Интервью со Stork: вся правда под градусом

Stork был всегда. Когда доминировали iloveoov, NaDa и SaviOr, когда были на вершине Bisu, Jaedong и Flash - Stork всегда был где-то рядом, выходил в финалы, получал медали и по праву считался одним из лучших. Может быть, сейчас его игровая форма далека от идеала, но во времена, когда начавшие играть в 2009-м считаются дремучими олдскулами, прогеймеров опытней Stork'а, который выиграл свою первую медаль в 2004-м, просто не существует, и именно это делает его таким интересным собеседником. Почему Stork продолжает играть, когда столько более молодых уже завершили карьеру, в чём причина непопулярности SC2 среди зрителей, как обстановка в команде и какие планы на будущее?

stork.jpg

Не так давно корейский журналист встретился со Stork'ом недалеко от тимхауса Samsung KHAN. Когда он сказал, что статья будет называться «Truth after drinking» (что-то вроде «Правда под градусом» - прим.), Stork ответил, что он вполне умеет пить. Они отправились в soju bar (бар с корейской кухней - прим.), и, хотя много в итоге не пили, Stork говорил обо всём вполне прямо и откровенно, как и обычно, и рассказал много интересного.


Юные прогеймеры теперь не такие как раньше - они даже позволяют себе меня оскорблять


Раньше у тебя брали интервью, когда ты находился в топе. Не раздражает ли тебя перспектива дать интервью теперь, при нынешнем положении вещей?

Я всё ещё чувствую страсть к победам, поэтому неважно, что в данный момент я не в топе. Я много играл в финалах, и хочу играть на них опять, поэтому я не могу просто взять и уйти. Правда, последний раз, когда я наконец-то выбрался из Code B, я попал на YoDa, и он опять меня расстроил. (смеётся)

Ты снова играешь на индивидуальных лигах спустя почти уже два года. Рад был снова выйти на сцену?

Есть немного. (смеётся) Пожалуй, пока я играл без зрителей, то чувствовал себя как-то одиноко. Но когда мы играли с YoDa, один зритель пришёл в костюме динозавра (одно из прозвищ Stork'а - dinosaur toss - прим.). Чувства буквально переполнили меня, когда я его увидел.

Сейчас все прогеймеры, с которымы тебе приходится играть, гораздо моложе тебя, но ты всё ещё в обойме. Если абстрагироваться от присутствия или остутствия зрителей - в остальном, чувствуешь ли ты себя, как раньше?

Да, вполне. Хотя последнее время некоторые товарищи ведут себя слишком дерзко. На турнирах, даже если ты играешь под никнеймом из палочек, всё равно понятно, кто ты на самом деле. Тем не менее, один такой игрок в турнирном матче стал меня оскорблять. Само собой, когда тебя оскорбляют - приятного мало, и я спросил ребят из моей команды, кто это такой. Оказалось, что это новичок из одной команды. Я связался с ним и потребовал объяснений, объяснил ему, что я старше, я опытней, неужели так трудно проявить хоть какое-то уважение, какая разница, онлайн это или оффлайн? Даже если не упирать на возраст и т.п. - я Stork, в конце концов. А он знаете, что ответил? - «И что?» Позже, когда мы с ним пересеклись, я опять заговорил с ним об этом, и он заявил, что я достал уже всё время вспоминать эту тему. Меня это просто взбесило. Нынешние молодые игроки вообще позволяют себе много подобных неуважительных выходок, от которых я каждый раз просто в осадок выпадаю. По крайней мере, я, когда был помоложе, такого себе не позволял. (Здесь, по сведениям Teamliquid, Stork немного лукавит, но это действитель было очень, очень давно - прим.)

Это действительно неприятно. А вот в вашей команде, ведь теперь, когда Juni и JangBi ушли, остался только ты из тех, кому за двадцать пять. Как у вас атмосфера, тоже напряжённая?

У меня первая группа крови, так что меня не беспокоят всякие незначительные вещи. Мне не сложно самому сбегать в магазин, я никого не гоняю с поручениями и не высмеиваю. Хотя не могу сказать, чтобы они меня особенно боялись или уважали.

