Интервью с threat'ом от SK-Gaming

Наш портал представляет вашему вниманию перевод занимательнейшего интервью с капитаном и ингейм-лидером шведской топовой команды Lions Бьёрном «threat» Персом с крупного киберспортивного портала SK-Gaming. Человеком, задающим вопросы, выступал Данкан «Thorin» Шилдс, журналист с огромным опытом за плечами и безумным стилем мышления, поэтому в интервью были подняты темы очень разного характера, что только прибавляет ему интереса. Приятного прочтения! Англоязычный оригинал интервью можно прочитать на SK-Gaming.com.

threat2.JPG
(Бьёрн «threat» Перс в игре всегда очень собран и сосредоточен)

Во время DreamHack Summer 2011 тебя не было в составе Lions, и ты заявлял, что не знаешь, как сложится ситуация, продолжишь ли ты играть в CS или же продолжишь обучение. Как разрешилась эта ситуация?

- На самом деле, всё очень просто. Я не поступил в школу из-за того, что проходные балы сильно завысили с этого года. С одной стороны это, конечно, плохо, но, с другой у меня появился ещё один год, который можно целиком посвятить геймингу. Во время своего летнего инактива я практически не общался с командой, но подозреваю, что летний DreamHack рассматривался исключительно как пробный турнир для той команды.

Являешься ли ты лидером Lions во всех аспектах, в игре и за её пределами? Или же ты выполняешь роль исключительно стратега и тактика?

- До моего инактива (лето 2011, прим. редакции) я был лидером команды во всём. Но после моего возвращения роль внеигрового лидера взял на себя наш новый игрок (Zneel, прим. редакции). Я не могу сказать, что у нас есть конкретный клан-лидер, но Zneel - тот человек, который назначает тренировки и т.д.

Люди часто думают, что капитан команды подобно дирижёру контролирует все действия своих игроков. Насколько это сопоставимо с твоим подходом лидерства? Насколько сильно ты занимаешься «микроконтролем» своих подопечных?

- Это действительно сложный вопрос. Быть хорошим ингейм-лидером гараздо сложнее, чем придумывать хорошие тактики или названия для точек. Ты должен досконально знать своих игроков, их слабые и сильные стороны, когда надо, взять их «под узцы», а иногда позволить делать всё, что угодно. Не могу сказать, что есть игроки, которым я позволил бы делать всё, что им вздумается, в любой ситуации, тут важно знать, что лучше всего умеет тот или иной игрок.

Хороший пример в моей команде - это Niko. Я знаю, что он очень силён в пассивной игре через дым, поэтому он всегда в «свободном плавании» в центре на de_dust2, и он сам принимает все решения в этой позиции, но с другой стороны, на карте de_nuke за атаку он прикрывает остальных игроков и запускает их под флэшки. Микроконтроль игроков очень сильно зависит от карты и конкретного игрока.

Пока ты играл под коммандованием cArn'a около шести месяцев, у тебя был редкий шанс посмотреть изнутри, как работает другой признанный шведский стратег. Я слышал совершенно контрастные мнения, кто-то говорит, что он позволял f0rest'у и Get_Right'y делать всё, что угодно, кто-то утверждает, что это неправда и что он давал им конкретные задачи и роли. Так где же правда? И как ты сравнишь свой подход к лидерству и подход cArn'a?

- На большинстве карт он позволял им делать всё, так как равных по скиллу этим игрокам на тот момент в мире не было. Но, как я уже сказал ранее, все очень сильно зависит от карты. Например, игра за атаку на de_inferno у fnatic на протяжении 2009 года строилась, как правило, от одного и того же раунда - cArn запускал под флэшку f0rest'а, GeT_RiGhT'а и GuX'а на центр, а дальше они просто действовали от ситуации. Да, cArn обычно говорит, куда тебе надо идти, но вот как ты это сделаешь, решаешь ты сам, отталкиваясь от своего стиля игры.

