Интервью с лучшим комментатором: TheMarine

В чате корейских стримов по StarCraft-у нередко можно увидеть фразу: это же TheMarine! Но кто это такой? Лучше всех об этом расскажет сам TheMarine в интервью, посвящённом его длинной карьере, начавшейся в 1998-м...

Это интервью взяли журналисты портала Teamliquid в прошлом году, но выложили его только сейчас. Впрочем, актуальности оно от этого не теряет, ведь многие вопросы будут посвящены старым временам: первые профессиональные команды, топовые игроки тех лет и начало комментаторской карьеры. Не обойдут вниманием и переход на StarCraft 2, а также фп-стримы, корейскую манеру комментирования и многое другое.

Некоторое время назад мы переводили и публиковали интервью с другим «динозавром» StarCraft-а - победителем первого сезона Starleague и единственным некорейцем, которому покорился этот трофей - канадцем Grrrr... Теперь же мы предлагаем узнать ещё одну легенду StarCraft. Знакомьтесь - TheMarine!

themarine 4.jpg

Представление

Ну, поехали. Если я правильно помню, ты начал играть на любительском уровне в 1998-м?

- StarCraft вышел в 1998-м, и я выиграл свой первый крупный турнир в 1999-м. С тех самых пор я иду по этому пути.

В те времена в Корее было немало популярных игр. Есть ли какая-то причина, по которой ты выбрал тогда именно StarCraft?

- До StarCraft'а я вообще не играл в компьютерные игры. Но в нашей стране многие говорили, что это игра номер один, мне тоже было любопытно попробовать. В неё играли многие из моих друзей, и я подумал, интересно, правда ли она такая крутая, как говорят. Если я правильно помню, игра вышла в марте, но я попробовал сыграть только в июне или июле, и мне сразу понравилось. Первую неделю я всё время читал про билд-ордеры и стратегии, чтобы научится применять всё это в игре. В отличие от своих друзей, мне хотелось глубже разбираться в игре. По-моему, я даже ни разу не играл с компом и во всякие командные режимы, а сразу пошёл на ладдер.

Получается, ты олд-скульный игрок сервера US West?

- Если я правильно помню, азиатского сервера тогда ещё не было. Кроме того, US West был тупо первым в списке серверов. Но, когда появился азиатский сервер, многие корейцы с US West переехали туда.

А ты, насколько я понимаю, был, кроме всего, лидером клана [NC]?

- (Смеётся) Похоже, все путаются в этом вопросе. Я никогда не был лидером этого клана, им был [NC]No.1 (Yoo Dae-Hyun, сейчас работает комментатором). Просто у меня тогда был ник [NC]Leader, и поэтому все думают, будто кланлидером был я.

- Как ты попал в клан [NC]?

В клане [NC] были все сильнейшие игроки того времени. Поскольку я хорошо знал No.1 в реале, я пообщался с ним по поводу вступления. Одновременно со мной вступить в клан хотели такие игроки, как YellOw и ChoJJa. К счастью, к тому моменту я уже успел выиграть мировой турнир, и это облегчило мне задачу. До этого я был обычным любителем, которого никто не знал, так что победа пришлась очень к месту.

В те времена начали организовываться команды, а множество мелких турниров преобразовывались в более крупные, с серьёзными призовыми. Как повлиял на тебя тот факт, что прогейминг стал более серьёзным?

- В 1999-м стало появляться ощущение, что старкрафт становится серьёзным делом. Но я тогда только заканчивал школу, так что я был ещё недостаточно взрослым, чтобы размышлять об игре в масштабе про-сцены в целом. Как и все дети, я просто умел делать то, что мне нравилось делать. Тогда не было такого понятия, как профессиональный игрок, но внезапно игроков стали называть прогеймарами, и такие люди, как SsamJang, стали известными и получили признание по всей стране, это было очень круто. Затем появились турниры с призовыми по 10 000$, что было существенно больше чем раньше, когда, в среднем, призовые составляли 2 000$.

