Grrrr...: StarCraft до начала времён

Трудно в это поверить, но когда-то были времена, когда топовыми старкафтерами были европейцы, а главной звездой корейского киберспорта - канадец! Представляем вашему вниманию интервью с первым чемпионом OSL - канадским прогеймером Guillaume «Grrrr...» Patry в адаптивном переводе VPBenQ|kaby.

grrr 1.jpg

В 1998-1999х годах, до того, как ты поехал играть в Корею, ты поначалу играл зергом, и только потом перешёл на протоссов. Почему ты решил сменить расу и был ли период, когда ты был рейспикером, или ты сразу сосредоточился на тоссах?

- Я начал играть зергом на турнирах, ещё до того, как поехал в Корею. Когда я приехал и стал играть там, я обнаружил, что многие карты очень дисбаллансны в пользу тоссов (например, островные карты), поэтому на них я играл тоссами, а на других - рандомом. В конечном итоге получилось, что протоссы стали моей лучшей расой, просто потому, что я играл ими больше, чем двумя другими.

Похоже, турниры в те, первые годы проходили каждый месяц?

- В районе 2000-го было несколько турниров, которые длились всего один день или один уик-енд. В районе 2001-го основные лиги увечились в продолжительности до трёх месяцев, соответственно, изменилась и атмосфера: если раньше в ивенте участвовали сотни игроков и тысячи зрителей, то теперь, за исключением финалов, мы играли матчи, которые в прямом эфире транслировались по кабельному телевидению. Сами игры теперь проходили в маленьких студиях, и вся атмосфера состояла из нескольких игроков, часто под мейк-апом, без зрителей.

Ты выиграл немало турниров до переезда в Корею, и заработал, по тем временам, немало денег. Но кроме этого было также и немало турниров, где ты не выигрывал и даже не входил в топ3. Являлся ли ты на тот момент лучшим некорейцем, и каким был уровень топовых корейцев?

- Не могу сказать, что я был сильнейшим из некорейцев, но в те времена было много игроков, которые отлично играли на тренировках, но сливались на турнирах. Я же, наоборот, показывал лучшие результаты под давлением. Вообще, в 1999-м сильнейшими были не корейские игроки. Их доминирование началось в середине 2000-го.
В Старкрафте достаточно низкая дисперсия: даже сильнейшие игрок редко выигрывает больше 66% своих игр. Поэтому, мне кажется, дело не только в том, кто лучше играл: знаменитыми стали те, кому удалось выиграть турнир.

Каких игроков тех времён ты бы выделил, не важно, по турнирным или тренировочным результатам?

- В 99-м лучшими игроками были Fredrik «Slayer» Ostervold,  Miguel «Maynard» Bombach и Sven «sVEN» Myrdahl Opalic. Затем, когда Старкрафт стал популярным к Корее, сильнейшими стали Kang «H.O.T.-Forever» Do kyung и Park «Reach» Jung Suk.

grrr 2.jpg
(Слева направо: Grrrr..., Slayer и sVEN)

В интервью тех времён ты часто говорил, что Maynard - твой любимый оппонент. Поскольку теперь о нём, как об игроке, мало кто помнит, не мог бы ты рассказать немного о нём и о ваших с ним взаимоотношеняих?

- Он был первым игроком, который понимал потенциал игры через экспансию в Старкрафте. Хотя часто его уровнь исполнения, в сравнении с другими игроками, хромал, у него был положительный рекорд с любым соперником. Постоянно строить рабов и переводить их на новые локации - аксиома современного Старкрафта, но в 98-99х годах это было не так.
Maynard был и остаётся моим хорошим другом, и, хотя в Старкрафт мы теперь не играем, иногда мы оказываемся за одним столом на Pokerstars.

Ты перебрался из Канады в Корею, и спустя всего 5 месяцев стал чемпионом первой OSL (the Hanaro OSL). Насколько легко тебе было приспособиться в новых условиях? Где ты жил и тренировался?

- Переезд дался мне легко. Я никогда не был домоседом, мне сразу понравилась корейская кухня, и мне удалось найти спонсоров уже через пару месяцев. Я нашёл, ге жить, но по сути я там только спал. Каждый день я давал различные интервью, к тому же постоянно проходила куча турниров. По ночам я часто тусил с друзьями. На тренировки оставалось мало времени.

