Статья

CNN: «Является ли киберспорт спортом?»

Снаружи большие группы фанатов образуют очередь, которая с нетерпением ждёт возможности взглянуть на своих героев. Внутри — постамент, где стоит сияющий трофей. Игроки появляются на арене и проходят на свои места, по пути окидывая кубок жадным взглядом. Солидные люди в костюмах заканчивают произносить речи и передают слово комментаторам. Одна команда собирается в круг, другая терпеливо ждёт начала матча. Красочное световое шоу подходит к концу, толпа разом затихает в ожидании.

Но это не финал Лиги Чемпионов, не Уимблдон и не Супербоул.

Новая игра

Это киберспорт. Аналитическая компания Newzoo назвала его самым значимым явлением в технической индустрии с момента выхода iPhone в 2007 году. В Южной Корее стадионы, использовавшиеся для проведения матчей Чемпионата мира по футболу в 2002 году, регулярно заполняются фанатами киберспорта. Они приходят посмотреть на новое поколение героев, которые орудуют мышкой и клавиатурой. Согласно статистике от Newzoo, мировая аудитория киберспорта за последние два года выросла с 204 до 292 миллионов человек — впечатляющий прирост в 43%! Они предсказывают, что к 2019 году за киберспортом будут следить более 427 миллионов фанатов. За тот же период суммарный доход вырос с 194 до 463 миллионов долларов (прирост — 239%) и через несколько лет должен взять планку в миллиард долларов.

«Через десять лет мы дорастём до показателей NHL», — говорит  Олоф «olofmeister» Кайбьер. Не только у него такие грандиозные амбиции.  Карлос «ocelote» Родригез Сантьяго, основатель  G2 Esports, называет свой «престижнейший киберспортивный клуб» «Реал Мадридом индустрии поменьше». Если вам такое сравнение не кажется правдивым, то вот ещё один факт: киберспортсмены теперь могут получать P-1 визу в США, а значит признаются профессиональными атлетами. «Это переломный момент в истории киберспорта», — утверждает Дастин Бек, вице-президент киберспортивного отдела Riot Games.

Слово аналитикам

Но не только акционеры и геймеры стремятся сделать так, чтобы об этой многомиллионной индустрии знали все вокруг. «Киберспортивные комментаторы добавляют изюминку происходящему, как и в трансляциях матчей традиционных видов спорта», — утверждает  Шон «Apollo» Кларк. Кларк методично изучает игроков, причём «не только их игру, но и их жизнь», чтобы киберспорт походил на обычный спорт в плане его освещения. Стадионы заполняются фанатами-первопроходцами, и имена игровых звёзд срываются с уст зрителей из Англии, Польши и Германии.

«Это прямо как на футбольном матче: вы приходите и постоянно прыгаете от переполняющих вас эмоций», — уверяет Кларк. — «Вы наслаждаетесь моментом с людьми, которых даже не знаете. Такое запоминается. Десять лет назад я играл перед аудиторией в пять человек. Следующие десять лет? Думаю, они будут как ближайшие сто лет в реальном спорте».

Признаки традиционного спорта?

Величину аудитории, доходность и амбициозность киберспорта трудно подвергнуть сомнению, но это не совсем признаки традиционного вида спорта. Что же с соревновательностью, развлечением и мастерством? Сэм Мэтьюс — основатель организации  Fnatic, у которой более 2,5 миллионов «лайков» на странице в Facebook — считает, что киберспорт — это «соревнования, усовершенствованные технологией». «Киберспорт очень требователен в стратегическом аспекте», — говорит Мэтьюс. — «Нужно играть по 10-12 часов в день, чтобы отточить определённое движение или скиллшот. У нас имеется лайф-коуч, у нас есть аналитики, у нас... в общем, у нас огромный штат вспомогательного персонала».

Все сходятся на том, что физическая форма и грубая сила уступают место рефлексам и гибкости ума. Тем не менее, киберспортсмены помнят, что в здоровом теле — здоровый дух, и ходят в тренажёрный зал для сохранения ясности мысли.

 YellOwStaR, один из сильнейших игроков в League of Legends, считает, что стремление быть лучшими присуще и киберспортсменам. «Если у тебя всё получается, тебя будут хвалить», — поясняет он. — «Если промажешь умением или не сможешь что-то сделать, то подведёшь команду, и в плохом исходе многие обвинят тебя». Неудивительно, что APM некоторых игроков в StarCraft II достигает 500 — более 8 действий в секунду. Это не просто дети, которые играют в игры. «Стереотипного геймера больше не существует», — заявил  Патрик «cArn» Сэттермон, главный операционный директор Fnatic.

Травмы и скандалы

По словам Мэтьюса, основателя Fnatic, «как и традиционному спорту, киберспорту нужны истории и личности». В отличие от истории традиционного спорта, история спорта компьютерного ещё только начинается. Fnatic называют Сэттермона «их Алексом Фергюсоном» (бывшим тренером Манчестер Юнайтед, который покорил все вершины). Но схожесть с парнями из большого спорта не ограничивается на этом.

And for u guys wondering about my injury, im making progress but im still not 100%

Пока нет полноценной статистики, но Newzoo говорят, что травмы — это набирающая обороты проблема. Они добавляют, что команды решают её, нанимая соответствующий персонал и просвещая игроков в вопросе их здоровья. На кону стоит много денег, и в последние годы имели место как договорные матчи, так и допинговые скандалы. Как следствие, был создан независимый регулятор в лице WESA. Организация пообещала «продолжить развивать киберспорт как профессию путём введения элементов представления интересов игроков, нормативного регулирования и распределения доходов команд»

X-Games

Стоит заметить, что экстремальные виды спорта — пожалуй, полная противоположность 16-часовым сессиям игры в D&D в тёмной комнате — столкнулись с тем же скептицизмом, когда о них заговорили в прессе в начале 1990-х. X-Games — аналог Олимпиады для любителей экстрима — вырос практически с нуля, и множество представленных там видов спорта вроде сноубординга прочно обосновались в программе Зимних игр. То, что выглядело несбыточной мечтой, сейчас является неизбежным будущим. Любопытно, что круг замкнулся: киберспорт появляется в трансляциях X-Games.

Дальнейшие перспективы

Похоже, среднестатистическому фанату всё равно, считается ли киберспорт спортом. Впечатляет, что представители традиционного спорта оглядываются на славные деньки прошлого, в то время как фанаты киберспорта, кастеры и игроки смотрят лишь в будущее. «Когда я был молод, мы с отцом смотрели Формулу-1, футбол и теннис», — вспоминает Родригез Сантьяго, бывший игрок в LoL. — «Возможно, когда у меня появится сын, он будет смотреть Формулу-1, футбол и киберспорт».

Комментарии