Томи «lurppis» Кованен: «Какую версию CS выбрать?»

Буквально несколько дней назад на сайте HLTV.org появился большой, объёмный блог от Томи «lurppis» Кованена. Известного финского игрока и эксперта в мире Counter-Strike. Томи поделился своими видениями по поводу будущего кс-сцены и попытался объективно разобрать «по полочкам» все плюсы и минусы той или иной версии игры.

lurppis.JPG
оми «lurppis» Кованен - самый пишущий из топовых кс-игроков)

Наш портал попросил дать свои комментарии, пожалуй, главного эксперта по разнообразию FPS игр в России, Антона «VaderN» Козлова. Антон долгое время играл в CS 1.6, пробовал силы в других играх FPS жанра, таких как WarFace, CrossFire, PointBlank, и с недавнего времени играет за CS:GO команду GetFight. Вряд ли на территории СНГ кто-то смог бы дать более четкие и развернутые комментарии к блогу Томи Кованена.

Оригинальную версию блога на английском языке вы можете прочитать по этой ссылке, а полный перевод и комментарии представлены ниже.

Томи «lurppis» Кованен:

«В последнее время наблюдается множество разговоров о будущем Counter-Strike и какую версию игры  должно выбрать комьюнити и оказать поддержку, чтобы наша любимая игра процветала в будущем, как это было на протяжении последнего десятилетия в области киберспорта. Вот некоторые из моих мыслей по этому вопросу.

Мое личное мнение, вероятно, совпадает с мнением самых придирчивых читателей HLTV.org. Мне не нравится играть в CS: GO и я не планирую играть в него в будущем в связи с множеством причин. Я думаю, что CS 1.6 является лучшей игрой в этом жанре, но я думаю, что CS:Promod может стать столь же хорошим. Если топовые игроки в CS 1.6, к которым я питаю огромное уважение, перейдут на CS:GO, то я, скорее всего, посмотрю несколько турниров, и смогу составить мнение об  игре в качестве зрителя».

Комментарии  Антона «VaderN» Козлова :

«Достаточно интересную позицию занял Томми - сам лично он больше верит в CSP, однако если уважаемые им игроки из 1.6 все же поддержат CS:GO, то он намерен формировать свое мнение об игре основываясь на том, что увидит на турнирах.

Позиция понятная, но неоднозначная. С одной стороны, - да, на турнирах, при участии игроков  которых он знает, будет понятно - есть ли что “ловить” в игре, и как она смотрится. С другой стороны, - что мешает Томми наблюдать за турнирами уже сейчас ? В последнее прошло достаточно много: 4 еженедельных турнира от ESL  Go4CSGO, турнир от 4players.de, турниры от Virtus.PRO,  практически везде были стримы, практически во всех турнирах участвовал микс f0rest’а и GeT_Right’а».

inferno_go.jpeg
(de_inferno в CS:GO)

Томи «lurppis» Кованен:

«Я не говорю, что вы должны сосредоточить всю свою энергию на CSP, и я не думаю, что вы обязательно должны полностью поддерживать CS: GO , или цепляться до последнего за CS 1.6. Что я хотел донести до читателя в этом блоге, что вы должны играть, следить и смотреть, и выбирать ту игру, которая приносит вам удовольствие. HLTV.org, как самый большой сайт по counter-strike в сети, будет следовать за основной массой. Если CS: GO станет основным FPS в будущем, то мы будем рассматривать его, как основную дисциплину. Мы уже начали публиковать некоторые CS: GO материалы в новостях в последнее время, на что люди стали жаловаться. Теперь мы добавили систему фильтрации, так что вам не придется видеть новости об играх, которые вам не нравятся. Если будет проводиться крупный турнир по CSP, то мы конечно же расcкажем о нём. Естественно, турниры по CS 1.6 будут освещаться до тех пор, пока они существуют. 