В финале OSL ты играл с H.O.T-Forever, который в то время был достаточно известным игроком, обыграв перед этим в Garimto (Корея) на турнире SBS. На финале было сыграны все 5 карт, и ты победил со счётом 3:2. Было ли твоё преводсходство очевидным, или это была сложная борьба?

- На самом деле я не особо-то готовился к этому турниру и не знал, чего конкретно ожидать от соперника, и H.O.T-Forever был отличным игроком - просто в маппуле было две имбаллансные для pvz карты в пользу протосса. Сейчас, вспоминая те времена, мне хотелось бы быть более... зрелым, профессиональным: тратить меньше времени на тусовки и больше тренироваться.

grrr 3.jpg
(Grrrr...: первые секунды после победы на Hanaro OSL в мае 2000-го)

Что бы ты назвал причиной своей победы? Были ли у тебя какие-то конкретные преимущества над корейцами, или ты был просто сильным игроком - одним из многих?

- Причина в том, что я играл дргой расой. На двух из пяти карт моя раса, протоссы, была имбой против зергов - само собой, я имел существенное преимущество. Я никогда не был ни перфекционистом, ни особенно трудолюбивым в плане тренировок, мой конёк - обучаемость: я не встречал никого, кто мог бы научиться новой игре быстрее меня. В итоге другие игроки догнали и обошли меня, и всё же у меня было больше возможностей, чем у любого другого прогеймера. Как правила, я получал приглашения на турниры, в то время как другие должны были проходить онлайн-отборы, чтобы попасть на них.

Современному поколению зрителей трудно оценить, насколько значительным достижением в действительности является твой победа на первой OSL. С одной стороны, ты до сих пор являешься единственным некорейцем, которому это удалось, с другой - это был лишь первый сезон, и лига ещё не приобрела того статуса и тех традиций, которые есть у неё теперь, к тому же, уровень игры тогда был далёк от совершенства. Какое место в истории киберспорта ты сам отводишь своему чемпионству? Сделала ли тебя та победа безусловным чемпоином мира тех времён?

- На самом деле до OSL я выиграл открытый чемпионат от Blizzard, в котором могли участвовать все обладатели лицензионной версии игры. В турнире участвовали топоыве игроки официального ладдера. Так что люди уже тогда называли меня чемпионом мира, хотя я бы сказал, что на турнире от Blizzard сетка была проще, чем на OSL. Возможно, дело в том, что люди могли попасть туда, используя читы на ладдере (тогда это было несложно), а может, просто общий скилл вырос за это время (OSL был на полгода позже).
Как бы то ни было, лучший игрок всё же определялся на OSL. Конечно, нельзя сравнивать лучших игроков 2000-го года с топами 2012-го. Любой современный прогеймер, и, возможно, вообще любой, кто сейчас имеет ранк А+ на ICCup`е, имел бы сумасшедший винрейт, если бы он переместился в прошлое и принял участие на OSL 2000.

Изменила ли победа на OSL отношение к тебе корейских прогеймеров? Появилось ли у тебя психологическое преимущество над ними в последующих матчах? Как отнеслась к этому корейская публика?

- Не думаю, чтобы что-то изменилось в отношении меня именно со стороны прогеймеров, но вот корейская аудитория в целом поменяла своё ко мне отношение, это точно, ведь финал OSL стал вторым в рейтинге кабельных телеканалов после чемпионата мира по футболу. Старкрафт был суперпопулярным, быть прогеймером было круто. Люди любого возраста подходили ко мне на улице просто потому, что я прогеймер. Было здорово, особенно первое время.
Безусловно, психологическое преимущество было на моей стороне. Даже прогеймеры нервничали, играя со мной, хотя на тренировках они ни в чём мне не уступали. Увидительно, насколько восприимчивой оказалась корейская аудитория. У меня появились хейтеры - в основном, люди, разочерованные, что первый OSL выиграл некореец, впрочем, их было не больше, чем у любого другого топового игрока. Помню, я от кого-то услышал, что «ты ещё ничего не достиг, пока у тебя нет своего анти-фанклуба». Может быть, я не совсем точно перевёл фразу, но смысл был такой.

