы разыграть скромные 50 тысяч рублей. 35 тысяч из этих денег достались игроку, занявшему первое место — этим счастливчиком стал  Артём «Verdi» Авраменко, представлявший тогда Virtus.pro совместно с  Артёмом «sLivko» Гаравцовым.

На второй «Битве четырёх», которая прошла спустя четыре месяца, вновь был StarCraft II. Однако игроков приехало уже меньше: те же команды отправили по одному человеку. Изменились слегка и призы: к уже стандартным 50 тысячам рублям добавились две квоты за 1 и 2 место на участие в шоу-матчах на «Игромире». Достались эти самые квоты  Андрею «LiveZerg» Гульдяшову, который на тот момент выступал за «роксов», и уже вышеупомянутому sLivko.

Далее организаторы взяли небольшую паузу в полгода, после чего в феврале 2014 вернулись с третьей частью «Битвы четырёх», которая значительно подросла в сравнении с предшественниками в призовом фонде, достигнув отметки в 200 тысяч рублей, и изменила дисциплину на Dota 2. В результате в МММЦ были приглашены составы по Dota 2 уже упомянутых  Virtus.pro и  RoX.KIS. Ещё два коллектива —  Courage Gaming и  D.P.W.Z. — попали на турнир через онлайн-квалификации, но до гранд-финала они не дошли. Вместо них там настоящую «зарубу» устроили VP и «роксы». Команды отыграли полноценный и захватывающий best-of-three, однако сильнее всё же оказались вторые. Они-то и забрали 50 процентов от призового фонда.

Стоит отметить, что третья «Битва четырёх» стала одним из первых турниров по Dota 2 в Москве, где разыгрывался такой крупный призовой фонд. К сожалению, четвёртой части и последующих турниров болельщики и фанаты не дождались. Причины, почему турнир был «заморожен», ФКС не раскрыли.

Идея создания подобной лиги зародилась в далёком 2002 году в голове у Сергея Широкова. Спустя год — в декабре 2003 — она воплотились в реальность: Сергей вместе с Алексадром Смирновым и Игорем Дранщевым он создал Национальную Профессиональную Киберспортивную Лигу.

На протяжении многих лет НПКЛ была крупнейшим киберспортивным организатором не только в Москве, но и во всей России. За всё время они разыграли более 500 тысяч долларов, а лучшие могли отобраться на один из престижнейших турниров тех времён — World Cyber Games. Также НПКЛ проводила множество кубков и шоу-матчей и была организатором некоторых российских этапов всемирных чемпионатов.

К примеру, первым событием, которое провели ребята, стал турнир NPCL Open 2004 — запустился он в январе 2004 года. Спустя шесть месяцев был проведён NPCL Grand Cup с призовым фондом в 40 тысяч долларов, за который сражались игроки и команды по Counter-Strike 1.6 и Warcraft III. В следующем году организация провела первый шоу-матч, в котором приняли участие Virtus.pro и SK Gaming. В 2006 у НПКЛ появилась собственная площадка в Москве — компьютерный игровой центр 4GAME.

Очевидно, что с каждым годом лига только прогрессировала. С 2006 по 2009 год было проведено четыре сезона Чемпионата НПКЛ, а также несколько регулярных сезонов Студенческой Киберспортивной Лиги. Помимо CS 1.6 и WC3, спустя некоторое время в список дисциплин также были включены StarCraft: Brood War, Counter-Strike: Source, FIFA. Однако в 2009 году НПКЛ остались без «дома»: клуб 4GAME был закрыт. Вскоре стал недоступен и сайт самой лиги, а на сегодняшний день домен и вовсе выкуплен другой организацией, а зайти туда не получается.

На многочисленных порталах и форумах и по сей день можно почитать репортажи, истории, новости и многое другое, что имело отношение к этой частичке истории российского киберспорта.

Когда-то World Cyber Games в нашей стране являлись одним из самых главных событий. Игроки со всей России пытались попасть на российские отборочные к WCG в Москве, чтобы затем отправиться на гранд-финалы, которые в разное время проходили в Южной Корее, США, Китае, Германии, Италии и Сингапуре.

На протяжении 12 лет WCG в России стабильно проходили в лучших спорткомплексах, выставочных центрах, экспоцентрах и на других площадках. Последние игры, которые состоялись в 2013 году, были проведены в уже ранее упомянутом Московском молодёжном многофункциональном центре (МММЦ). За все эти годы в рамках российского этапа было разыграно огромное количество денег, однако главным призом были путёвки на гранд-финалы.

К сожалению, World Cyber Games 2013 стали последними не только для России, но и для всего мира. В феврале 2014 Брэд Ли, исполнительный директор WCG, объявил о закрытии этого величайшего чемпионата.

Естественно, в этой статье собраны не все турниры, лиги, чемпионаты и прочие виды соревнований, которые проходили в столице России: не упомянули мы Arbalet Cup, ASUS Open, некоторые другие мероприятия, а также различные шоу-матчи на промо-ивентах. Однако в последнее время таких турниров становится всё меньше, но мы верим, что именно с появлением EPICENTER к нам в страну вернётся большой киберспорт.

Комментарии