Царь за работой

Введение (Слово от авторов статьи)

В далеких 2006-2007 годах, Ma Jae Yoon (также известный как Savior, Maestro) был лучшим в мире игроком в SC:BW. Он не просто выигрывал на турнирах, он накручивал и изничтожал своих оппонентов такими способами, которые ни один игрок за расу Зерг не мог себе ни представить, ни попробовать применить. Его игра завоевала сердца бесчисленного множества фанатов настолько, что даже жесточайшие и отъявленные критики и скептики вынуждены были признать, что он был одним из величайших игроков за все время существования игры.

Его карьера пошла на спад в марте 2007 года, после проигрыша Kim Taek Yong (Bisu) в финале лиги канала MBC MSL. Несмотря на то, что он сохранил за собой преданность и поддержку многих фанатов – иногда показывая им вспышки своего былого великолепия – никогда более с тех пор он не подбирался так близко к завоеванию титула.

В 2010 году, Savior был вовлечен в один из самых ужасных и запомнившихся скандалов в истории киберспорта – скандал с подтасовкой результатов и договорных матчей прогеймеров. Около дюжины прогеймеров получали взятки за намеренный проигрыш своих матчей, на результат которых ставили деньги темные личности и организации из подполья киберспорта. Корейский суд признал Savior’а виновным в том, что он осуществлял деятельность брокера - человека, являющегося связующим звеном между ставящим деньги «игроком» и прогеймером, которого подкупали. Также существуют недоказанные подозрения, что он был вовлечен в скандал на более высоком уровне.

Savior был приговорен к одному году тюремного заключения (исполнение приговора было отложено на 2 года – до мая2010). Более того, все вовлеченные в скандал прогеймеры получили пожизненные баны от KeSPA (главная организация по BW киберспорту в Корее). Сотрудники GomTV также отметили, что забаненные BW игроки не будут иметь возможности участвовать в GSL в том числе.
И хотя Savior серьезно подорвал своими «грязными и темными делишками» самые основы понятия киберспорта, как СПОРТА, мы должны быть в состоянии отделить ошибки, которые он совершил в своей жизни как человек, от его достижений, как игрока. И хотя он никогда больше не сыграет ни одной игры в BW на профессиональном уровне, было бы глупо не напомнить вам о том, какое влияние он оказал на игру, в которую продолжают играть, теперь, к сожалению, - без него, и по сей день.

Несколько лет назад, Ver написал великолепную статью о ZvT Savior’а, но события, связанные со скандалом, описанным выше, помешали нам опубликовать её, так как в ней о Savior’е говорится как о великом игроке и личности – и только. Теперь, когда прошли годы, и раны начали заживать (хотя полностью они не исцелятся никогда), мы решили, что время пришло. Вашему вниманию предлагается статья «Царь за работой» (в оригинале - God of the Battlefield).

Царь за работой.

Часть 1.


Некогда любим наравне, а кем то и сильнее, со всеми известными чемпионами, сейчас Savior для большинства превратился в настоящего злодея. Издевательства и пренебрежительное отношение на форумах и в чатах к его великому наследию теперь для многих чуть ли не ежедневная рутина. Исчезло также и, некогда поголовное, желание увидеть возвращение Маэстро к его любимому делу – делу, в котором некогда ему не было равных. На смену ему пришли подколки, издевательства и улюлюканья.

Но скандал с подтасовкой результатов матчей не может обесценить или вычеркнуть из истории красоту и качество игры Маэстро. Какие бы действия не предпринимал он вне игры, это не изменит того каким он был играя в неё. Savior и по сей день является, наверное, самым часто изучаемым и анализируемым игроком в истории, однако до сих пор никто, даже про, не в состоянии осознать и понять всего того, что он дал им, дал нам. Чтобы продемонстрировать, почему его инновации оказали такое огромное влияние на игру, для начала необходимо понять какие нереальные трудности и препятствия стояли на пути у Маэстро. Уже после этого, мы проанализируем мельчайшие детали его инноваций, чтобы показать вам, почему и как то, что делал Savior, сделало его таким уникальным

Тв3, по мнению многих, является самым выдающимся и зрелищным матчапом в SC:BW. Хоть со стороны нижеследующее наблюдение может показаться и не очень объективным, но есть один шаблон в истории игры, который прочно въелся в умы всех, кто имеет отношение к киберспортивному SC:BW: топовые зерги проигрывают топовым терранам. В финалах Старлиг (OSL, MSL) из матчей против зергов, терраны выходили победителями в 16 случаях из 23. Но настоящая разница видна лишь, когда сравниваешь результаты лучших представителей обеих рас.