Во второй половине 2000-го года твои результаты пошли на спад. В четвертьфинале следующего сезона OSL ты вылетел, несмотря на то, что обыграл будущего серебряного призёра SKELETON-а в Ro16. Затем ты занял 5-8 места на KBK #2, которую, как известно, выиграл Slayer. Как ты оцениваешь это время? Как недостаток тренировок и тусовки повлияли на твои результаты?

- Я вообще недостаточно тренировался с тех пор, как приехал в Корею, но это никак не сказывалось на моих результатах вплоть до второй половины 2000-го. То, что я время от времени приходил на турниры с больной головой и трясущимеся руками, не особо способствовало хорошим результатам. Все прогрессировали, корейцы и некорейцы - все, кроме меня.
Когда я приехал в Корею, я отлично питался и не употреблял алкоголь, у меня был пресс кубиками - мы с друзьями ходили в зал. Просто невероятно, насколько быстро алкоголь превращает это кубики в жир. Я набрал лишний вес и решил, что пора завязывать: я решил пойти (и пошёл) в зал, и, хотя иногда я засыпал на скамейке после бессонной ночи, в целом я всё же в моей жизни стало меньше алкоголя и больше тренировок. Количество интервью поубавилось, я не было ежедневных турниров - только тв-матчи, так что у меня было больше свободного времени на это.

Что вообще это были за тусовки? Встречи с другими прогеймерами, с местными знаменитостями? Не Обострила ли твоя победа на OSL ситуацию в этом плане?

- Обычно мы тусили с друзьями, изредка - с прогеймерами. Со знаменитостями я часто встречался на работе, но по сути я никого из них толком не знал, хотя многие мои друзья собирались стать актёрами. Как и я, они были молодыми, как и у меня, у них было много свободного времени, и, в свою очередь, у них была куча друзей. То, что я был иностранцем, говорящим на корейском, и к тому же относительно знаменитым, уже само по себе предопределяло, так сказать, светский образ жизни. OSL же сделал моё имя известным.

Из всего, что я слышал и читал о Корее, складывается впечатление, что корейцы, в основном, стесняются говорить по-английски с иностранцами, даже если их уровень владения языком вполне приемлемый. Также существуют совершенно чёткие различия в том, как принято себя вести в разных социальных обстоятельствах, например, дома и на работе, и иностранцу бывает непросто понять такие различия, как, например, официальный или дружеский разговор, поскольку в западное общество преодолело эти рамки где-то в начале прошлого века или около того.
Получается, что для того, чтобы гармонично вписываться в общество с таким количеством тонкостей, человек постоянно находится под определённым давлением, чтобы всё делать «правильно». Можно сказать, что в определённом смысле это ксенофобия, и, возможно, иностранцам часть их промахов может прощаться просто потому что это всего лишь турист, который «едет, как может». Для того, чтобы стать не просто приезжим в чужой стране, но полноценным членом корейского общества, недостаточно просто жить здесь: этого нужно действительно хотеть и добиваться. Расскажи о том, как тебе удалось переступить эту грань и стать «местным»?

- Ты абсолютно прав, мне остаётся только согласиться со всеми твоими утверждениями. Мне приходилось встречать в корее иностранцев, которые жили там годами, но не знали языка. Я не представляю, как я мог бы понимать корейскую культуру, не владея языком.
Однако, я бы не сказал, что для себя я во всём вёл себя как кореец, особенно в сравнении со старшим поколением: я скорей назвал это бикультурьем. У меня были возможности погрузиться в среду местных жителей, где все говорят исключительно на корейском. В про-командах, где все следили за мной, или на тв-студиях, где все всегда очень вежливы, я никогда не чувствовал себя неуютно, напротив, ко мне относились с особым почтением, ведь я был иностранцем, знавшим их язык и обычаи. Вы не встретите такого отношения к какому-нибудь к студенту по обмену, или учителю из Англии.    

grrr 4.jpg

На Hanbitsoft OSL ты занял третье место, уступив будущему серебряному призёру JinNam-у, но по ходу турнира ты победил игроков, которым в будущем стали очень известными: YellOw и Kingdom. Явилось ли твоё лучшие, в сравнении с предыдущими месяцами, выступление результатом того, что ты вернулся к тренировкам? Были ли YellOw и Kingdom известны в то время? Мог бы ты уже тогда сказать, что им предстоит стать звёздами?

