Чемпионат без свидетелей

Кирилл «gurkie» Овсянников MSI Beat it! 2013 Grand Finals
msi-2013.jpeg
Cцена турнира оформлена на уровне
Тайваньская компания MSI является одной из самых вовлечённых в игровую сферу, поддерживая различные киберспортивные команды и мероприятия. Под патронажем Micro-Star International находятся такие команды, как Fnatic, LowLandLions, Gama Bears и некоторые другие.

Главным же турниром для MSI является собственный ивент Beat It!, что проходит уже в течение четырёх лет, охватывая разные дисциплины. К ивенту традиционно приковано пристальное внимание, ведь в его лучшие годы MSI Beat It! можно было смело приравнять к чемпионату мира. Во многом благодаря этому радужному бекграунду, прошедший в выходные гранд-финал данной игровой серии по CS:GO вызывал некоторое недоумение.

Для кого всё это было?


Нельзя сказать, что турнир освещался с какой-то особенной помпой, однако статус ивента безусловно был высоким. Итоговому мероприятию в Шанхае предшествовала достаточно сложная система региональных квалификаций. От Стокгольма до Сингапура практически любая команда могла принять участие в данном мероприятие. Поистине планетарный размах такого рекрутинга намекал на то, что сам финал будет фееричным. Если уж бахнут – то бахнут на весь мир!

На деле оказалось, что турнир фактически провалился в плане зрительского интереса к играм, а вернее, отсутствия этого самого интереса. Живьём на достаточно вместительной турнирной арене за матчами наблюдало от силы человек 300, что для увлечённого компьютерными играми Китая цифра на уровне статистической погрешности.

Показатели по стримам в онлайне два дня колебались от суммарной цифры в 4000 до итоговой в 8000. Перемахнуть верхнюю планку не удалось даже в финале, хотя последняя игра турнира, казалось бы, способствовала привлечению зрителей. В итоге, усилия трёх самых известных кастеров Европы, транслирующих игры на английском (Anders), русском (sl4m) и немецком (knochen) языках практически пропали даром. Чемпионат мира, столь пафосно позиционируемый и продвигаемый, собрал на своём важнейшем матче аудиторию, равную средней аудитории среднего стримера по DOTA2. Китайский канал трансляции, кстати, найти так и не удалось ни на официальном сайте турнира, ни на других доступных источниках.
msi-2013.jpeg
Флаги задают некоторый антураж ивенту, но это только флаги
Без зрителей на стадионе, без зрителей в онлайне это мероприятие, будто бы вовсе не было рассчитано на какую-либо аудиторию. Хотя обилие заготовленных рекламных роликов и различной графики явно давало понять, что это не так. Если в турнирном отношении удалось избежать крупных скандалов, больших задержек и прочих проблем, то в плане освещения мероприятия организаторы потерпели фиаско.

Неестественный отбор


Система квалификаций у турниру не то что бы была какой-то чересчур сложной, однако региональный подход попросту вновь показал себя неэффективным. Исторические корни этой проблемы уходят в самые первые ивенты WCG, когда у организаторов была задача отобрать не только и не столько сильнейшие команды, сколько обозначить всепланетарный охват мероприятия. В итоге, и богатая на таланты Скандинавия, и лишь формально присутствующая в мире киберспорта Монголия выставляли на турнир одно количество киберспортсменов.

Пока кс-сцена была молодой и топовая десятка мировых коллективов не так сильно вырвалась вперёд в сравнении с многочисленными андердогами, ущербность данной системы не особенно бросалась в глаза. Начиная с 2008-2009, когда группа лидеров более или менее оформилась, многие турниры, по-настоящему рассчитывающие на зрительский интерес, перешли на систему строгих квалификаций, на прямую инвайтную систему или нечто среднее между ними. Ровно в этот же период WCG перестал был самым крупным и престижным турниром: он по-прежнему собирал с мира по нитке, и интересные матчи начинались там в лучшем случае в четвертьфинале.

Если WCG и некоторые другие турниры едут по своим историческим рельсам, это можно понять. Но почему MSI Beat It в 2013 году решил воздержаться от того, чтобы пригласить целый ряд топовых мировых команд, большой вопрос. В итоге, из 12 участников Европу как абсолютно сильнейший регион в дисциплине CS:GO представляли лишь три команды, азиатов соответственно почти в три раза больше. США на ивенте представлены не были, и, слава богу, что хотя бы австралийской команде достались билеты на этот всеазиатский форум.

Можно допустить, что кто-то из топовых европейцев отказался от участия, а чьи-то трансферные расходы оказались неподъёмные для оргкомитета, который хвастал цифрой в 100 тысяч долларов, что выплатили в итоге всем командам-участницам. Но ведь конечному потребителю будет всё равно, почему на ивенте нет их любимцев из  Na’Vi NiP или  Astana Dragons.

А нет ли у вас другого глобуса?


Азиатские команды и один из богатейших городов региона в качестве места проведения, похоже, были выбраны неслучайно. Организаторов мало интересовал весь остальной мир и его желание посмотреть на матчи действительно лучших пятёрок в CS:GO.

MSI Beat It стал своеобразной ярмаркой для Micro-Star International. Азиатский регион, возможно, не так тепло встретил CS:GO, ведь здесь до сих пор играют и в CS 1.6, и в CS:Online, и в другие командные шутеры, активно продвигаемые на рынок, однако для закрепления бренда и проведения этакого отчётного мероприятия место выбрано неплохо. Теперь на вопрос о том, чем занимался маркетинговый отдел MSI в течение года, они смогут ответить: «Мы проводили чемпионат мира». Ни рекламная, ни спортивная цель при этом выполнены не были, но кое-какой скудный отчёт  теперь действительно можно будет составить.
msi-2013.jpeg
Зрителей на финалах могло быть больше, ведь в Шанхае проживает 24 миллиона человек
Киберспорт уже давно вкатился в ту стадию своего развития, когда конкурируют между собой не только команды, но и турниры. На фоне потрясающих ивентов MLG и DreamHack многие остальные действительно выглядят блекло.

Если в будущем году MSI Beat It! прикажет долго жить, то это точно произойдёт не из-за какого-нибудь «финансового кризиса» или в следствии того, что киберспорт будет признан «депрессивной» сферой бизнеса. Турнир копает себе могилу сам, вливая больше 100 тысяч долларов, чтобы показать матчи аудитории в 10 тысяч человек.

По 10 долларов на человека. Любой шанхайский уличный фокусник знает тысячу куда более эффективных способов привлечения внимания людей, и при этом деньги будет платить не он, а ему.

Ссылки по теме:

К списку новостей

Комментарии

Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.