Для начала изучите результаты Boxer’a (54-16, 77.14% за 28 месяцев), Nad’ы (112-47, 70.44% за 34 месяца), iloveoov (37-0, 100% - дичь на протяжении 13 месяцев) и Flash’a (50-12, 80.65% за 10 месяцев) в матчапе Тв3. Присядьте, поглядите с восхищением или, что более уместно, преклоните колени перед их величием. Их статистика не просто невероятна и крута – это лишь начало. Уровень их оппонентов и продолжительность их победных «стриков» - вот где кроется их истинное великолепие.
А теперь давайте взглянем на лучших из зергов: Yellow (70-32, 68.63% за 23 месяцев) July (40-29, 57.97% за 11 месяцев), Gorush (27-11, 71.05% за 5 месяцев) и Jaedong (42-19, 68.85% за 12 месяцев). Даже не близко, верно?. Касательно матчапа 3вТ - даже лучшие среди зергов были не в состоянии конкурировать с всего лишь «средними» терранами. Только Gorush по статистике игр против игроков топового уровня был близок к четверке терранов, указанных выше, но стоит отметить, что его «стрик» побед был самым коротким из всех приведенных выше. Если взять в расчет лишь терранов прогеймеров выше среднего уровня, то понадобится целый абзац, чтобы перечислить только ники двух с небольшим дюжин звезд матчапа Тв3, в то время как на то, чтобы пересчитать игроков, которые умели играть 3вТ на действительно высоком уровне, вряд ли понадобятся пальцы обеих рук. Такова реальная история матчапа Тв3 в SC:BW.

Savior был и остается единственным исключением из этого шаблона. Он в одиночку взялся нести на себе это бремя. Бремя человека, которому своими руками нужно перевернуть матчап Тв3 с ног на голову. Любопытный факт – о ЗвП Savior’a говорили значительно больше, чем о ЗвТ – статистически именно этот матчап был лучшим, но именно благодаря его «коронному» ЗвТ о Savior’e в один момент заговорили все и сразу. Он был не просто единственным зергом, которому удавалось постоянно побеждать любых терранов, он также делал это в самых невероятно трудных и непреодолимых условиях, с которыми когда либо сталкивался любой игрок. Его игра была настолько великолепна и поразительна, настолько глубока и революционна, что я, с полной уверенностью в своих словах, могу сделать следующее утверждение:

«Пиковый уровень мастерства в матчапе 3вТ был достигнут Savior’ом в феврале и марте 2007. Искать этот уровень надо не у Jaedong’a, Effort’a или Zero, а у Маэстро и никого другого. Его игра настолько опережала его время, что спустя годы изучений и анализов его партий, никто до сих пор не понял даже половины того, что он делал.»

Кто может поспорить с Savior’ом по крутости и продолжительности победных «стриков»? Boxer? Jaedong? Bisu? Flash? А вот и нет - никто и рядом не стоял, кроме разве что Flash’a с его неплохой серией ТвТ против, откровенно говоря, средненьких и слабых оппонентов (11-2). Только два величайших игрока всех времен, iloveoov и Nada, могут посоперничать с Savior’ом со своими 11-0 сериями побед в TвT (oov) и Tв3 (Nada) против реально достойных и сильных оппонентов. То, насколько Savior был велик, не измеряется простыми числами в графе «победы», или количеством этих самых побед подряд. Его величие кроется в том, какого уровня были его оппоненты в этих сериях побед и тех обстоятельствах, при которых эти победы были сделаны. Savior был самым жестким и доминирующим «серийным» игроком в истории старкрафта, и его матчап ЗвТ показывает это лучше, чем что-либо другое.