- Мне очень повезло, что я смог занять третье место. Я не готовился ни к одной из своих игр, и однажды даже играл на карте, которую ни разу до этого не видел. Kingdom давно был «на сцене», однако, хотя он был сильным игроком, никаких особенных успехов не добивался, поэтому я не думал, что ему предстоит прославиться - что ж, я был не прав. YellOw же, напротив, как будто возник ниоткуда и сразу занял ведущие позиции. Я сразу знал, что ему предстоит стать ещё более великим игроком, чем он уже был на тот момент. 

За оставшуюся часть 2001-го года единственные твои результаты, которые можно отметить - это поражение в Ro16 на SKY OSL и 9-12 место на WCG, где ты проиграл китайскому игроку -ID-2000. Что можно сказать об этом периоде твоей карьеры? Стал ли он отрезком, когда ты действительно взялся за тренировки?

- В моей карьере вообще не было отрезков, когда я брался бы за тренировки: это было моей ошибкой, о которой я жалею до сих пор, но тогда я был молодым и глупым. Если мы я мог вернуться в прошлое и всё переиграть, я бы работал в три раза усерднее. И хотя я понимал, что потом буду об этом жалеть - по вечерам я уходил гулять, вместо того, чтобы тренироваться. Но рядом не было никого, кто запретил бы мне таким образом рушить свою карьеру. Все мои «менеджеры» были абсолютно неопытными в этом деле, или просто недоучками из колледжей, которые просто тянули из меня деньги. Наверное, всё могло бы быть совсем иначе, если бы мне попался наставник или менеджер, которого я бы уважал и с чьим мнением считался, с которым мне бы нравилось работать. 

Хотя на OSL успех тебе больше не сопутсвовал, ты принял участие на KPGA Tour #1 (будущий MSL), и игроками, которые выбили тебя с турнира, стали BoxeR и YellOw, которые в итоге разыграли финал и стали сильнейшими игроками той эпохи, встретившись также в финалах OSL и WCG. Насколько близок был твой уровень к уровню корейцев в то время? Насколько изменилась сцена со времён, когда ты находился на вершине?

- BoxeR стал живой легендой, и люди называли его «последней звездой» Brood War-а. Никто не мог предположить, что компьютерная игр сможет прожить так долго, и многие, включая меня, полагали, что прогеймеинг (по крайней мере, прогейминг Brood War) доживает последние дни. Я к тому времени сильно отстал по уровню от корейцев, даже с учётом того, что YellOw был знамениты тем, что проигрывал почти все свои тв-матчи с участием некорейцев. Но в целом некорейские игроки больше не могли тягаться с корейцами, и я не был исключением. 

grrr 5.jpg
(SlayerS_BoxeR)

Как ты охаректеризовал бы влияние BoxeR-а, который доминировал в то время, на корейский прогейминг в целом?

- BoxeR первым заставил людей понять, что в Старкрафте могут работать самые невероятные стратегии - при должном уровне исполнения. Он понимал игру, как никто другой. Обычно игроки, добившись каких-то успехов, быстро сдувались и шли на спад - только не BoxeR, который находился на вершине вплоть до своего ухода в армию.

Твоим лучшим результатом дальнейших выступлений стало второе место на первой GhemTV StarLeague, которая стала третьей по величине тв-лигой того времени в плане призового фонда. Примечательно, что в полуфинале турнира от твоей руки пал NaDa, который на тот момент как раз находился на взлёте и в итоге, как мы знаем, стал очередным bonjwa, обладетелем Золотого значка и Золотой мыши. Что ты можешь рассказать о своей победе над этим великим игроком?