В те времена это были огромные деньги...

- Само собой! Я был достаточно известен в Чамсиле (район в Сеуле - прим.), само собой, как любитель. А потом я выиграл турнир и получил 10 000$. Я был в шоке: оказывается, я могу зарабатывать, играя в игры.

Это было ново не только для Кореи, но и вообще... Я помню матчи, когда игроки должны были выходить в костюмах космонавтов.

- (Смеётся) Да, такие были времена...

themarine 1.jpg

Я смотрел это по Tooniverse (телеканал в Южной Корее, принадлежащий корпорации CJ и посвящённый, в основном, аниме - прим.), вы так круто смотрелись... Так, получается, после победы на том турнире ты официально стал прогеймером?

- Мы тогда собрались и создали команду, в первую очередь, чтобы тренироваться друг с другом и кооперироваться для поездок на турниры. В те времена у нас ещё толком не было спонсоров. Мы просто приезжали на турниры, и так нам было легче решать вопросы с проживанием и едой. Бывало, что за месяц мы объезжали чуть ли не всю страну: Busan, Bangjoo, Jeonrado...

Вы, получается, немало попутешествовали!

- Ну, так как даже на небольших турнирах призовые были около 2 000$, я ездил на многие из них и занял несколько первых мест. Как для школьника, это были огромные деньги. Потом внезапно у нашей команды появился спонсор, и мы подписали контракт. После этого спонсоры стали постепенно появляться и у других команд.


Greatest Ones

Стала ли G.O. (Greatest Ones) первой официальной командой?

- В истории компьютерного спорта G.O. можно отнести к командам второй волны. Командой первой волны была SG, где играл SSamJang, а первая команда, где играл я - это CIMA. Кроме меня, там были TheBOy (Guk Ki Bong, сейчас работает в Blizzard Korea) и Love (Kim Gap Yong, сейчас - тренер по LoL). У нас была команда-клан, но потом она распалась. Как раз после этого я и вступил в G.O.

- Время твоей игры за G.O., по мнению многих, было твоим расцветом, и тебя часто сравнивали с BoxeR-ом. Ты был знаменит за свой стиль «30,000 Year Leap Frogging technique». (медленная сейфовая игра в черепешьем стиле - прим.)

- Хаха, точно.

Я читал интервью, где ты говорил, что ты терпеть не мог прозвище, которое тебе дали - «By the Book Terran.» (терран, играющий, как по учебнику - прим.) Тебя бесило, что твоя игра у людей ассоциировалась, в основном, с сейфовыми стандартами.

- Я бы не сказал, что меня прямо бесило это, просто в плане игры я, походу, был скучным парнем. Игрок, чтобы его было интересно смотреть, должен быть креативным, и приверженность к стандартной игре не особо-то помогала мне в этом деле. И у меня были свои фанаты, и поэтому я чувствовал определённое давление в том плане, что для них я должен играть более зрелищно. Возможно, в том числе и поэтому всё закончилось тем, что в моей игре наступил спад.

Насколько я помню, ты применял и другие билды, вроде 7 бараков 2 факты против зерга, например, в качестве разнообразия...

- Да, иногда я использовал всякие необычные билды, чтобы показать, что я тоже способен сыграть нестандартно. К сожалению, хотя я и мог не хуже других отыграть нестандартный билд, в глазах зрителей за мной уже закрепился образ стандартного игрока, и это было неприятно.

Выглядеть достойно вообще непросто, если тебя сравнивают с BoxeR'ом...

- Есть такое, но моего мнения, к сожалению, никто не спрашивал... BoxeR уже был суперзвездой, а я по уровню игры даже не очень-то дотягивал, чтобы считаться его соперником. Я был вечно вторым, а в те времена мне казалось, что второй - это не слишком-то впечатляющий результат.