Единственные игроки из списка на изображении выше, которые не вписываются в общую картину топ S-класса Тв3 игроков - это Yooi и Justin. Все остальные, включая вроде-как-ни-к-месту-здесь Iris’a, это представители элиты тогдашнего старкрафта, а именно - его Тв3 составляющей. Если бы вас когда-нибудь попросили бы составить лайнап лучших игроков по какому-либо матчапу любого периода времени продолжительностью в полтора года из истории SC:BW на выбор, то никто – повторяю, ни одна семерка игроков и близко не стояла бы с семерыми парнями с изображения выше.

Результаты Savior’a выглядят еще более уникально, когда вы принимаете в расчет тот факт, что лишь четверо из десятки лучших зергов планеты удерживали свой «винрейт» над терранами на уровне 50% с января 2006 по март 2007! И лишь один из этой четверки иногда обыгрывал терранов уровня основной сетки Старлиг (сетка на 64 игрока). Если учесть, что в тот период игроки за расу терран выигрывали абсолютно каждую лигу, на которой Savior не участвовал, то можно с полной уверенностью сказать, что Savior был единственной причиной, почему та эра не была «великой эрой терранов» и самой удручающей и ужасной для зергов за всю историю существования игры.


Из-за того, что Savior смог пробиться в шесть финалов Старлиг подряд, ему постоянно приходилось играть против оппонентов не просто высочайшего, а высшего уровня мастерства. Если взглянуть на результаты, то станет ясно, что он по очереди забрил и сравнял с землей лучших терранов на тот момент, а также трёх игроков, имевших звание bonjwa – и сделал он это с ними, играя против них в их сильнейший матчап. Как вы думаете, против скольких зергов, кроме Savior’a, у Nad’ы отрицательный счет (если брать историю, хотя бы из 5 игр)? Против всего лишь трёх. А у Boxer’a и iloveoov’a? Ответ на последний вопрос – ноль, zero. И все равно Savior в решительной манере проехался по ним по всем с неслыханным и невиданным стилем игры. И сделал он это тогда, когда они унижали и изничтожали любого другого зерга.

Чтобы вы еще лучше поняли, в чем тут суть, я сообщу вам, что Savior сыграл семь из этих серий всего лишь за два месяца. Самый ужасный момент был, когда ему пришлось играть 2 бо5 полуфинала на разных Старлигах против Hwasin’a и Iris’a два дня подряд. Чтобы обобщить сказанное - ни один игрок, никогда не испытывал настолько сильную и интенсивную нагрузку, как Savior в период с января по март 2007.

«Это был худший полуфинал в моей жизни. Трудность была не только в картах, но и в моем изнурительном расписании тренировок и матчей. У меня просто нет времени, чтобы насладиться моментом – ведь я достиг финала Старлиги 5ый раз подряд. Я не могу остановиться и порадоваться за себя, потому что я слишком занят и не могу думать ни о чем, кроме своих матчей. Сегодня был полуфинал, а завтра…. Завтра еще один.» - Savior после победы над Hwasin’ом.

Из-за того, что Savior был вынужден играть один и тот же матчап на одних и тех же картах изо дня в день, его оппоненты имели неограниченный ресурс для «датамайнинга» на своего оппонента. Каждый следующий противник был еще более подготовлен к Savior’у, чем предыдущий. Десятки наигранных часов были проанализированы и проштудированы, чтобы выработать оптимальные контр-билды. А в это время, Savior в одиночку пытался понять, каким образом ему переиграть армаду игроков-терранов, каждого со своими особенностями и стилями игры. Он должен был в одиночку придумывать и исполнять вещи, к которым не могут быть готовы оппоненты изо дня в день. Прогеймеры S-класса невероятно сильны в анализе билдов. Разбирая их по крупицам, они придумывают контр-стратегии к каждому билду на каждой карте. Однако Savior ни разу не дал шанс продемонстрировать наработку и сыграть контр-стратегию к своему билду. Чтобы избежать предсказуемости и предотвратить возможность быть убитым чётко исполненной тайминговой атакой, Savior, в буквальном смысле этих слов, делал что-то новое каждую игру и именно поэтому был на голову выше и на 2 корпуса впереди всех своих конкурентов. Ни один игрок, кроме него, не достигал такого уровня – даже при куда более легких обстоятельствах.

Изнурительных серий против оппонентов высочайшего уровня было недостаточно, чтобы сломить Маэстро. Не сломило его и бешеное по нагрузке, как физической, так и психологической, расписание его матчей. Но у его соперников был еще один козырь в рукаве - мапмейкеры.