Если быть честным, я не думаю, что есть ингейм-лидеры, которые позволяют своим игрокам делать всё, что угодно, это просто бесполезно. На мой взгляд, сильная сторона cArn'a - это не то, как он читает противника в начале раунда, а как он разыгрывает ситуации Х на X игроков. По ходу раунда он адаптируется лучше меня. По ходу игры он может придумать несколько «антистрат» своим соперникам, я же стараюсь иметь перед игрой как можно больше готовых стратегий.

Ты поиграл вместе с f0rest'ом и Get_Right'ом и руководил GuX'ом. У cArn'а в подчинении были все трое, потом только двое и сейчас под его командованием остался один GuX. Как менялись роли этих игроков в зависимости от состава fnatic, каково твое видение их совместной игры? (ПРИМЕЧАНИЕ: эта часть интервью была сделана до момента присоединения MODDII к fnatic)

- Когда я присоединился к fnatic, мне пришлось выучить большинство раундов, которые они играли с GuX'ом в составе. Во время моего пребывания во fnatic около 50% раундов были старыми, все-таки я определённо не являюсь GuX'ом, у нас разные стили игры, и много стратегий были изменены и переделаны. Мне по душе более «саппортный» стиль игры, нежели тактическая схема залёта на центр на de_inferno под единственную флэшку в надежде выдать пару бешенных «хэдов».

Мне кажется, что сейчас fnatic играют гараздо больше от тимплея. Да, у них есть Xizt, но я не скажу, что у него такой же агрессивный стиль игры, как у f0rest'a или GuX'a. Да, они стали более пассивными, чем в 2009 году, но это делает их нынешний состав только сильнее.

GuX был также под коммандованием RobbaN'a в SK Gaming, а сейчас Роберт имеет в разпоряжении тот самый дуэт из f0rest'а и GeT_RiGhT'а. Как бы ты сравнил его управление этими игроками и cArn'a?

- Единственное отличие - темп игры под коммандованием cArn'a выше, во всем остальном они использовали/используют этих игроков одинаково. 

Трио из GeT_RiGhT'а, f0rest'а и GuX'а выглядело просто фантастически в 2009 году. Сейчас же эти игроки не выглядят так же сильно в связке. Если сравнить SK Gaming образца 2011 года и fnatic образца 2009 года, сразу же видны слабости у SK в атаке из-за преобладания пассивных игроков в составе. Почему, на твой взгляд, эти игроки так круто играли вместе и какие параллели можно провести между тем составом fnatic и нынешними SK?

- На мой взгляд, GuX и f0rest были более агрессивными тогда, чем сейчас, а GeT_RiGhT, наоборот, был более пассивен. Но главным образом, скорее всего, они просто одновременно достигли своего пика в 2009 году. Конечно, GuX - очень агрессивный игрок за дефенс, но я не могу сказать, что он очень сильно упрощает жизнь своей команде в игре за защиту.

GuX гараздо более бесстрашен, чем f0rest или GeT_RiGhT. И не важно, что у него статистика на HLTV.org хуже, для команды это является огромным плюсом. Да, в этом, наверное, есть доля правды, сейчас в SK очень много пассивных игроков, в SK это работает, но и одновременно является их слабым местом. Хотя, очень многое всё равно зависит от карты, в некоторых ситуациях даже самый пассивный face может сыграть очень агрессивно, потому что он хорош в конкретной позиции.

Все эти игроки поиграли в коммандах cArn'a и RobbaN'a, когда ты имел в своём распоряжении только GuX'a. Как ты думаешь, смог бы ты добиться тех же результатов, что и они, имея в своём распоряжении всю троицу? Как бы ты их использовал? 