Как у тебя обстояли дела с нервами? Все эти поездки на ТВ-студии, игра в эфире, все дела...

- Да, я всегда очень сильно нервничал. Когда я ещё был игроком, это было моей главной отрицательной чертой. Когда я начал комментировать, тоже немного нервничал, но мне сказали, что это вполне подходит к моему комментированию. Думаю, сейчас я научился держать это под контролем.

themarine 2.jpg
(Кадр из старой трансляции. Слева - TheMarine, справа - GoRush)

Уверен, что есть огромное количество игроков, которые очень сильно играют, но, когда попадают на сцену...

- Да, есть такое. Игрокам, чтобы показывать результат на ТВ-матчах, необходим не только хороший уровень игры. Просто уметь играть - недостаточно. Вы знаете, что такое чизы - так вот, если ты слаб в плане морали, ты от них не отобьёшься (Mindset переводится как «настрой», но в отечественном киберспортивном дискурсе обычно используется слово «мораль» - плюс мораль, минус мораль и т.п., произошло от соответствующих эффектов в игре Heroes of Might and Magic. Там, где это совсем неуместно, на спортивно-журналистский манер будет применяться слово «психология» - прим.). Когда ты готовишься к игроку, который сильнее тебя, ты готовишь чизы. И вот, он не отбивается, и у него появляется боязнь игры на сцене. Такое происходит постоянно.

Ты хорошо знал Perfect Terran'а («Идеальный терран» - прим.) Seo Ji-hoon (XellOs), и, я слышал, что именно ты порекомендовал его в команду.

- Он играл тогда очень сильно. На самом деле не только я, но и многие другие ветераны нашей команды, такие, как Nal_rA, тоже его рекомендовали. Его игра меня очень впечатлила, я был абсолютно уверен, что он должен стать прогеймером. Он был невероятно талантливым, и мы все считали, что нам в команде пригодится такой игрок. XellOs стал известным уже как любитель, и я был уверен, что по уровню игры он превосходит многих терранов на про-сцене.
У него была одна слабость - психология. По стратегии и по механике в то время он, я думаю, находился примерно на одном уровне с NaDa. Но у NaD-ы, в отличие от него, с психологией было всё в порядке, и это великолепным образом сочеталось с его высочайшим скиллом. Если бы турниры можно выиграть только за счёт скилла, я убеждён, XellOs порвал бы всех. Но, как ни печально, ему не удалось реализовать потенциал своего скилла.

Из чего я делаю вывод, что ты у него многому научился.


- Я тогда считал себя одним из сильнейших, но двух игроков считал более сильными - это NaDa и XellOs. Они оба, помимо высочайшего скилла, были очень талантливы - я мог сказать это, просто наблюдая за тем, как они играют. Именно они оказали на меня наибольшее влияние.

G.O. была хорошо укомплектованной командой. Многие называли её лучшей командой того времени без вопросов. У вас было огромное количество звёзд.

- В старом составе G.O. многие были не просто хорошими игроками, они, кроме того, умели поддерживать хорошие отношения внутри коллектива. Думаю, они были банально умней, чем другие. В подветрждение можно сказать, что все бывшие игроки того состава смогли прекрасно устроиться в разных сферах деятельности, связанной с про-сценой. Они стали комментаторами, или, вот, например, XellOs устроился работать в CJ, (медиа-магнат в Южной Корее - прим.) а туда, между прочим, попасть очень непросто. Абсолютно все бывшие игроки G.O., закончившие с прогеймингом, получили хорошую работу, связанную с киберспортом, или занимаются ещё чем-то крутым. Nal_rA и Rookie, как и я, стали комментаторами, fOru стал тренером. Это очень здорово, и я думаю, что это не в последнюю очередь заслуга нашего тренера Cho.

А как дела у самого тренера Cho? Я слышал, многие фанаты интересуются...