Лично я считаю одним из главных недостатков в CS:GO, что игра слишком похожа на CS: - это очевидно, большое преимущество для игроков  в CS: S. Игроки, вроде f0rest, GeT_RiGhT и face (все из которых поигрывали в CS:GO уже длительное время) смогли взять только пару раундов у команды VeryGames из CS:S, которые по моим данным практически не играли CS:GO до этого. Мой друг, играющий в CS:S, сказал мне, что чувствует себя в CS:GO как рыба в воде после десяти часов игры, так как игры очень похожи. Это говорит о многом».

csp.jpeg
(de_dust2 в CS:Promod)

Комментарии  Антона «VaderN» Козлова :

«Здесь по порядку:

Во-первых, похожесть CS:GO на CS:S невозможно отрицать. Да, карты практически идентичны тем, что в прошлой версии Counter-Strike. Заметим - практически, но не полностью, и если dust2 и inferno мало чем изменились, то nuke и train заставляют осваиваться по новому как игроков 1.6 так и CS:S. Учитывая что к новой стрельбе и движениям должны учится и привыкать игроки обеих дисциплин, а так же, что прикидки и прострелы также отличаются от source’совских, я бы не стал говорить о жутком неравноправии.  

Во-вторых, касательно успехов товарищей f0rest’а , GeT_Right’а  и face’а, которые взяли у CS:S команды VeryGames взять всего лишь пару раундов,  имею сказать следующее: по одной игре не стоит судить успехи данных игроков, рассматривая другие выступления (весьма успешные) ROCKSTARS, можно увидеть, что они не раз обыгрывали не самые слабые коллективы CS:S. Также стоит упомянуть их золото на CS:GO Cups - 5on5 CM Storm Opening Cup, и серебро на турнире от 4PL. Учитывая,  что бывшие игроки SK играют нестабильным миксом, и face с ними в CS:GO практически не играл, то можно легко понять причины их поражения от VeryGames. 

В-третьих, по поводу информации о том, что игроки VeryGames не очень то и тренируются в CS:GO, можно с легкостью сказать что она ошибочна. Я каждый день наблюдаю игроков VG на CS:GO DM серверах, в том числе и на их лично CS:GO DM сервере. Помимо этого VeryGames априори играют больше турниров чем микс ROCKSTARS, т.к. турниров по CS:S сейчас практически нету.

В-четвёртых, про знакомого игрока CS:S, которому после 10 часов комфортно играть в CS:GO, абсолютно логично, имея опыт  в одном , и играя 10 часов в другой, чувствовать себя не комфортно было бы странно. Да и комфортно играть и хорошо играть – совершенно разные вещи.

Однако, не стоит отрицать и того, что в словах lurppis’а есть доля правды, игрокам CS:Source привычнее играть, опять же за счет карт, о никак не за счет стрельбы. Моё мнение – именно за счет стрельбы игроки 1.6 могут выезжать первое время, осваиваясь на новых картах».

Томи «lurppis» Кованен:

«На мой взгляд, лучшее, что есть в Counter-Strike - это его история и путь развития, и пока топовые игроки не перейдут на CS:GO, сообщество не примет новую игру. Я не думаю, что игры достаточно похожи, чтобы делать какие-либо прямые ссылки о том, кто будет лучшим в CS: GO, и говорить о достижениях игрока. Я не буду смотреть как играют в CS:GO неизвестные мне люди,  но я не могу сказать точно, что я бы не стал смотреть за игрой f0rest, NEO или Маркелова в CS: GO. Кроме того, я бы, наверное стал смотреть и за 1.6 и за CSP, так как личности важней самих игр.

Для среднего игрока или просто для фаната игра может быть совершенно иной. Может быть, играя в новую игру, где можете добиться результатов будет мотивировать вас, или вы просто не интересуетесь об истории и бывших профессиональных игроках в CS 1.6. Может быть, вам нравится играть в CS: GO больше, чем CS 1.6, CS: S или CSP. Может быть, все из перечисленного выше. В этом нет ничего плохого. Все, в конечном счете, сводится к личным предпочтениям, как и настройки. И так же, как настройки, многие фанаты будут просто копировать, а в данном случае, последуют в какую-то из игр вслед за ними. У вас есть возможность, сделать свой собственный выбор».

