Дай миллион!

Кирилл «gurkie» Овсянников The International 2015
Призовой фонд крупнейшего турнира по Dota 2 накануне легко и непринуждённо перемахнул отметку в 13 миллионов долларов, взяв очередную рекордную планку. Наливаясь сочным помидором, этот The International обещает стать ещё более масштабным, чем предыдущие ивенты. Но в чём это будет заключаться кроме цифр на чеке, пока не совсем понятно.



Сколько это в дотерах?

Чтобы понять, чего ждать от Valve в ближайшие месяцы и годы, нужно обладать объективной информацией, почему и как растёт Dota 2 сейчас. За три года ежедневная аудитория игроков увеличилась почти в 9 раз: с 100 до 900 тысяч человек. «Фри-ту-плей» контент сорвал джек-пот не только в плане массовости, но и в смысле конверсии.



Развернувшуюся рекламную компанию вокруг компендиумов, билетов и сундуков к грядущему чемпионату мира нельзя назвать инновационной, коей она выглядела в прошлые годы. За это время люди успели привыкнуть к донативной системе для зрителей и болельщиков, которая поощряет вложения реальных денег игроками за счёт внутриродового контента и различных опций. Это была революция в мире гейминга, но в такой стремительно развивающейся индустрии за полтора-два года она стала историей. Можно сказать – довольно регулярной историей.

Несмотря на поставленный рекорд призового фонда, сейчас больше похоже, что Valve проводят всё ту же маркетинговую политику, что и раньше. Их в целом может устраивать возможность движения по уже проложенным рельсам, так как сохраняются два важнейших условия. Во-первых, аудитория игры продолжает прибывать. Во-вторых, игроки по-прежнему готовы платить.

Второе условие определяется двумя важнейшими факторами. С одной стороны, промоутеры и разработчики Valve сделали ставку на точное определение той целевой аудитории, которая будет готова платить. Как бы очевидно это ни звучало, но целевая аудитория Dota 2 – это игроки (Хомос Луденс). Не геймдизайнеры, не блогеры, не журналисты и даже не зрители. Никакие «плюшки» для просмотра The International не продавались бы в таких объёмах, если бы не многочисленные сундуки, разнообразные скины и анимации. Valve даёт игрокам то, чего они ждут. Просто, как и любой рецепт большого успеха.

При этом, вне всякого сомнения, отданный «в нагрузку» билет является-таки достаточно существенной мотивацией посмотреть турнир для человека, который из всего пула прогеймеров назовёт, не путаясь, только 2-3 никнейма. К «казуальщине» можно относиться высокомерно и пренебрежительно, но именно она даёт цифры, которыми так кичатся хардкорные геймеры-киберспортсмены.

Кстати с этим связан и другой фактор, за счёт которого копилка Valve будет пополняться ещё долгое время. Тщеславие. Желание приобщиться к великому мотивирует людей раз-другой в месяц перевести на счёт игродела половину своей дневной зарплаты. Гордость за игру, которой увлекаются почти так же, как «этими вашими футболами», переполняет сердце почти каждого геймера, начинавшего ещё в девяностых и бывшего тогда белой вороной среди друзей, увлекавшихся чем угодно, но только не просиживанием возле компьютера. «Вот, вы тогда смеялись над играми, а сейчас мы ребятами собрали 13 миллионов долларов», - может рассудить такой игрок. Возмездие за неоцененность – приятная мелочь.

 «Спэйс Нидл» и «Интернейшенл»

Не хотелось бы умалять значимость такого краудфандинга и иронизировать по поводу него. Valve создали отличную техническую площадку для его реализации, но главное, что была обозначена простая и понятная мотивация, бьющая дуплетом сразу по двум большим целям в общей массе аудитории. Хочешь получить ещё более яркий опыт от игры – сделай доброе дело для развития игры и комьюнити. Хочешь просто помочь и получить на выходе великолепное шоу – сам бог велел купить компендиум.

Каждый доллар в призовой фонд TI5 укреплён ещё тремя, которые попали в доходную ведомость Valve. Впрочем, у штаб-квартиры в Сиэтле свои издержки: организация мероприятия, которое вот уже которой год к ряду получается полноценным шоу и успешным медийным продуктом на конкурентном рынке в США, стоит значительных вливаний. На фоне этих трат даже логистические издержки по доставке на берега Пьюджет Саунд игроков со всего мира, а также их размещению и полному снабжению, выглядят сущими копейками.

