Жить Лигой Легенд

Все мы интересуемся профессиональной сценой. Знаем наизусть ники людей, молодых парней, чаще всего таких же, как и мы. Но за ними следят сотни тысяч глаз, некоторые из них имеют невероятные фанатские базы, которым могут позавидовать певцы и музыканты. Их стримы собирают десятки тысяч поклонников, просто наблюдающих за их игрой, в которую именно ты, читатель, играешь, скорее всего, часами. 

League-of-Legends-Dominion-LoL.jpg

И практически каждый игрок, будь то LoL, DotA, StarCraft, Counter-Strike, World of Tanks или любая другая более-менее развитая киберспортивная дисциплина, думал о карьере киберспортсмена. У кого-то эта мысль просто мимолётно проскакивала в сознании, а кто-то жертвовал личной жизнью, учёбой, просиживая сутками за игрой, пытаясь достичь высочайшего уровня и получить заветный тэг. 

Но вершины достигают единицы. И, к сожалению, даже там, на Олимпе мечтаний каждого геймера, именуемом «Про-Сцена»,  всё отнюдь не так гладко и прекрасно. 

Эта статья попытается порассуждать на эту тему, взвесить все «За» и «Против» карьеры про-геймера. Речь, в основном, будет идти о League of Legends, но и поклонники других игр смогут найти здесь что-то новое для себя. На примере про-игроков, их зарплат и доходов можно будет понять, насколько же хорошо им живется, и не жалеют ли они о принятых решениях.

Сколько стоят нажатия клавиш?

Каждый, кто следит за просценой, хотя бы однажды задумывался о том, сколько получают профессиональные геймеры. 

Вундеркинд европейского LoL’а, семнадцатилетний Мартин «Rekkles» Ларссон в своём недавнем интервью The Wall Street Journal сказал, что зарплата игроков самого высокого уровня порою превышает $18,000 в месяц, что, путем несложных вычислений, равняется полумиллиону рублей. В месяц. Космические цифры, даже некоторые чиновники в РФ не могут похвастаться такими доходами. Но как эта сумма вообще появляется?

В целом, доход про-игрока складывается из двух основных источников - зарплата в организации или команде и призовые деньги с турниров. Многие считают, что игроки, подписанные каким-то тэгами, отдают эти огромные чеки целиком менеджерам, но это совсем не так. Чаще всего, организация взымает какой-то процент с выигранной суммы, обычно он варьируется от 10 до 30 процентов. 

Например, глава американской мультигейминговой организации-гиганта Evil Geniuses, Алекс Гарфилд, с гордостью заявляет, что у них в команде – наиболее демократичные расценки, направленные, в первую очередь, на благо игроков – они берут не больше 10%. Далее, конечно, идут всевозможные премии, поощрительные выплаты за успешные выступления, так что игроки, безусловно, очень сильно мотивированы показывать результат и стараться максимально выкладываться на каждом ивенте.

Riot Games, организовав в начале Третьего Сезона свою League Championship Series, совершили нечто совершенно беспрецедентное: каждая команда, прошедшая в эту лигу, получала единовременную выплату от создателей игры  в размере примерно $175,000 на команду, менеджеров и запасных, по $25,000 на человека максимум. 

LCS_EU_French_Promo_Article_Banner.jpg

До этого разработчики, конечно, спонсировали турниры, помогали в их организации и, порою, вносили свою лепту в призовые фонды, но прямая зарплата игрокам это, безусловно, нонсенс. Кстати, вложения Riot Games в киберспортивную составляющую своего детища это очень интересная и неоднозначная тема, но об этом как-нибудь в другой раз. 

Помимо этого в последнее время на передний план вышли стримы. С невероятным развитием Twitch.TV они стали неотъемлемой частью практически любого контракта, и сложно представить профессионального игрока, который не стримит в свободное от турниров время хотя бы по несколько часов в день. 
Наиболее популярные стримеры, например, TSM.Dyrus или Crs.Voyboy, собирающие по тридцать-сорок тысяч зрителей, могут зарабатывать на показе рекламных роликов, системе подписки и пожертвованиях до $5,000 в месяц. Многие игроки высокого уровня, например, Phantom L0rd или Destiny, недавно перебравшийся в ЛоЛ из Старкрафта, вообще живут лишь за счет своих стримов, не утруждая себя играть за какие-то команды.

Но всё это Европа,  Америка, совершенно другой мир  - скажете вы. В реалиях СНГ, конечно, с киберспортивным «ЛоЛом» всё отнюдь не так ярко. Это не секрет, что в странах постсоветского пространства львиную долю забирает себе DotA 2 – об этом свидетельствует и наличие множества команд высокого уровня, собранных лишь из игроков СНГ, и популярная лига Starladder, где играют лучшие команды Европы, и стримы которой смотрят десятки тысяч людей. 

Однако и  на нашей улице намечается праздник. С открытием СНГ-подразделения Riot Games всевозможные турниры по ЛоЛу в рамках нашего региона появляются как грибы после дождя. Началось всё с Первого Чемпионата СНГ (и этапа LCS, между прочим), победившая в котором команда GamingGear.eu выступала ни много ни мало на Чемпионате Мира. Конечно, особо они там не блистали, но сам факт того, что они вошли в четырнадцать лучших на планете, и теперь приобрели себе сотни новых фанатов – весом и серьезен. 