Похоже, обстановка у вас там на троечку, не без проблем. Может, расскажешь поподробнее?

Turn'а молодым не назвать, так что тут проблем с возрастом нет. Вообще, не привязываясь к возрасту, я, как игрок, прекрасно понимаю проблемы других наших игроков. Turn'у иногда нужно отдохнуть от всего, и тогда его лучше не трогать. С Reality проблем особо нету, RorO вообще не любитель поговорить. Shine может ляпнуть что-то не в тему, но он часто мне помогает разобраться, что к чему. А вот с более молодыми не так просто. Если я им что-то выговариваю, обычно, как только я закрываю за собой дверь, они просто смеются. Само собой, формально в команде все равны, и никто не имеет право указывать другим, но, как старший товарищ и как капитан команды, я обязан пресекать некоторые вещи, кто-то должен брать на себя эту ответственность. Может, я и не лучший лидер на свете, но, к счастью, в целом, все ведут себя более-менее послушно (смеётся).

Разве не должен этим заниматься oDin?

oDin - тренер, у него нет времени на всю эту эмо-ерунду, а JuNi и JangBi больше нет, к сожалению.

Но ты - капитан уже довольно давно, разве молодые тебя не должны слушаться?

Я был рад стать капитаном, насчёт молодых - не знаю. Если мне что-то не нравится - я сразу об этом говорю, хотя что-то не похоже, чтобы они пытались задумываться о причинах своих ошибок. Но в целом, как я и сказал, они достаточно послушны, так что всё ок.

stork dino.jpg


Однажды я так увлёкся игрой в World of Warcraft, что пришлось испытать всю горечь поражений


Здорово поговорить об SC2, но остаётся ещё много нераскрытых историй, например та, когда ты однажды чуть не вылетел со свистом из прогейминга.

А, ну да. В 2006-м, как и говорилось в ходивших тогда слухах, я плотно увлёкся World of Warcraft. Честно говоря, играть я начал ещё в 2005-м, я тогда ходил в компьютерный клуб с варкрафтерами из нашей команды, и там подсел на него. В 2006-м мы играли с другими старкрафтерами, но серьёзно увяз в этом только я. Как только я заканчивал с тренировкой - сразу бежал в клуб. Я не сразу понял, насколько сильно это сказывалось, потому что продолжал быть первым номером команды, до тех пор, пока мне не пришлось серьёзно разочаровать своих фанатов. Да уж, многое вспоминается, когда начинаешь об этом рассказывать... (смеётся)

Если говорить о фирменном стиле, то Stork - это риверы и керриеры, а Bisu - корсары и дарки. Сложно поверить, что теперь ваше заочное противостояние закончилось...

Вы так это видите? На самом деле мне нравится придумывать новые оупенинги. Что же касается связок риверы-керриеры или корсары-дарки - это стандартные билд-ордеры. Я знаю, что стратегия корсары-дарки была изобретена Bisu, но, ещё до него, что-то подобное использовал и PuSan в матчах против sAviOr'а. К сожалению, тогда это не принесло ему успеха. Bisu и PuSan были товарищами по команде, поэтому, подозреваю, он показал Bisu эту страту. Риверо-керриеры - это билд, который уже существовал до меня, я просто применял его по ситуации.

Но случалось и такое, что риверо-керриры от Stork'а терпели сокрушительное поражение. Я имею в виду финал против Flash'а.

Bacchus OSL в 2008-м? Не хочется даже вспоминать. Помню, обидно было до слёз. Я заранее подозревал, что Flash будет в два барака с центра на карте Katrina, так что я пошёл в контр-билд, который даёт ранний третий нексус, но неудачно всё исполнил и проиграл. Я часто придумываю себе оправдания, правда, болельщиков они не очень интересуют. (смеётся)

stork 2.jpg


В SC2 люблю «поиграть в HerO»


Давай вернёмся к SC2. Твой жёсткий стиль игры постепенно исчез, теперь она выглядит совсем иначе, чем было в BW.