- У него всё прекрасно, он открыл небольшой бизнес по разработке приложений для смартфонов. Кстати, именно он написал бесплатное приложение Fomos App. (мобильное приложение для официального сайта KeSPA - прим.) Последний раз я видел его пару месяцев назад.

Продолжая тему тренера Cho и команды G.O., в итоге наступила тёмная полоса, когда у вас возникли финансовые затруднения, и...

- (Улыбается) Наших игроков быстренько растащили?

Ну, я не знаю деталей и не могу сказать, растащили их или они сами ушли. Со стороны выглядело, как если бы у них не было особого выбора.

- По сути, у нас действительно не было выбора, потому что в других командах игроки такого уровня находились в значительно лучших условиях в плане тимхаусов и всего остального.

Nal_rA, Gorush и Midas...

- Великие игроки...

В конце концов, команда осталась совсем без спонсоров. Вероятно, это было причиной постоянного давления.

- Наверное, для других игроков это действительно было тяжело, что же касается меня самого, я первым покинул G.O. и ушёл в KTF MagicNs.

Правда?

- Хаха, да, KTF меня перекупили. После меня команду покинул Nal_rA, затем Gorush, Midas, и так далее. У команды были огромные трудности, но, к счастью, XellOs был настоящей звездой, и, в итоге, всё для всех закончилось хорошо. (генеральным спонсором стала корпорация CJ, и команда, переименованная в CJ Entus, существует до сих пор - прим.)


KTF MagicNS.jpg

Так, в итоге, игроком какой команды ты себя считаешь - KTF, или всё-таки G.O.?

- Сложно сказать. Но все мои самые значимые достижения в качестве игрока относятся ко времени моей игры за KTF. Когда считалось, что весь мой потенциал уже исчерпан, я сказал себе, что не буду сдаваться и попытаюсь ещё - а KTF, несмотря ни на что, высоко меня оценили. Следующие три года, с несколькими выходами в финалы, стали самыми захватывающими в моей игровой карьере. Я находился в самом центре золотой эры компьютерного спорта, а вечное противостояние KTF и SKT только подогревало накал страстей.
Для большинство корейских мужчин самые яркие впечатления в жизни относятся к их службе в армии, но для меня это, безусловно, время, проведённое в KTF. Это самые сложные, но и самые счастливые годы моей жизни.

У KTF был очень сильный состав. Вы всегда выигрывали 2х2, и, кроме того, у вас было сразу несколько топовых игроков. (тогда на Пролиге в рамках матча, помимо 1х1, игрался и формат 2х2 - прим.) Казалось, что для вас не было ничего невозможного. Вам удалось сделать легендарную серию из 22 побед. Тем больней должно было быть то поражение в финале - после таких вин-стриков вам, вероятно, казалось, что вы непобедимы...

- Я тогда считал нас лучшими - ведь, чтобы быть лучше других, необходимо верить, что ты действительно лучший. У нас тогда были все основания для уверенности в своих силах. Что же касается той встречи с SKT - я думаю, SKT более профессионально подошли к подготовке к матчу. Они внимательно изучили каждого нашего игрока, его сильные и слабые стороны. Это оказалось очень эффективным, и в итоге мы проиграли. Пусть у нас и была эта беспроигрышная серия, они выиграли финал и доказали, что они сильнее.


Комментирование

В какой момент ты понял, что хочешь стать комментатором?

- Пожалуй, в тот момент, когда я понял, что достиг своего потолка. Изначально главной моей целью, как прогеймера, было оставаться на просцене по крайней мере 10 лет, а там уже решать, чем заниматься дальше. На ТВ-матчах я часто играл тимплей. Естественно, это привело к тому, что мой уровень в 1х1 стал падать. Однако, у нас регулярно проводились внутрикомандные турниры, и, пока я на них выглядел нормально, я уделял максимум внимания тимплею. Но в итоге у меня стала появляться боязнь играть сцене, и мне становилось всё трудней выступать в индивидуальных ТВ-матчах. Всё кончилось тем, что я не смог пройти Dual Tournament, отборы на Starleague, и вылетел. Параллельно я получал интересные предложение из околоигровой сферы, и я серьёзно задумался о завершении карьеры.