- Невозможно точно сказать, но на мой взгляд, большая толика успеха fnatic в 2009 году - это заслуга великолепной формы этой троицы. Возможно, именно cArn смог вывести их на такой уровень, я не знаю. Но если бы эти игроки играли под моим командованием и были бы в той же форме, что и во fnatic образца 2009 года, то, безусловно, мы добились бы определённых успехов. Невозможно сказать, как бы я использовал тех или иных игроков, не поиграв конкретно с ними.

threat3.JPG
(Мастер за работой)

Так почему же их карьеры (RobbaN'а и cArn'а) более успешны, чем твоя?

- Опыт и сыгранность. Это уже традиция - у нас в команде появляется отличный игрок, и через некоторое время его переманивают fnatic или SK, и нам приходится начинать всё сначала.

KHRYSTAL и zneel уже поиграли в SK, Niko поиграл во fnatic, FYRR73 является твоим хорошим другом и вы давно играете вместе. Ваш состав выглядит достаточно надёжным. Как думаешь, если завтра SK или fnatic позовут кого-то из твоих игроков - никто не уйдёт?

- Всё дело в финансовых условиях. Когда тебе предлагают хорошую зарплату, возможность посещать все мировые соревнования и так далее, сложно отказать. Я не могу сказать, что будет, если кому из моих игроков предложат такие условия, согласятся они или нет. Но одно могу сказать с уверенностью - нас всех сейчас устраивает наш состав и отношения в команде, мы чувствуем в себе силу и не хотим изменений.

Когда kHRYSTAL и face присоединились к SK в 2009 году, основное внимание было прикованно именно к kHRYSTAL'y, все сходили с ума по его хайлайтам и поразительному стилю игры, но спустя некоторое время игроки SK поняли, что face полезнее для команды, и был поднят вопрос, кого же заменить GuX'ом, тогда выбор пал именно на kHRYSTAL'a (Allen, RobbaN и walle «кикать» себя не собирались). Что ты думаешь о той ситуации?

- Я не cогласен. В тот период kHRYSTAL был одним из лучших игроков в мире, и я был шокирован его «киком» из SK. Да, face был очень полезным игроком для SK в то время, но kHRYSTAL был намного полезнее. Я говорю это не потому, что играю с kHRYSTAL'ом в одной команде, если вы почитаете мои интервью того времени, то увидите, что я говорил то же самое. KHRYSTAL был лучшим снайпером в SK в то время и также был очень силён в игре с автоматами, особенно с AK-47. Он всегда представлял огромную угрозу противнику. Я не говорю, что надо было «кикать» face'a в то время, но kHRYSTAL'a не надо было «кикать» точно!

Исходя из этой теории, kHRYSTAL является переоценённым индивидуальным игроком. Он, как Xizt, может выдать бешенную игру, а может сыграть весь турнир на среднем уровне. И его команде тяжело понять тот уровень ответственности, который на него можно возложить. Невозможно предугадать, в какой форме и состоянии он выйдет на игру.

- Да, у kHRYSTAL'a очень сильные перепады в игре, если он в ударе, то может вытащить игру для команды в одиночку. В Lions у него нету какой-то важной роли, поэтому его форма не сильно влияет на наш результат. Он очень силён на многих позициях с AWP, и вообще, он очень гибкий игрок, с ним легко строить игру.  Да, его стиль игры очень похож на Xizt'a, и я думаю, у cArn'a такие же мысли по поводу своего подопечного.

Сравни своих игроков с другими, их стили игры и сильные стороны.

- На мой взгляд, FYRR73 очень похож по стилю на GuX'a. Они оба крайне агрессивные игроки и по статистике имеют больше всего смертей за игру. На Zneel'a сильно повлияла игра f0rest'a, особенно на его стрельбу. Он всегда предельно спокоен и никогда не начинает «спреить» в панике. KHRYSTAL очень похож на MODDII, медленный и стабильный. Если честно, то Niko я не могу ни с кем сравнить, он предельно уникальный игрок. У него, возможно, самые плохое перемещение по карте среди всех топовых CS игроков, но при этом для нас он - MVP команды на многих турнирах.