В SC2 я стараюсь идти по пути HerO. Изначально я был агрессивным игроком, который часто создавал свои билд-ордеры. Стандарты в SC2 уже существуют, поэтому, изобретая свои собственные, я приду в своему собственному стилю, как это сделал HerO. На тренировках я стараюсь постоянно атаковать, и часто сливаюсь в хлам. Вообще, в SC2 протоссам выгодней в начале играть от обороны, может, в этом причина моих поражений.

Твои результаты на Пролиге худшие в четвёрке TaekBangLeeSsang (Bisu, Stork, Flash,Jaedong - прим.). Возможно, это потому, что тебе, как ты говоришь, нужно больше времени, чтобы адаптироваться?

Я вот сейчас думаю об этом, и понимаю, что, в общем-то, в BW, даже если мне не удавалось в какие-то периоды выигрывать турниры, я всё-таки не сливался всем подряд. В SC2 всё тоже начиналось в этом ключе, но затем у меня пошла затяжная серия поражений. Но, как бы то ни было, Bisu-то ливнул, так что в итоге я, по крайней мере, теперь смогу обогнать его по общему количеству побед. (смеётся).

Когда Bisu завершил карьеру, многие гадали, не последует ли и Stork вслед за ним.

Я тоже задумывался о завершении карьеры, пожалуй, в каждом сезоне после перехода на SC2. Пока я был подростком, я играл в игру просто потому, что она мне нравилась. После двадцати это было уже сложней, поскольку стало сложней сконцентрироваться на одном только StarCraft'е. Но, при всём при том, я хочу продолжать бороться до последнего.

Твои результаты в этом сезоне Пролиги, видимо, твой худший результат в карьере.

Этот сезон получился для меня крайне неудачным. но, хоть он и вышел непростым, передохнуть не получалось. Я снова и снова выходил на сцену, и снова проигрывал. Когда проигрываешь, хочется передохнуть, но главный тренер отправлял меня играть, а результаты становились всё хуже и хуже. Дело не только в отдыхе, на меня свалились ещё определённые личные проблемы, я даже ходил на приём к психологу. (В английском тексте слово psychiatrist - психиатр, хотя, скорее всего, имеется в виду всё-таки психолог. Или, возможно, Stork не различает эти два понятия - прим.) Подробности оставлю при себе. (смеётся)

taekbangleessang.jpg
(TakeBangLeeSsang слева направо - Bisu, Stork, Jaedong, Flash)


Завершение карьеры - это только выбор самого игрока


Ты ещё не набрал форму, а JangBi завершил карьеру. Должно быть, это большой удар для команды? Должно быть, теперь ты чувствуешь огромное давление, что ты должен выступать значительно лучше, чем в том сезоне?

Ну да, после ухода JangBi нам сложно похвастать хорошими результатами. Он был одним из ключевых игроков. Мои результаты и обсуждать незачем, я и так растерял всякую уверенность в своих силах, а те, у кого я учился, завершили карьеру. Так что мне хватает и давления, и неопределённости.

Так почему уходят сильные игроки?

Хорошо бы, если бы компьютерный спорт дорос до уровня большого спорта, но это не так. Может, дело в том, что наши спортсмены очень молоды, и им нужно время, чтобы приспособиться к изменениям. Они часто принимают необдуманные решения, и поэтому многие завершают карьеру.

Многие из тех, кто завершил карьеру, общаются со своими фанатами на своих стримах. Это стримы довольно популярны. Ты как, не завидуешь?

Моё отношение к стримам очень негативное. Грустно наблюдать, как они позорят свои имена, занимаясь всем этим. Более того, даже те игроки, которые участвовали в договорных матчах, тоже стримят, и из-за этого ещё сложней воспринимать всю затею в положительном свете. Лично я горжусь тем, что я - прогеймер. Зрителей и фанатов у нас не один и не два, а сотни и тысячи, но для зрителей и фанатов главное, почему они болеют за игроков или за команды - это уровень игры. Но некоторые экс-прогеймеры, которые ведут свои стримы, нарушают эту картину, поскольку явно занимаются и игрой, и зрителями только ради денег, которые им донатят. Все эти люди раньше были прекрасными игроками, совершенно непонятно, как они умудрились до такого докатиться. Я ничего не имею против стримов ради удовольствия от игры, общения и т.п., но только не стримов ради доната. Хотя, конечно, такие не все стримеры.