Я, в общем-то, никогда не был хорошим оратором, но, тем не менее, получил несколько предложений, в том числе от телеканалов MBCGame и OnGameNet. Предложение MBCGame было очень неплохим, ведь они начинали свою небольшую лигу и развивались. Для меня это было бы отличным вариантом, ведь я был начинающим комментатором, и они отправляли меня на сцену, не получая никаких гарантий результата. OGN же предлагали значительно больше - они хотели сразу дать мне вести Пролигу, и сказали, что я великолепно буду чувствовать себя на сцене, лучше, чем в качестве игрока. Мне было даже не столь важно, сдержат ли они все свои обещания по деньгам, поскольку я был очень благодарен уже за то, что мне предоставили такие возможности.

Когда ты стал комментатором, окружающие, наверное, тебе завидовали?

- Да, я слышал такие разговоры, ведь прогеймеры после окончания карьеры, как правило, хотят стать комментаторами, однако, как бы много ни было желающих, вакансий на эту работу очень мало. Многие остаются не у дел.

Особенно после закрытия MBCGame... (игровой канал MBCGame по решению руководства был переквалифицирован в музыкальный - прим.)

- Да, после этого особенно. Если бы MBCGame продолжали работать, мест было бы больше, но сейчас с этим огромная напряжёнка. Поэтому многие более молодые игроки говорят, что завидуют мне.

Я видел, что в голосованиях на FOMOS ты всё время становишься самым популярным комментатором, после тебе обычно идёт Lee Seung Won. Насколько я вижу, тебе обычно достаётся около 60% голосов.

- Да, это всегда примерно так.

themarine 3.jpg

Твоё комментирование очень впечатляет в том плане, что всё, что ты говоришь, обязательно потом происходит на экранах. Так как до этого ты был прогеймером, по идее, единственное, что ты умел хорошо делать - это играть, как обычно и бывает с людьми, профессионально занимающимися одним делом. В твоём же случае оказалось, что ты неплох и в другой области. Твой дебют в качестве комментатора произвёл настоящий фурор.

- Поскольку я относился к первопроходцам среди прогеймеров, я всё время старался следить за собой, ну, например, когда даёшь интервью - не говорить ерудны, чтобы в глазах публики не выглядеть глупым, и т.п.

Кроме того, я иногда выступаю перед прогеймерами. Думаю, это можно назвать корейским стилем психологических тренингов. Когда команды их проводят, часто зовут меня. Я стараюсь найти нужные слова, чтобы приободрить игроков, ведь я уже прошёл через то, через что им предстоит пройти.

Когда ты только начинал комментировать, не хотелось ли тебе вернуться в прогейминг?

- Нет.

Серьёзно?

- Главная причина в том, что я был слишком занят. Я начал комментировать буквально через несколько дней после того, как закончил играть. У меня не было почти ни минуты свободного времени, я постоянно был занят. Матчи шли каждый день, без выходных. Так что у меня не было мыслей о возвращении - никакой рефлексии, мне нравился мой образ жизни, я был вполне счастлив.

В чём, по твоему мнению, твои лучшие черты как комментатора?

- Сложно сказать, наверное, моя сильная сторона - это изучение игровых процессов. Я думаю, что скучно всегда быть правильным, необходимо быть эмоциональным - но в то же время правильным. Нагнетать напряжение - если, конечно, не требуется её разрядить, показывать и объяснять глубину игры и следить за всем этим одновременно. Думаю, с возрастом я прогрессирую во всех этих аспектах. В прошлом моё понимание, игры и не только, было весьма ограничено, как и широта мышления в целом, но сейчас, мне кажется, мой уровень вырос. Думаю, сейчас я действительно умею смотреть игру.