«Я думаю, что даже я смог бы обыграть зерга, играя за террана на этой карте... на ней невероятно трудно обыграть даже спарринг партнеров из Б составов команд…» - Savior, про Longinus 2

«Невозможная карта для зерга. Я не просто чувствую себя удручающе, играя на ней, но я, к тому же, постоянно и неизбежно проигрываю на ней даже на тренировках.» - Savior, про Reverse Temple

Hwasin предсказывал, что если игра перейдет стадию mid-game, то NaDa легко победит. Reverse Temple был настолько сильной картой для терранов.

Iris также пришел к такому выводу. В не зависимости от стартовой позиции терран сразу будет иметь преимущество, а зерг с самого начала игры будет позади. Снова про Reverse Temple.


В отличие от всех своих коллег, Savior показывал наилучшие результаты, находясь в гораздо более худших условиях. Reverse Temple и Longinus это главные страницы в книге «Наследие Savior’a», ведь именно они лучше всего показывают то, какие трудности ему нужно было преодолеть. Именно здесь Ma Jae Yoon делал то, что считалось невозможным более дюжины раз. Он не просто выигрывал, а делал это в настолько уверенной манере, что казалось, будто эти карты были созданы специально для унижения терранов. Напоминаем – все эти игры Savior играл против лучших и сильнейших игроков за расу терран того, а возможно и не только того, времени.

«Трудно описать насколько это важно быть тем, кто выворачивает устоявшиеся вещи наизнанку, если вы хотите чего то достичь…» - Savior.

Многие могут подумать, что успех Savior’a в ЗвТ связан с тем, что он придумал огромное количество новых стратегий – это высказывание несет в себе долю истины. Когда Savior впервые показал свою стратегию 3 хатчериà муталы , штамповка дронов, а затем переход в люркеров одновременно с двойным экспандом и дальнейшим переходом в дефайлеров, ему удалось превзойти NaDa по лимиту (!!! – нонсенс для SC:BW) и выйти в дефайлеров до первой серьезной стычки с армией террана! Именно настолько Savior был впереди всех в плане стратегического мышления, и именно из-за этого мышления практически весь его ранний успех – а особенно не укладывающаяся в голову серия 5-0 против iloveoov – имел место быть. Именно его стратегическое мышление стояло на первом месте и ошеломляло больше всего.

Рано или поздно любая звезда Старкрафта изобретала или превносила в игру что-то новое и запоминающееся, будь то революция в стратегии или бешеная механика исполнения. Чем более радикальным было новшество и исполнение, тем дольше и сильнее игрок доминировал над про-сценой. Boxer, Nada, iloveoov и Flash - в Tв3, Bisu - в Пв3, Jaedong в 3в3, и сам Savior в 3вП. Вот лишь несколько примеров. Все эти игроки начинали выигрывать всех подряд из-за того, что оппоненты просто не знали, что и как делать против них на первых порах, но позднее они находили пути и способы противостояния, а наши «революционеры» начинали испытывать медленный, а иногда и не очень, спад в игре. Это происходило, когда оппоненты находили контр-меры против ранее эффективной стратегии, или придумывали нечто аналогичное, что выравнивало игру и больше не давало такого преимущества, как ранее. Так всегда было и всегда будет. У инноваций и революционных придумок есть один существенный недостаток – они имеют «срок годности». Из них можно извлечь большую выгоду, но делать это надо как можно быстрее, пока кто-то тебя не раскусил, и эта стратегия не стала очередной «одной из». И когда период эффективности проходит – автор стратегии/билда/идеи всегда начинает испытывать спад в уровне игры. Savior – это единственное исключение из правил.

Доминирование Savior’a в 3вT началось с его новой стратегии 3 хэтчери мута с переходом в люркеров, которые прикрывают штамповку дронов и выход в +2 газа – и все это с быстрым хайвом. Это описание напоминает всем известный билд, который сейчас считается самым обычным стандартом игры ЗвТ. Однако он очень сильно отличается на концептуальном уровне, так как был разработан для игры против более поздних экспандов, которые были в моде у терранов того времени (2 барака академия ЦЦ или 2 барака ЦЦ). Он показал практически полностью доработанный билд в апреле 2005, но уже в январе 2006 у него появились серьезные проблемы при игре в него. Благодаря Midas’у и iloveoov’у к июню 2006 его новейшая и революционная стратегия была признана устаревшей и несостоятельной, хотя по ней была сыграна всего 21 игра.