- NaDa был потрясающим игроком в те времена. Конечно, учитывая мои поражения на турнирах, все ожидали от меня плохого результата. Однако, если подумать, тот факт, что мой винрейт против других прогеймеров составяет 40%, означает, что время от времени я всё же их обыгрываю - просто не так часто. К этому турниру я специально готовился. Что касается NaDa - это игрок, обладающий удивительной трудоспособностью наравне с BoxeR-ом. Нет ничего удивительного в том, что их доминирование продлилось так долго.

Во времена первых серьёзных турниров в Корее, в 1999-2000х годах, в топе находилось большое количество зергов, иногда оно даже становилось подавляющим - например, в Ro16 2000 Freechal OSL 10 игроков были зергами. В чём была причина такого доминирования этой расы, и почему до BoxeR-a в топе было так мало терранов?

- В те времена баланс не был ключевой задачей при создании карт. Некоторые карты были конкретно имбаллансны. Карты делались так, чтобы вынуждать игроков показывать новые стратегии. Так получилось, что большинство карт были неудобными для терранов.

Пересказывая историю о карьере Grrrr... за кружкой пива, люди нередко отмечают, что ключевым моментом для тебя стало появление реплеев, потому что теперь твоим соперникам стало проще подготовиться и отбить твои заготовки. Действительно ли это сыграло такую важную роль?

- Я бы не стал утверждать, что именно реплеи стали причиной, по которой я бы не смог удержаться на лидирующих позициях. Как я говорил, я отдаю себе отчёт в том, что дело совсем не в этом.

Кроме того, есть мнение, что ты не смог угнаться за топовыми корейцами в игровой механике, требования к которой постоянно возрастали. Делал ли ты упор на механику в течение своей карьеры?

- у меня были свои пики и спады формы, но, по сути, секрет доминирования в любой киберспортивной дисциплине, которая существует больше года, заключается в том, чтобы постоянно тренироваться с максимально сильными оппонентами. Я этого не делал, и поэтому мой APM, как и я моя механика, оставляли желать лучшего. В свои лучшие времена, с 99-го по начало 2000-го, моя механика (относительно других игроков) была идеальной. Но с годами уровень в Старкрафте вырос.

grrr 6.jpg
(С левого края - Grrrr..., с правого края - ElkY)

В своём интервью в 2004-м ты сказал: «Максимальный возраст для игрока - 23 года. После этого по какой-то причине уровень падает. Тебе не хватает скорости». Насколько большую роль в твоём завершении карьеры сыграл именно возраст?

- Я решил завершить карьеру, потому то у меня пропало желание играть в Старкрафт: я играл, потому что мне за это платили. В 2003-м я стал играть в Доту и покер, поэтому из Старкрафта я решил уйти. Теперь, оглядываясь назад, мне кажется, что 23 - это очень юный возраст.

На одном из сайтов в 2000-м году ты указал в своём профайле, что твоя цель - заработать 100 000 $ за год игрой в Старкрафт. Как эта цель отразилась на твоей карьере?

- Можно сказать, мне повезло с турнирами, которые я выигрывал - всегда получалось так, что я выигрывал турниры с крупным призовым фондом и вылетал в первом раунде в тех, где денег поменьше, к тому же, у меня были персональные спонсоры. Тогда ведь никто из нас не зарабатывал каких-то значительных денег. Уже позже корейские корпорации были вовлечены в киберспорт и начали поддерживать команды, и только тогда прогеймеры стали получать большие деньги.

Когда ты рассказывал о разных периодах своей карьеры и сожалел о том, что недостаточно упорно работал, показалось, что тебе уже случалось над этим размышлять. Как ты думаешь, чисто теоретически, если бы ты тогда больше тренировался - как именно это повлияло бы на твою карьеру?

- Я бы добился много большего - по крайней мере, мне нравится в это верить, но главное - тогда мне не пришлось бы сожалеть о своих поступках. Мне ведь нравилось быть прогеймером, пока я был на вершине, и только когда я начал проигрывать, это перестало приносить радость. После этого я играл просто потому, что мне за это платили.

Какой момент, по твоему мнению, можно назвать пиком популярность Brood War в Корее?