Большая часть известности пришла к FYRR73 благодаря его популярным фраг-мувикам. На зимнем DreamHack'е он показал отличную игру, и многие его часто признают MVP турниров, но при этом на предыдущих турнирах в составе Lions и MYM он отыграл на среднем и невпечатляющем уровне. Как ты прокомментируешь его игру?

- Да, он отлично отыграл на DreamHack'e, но я не могу сказать, что до этого он играл плохо. Он всегда был очень умным и тактическим игроком (как и все в Lions), и на DreamHack'e он просто вышел на пик формы. FYRR73 показал ту же игру, что он показывал играя за Giants, когда он был одним из самых «жарких» игроков на всей шведской CS сцене. Не могу ничего рассказать про его игру в MYM, потому как не играл в тот период ни с ним, ни против него. Я только слышал, что отношения между игроками в команде были, мягко говоря, не очень, что не позволяло игрокам показывать свою игру в полном объёме.

lions_dhw11.JPG
(На зимнем DreamHack Lions показали воистину выдающийся результат, проиграв только fnatic)

Когда конкурируют две лучших команды в Швеции, стоит не вопрос, хороший игрок или нет, а вопрос, сможет ли он конкурировать с оппонентом на своей позиции. Как бы ты ответил на заявление, что FYRR73 был переигран почти всеми игроками на своих позициях, и, следовательно, его команда никогда не сможет подняться уровнем выше своих оппонентов?

- У FYRR73 действительно нет «решающей» роли в нашей команде. Если вы говорите, что f0rest или GuX, например, являются агрессивными игроками, это не значит, что они имеют одну и ту же роль в команде. У нас в команде не так уж много раундов, где у кого-то из игроков очень важная роль, поэтому очень сложно сравнивать нас с SK, например. Мы играем более методично, как mouz.

Ты всегда очень лестно отзываешься о Niko, когда в интервью речь заходит о нем. Он получил некоторые негативные оценки на DreamHack Winter из-за раунда против Fnatic на de_tuscan, в финале, где он промазал с Deagle несколько пуль в упор в спину противника. Так как ты назвал его MVP Lions, а люди обычно ассоциируют это с лучшим игроком в команде, каков твой взгляд на его сильные стороны и ту ситуацию на DreamHack'e?

- Он просто очень стабильный игрок, который всегда всегда там, где нужно. Да, возможно, он не выдает супер результатов, но он никогда не выпадает из игры и всегда на уровне. О той ситуации с диглом, на мой взгляд, это рандом. Да, может быть, Niko мог сыграть лучше в той ситуации, но когда стреляешь из пистолета в спину, хитбокс модельки очень часто «бегает». Самая сильная сторона Niko в том, что он всегда спокоен, и он очень хорош в давлении на позицию, достаточно кинуть ему дым, и позиция занята.

Ты говорил что, Niko очень предан команде и никогда не оставит Lions, но я слышал, что он не присоединился к Fnatic, потому что GuX убедил его остаться в Lions, так как они близкие друзья. Но затем GuX сам ушел во Fnatic через некоторое время. Насколько это правда?

- Это наполовину правда. Я думаю, он ушёл бы во Fnatic, если бы GuX не присоединился к нам, просто потому, что не было другого игрока на тот момент, но Niko остался, потому что ему очень комфортно в Lions, мы все получаем море удовольствия как в игре, так и за её пределами.

Получается, что GuX лишил Niko шанса поиграть в одной из топовых мировых команд, выиграть крупные турниры и т.д.?

- Я не могу знать этого наверняка, но не думаю, что состав Fnatic в начале 2011 года можно отнести к топовой мировой команде, хоть они и выиграли в Киеве (IEM5 Европа, прим.редакции). Да и невозможно сейчас сказать, заработал бы состав у fnatic с Niko. Они сменили огромное количество игроков по ходу 2011 года, пока не нашли свою игру.

