Diver233 о WESA: «Важно показать стабильный продукт высшей пробы»

Максим «Keseril» Голутво

Ни для кого не секрет, что киберспорт, как и традиционный спорт, требует контроля и прозрачности отношений между игроками и организациями. Для этой цели и была создана организация World Esports Association. Diver233, спортивный директор Virtus.pro, поделился своим мнением относительно ассоциации.


Как многим из вас, скорее всего, известно, Virtus.pro приняли активное участие в создании международной киберспортивной ассоциации (World Esports Association), официальный анонс о создании которой был опубликован в прошедшую пятницу.

Этот анонс снял запрет на разглашение информации об ассоциации, и я решил рассказать, как, на мой взгляд, повлияет создание WESA на киберспортивную сцену в мире CS:GO, и почему  Virtus.pro является одним из учредителей ассоциации.

Для начала немного истории. Я расскажу, как обстояла ситуация с турнирами и их организацией в 2014 году.

31 LAN. Чуть более чем 2,5 в месяц. То есть в месяце остаётся всего одна неделя, когда не приходится совершать перелётов. Ведь LAN’ы проходят не в одном городе, а в разных частях света. Иногда с перелётами по 16-18 часов, включая пересадки. А утром следующего дня после прилёта приходится играть официальные игры. Выехал в среду вечером, в четверг прилетел, пятницу-воскресенье отыграл, в понедельник вылет домой, во вторник приехал. А в среду вечером — выезд на новый турнир. «Ну и что?» — можете сказать вы. — «Два выходных в неделю — нормальная ситуация, чего вы тут жалуетесь?» И вы были бы абсолютно правы, если бы не следующие «но»: онлайн-квалификации. Причём почти на каждый турнир. 11 матчей в одной квалификации, 7 в другой, 14 в третьей. И все их нужно отыграть, причём на уровне.

И ещё решить много административных проблем, главная из которых — расписание матчей. Очень трудно договориться, поскольку у всех команд по 100500 запланированных игр, и нигде нет единого расписания. Мы в какой-то момент дошли до того, что дали администраторам нескольких турниров права на чтение и запись Google-таблицы с нашим расписанием, чтобы они сами вносили туда наши матчи, после того как договорятся с соперниками. Представили себе количество матчей?

А теперь давайте подумаем, не забыли ли ещё кое-что? Действительно, можно увидеть, что кое-чего не хватает. А именно — тренировок, разборов матчей, разработки стратегий и контрстратегий, подготовки к соперникам, обкатки новых тактик, индивидуальных тренировок… В общем, бежим, нет времени объяснять. А также перевести дух, оглядеться.

Вы думаете, это всё? К сожалению, нет. Случалось, что команда отбиралась через квалификации на 2 LAN-турнира, даты которых должны были сообщить позднее. И вдруг выясняется, что они проходят в одних числах, но в разных странах. А когда ты отработал на максимум, выступил с хорошим результатом, и тут выясняется, что это было напрасно… Немудрено, что ты будешь не в восторге от такого поворота. Да и вообще, абсолютно очевидно, что отсутствие прозрачного расписания турниров хотя бы на 6 месяцев вперёд — громадная проблема. Нет возможности спланировать отпуск, выбрать заранее в каких турнирах участвует состав или найти время для буткемпа, в конце концов.

К чему всё это привело:

  • Ухудшение качества контента. Непонятно, или твой любимый клуб играет в полную силу, или они только встали, или ещё вообще не ложились после перелёта. Отсутствие в играх новых фишек или тактик, отсутствие даже примитивной адаптации под то, что делает соперник. Я уже не говорю о креативности в играх. Отсутствие профессионального подхода к играм в лигах, где команда не заинтересована в выходе в оффлайн-часть или уже потеряла на это шансы.

  • Потеря интереса к матчам из-за слишком большого их количества. Была неделя, когда я видел 3 игры Na`Vi — Virtus.pro, причём в разных лигах и в разном формате (bo1, bo2, bo3). Даже мне было не очень интересно смотреть третий раз одни и те же тактики на одних и тех же картах, я уже не говорю об обычных болельщиках.

  • Общая усталость спортсменов, которая очень сильно влияет на качество игр.

  • Отсутствие или же уменьшение количества стримов, отсутствие активности игроков на своих официальных страницах в социальных сетях, ответов на вопросы фанатов и вообще любых активностей для своих болельщиков.

Я как зритель хочу видеть прямо противоположную картину. Но для того, чтобы такая картинка стала реальностью, и команда была хорошо подготовлена к сопернику, показывала новые вещи, натренировывала новые карты и удивляла этим не ожидающих беды оппонентов, чтобы киберспортсмены играли на пике формы, чтобы каждый матч был интересным и захватывающим, да чтобы, в конце концов, я ждал матча матча  Virtus.pro Natus Vincere не меньше, чем я жду матча Барселона — Реал Мадрид, должны произойти качественные изменения на всей CS:GO-сцене.

Перед тем, как перечислить необходимые, на мой взгляд, изменения, я коснусь другого аспекта:

  • Организация турниров. Или же, если быть более точным, отсутствие их организации. Есть много примеров «продуманной и качественной» организации соревнований: от одной двуспальной кровати в номере на двоих до отсутствия на турнирах места для тренировок (ситуация из серии «вам 10 минут на подключить девайсы и в бой»). 19-дюймовые мониторы с максимальной частотой в 60 герц, столы в 60 см высотой, один стол на двух игроков, табуретки вместо стульев, сцена, с которой можно слышать комментаторов и звуки игры, и многое другое.