В Корее обычно работают два комментатора и оператор, в то время как вне Кореи, как правило, только два комментатора, (в Корее комментаторы не управляют камерой в игре, это делает отдельный человек - прим.) и многие говорят, что их комментирование, в сравнении с вашим, звучит очень сухо. Мне кажется, что английский язык в целом по тональности звучит более скучно и ограниченно.

- Я тоже много об этом слышал. Я видел некоторые трансляции, даже не знаю, на каком языке, но эмоциональные комментаторы встречаются и там. Встречаются, конечно, и более спокойные комментаторы, которые просто говорят.

Думаю, главное, за что иностранные фаны любят корейские трансляции, это то, что у вас чувствуется огромная энергия. Комментирование в стиле «Ah playgu playguuu», когда кажется, что вы сейчас сорвёте голос - это нереально круто.

- Ну, для нас это обычное дело - так мы работаем. Мы стараемся привнести в трансляцию максимум эмоций. Зритель не может просто так взять и внезапно почуствовать какие-то эмоции по отношению к игре. Подготовка, слаженная работа команды и схожее направление мыслей - вот лучшие способы достучаться до зрителей. Это главное, что я делаю, именно этому я научился. Думаю, что именно этой атмосферой корейские трансляции отличаются от всех остальных.

А не бывает страшно сорвать голос?

- В полной мере донести до зрителей ход игры и её эмоциональный накал - наша главная задача и насущная необходимость, если мы не справляемся с этим - мы получаем море критики. Если нам не удастся создавать из каждой игры драматическое шоу, корейская аудитория будет воспринить киберспорт как «просто игру». Этого мы не можем допустить, ведь ради этого мы и работаем. Мы чувствуем, что мы должны идти дальше, показывать, что игра может быть спортом и чем может быть этот спорт, стараться придать игре значение, показывать, как игрок пришёл именно к тому решению, которое он принял, помочь зрителям помочь понять драму игры и показать им, почему она столь интересна.
У нас есть детальные данные по всему, что происходило за последние 10 лет. У нас специальные редакторы, которые знают всё. Они могут сказать, какие были серии побед у игроков несколько лет назад. Например, у Jaedong-а был винстрик в 17 матчей против протоссов. И комментатор должен всё это знать. Например, что, если Jaedong выиграет ещё 3 матча, он побьёт какой-нибудь рекорд. Или что этот игрок может прервать какой-нибудь его рекорд. Мы всё время следим за такими вещами, потому что нет ничего интересного в том, чтобы смотреть как два человека просто играют в игру между собой. Если игнорировать статистику, игра теряет свою остроту. Мы придаём игре значение и находим причины болеть за того или иного игрока. Когда мы комментируем, мы стараемся делать всё это настолько хорошо, насколько возможным. Это касается всех нас, и тут нельзя выделить кого-то одного - слишком велика конкуренция.
К тому же, мы должны и сами уметь играть, иначе мы никак не сможем быть хорошими комментаторами.

С кем из сокомментаторов тебе удобнее всего работать?

- Я уже давно этим занимаюсь и работаю с одними и теми же людьми. У меня уже давно нет никаких персональных предпочтений. Все мы разные, и все научились подстраиваться под черты и особенности друг друга, поэтому у нас не бывает плохих сочетаний. У нас есть комментатор-девушка (Jung Sorim), есть Jeon Yong Jun, Sung Seung Hun и Kim Chul Min. У каждого из них - свой эмоциональный окрас, и если бы они попытались работать одинаково - это бы не сработало. Каждый комментатор должен иметь свой вкус.
Jeon Yong Jun научил нас очень многому. Он как будто само сосредоточнение энергии. Если мы вместе попадаем на финалы, мне остаётся только следовать за ним. После такой работы у меня совершенно не остаётся сил. Потом мы обычно идём перекусить, а на следующий день обычно бывает очень сложно проснуться.