Комментарии  Антона «VaderN» Козлова :

«Действительно трудно не согласиться, для многих молодых игроков CS:GO – реальный шанс пробиться на топ-уровень. Новая обстановка даже меня мотивирует играть больше, т.к. существуют множество новых фишек, которые ты открываешь для себя. В чем Томми прав так это, в том что все сводится к личным предпочтениям каждого, невозможно с этим спорить».

Томи «lurppis» Кованен:

«Я верю, что CSP достаточно близка к CS 1.6, и что те же игроки будут в топе. Я знаю, что вы можете сказать – это скучно, пора меняться. В этом случае, ваш выбор CS:GO.  Для меня CSP будет лучшим вариантом продолжения наследия Counter-Strike’а. Очевидно, что команде разработчиков CSP нужно больше чем новая версия, что бы сделать ее ценной для организаторов, но они работают над этим и я могу только надеяться что все получится. Лучше всего, выбрав CSP в качестве новой игры, она сможет продолжить историю CS 1.6. Для тех, кто обеспокоен “устаревшей графикой”, вот как выглядит CSP 1.10 с некоторыми новыми текстурами: слева CS:S, справа CSP – и игра полностью портируема на новую версию движка, на котором работает CS:GO для дальнейших апдейтов в плане графики».

dust_box_wip.jpg
(новые текстуры в CSP на фоне старых)

Комментарии  Антона «VaderN» Козлова :

«Вера в CS:Promod была и у меня, несколько лет назад, однако вера в светлое будущее данной модификации улетучивалась с задержками в апдейтах, с спорными нововведением silent-run’а  и с неактивностью самих разработчиков. В данном абзаце Lurppis также высказывает свое мнение относительно того, что CSP – это как раз то самое продолжение истории CS. Однако почему, же CS:GO это не продолжение истории ? Как бы кто негативно не относился к CS:S и CS:GO – это тоже продолжение Counter-Strike, и просто перечеркнуть и сделать вид что был CS 1.6, а потом дай боже станет CSP не получится. Графические достоинства CSP весьма радуют глаз, однако по системным требованиям CSP намного легковеснее того же CS:GO, что как мы знаем не очень позитивно скажется на спонсорах. Не стоит забывать, что турниры проводятся не на деньги Valve, а именно за счет привлечения спонсоров. 

Не думаю, что Intel будет заинтересовано запускать большие призовые в игру, которая выйдет (когда неизвестно) уже устаревшей по своим техническим данным – это и вопрос маркетинга тоже. Да, возможность портирования на более новый движок,  который использует CS:GO очень интересна, но мы все помним историю моделек портированных из 1.6 в CSP – Valve запретила их использование».

Томи «lurppis» Кованен:

«Что же касается тех, кто пытается заставить других перейти на другую версию игры – это не обязательно. Если игра достаточно хороша, люди будут казуально играть в своё удовольствие и ее сцена будет процветать в результате, что, вероятно приведет ее к лигам и турнирам. Если игра достаточно хороша, она сама построит собственную сцену – ей не придется полагаться на переход игроков из других дисциплин. Кроме того, если CS 1.6 коммъюнити слишком маленькое для таких ивентов как IEM, очевидно, что сцена сама по себе не достаточна, что бы начать с нее, так что, скорее всего, будущее любой новой CS будет определять, насколько она понравится обычному игроку, который может быть даже не играл в CS до этого. Поэтому, получение половины CS 1.6 сцены (что может быть реалистичной догадкой) в новой дисциплине не будет иметь большого значения. Далеко смотреть не надо, League of Legends – если казуальным геймерам нравится игра, она будет процветать».

d2go.jpg
(Старый добрый de_dust в CS:GO)

Комментарии  Антона «VaderN» Козлова :