Многие говорят, что, если бы Stork тоже стримил на Afreeca (популярная в Корее стрим-платформа, куда стримят все экс-прогеймеры - прим.), турниры по Brood War могли бы снова стать популярными.

Меня тоже часто спрашивают, не собираюсь ли я сыграть на Sonic StarLeague (турнир по Brood War - прим.). Но я пока собираюсь остаться прогеймером.

bisu jangbi.jpg
(Bisu и JangBi: оба экс-прогеймера теперь стримят на Afreeca)

После начала эры второго StarCraft'а зрители стали значительно менее лояльными. Что не так с этой игрой?

Первый StarCraft был очень зрелищным, потому что все игры были очень разными, и результат зависел от того, насколько хорошо ты всё делаешь в этой конкретной игре. В SC2, напротив, все игры однотипные: сидим, копим 200 лимита, идём драться. Если ты находишься в невыгодной позиции, и не смог нахаррасить - ты точно проиграешь. Из-за этого получается, что, даже если твоя любимая команда проигрывает, у тебя нет уверенности, что их соперники действительно хорошо сыграли. Но это всё с точки зрения зрителя. Для прогеймера SC1 и SC2 равнозначны. Он должен упорно тренироваться, готовиться к играм и доказывать свой уровень игры за счёт своих результатов.

Ты говоришь, что SC2 тоже интересен как игра, но он не смог стать мейнстримом.

Сказать я могу что угодно, но зрители от этого не начнут больше интересоваться StarCraft'ом. Я думаю, что это вина игроков. Есть и другие причины, но они не умаляют того факта, что уменьшение количества зрителей - на совести игроков. Они не умеют произвести эффект. SKT выделаются в этом отношении, но остальные даже не пытаются. Игроки должны заставить людей понять, насколько игра интересна. Зрители ведь не обязаны сидеть и смотреть StarCraft 2, но за определённым игроками им следить интересно. Эти игроки стараются привлекать зрителей за счёт того, что хорошо играют, но каждая игра не может быть мегаэпичной, поэтому игрок должен быть интересен аудитории сам по себе. Раньше многие игроки устраивали свои мини-шоу и церемонии на сцене, а теперь это делает один PartinG. Я вот тоже пытался пройти в Code S, чтобы помочь по этой части, но меня выбили. (смеётся).

Наверное, мне стоит задавать тебе более жёсткие вопросы, в предыдущих интервью ты мне больше рассказывал.

Я и так разболтал тебе кучу секретов, так что теперь буду поосторожней. (смеётся) Я всегда стараюсь следить за тем, что говорю на интервью или на публичных мероприятиях. Кто-то сказал мне это перед переходом на SC2. Типа, мы ведь теперь будем отправлять тебя на турниры в другие страны, и там ты должен следить, чтобы не ляпнуть в интервью что-то неподобающее. Правда, теперь, когда я перешёл на SC2, никто не отправляет меня на турниры в другие страны, так что я крайне несчастлив.

После перехода на SC2 четвёрка TaekBangLeeSsang практически не встречается между собой.

Общение между игроками разных команд и так было очень сильно урезано после скандала с договорными матчами. Мы с Jaedong'ом, Flash'ем и Bisu не встречались вне игровой сцены, но, если нам приходилось играть на одном турнире, получается, что мы собирались вместе на целый день, так что это не мешало нам оставаться в дружеских отношениях. Мы обычно обсуждали всякие новости команд, ничего особенного.

В SC2 можно было бы собрать эпичную команду, чтобы в ней были все четверо. Как думаешь, какие были бы у вас результаты?