Мы всё всегда комментируете в прямом эфире. Вероятно, по началу это было непросто, учитывая, что до этого ты занимался только игрой?

- Наверное, у меня талант к этому. Мне не особо важно, прямой это эфир или нет, тем более, что рядом со мной всегда более опытные товарищи, которые занимаются этим уже много лет, и, вместо того, чтобы заморачиваться насчёт прямого эфира, я занят тем, чтобы стараться соответствовать их уровню. Все они - настоящие ветераны своего дела, и поэтому никаких проблем у меня не возникало. Даже если с ними работает нуб вроде меня, они всегда смогут затащить трансляцию. Они прекрасно умеют обучать, и меня они тоже учили. Если я в чём-то ошибался - мы могли вместе посмеялись над этим, а когда я всё делал верно - меня хвалили, хотя я бы не сказал, что часто делал всё верно. Так что смеялись мы чаще.

themarine 5.jpg


Переход на StarCraft 2

Когда ты вернулся из армии, ты сразу же попал на WCG комментировать второй StarCraft. У тебя, видимо, было очень мало времени на подготовку?

- Два года в армии у меня не было возможности ни смотреть игры, ни самому играть - ни первый StarCraft, ни второй, я ведь был там обычным рядовым. Так что компьютера у меня там было, как и свободного времени, так-то. В общем, не совсем та обстановка, чтобы следить на сценой.

Получается, ты так быстро въехал в тему?

- Ну, выбора у меня было, хотя не то чтобы я был удовлетворён качеством своего комментирования по началу. Как бы то ни было, за то время, которое было в моём распоряжении, я сделал, что мог, и подготовился настолько хорошо, насколько мог. Ничего плохого по поводу комментирования я в свой адрес не слышал, хотя всё равно был несколько расстроен результатом. Но, как бы то ни было, я получил удовольствие от работы.

Ты вынужден был освовить StarCraft 2 в очень сжатые сроки. Как ты подошёл к решению этой задачи? Были ли это нон-стоп игры, или, может, ты смотрел GSL?

- Безусловно, смотреть GSL было необходимо, я смотрел абсолютно все игры турнира. Я смотрел отборы, смотрел околоигровые программы типа Ready Action (ночная передача на GomTV с участием комментаторов, приглашённых игроков и т.п. - прим.) и даже обучающие передачи вроде Superstar, ведь я должен был научиться максимально быстро. И всё же всего этого было недостаточно, чтобы начать разбираться в игре. Какое-то время, хоть и меньше, чем хотелось бы, я посвятил общению непосредственно с игроками. Могу сказать, например, что MC научил меня основам за протоссов. Благодаря им, я составил определённое представление об общей картине, и очень благодарен им за это.

Основной же частью подготовки было то, что я просто играл в игру. Мой ранк на ладдере рос, но проблема оставалась в ограниченном количестве времени - птс на ладдере всё же ещё не обозначают глубину понимания игры. Так что играть я научился, но глубокого понимания игры на момент комментирования WCG у меня не было. Так что я продолжал смотреть GSL, и по этой же причине я стал часто заходить на сайт Teamliquid. Материалы на сайте TL помогли мне даже больше, чем GSL. (судя по дальшейшему тексту, имеются в виду не столько материалы ликвипедии, сколько фпстримы про игроков - прим.) Всё дело в том, что я должен был научиться понимать, почему игроки принимают решения использовать именно этот конкретный билд в этой игровой ситуации. Операторы GSL всё-таки должны показывать обе стороны в противостоянии, и это не так удобно для анализирования. В случае же с фп-стримами, я уже мог понять, почему игрок делает именно то, что делает. Почему он решил использовать именно этот определённый билд-ордер. Так что я продолжал смотреть и смотреть игры, чтобы приобрести понимание игры. Собственно, с тех пор ничего не изменилось, я продолжаю заходить на TL и смотреть стримы, даже сейчас.