Эта созданная инфраструктура, зарекомендовавшая себя на протяжении нескольких лет, и есть одно из главных достижений Valve на данный момент. Для мировой гейм и IT-индустрии The International уже стал визитной карточкой Сиэтла. Учитывая социальную специфику штата Вашингтон, это означает и признание на уровне обывателей. Возможно, и с этим связан консерватизм разработчика игры в выборе места проведения для своего турнира. У Гейба Ньюэлла есть все основания, чтобы привлечь городские фонды к со-финансированию своего детища. Этакий «Taste of Seattle» для геймеров.



Стал бы TI менее интересным и менее значимым, если чек его победителей будет содержать хотя бы на один нолик меньше? Идут ли впрок эти миллионы, попадающие в карманы двадцатилетних ребят, для игрового сообщества в целом? Вопросы эти при всей своей философичности - совсем не праздные. The International – это Эверест посреди равнины, а ведь любители среднего арифметического признают в этом довольно скучном ландшафте «холмы» и «горы» разной высоты. Но так ли это на деле?

Даже при своих 20 миллионах зрителей в прошлом году пока турнир известен именно как ярмарка расточительства, где, с позиции обывателя, непонятно кто, непонятно кому, непонятно за что платит баснословные деньги. Что же, это тоже «фишка» - один из способов заставить «их» говорить о «нас». А значит, Valve будут как Михаил Самуэлевич Паниковский из «Золотого Телёнка», приставать ко всем неслучайным прохожим и, подпрыгивая, приговаривать: «Дай миллион!»

Жизнь толкает к переменам

51 миллион игроков, согласно официальной статистике, по всему миру в течение года могут следить лишь за несколькими по-настоящему крупными турнирами, к коим можно отнести MLGDreamHackWCA и некоторые другие. Календарь этих мероприятий планируется довольно сумбурно, и потребовался почти год, чтобы самые крупные игроки смогли договориться между собой и сделать так, чтобы профессиональные команды не летели из Лос-Анжелеса в Пекин, а оттуда через пару дней во Франкфурт. Хотя даже сейчас существуют накладки в расписании, которые мешают всем: и игрокам, и организаторам, и зрителям.

Valve, понимая, что выстроенная в течение последних лет концепция, если и не изживает себя, то исчерпывает ресурсы для прежнего стремительного роста, старается выйти на систему, которую вполне успешно используют их конкуренты из Riot Games. Разработчики Dota 2 вполне логично рассуждают, что лучше иметь постоянный распределённый интерес к продукту весь год, чем мгновенный и пиковый.



Новая концепция решит множество проблем, однако это совсем не означает, что частные турниры закончатся или потеряют возможность приглашать топовые команды, как считают некоторые специалисты. Valve точно так же заинтересовано в стабильных больших участниках на рынке, как и в простых игроках и зрителях, являющихся клиентами компании.

Изначально турнирная концепция Valve была ориентирована именно на то, чтобы дать организаторам (даже небольшим) возможность монетизировать свои усилия. По оценкам экспертов, рынок турниров вне The International достигает нескольких миллионов долларов год. Это деньги, которые никогда бы не пришли к Valve, без частных крупных и небольших игроков, не говоря уже о том вкладе в популяризацию игру, которые делался и делается ими день изо дня.

Утверждать, что Valve покажут на дверь своим партнёрам в связи с открытием собственной турнирной серии на протяжении года, достаточно недальновидно. Американская компания прекрасно понимает, что сильна стратегически, но не состоянии также эффективно оперировать в Европе, как это делает, к примеру, DreamHack, а в СНГ – будет глупо лезть по мелочам в «огород» того же SLTV. Скорее, мы увидим, что новые «мэйджер-турниры» буду мягко интегрированы в ту соревновательную архитектуру, которую мы имеем сейчас.

Это также не означает, что большие турниры станут ещё более элитарными. Как раз напротив, уже в этом году Valve демонстрирует, что готова пускать в погоню за миллионами даже тех игроков, у кого шансов на эти миллионы нет и близко. Если сомневаетесь, просто посмотрите на начальные стадии отбора к TI5 и сравните с тем, что было в 2012, 2013, 2014 годах. Если раньше «Инт» был турниром для самой топовой элиты, представителей которых приглашали лично, то сейчас главный офис, находящийся, кстати, в самом либеральном штате США, громогласно заявляет: «Играйте, кто хочет!»

Что мы, собственно, делали, делаем и будем делать. 
К списку новостей

Комментарии

    Внимание!
    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.