У Zneel'a карьера игрока складывается странным образом. Он очень редко оказывается в центре внимания, несмотря на то, что поиграл за многие топовые коллективы Швеции. Возможно, всё дело в банальном невезении. Он выигрывает у SK, играя за Begrip, потом попадает в SK, где начинается бардак с составом, потом на короткий период он попадает с тобой в одну команду в H2k, и вот сейчас вы опять вместе в Lions. И только сейчас он начинает становиться звездой мировой кс-сцены благодаря вашему успеху на DreamHack Winter 2011 и, конечно же, благодаря своей игрой с «фамаса». Совпадают ли уровень его потенциала и таланта с развитием его карьеры? И неужели «фамас» действительно лучше «кольта»? 

- «Фамас» действительно может быть сильнее в некоторых ситуациях, например, в дефенсе центра на de_inferno или при удержании «длины» с плэнта на de_dust2. Но в сумме точек и ситуаций «кольт», конечно же, лучше. У zneel'a было много неудач в карьере, это началось еще в 2005 году, когда некоторые из его тогдашних товарищей по команде ушли в команду GoN. Это были Allen, Archi, deffe, hibb и Hyrule. Zneel хорошо знал Hyrule в реальной жизни, и я знаю, что велись разговоры о его присоединении к тому составу, но этого так и не случилось. Если бы он тогда присоединился к тому составу, то все последующие годы Zneel был бы в составе SK или fnatic. Как ты правильно заметил в своём вопросе, неудачи стали причинами такого развития карьеры zneel'a.

zneel1.JPG
(Именно Бьёрн смог раскрыть в своей команде талант Джима «zneel» Андерссона, 
что не удалось ранее другим более именитым капитанам шведских команд)

На мой взгляд, сегодня мире есть всего 4-5 хороших «дефовых» снайперов, которые без труда справляются со своей задачей против любого противника. А какова это цифра по твоему мнению?

- Я бы сказал, что их 10-15. В большинстве топ-команд есть как минимум 2 человека, которые могут использовать AWP в защите, по крайней мере, в определенных позициях. Хотя есть позиции, где очень мало людей могут справиться с задачей снайпера, например, центр на de_dust2. Достаточно кинуть пару дымов в ворота - и половина снайперов уже не знают что делать и становятся бесполезными для своей команды.

Почему мы часто видим с AWP трёх разных игроков Lions (kHRYSTAL, FYRR73 и Niko) по одиночке, но очень редко сразу несколько из них играют со снайперской винтовкой?

- Как я уже говорил ранее, у каждого игрока есть свои сильные стороны и позиции, и игра с AWP не является исключением. Во многих других командах ситуация аналогична. Например, в команде Moscow Five xek, Fox и ed1k очень часто используют AWP. Я думаю, у них такой же подход, как и у нас. Это просто глупо, когда один и тот же парень всегда играет роль снайпера, если другой игрок команды лучше в какой-то определённой позиции на карте.

У Lions когда-нибудь были проблемы с перебором снайперов на карте? Замечал ли ты подобные проблемы и обсуждали ли вы их, если такое было?

- Ха-ха, да, подобные вещи случались, и бывало, что мы покупали слишком много AWP одновременно, но я не думаю, что это как-то повлияло на наши результаты.

С недавнего времени в составе fnatic появился Friis, а в составе SK Gaming теперь играет trace. Эти два датских игрока ставят под вопрос участие их коллективов на шведских отборочных WCG 2012, если, конечно, те не будут использовать замены для участия в этом турнире. Не думаешь, что Lions теперь являются главными претендентами на победу на WCG Sweden 2012? 

- Это зависит от fnatic и SK, от того, будут ли они тренироваться со своими заменами к турниру. Если они просто возьмут кого-то в самый последний момент без тренировок и совместной подготовки, то да, мы будем фаворитами.