«Про казуальных игроков, которые могут составить аудитории любой хорошей игре, известно всем. Предположение что новые серии CS могут привлечь только молодых и не опытных игроков весьма надуманно. Большинство начинающих сейчас играть в 1.6 коллективов недооценивает ту пропасть, что разделяет их и игроков про – уровня. Добиться успеха, начав играть сейчас, практически нереально, факты говорят сами за себя – сцена современного CS’а не пополняется за счет молодой крови, ее просто не откуда брать. Новый CS это не возможность ракам что то выиграть, в то время как скиловые игроки будут отставать, вовсе нет, если игрок успешен в одной дисциплине, скажем в 1.6, но “киберспортивные лифты” у него на “этаже” давно не работают, появление CS:GO это лестница вверх. Та возможность, которой многим не хватает, возможность при серьезном отношении, должной мотивации стать профессиональным игроком. Не только по уровню игры но и по самореализации в этой сфере».

Томи «lurppis» Кованен:

«Я не думаю, что конкуренция это веская причина для перехода, если только ваша единственная цель – заработать деньги. Мы все начали играть в CS, потому что нашли игру приятной и веселой, и соревновательные аспекты пришли позже. Вот как это должно быть сделано с чем угодно, и именно поэтому вы видите людей, находящихся на вершине пищевой цепочки, говорящих что вы должны перейти в другую дисциплину во имя соревновательности, только потому, что у них есть мощный стимул для этого – чем больше популярности будет у игры, тем больше денег они смогут сделать. Если они получают удовольствие от игры, это совсем другая история, но когда вы читаете блог NBK (игрок VeryGames, лучшей CS:S команды) мотивирующий к переходу на CS:GO («CS:GO столь плоха, я останусь с CS 1.6/CSS! не та мысль которую вы должны иметь, не то отношение, которое пойдет на пользу в разработке CS:GO как соревновательной киберспортивной дисциплины в любом случае.»), кажется очевидно что дело не в этом.

Выбор за вами так что пусть другие сделают свой тоже».

Комментарии  Антона «VaderN» Козлова :

«Честно говоря, последние слова Томми меня удивили, Lurppis пишет, что да – легко агитировать переход к новой версии когда ты уже на вершине (при этом он ссылается на NBK, игрока VeryGames), но судя по его блогу, он также предлагает примерно тоже самое – играть в то, что сделают более привычным к тому где он будет номер один. Весьма странный подход к новой игре, которая должна объединить два игровых сообщества…

Через весь блог проходит мысль о том, что новый CS:GO будет более выгоден для CS:S комманд, т.к. нечестно играть на картах, основанные на именно этой версии Counter-Stike. Для меня очевидно следующее – профессиональные игроки, будучи профессионалами в своем деле, реагируют чересчур негативно, вместо того, чтобы привычно подойти к игре, которая всего лишь отличается нюансами, но остается все той же. Я не сомневаюсь, что случись большой ивент, на который пригласят лучшие команды из CS 1.6 и CS:S, шансы будут на равных. Не будет шанса у тех коллективов, которые заведомо не примут для себя новую игру и не будут стараться так же как и в своей “родной” дисциплине, что вполне логично. 

Все перечисленные выше мысли относительно блога Lurppis’а, являются моим личным мнением, основанным на опыте игры в 1.6 и CS:GO, скажу сразу, я был одним из тех, кто так же не принял CS:S при ее релизе – на то были веские причины. Однако играя в CS:GO я испытываю те же чувства, что и при игре в 1.6, вытащенные раунды, розыгрыши ситуаций, sick фраги и вкус победы – все что делает Counter-Strike лучшей игрой есть и тут. Я с удовольствием слежу за сценой CS 1.6, болею за Virtus.PRO и в последнее время получаю огромнейшее удовольствие от стримов с проходящих турниров, да – таких баталий давно не было видно. Я так же не призываю к переходу всех на CS:GO, и к забытию CS 1.6,  играйте, добивайтесь, получайте радость успеха. Какой CS поддержать – выбор будет за вами, и никто его за вас не сделает. 

Я же могу лишь пожелать Valve удачи и конечно же не облажаться – выпускать сырой продукт дважды будет фатальной ошибкой. Всем мир».

К списку новостей