- Я думаю, пик популярности Brood War пришёлся на момент непосредственно перед анонсом StarCraft 2. Как только Blizzard анонсировали ск2 - рейтинги Ongamenet катастрофически упали. Чтобы предотвратить, или хотя бы замедлить это падение, OGN объявили, что не будуть транслировать соревнования по ск2. Но у OGN также не было прав и на трансляции по Brood War, так что после этого заявления Blizzard подали в суд на OGN. В дело, кроме того, вмешалась эта ассоциация, KeSPA, которая, по мнению многих представителей игровой индустрии, спонсоров и организаторов, просто паразитирует на киберспорте. Blizzard постарались предотвратить урон, который они могли бы нанести популярности второго старкрфата. К сожалению, KeSPA не хотела сдавать позиций, и это вылилось в двухлетние судебные разбирательства, которые cамым негативным образом отразились на киберспроте и прогеймерах в Корее.    

grrr 7.jpg

Когда жители западных стран рассказывают киберспорте в Корее, они, как правило, оперируют максимальными цифрами, чтобы произвести эффект на менее посвящённых - они говорят о фан-клубе BoxeR-а, в который вступило более миллиона человек, или показывают фотографии финалов, на которые приходят огромные толпы зрителей. С другой стороны, мне говорили, что киберспорт скорее сравним с профессиональным рестлингом (вроде WWE) на западе: вроде бы все знают о его существовании, но интересуется им только молодое поколение.
Как ты описал бы корейский киберспорт для тех, кто никогда не сможет приехать в Корею и увидеть всё своими глазами?

- Киберспорт был бы мейнстримом в Корее, но всё же это принципиально новое явление. Я имею в виду, например, что, даже несмотря на всю его популярность, прошло несколько лет, пока крупные компании решились инвестировать средства в киберспорт. Организаторы соревнований не имели опыта, а менеджеры не имели понятия, как на самом деле они должны работать. Требуются годы, чтобы построить инфрастуктру для киберспорта, которую обычный спорт имел десетилетиями. Мне кажется, истинный потенциал киберспорта реализуется тогда, когда выйдет игра, по популярности равная BW. Тогда он станет мейнстримом, возможно, не только в Корее, но и во всём мире.

Есть ли какие-то игроки более поздних времён, которые, с твоей точки зрения, выделяются среди других, или впечатляют тебя своим пониманием игры?

- Безусловно, это Flash: он понимает игру на таком уровне, к которому никто никогда даже не приближался. Его уровень исполнения был практически идеальным, и он доминировал на просцене дольше, чем кто бы то ни было другой.

grrr 8.jpg
(Слева направо: Reach, Flash и Grrrr...)

Через год после тебя в Корею также приехал француз ElkY, который тоже смог добиться определённых успехов. С тех пор он стал профессиональным покеристом и выиграл многие миллионы на покерных турнирах. Что ты мог бы рассказать о нём, как о своём друге?

- ElkY всегда был очень работоспособным. Мы с ним снимали одну комнату, когда, поначау, его спонсировали Pokerstars. Я тогда тоже играл в покер, но меня очень затягивала DotA. Однажды, в самом начале, я одолжил ElkY весь свой банкролл на полгода. Я был доволен: теперь я мог с чистой совестью играть в Доту целыми днями. Ну а ElkY с тех пор стал одним из лучших и самых успешных игроков в покер за всю историю.

Как игрок MOBA-игр, что ты думаешь о популярности League of Legends?

- LoL невероятно популярен, но это несмотрибельная игра для людей, которые сами не играют. Мне кажется, жанры FPS и RTS куда лучше подходят для киберспорта.

А что ты думаешь о втором Старкрафте?

- Я думаю, это неплохая игра. В адрес ск2 поступает много критики, в основном от людей с завышенными ожиданиями: как же, ведь это сиквел величайшей стратегии всех времён... Но сам я в него не играю. Мне нравятся MOBA-игры тем, что в них можно играть на казуальном уровне. Казуальная игра в RTS мне не доставляет мне удовольствия.

Заключительные слова?

Несколько лет, которые я провёл в Корее в качестве прогеймера, были самими запоминающимися в моей жизни. Я хочу пожелать удачи всем, кто стремится стать прогеймером.

grrr 9.jpg

Источник

Перевод на русский язык: VPBenQ|kaby
К списку новостей