  • Отсутствие единого регламента/правил. Нет даже общего набора карт: на одном турнире играют одни карты, на другом — другие. На одном бан-бан-пик-пик-бан-бан, на другом —бан-бан-бан-бан-пик-пик-пик и т.д.

  • Задержки. Европейские турниры, заканчивающиеся в 3-4 утра по местному времени из-за проблем с компьютерами, интернетом, трансляцией (иногда финал вообще не транслировали). Это ведь круто — начать рабочую неделю, встав на работу в понедельник в 7 утра, когда смотрел трансляцию до 6? И смотрел уже не игру в CS, а какое-то жалкое подобие, где побеждает не сильнейший, а более выносливый

  • Шестимесячные задержки в выплате призовых или простая их невыплата. В моём списке рекордсменом является один СНГ-организатор, который выплачивал призовые чуть менее двух лет, хотя я уверен, что есть и те, кто его обогнал.

  • Отсутствие минимальных условий для комфортной игры. Например, на одном из турниров в помещении летом не было кондиционера, и у игроков, извините за подробности, руки к коврикам прилипали из-за пота. Или ближайший туалет может быть расположен в 10 минутах ходьбы от сцены.

На самом деле, можно ещё долго перечислять недостатки и рассказывать абсолютно не смешные истории про турниры, но мне кажется, что общая картина ясна.

Сначала были предприняты следующие шаги: мы начали высылать райдер организаторам, где давалась информация по условиям для игроков и срокам выплаты призовых. Так, мы получали хотя бы гипотетическую картину того, что будет происходить на мероприятии. Пытались общаться с организаторами турниров для улучшения условий для игроков, уменьшения количества матчей и т.д.

«Один в поле не воин». Пусть и не сразу, но стало понятно, что фраза применима и к этому случаю. Соответственно, для того, чтобы достучаться до организаторов турниров, нужно было собрать группу. Постепенно такая группа среди клубов была создана. Позже эту группу назвали Team Union (это случилось в прессе, когда содержание письма, о котором я напишу далее, стало достоянием общественности). Через некоторое время было послано коллективное письмо организаторам. Цель письма — улучшение хотя бы ситуации с организацией турниров и условиями для игроков. Сколько времени было потрачено на согласование требований, позиций и так далее, страшно вспомнить. Однако письмо всё-таки было написано и послано. И даже принесло положительные результаты: решилось несколько из вышеперечисленных проблем. В тот же момент стало понятно, что Team Union не сможет эффективно решить остальные проблемы: слишком много административных, финансовых и временных ресурсов это требовало, и клубы были не готовы к такого рода инвестициям.

При этом все понимали, что ситуацию исправлять нужно. Единственным разумным шагом было привлечение одного из организаторов турниров для совместного создания первосортного продукта. Очевидно, что это ESL — безусловный лидер в этой сфере, с громадным опытом создания и проведения турниров на высоком уровне, с качественными трансляциями и приемлемыми условиями для игроков. Так начался процесс создания WESA, который «всего» через 18 месяцев привёл к анонсу. Почему так «быстро»? У каждого клуба есть свой, абсолютно правильный взгляд на единственно верное решение каждой из проблем. Вот только оно в корне не совпадает с решением, которое видят другие. Поэтому — обсуждения, компромиссы, обсуждения, компромиссы, обсуждения, компромиссы… Обнаружение новых проблем в процессе обсуждения, предложение решения, обсуждения, компромиссы… Ну, вы поняли.

Теперь перейду к сути: Чего уже добились?

  • Самое главное, на мой взгляд: предсказуемое расписание турниров и лиг до конца года без пересечений.

  • Гарантированные турнирами кондиционные условия для игроков.

  • В лиге, организованной WESA, будет представитель из числа игроков, который сможет влиять на принятие решений по ключевым для игроков вопросам, таким как регламент и правила лиги, правила трансферов, период трансферных окон и т.д.

  • Дополнительный источник дохода для игроков и клубов: каждая из организаций, вступивших в WESA, будет иметь процент от доходов с турниров, организованных ассоциацией.

Что не имеет никакого отношения к действительности:

  • Клубы, вступившие в WESA, не будут участвовать в других турнирах.

  • Клубы, вступившие в WESA, не будут участвовать в турнирах от Valve.

  • Клубы будут забирать себе весь доход, игроки ничего не получат.

Про экономическую составляющую WESA очень подробно написал директор  Team EnVyUs в этой статье, рекомендую прочитать. Я же скажу, к каким изменениям в индустрии приведёт, на мой взгляд, создание WESA:

  1. Предсказуемое расписание турниров;
  2. Улучшение условий для игроков на LAN-финалах, создание качественных регламентов и регуляций для турниров и лиг;
  3. Улучшение качества игры команд, более интересные матчи;
  4. Увеличение околоигрового контента — стримов игроков;
  5. Стабильный рост качества вещания и освещения игр лиги и лиги в целом;
  6. Рост доходов игроков и организаций;
  7. Трансляции лиг по CS:GO телевидением.

В условиях быстро растущего рынка для привлечения серьёзных спонсоров очень важно показать стабильный продукт высшей пробы, и как можно такой продукт создать, если не общими усилиями игроков, клубов и организатора турнира? WESA создала для этого все условия, разработав систему, где все стороны только выиграют, если проект будет удачным. А взлетит или нет — покажет только время.

К списку новостей

Комментарии

    Внимание!
    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.