Но терраны – это не та раса, которая остановилась бы просто на создании контр-мер к стратегиям которые «швырял» в нее Savior. Нет, iloveoov, Casy, Midas, Nada, Hwasin, and Iris общими усилиями поставили всю расу зергов на колени, откорректировав своё чувство тайминга, реакцию на муталов, переходы в мех и полностью переделав свой стиль игры на хайв стадии зерга. Все эти изменения в стратегиях датируются далекими 2006-2007 годами, однако большинство придуманных тогда вещей до сих пор составляют основы грамотного Тв3. Казалось, что Savior, как и все до него, падет жертвой тех кто «раскусил» его изюминку. Но не тут то было. Когда его стратегии были уже всем известны, когда все билды, которые он показал, уже не могли никого удивить, Savior начал выигрывать еще больше, несмотря на все набирающий вес гандикап в виде карт и плотного расписания матчей.

Как он это делал? Очень просто – он улучшал свою игру в доселе невиданном и неосвоенном компоненте. Имя ему - мысль. Коллективный разум расы Терран, наверное самой инновационной расы в игре за всю историю, не смог превзойти Savior’a , несмотря на бесчисленное множество возможностей проверить Маэстро на прочность. Все остальные зерги были настолько позади, что все свелось к очень простой вещи – это был Savior против всего мира. И Маэстро победил…Он не только придумал и показал такую вещь, как стратегически продуманная игра – на уровне билда и на уровне принятия решений, он еще и продвинулся дальше любого другого в такой мертвой сфере как тактика в 3вТ. К своему стыду, большинство зергов, которые копировали манеру игры Маэстро, уделяли внимание только его стратегическим инновациям и идеям и пропускали мимо своих глаз тактическую составляющую. Именно эта составляющая отделяла Savior’a от любого другого зерга. То, что они пытались скопировать и выучить, он понимал. Именно этот факт и является основной причиной того, почему Savior достиг пика уровня игры ЗвТ несколько лет назад.

Так что же такое – тактика Savior’a? Чтобы не усложнять ситуацию я поясню - слово "тактика", которое я использовал – это всего лишь обобщенное понятие того комплекса решений и действий, которые мы видим в играх Маэстро – очень трудно описать все это каким-то другим понятием. Тактика – это концепт, зависимый от креативности и психологии, нежели просто набор действий. Разные ситуации требуют разных тактик. Во второй части статьи вы увидите примеры, малую часть того, что делал Savior, но все-таки примеры его тактик. Будем надеяться, что посмотрев на материалы, которые мы для вас приготовили, увидев, как Savior делает определенные вещи в определенные моменты, вы сможете почувствовать едва уловимую грань. Грань между сильным и добротным прогеймером и Savior’ом, человеком, ужасающее по своей глубине понимание матчапа ЗвТ которого, повергает в шок и трепет даже лучших из лучших.

Вы все еще не понимаете, о чем мы тут толкуем? Тогда ждите продолжения - во второй части данного материала вы увидите специально отобранные видео, в которых я постараюсь наглядно показать всю уникальность и эпичность Маэстро.

*Данный материал - это адаптация. Автор оригинала – Ver. Статья является собственностью сайта teamliquid.net.

Этот материал, я (VPBenQlbabymagik) просто перевел и постарался внести в него адекватные изменения, чтобы он читался и воспринимался легко и также здорово как на языке оригинала. Это не дословный перевод статьи, а скорее фантазия на тему с сохранением смысла, потому что я изменил некоторое количество непереводимых конструкций и предложений. Если у кого то есть на примете статьи на английском языке и он считает, что их было бы неплохо перевести и дать прочитать всем, кто не в ладах с инглишом – жду ссылок в комментариях. Если будут положительные отзывы и статья «пойдет на ура», то вторую часть данного материала я сделаю быстро. Вторая часть будет более авторской (в оригинале это просто скрины и описание – я сделаю воды с комментариями) – потому что я, как никак, русский голос корейского SC:BW ;)

К списку новостей