Многие некорейцы приезжают в Корею, чтобы посмотреть, как построена работа в корейских командах, и надеются перенять этот опыт, чтобы повысить свой уровень. Что ты думаешь об эффективности таких поездок?

- Я думаю, это здорово. Вообще, раньше я думал, что некорейцы играют не на результат, а как бы просто ради удовольствия. Не могу сказать, что это плохо, просто таков их стиль. В конце концов, не обязательно же всем быть, как мы. Если посмотреть, как это работало в Brood War - самые целеустремлённые некорейские игроки приезжали в наши команды, однако нельзя сказать, чтобы им удалось чего-то здесь добиться, в том числе и потому, что они оказывались в непривычных, и поэтому трудных условиях, попадали в совершенно другую культурную среду. И им было непросто выигрывать у нас, по крайней мере, после ElkY.

Почти невозможно.

- Ну, до ElkY (Bertrand Grospellier - француз, игравший в Корее с 2002 по 2005, обладатель 4-го места на OSL и серебра WCG. Сейчас является одним из самых известных и успешных покеристов - прим.) у них вполне получалось. Grrrr..., когда приехал, был сильнейшим. Но я думал, что в SC2 некорейцы тоже не смогут играть не уровне. По началу у меня всё ещё сохранялся стереотип, что корейцы будут доминировать. Но затем, глядя на игру HuK-а, я подумал - «Надо же, а они, оказывается, могут играть не хуже нас». Мне очень нравится игра ThorZaIN-а, в том числе потому, что он терран, а у них, похоже, не особо много топовых терранов. Говорят ещё, что Demuslim тащит, и его я тоже немного посмотрел. Но думаю, что из терранов ThorZaIN лучший. Когда он обыграл Polt-а в финале Dreamhack-а, я был впечатлён.

Что ты думаешь о том, что многие игроки сейчас стримят свою игру?

- Для корейцев показывать свои стратегии и фишки - очень плохо в долгосрочной перспективе. Например, когда стримит Jaedong. Со временем все будут знать все его фишки, и это очень сокращает длительность его профессиональной карьеры. Как и все профессионалы, он не должен палить страты.

Последний сезон OSL по Brood War завершился - ты опечален?

- Очень. Я был уверен, что первый StarCraft уже стал частью нашей культуры. Мне казалось, что пойти сыграть в BW, когда тебе скучно и ты не знаешь, чем заняться - это уже вроде как данность. Но, как это ни грустно, я решил, что незачем пытаться разрешить нерешаемую проблему. Думаю, этот принцип вполне подходит к сложившейся ситуации. Для окружающих я должен источать положительную энергию. Увы, не к чести Brood War будет сказано, но было достаточно просто играть на ладдере, чтобы быть там топовым игроком среди некоррейцев. Если бы только у них была такая же обстановка в BW, как у нас - поддержка игроков и т.п. - он мог бы стать по-настоящему глобальной игрой. Это действительно одна из лучших игр в истории киберспорта, и невероятно жаль, что она не смогла должным образом распространиться в мире. Сколько бы я ни думал об этом, это продолжает меня расстраивать.

Были талантливые игроки и за пределами Кореи...

- За пределами Кореи все давно перестали играть. Увы, никто не мог соперничать с нами просто на энтузиазме.

Спасибо тебе за твоё время. Какие-то слова в завершение?

- Здорово, что вы предоставили мне возможность дать интервью для сайта, на который я захожу каждый день. Надеюсь, сайт TL будет расти вместе с ростом SC2. Это один из сайтов, который помогает мне получать удовольствие от StarCraft-а. Я, наверное, даже мог бы стримить там, если бы получше говорил по-английски...

Оригинал статьи: teamliquid.net
Адаптированный перевод: VPBenQ|kaby
К списку новостей