Швеция всегда считалась сильнейшей страной в CS, так что если вы попадёте на гранд-финал WCG, вы будете главными претендентами на золото?

- Не могу сказать этого, пока мы даже не выиграли отборочных.

На ASUS Summer у вас был очень напряженный полуфинал против FX, поляки даже признались мне, что они сделали несколько перестановок и изменений по ходу игры с вами, что впоследствии помогло им выиграть у SK в финале e-Stars Seoul несколькими неделями позднее. Что ты думаешь про тот матч?

- Я помню, у нас был «матч-поинт» в раунде с ситуацией 5 в 3, и мы должны были его выигрывать. Если я правильно помню, нам было легко играть за атаку против них, наверное, поэтому они в панике начали менять позиции. Мы сделали отличный «камбек» на de_nuke и свели карту к овертаймам, проиграв первую сторону 12-3, так что даже если бы мы проиграли первую карту, у нас всё равно был эмоциальный подъём. Мы показали тогда отличную игру для команды, которая тренировалась на тот момент всего лишь две недели.

На ESWC у вас был провальный четвертьфинал против mouz, ужасная игра на обеих картах за защиту и, в итоге, логичное поражение на двух картах. Что ты думаешь о том матче?

- Мы оказались совершенно не готовы к их стилю игры на de_dust2, мы просто не знали, что делать. На de_tuscan игра была гораздо упорнее, но мы не смогли показать хорошую индивидуальную игру, не могу сказать почему.

Каковы, на твой взгляд, слабые и сильные стороны у gob b как у капитана команды mousesports?

- Он создаёт много хороших тактик, но, на мой взгляд, не очень силён в импровизации в определенных ситуациях. Большего, к сожалению, ничего о нём сказать не могу, так как не доводилось поиграть с ним.

Когда ты играешь против сильного стратега, чувствуется ли ментальное сражение между вами во время игры? Ощущаешь ли ты, когда соперник начинает подстраиваться под ваш стиль игры? За какую сторону тебе проще читать оппонентов, за атаку или за защиту?

- Мне комфортнее играть за атаку, когда надо подстроится под дефенс противника, а не понять, что же хотят сделать террористы. Когда ты понимаешь, что противник начинает читать твою игру, у тебя два выхода - либо придумать что-то новое настолько быстро, насколько это возможно, либо просто начать играть какие-то другие свои наработки. Это очень сильно зависит от того, против кого ты играешь. SK, например, никогда не подстраиваются под противников и играют свои раунды. ESC Gaming, наоборот, всегда адаптируются под соперника, поэтому приходится постоянно что-то менять по ходу игры против них.

Против кого из капитанов тебе было сложнее всего играть за  твою карьеру?

- Ave,  всегда было тяжело играть против mTw. Они всегда были крепким орешком.

Ave ушёл из киберспорта, mTw расформированы, у Na'Vi сменился ингейм лидер на Starix'a. Какая из команд сильнейшая в стратегическом плане на данный момент в мире, по твоему мнению? (Примечание: эта часть интервью была сделана после IEM6 Kiev)

- Я думаю, что у Na `Vi самые сильные стратегии, а Moscow Five сильны большим количеством интересных игровых фишек. Также я бы сказал, что мы (Lions, прим. редакции) являемся одной из самых сильных в этом плане команд.

Moscow Five воспринимаются многими как команда без тактик, просто «дрим-тим» из российских звёзд кс-сцены. Как ты опишешь эту команду?

- У них есть несколько умных «моменталок», которые мы уже скопировали с их тактик, не могу сказать, есть ли у них заготовленные тактики на целые раунды, но тот факт, что они следуют определённым наработкам, бесспорен.

Твои слова в заключение интервью.

- Я хотел бы поблагодарить всех наших болельщиков и, конечно, наших спонсоров: QPAD, KASPERSKY и InWin. Спасибо за интервью!
К списку новостей