Новость

Баланс SC2: серьёзных изменений ждать не стоит

На днях на форуме battle.net появилось сообщение от руководителя группы, занимающейся балансом в StarCraft II, который дал понять, что серьёзных изменений вносить не планируется. Баланс, по его мнению, не столь плох, как об этом принято говорить.

Безусловно, нужно отдавать себе отчёт, что команда, занимающаяся балансом в Blizzard, обладает куда более объективными данными, чем игроки, поскольку может делать любые срезы статистики, тогда как игроки вынуждены ориентироваться на опыт своих собственных успехов или неудач. Собственно, именно статистикой и подкреплён данный «блупост».

Дэвид Ким отмечает, что это не общая статистика винрейта, а выборка только тех матчей, где уровень игры, согласно данным скрытого рейтинга, был примерно равным, то есть, в ней не учтены матчи, где из-за длительного времени поиска были расширены границы подбора игроков. Предполагается, что таким образом внесена достаточная корректировка в возможную необъективность.

Что на самом деле говорит статистика?

Любопытно, что статистика побед и поражений, в сущности, ничего не решает, поскольку, при наличии системы скрытого рейтинга (да и вообще любого рейтинга) для матчмейкинга винрейт в любом матчапе будет автоматически стремиться к 50%, ведь представители рас, которые проигрывают чаще, будут иметь более низкий рейтинг, и, следовательно, попадаться на соперников, с которыми смогут играть на равных просто за счёт своего более высокого уровня игры. Это, конечно, даст определённый перекос в другом матчапе - что мы и наблюдаем, когда терраны, проигрывая протоссам, чаще выигрывают у зергов.

Статистика побед могла бы быть более объективной, если бы существовала некая абстрактная система оценки уровня игроков, но в стратегиях больше, чем в любых других играх, решают незамеряемые параметры - концентрация, склад ума, принятие решений, и поэтому делать выводы на этом основании можно лишь в том случае, если вы действительно знаете стиль и уровень игры разных игроков. Что, само собой, возможно только тогда, когда речь идёт о прогеймерах.

Расовая статистика на Пролиге

И тут на ум, конечно же, сразу приходит Пролига, о которой мы немало говорим и пишем в последнее время на страницах нашего портала. К Пролиге аппелирует и Дэвид Ким, говоря, что, хотя матчей там слишком мало, чтобы говорить о статистике, но видно, что протоссы имеют не такой уж высокий винрейт. Это правда: статистика протоссов во втором туре - одна победа и пятнадцать поражений. Но давайте взглянем на ситуацию под другим углом.

Какие терраны выходят играть на Пролиге?  Maru,  TY,  Flash,  Dream,  Keen,  Reality,  Bbyong и  Cure. Всё, всего восемь игроков, которые в сумме наиграли двадцать карт. А каких протоссов мы можем вспомнить?  eMotion,  Trust,  Trend,  Splendid,  Remember, да, в конце концов,  Stork,  Jila... Где все терраны такого уровня, почему им не дают практики на Пролиге? Протоссы сыграли сорок девять матчей. Конечно, такое соотношение уровня игроков даёт вроде бы не имбалансную статистику. Зерги, к слову, посерединке - их выпустили двадцать девять раз.

Дэвид Ким в эти цифры не лезет, не отвечает на частые претензии о том, что половина игроков грандмастера - протоссы. По его мнению, грандмастер слишком мал, чтобы судить по нему о статистике в процентах, и слишком непрофессионален, чтобы рассматривать отдельные результаты. Именно поэтому он отсутствует в таблице.

Вывод - имба срочно нерфить?

Я - Каби, поэтому я ничерта не знаю об игре и понятия не имею, почему протоссы - имба, имба ли они на самом деле и надо ли что-то с этим делать. Я лишь хотел показать, что факт превосходства протоссов очевиден из цифр, и попытка показать их некритичными достаточно неубедительна. Другой вопрос, что я уверен, что Дэвид Ким и его команда - не идиоты, и они знают, что делают.

Опыт StarCraft: Brood War показал нам, что балансирование происходит разными путями - появляются новые карты, появляются новые игроки, которые навсегда меняют матчапы, привнося в базовые билды свои уникальные идеи. Надо ли напоминать, что идеал баланса всея киберспорта Brood War напрочь имбалансен, например, на островных картах, или на картах с газом «в кармане»?

Информация для справки:

Jaedong начал профессиональную карьеру в 2005 году. До этого он играл на ладдере примерно на одинаковом уровне за все три расы. Но при получении лицензии прогеймера необходимо выбрать одну, и Jaedong выбрал зергов, поскольку на тот момент они были самыми слабыми, а ему хотелось раскрыть их потенциал.
2005 год действительно был кошмаром для расы зерг. Первый перелом внёс sAviOr, а затем, когда его время прошло, флагманом своей расы стал Jaedong. Он был одним из первых, кто стабильно обыгрывал терранов, он подобрал контр-стратегию к страшному Bisu-стилю в ZvP и был сильнейшим игроком в зеркалках.
Jaedong долгое время занимал первую строчку рейтинга KeSPA и выиграл золотую мышь OSL. После Jaedong'а никто и никогда не называл зергов слабой расой.

Поэтому я всеми руками за то, чтобы изменения были незначительными, и чтобы игра развивалась постепенно, не только и не столько силами бафов и нерфов, но силами твроческого мышления игроков. StarCraft II сейчас постепенно входит в ту стадию развития, когда масс-заказа и а-клика недостаточно для победы, и на арену выходят новые приёмы, на которые раньше не было смысла тратить внимание и APM. Не стоит забывать, что это тоже изменит баланс, и в какую сторону - не сможет предсказать никто.

Комментарии