Само собой, результаты были бы не очень. Нам бы, по крайней мере, понадобились ещё JangBi и FanTaSy. За исключением меня и Bisu, мы все до сих пор играем на уровне. Честно говоря, я был уверен, что в этом сезоне буду играть сильнее, чем Jaedong и Bisu, но, правда, у Jaedong'а - невероятная воля к победе, этого у него не отнимешь. Я Bisu я ни разу не играл, но я выиргал больше игр, чем он, так что в этом плане я удовлетворён. (смеётся)

stork 3.jpg


Прогеймеры должны подумать о своём будущем: киберспорт не может сделать это за них


Зрители переживают за будущее SC2, а игроки переживают ещё больше. Что ты можешь сказать для молодых прогеймеров?

У прогеймеров есть огромная проблема: когда мы с кем-то встречаемся в реале, то теряемся и не понимаем, что нужно делать. Мы все встречаемся в реальными людьми только после полуночи, когда заканчиваем тренировки. Такой образ жизни начинается в раннем возрасте, и человеку не хватает навыков нормальной жизни в обществе. Это - вина не игроков, а команд. Команды должны измениться, чтобы в них было комфортней находиться. Бывет, что у тебя куча денег, а ты даже не понимаешь, на что их тратить. Бывает, у тебя выходной, а ты не знаешь, чем можно заняться, и, в итоге, видишь и играешь в тот же StarCraft. Со стороны ты выглядешь абсолютно беспомощным и бесполезным. Нужно обязательно встречаться в кем-то, и не в том смысле, что именно с девушками, а вообще с людьми, чтобы не терять навыки живого общения. Когда ты заработаешь денег, хорошо бы открыть свой бизнес, но какой? Не всем дано быть таким, как Flash, а значит, нужно думать о будущем.

Если ты умеешь упорно работать, тебя ждёт успех во многих областях, разве нет?

Команды не могут гарантировать тебе успешное будущее. Если ты прогеймер, хотя, само собой, важно стараться изо всех сил ради успешной карьеры, всё же нельзя жертвовать ради этого свою жизнь. Когда речь идёт об обычном спорте - это легче, но не в киберспорте. Как я уже говорил, киберспорт сильно отличается от обычного спорта. Мы - не только прогеймеры, нужно обязательно готовить себя к будущему.

Кто, по-твоему, лучше всех других приготовился к будущему?

Безусловно, это CloudTemplar, (игрок в LoL - прим.) который, кстати, последнее время мне не отвечает. (смеётся) Мы как-то даже вместе давали интервью для Fomos. Он отлично смотрится на экране, и, когда видишь его по ТВ, хочется, чтобы у него всё хорошо сложилось. Когда у таких людей всё получается, люди начинают теплее относится к прогеймерам. Я и раньше думал, что он просто создал для телевидения. Сейчас он нашёл свой путь, и, надеюсь, у него всё будет хорошо.

Что скажешь насчёт SC2 игроков? Кого бы ты назвал примером для подражания?

Я думаю, Jaedong. Liquid`HerO и Parting тоже ничего. Перед тем, как пройти отборы, я много с кем играл, но эти трое работают больше всех. В моей команде тоже есть такие люди. Когда видишь их - понимаешь, что у SC2 всё будет хорошо.

Насчёт твоих тиммейтов, когда такой талантливый игрок, как Grape, перешёл на LoL - вас это не удивило?

Если бы Grape продолжал играть в SC2, он мог бы стать сильнейшим игроком. Он невероятно много работает. У него даже телефона нет, он сосредоточен только на тренировках, к тому же, его стиль очень подходит под SC2. И я слышал, что в LoL он тоже неплох. Был бы я на несколько лет моложе, может тоже выкинул бы телефон, не знаю, может, получше бы стал играть. (смеётся)

Оглядываясь на прошедшие 10 лет прогейминга, какие цели ты ставишь перед собой в будущем?

Я являюсь прогеймером 9 лет. Тогда моими героями были IntoTheRain и BoxeR. Теперь мне больше не у кого не учиться. Пусть я не достиг стольких побед, сколько они, если путь наверх короче, то дорога вниз будет длинней и шире. Может быть, поэтому я пытаюсь найти свой собственный стиль - тогда мне удастся добиться признания и во втором StarCraft'е. (Я не понял смысла метафоры, поэтому привёл дословный перевод - прим.)


Источник: teamliquid
К списку новостей