Буквально месяц назад прошла российская квалификация на WCG 2013, уже вовсю идёт Игромир, Кубки Техлабс так вообще не счесть. «Отлично, замечательно, но конкретики бы больше!» - опять возмутитесь вы. 

Цифры в СНГ, конечно, куда скромнее, чем на Западе – единственное исключение это Gambit Gaming, которых опять же спонсируют сами Riot Games. Старший менеджер  проекта Virtus.pro Алексей «LeX» Колесников в одном из последних выпусков передачи «Третьим будешь» назвал цифру в $1500-2000 у LoL-игроков.

Добавить к этому недавно анонсированную Plantronics RuLoL League с призовым фондом в $3,000, регулярные турниры от Techlabs, где фонд крутится около $10,000, опять же, турниры вроде Игромира, онлайновые «однодневки» на $100 -200 от ESL – получается не идеальная, но вполне перспективная картина, иными словами – жить можно.

К сожалению, на текущий момент СНГ сцена не может похвастать большим количеством составов и серьезных организаций, на то есть, безусловно, свои причины, но учитывая темы, которыми киберспортивный LoL развивается, этот досадный фактор очень скоро останется лишь неприятной страницей в истории.

А стоит ли на эти клавиши нажимать вообще?

Конечно, когда мы – подростки, и наша самая большая забота это домашнее задание в школе или даже в университете, вопросы о заработке на хлеб, содержании возможной будущей семьи и обеспеченной старости кажутся совершенно глупыми и неважными – до этого ведь так далеко.

Но более рассудительные игроки, прежде чем принять какие-то критические решения касаемо своей жизни и киберспорта, например, ухода из школы или ВУЗа, обычно задумываются, стоит ли оно того вообще. 

Киберспорт очень похож на настоящий спорт и в этом плане – пик игровой успешности у игроков редко длится десятилетиями. Конечно, «Лига Легенд» это не FPS, где притупляющаяся с возрастом реакция становится серьезным фактором в падении скилла и, следовательно, актуальности игрока на сцене и его востребованности в командах. Однако если мы посмотрим на наиболее шокирующих своей игрой игроков, мы увидим достаточно логичную тенденцию – SKTT1.Faker (17 лет), NiP.Bjergsen (17 лет), Fnatic.Rekkles (17 лет), Royal.Uzi (16 лет). Игроки эти играют на очень зависимых от реакции и игровой механики ролях – они мидеры или ад кэрри, и именно за игроками этих ролей следит большая часть мирового комьюнити, именно вокруг них команды строят свои стратегии. 

gambit.jpg
(Gambit Gaming)

Конечно, есть исключения, и вы сразу же можете вспомнить о замечательном ад кэрри Gambit Gaming, Евгении «Genja» Андрюшине, который несмотря на солидный для киберспорта возраст, 25 лет, остается одним из лучших на своей роли в мире. К сожалению, пример Genj’и – лишь исключение, подтверждающее правило,  и LoL подтверждает, что воевать в виртуальном мире – дело молодых.

Конечно, после завершения карьеры, можно остаться в менеджменте команды, можно стримить и заниматься обучением других игроков. Некоторые, как например англоязычные комментаторы Jatt и Kobe, уходят в журналистику, где их опыт игры на про-сцене ценится и оплачивается по достоинству.

Но что если и здесь не выгорит? Сколько история знает примеров прогеймеров, которые оказывались на улице. Молодость проведена за монитором, образования нет, и времени, по сути, тоже. А жить необходимо. 

Несмотря на это, есть и позитивные примеры игроков, когда их профессия не помешала их обучению – например, мидер Gambit Gaming Алексей «Alex Ich» Ичетовкин имеет IT-образование, саппорт американских триумфаторов Cloud 9 Дерек «Lemonnation» Харт – инженер. Известный топер Team Curse Джедат «Voyboy» Эсфахани так вообще настоящий вундеркинд. Играя профессионально в LoL, он умудрился получить международный бакалавриат (американская программа, по которой студенты получают возможность обучаться в наиболее престижных ВУЗах мира). Имея 2300 баллов из 2400 в SAT (аналог ЕГЭ в США), он предпочел соревновательный LoL возможности обучаться в практически любом университете страны. Конечно, если у талантливого топера не сложится карьера, он сможет найти себе место в жизни, но это, опять же, редкость.

Большая часть игроков уходят из школы или колледжа/ВУЗа, иногда без возможности восстановления, погружаясь полностью в киберспорт – например, шведский хай-эло игрок Маймер «Mimer» Альстрём бросил колледж, чтобы присоединиться к Ninjas in Pyjamas, но в шведском коллективе он проиграл всего лишь четыре месяца, и теперь он без команды. Кто-то скажет, что это был ценный и интересный опыт. А кто-то, что четыре потраченные впустую месяца жизни с серьезными последствиями. 

И не забывайте, что помимо всего прочего, может пострадать ваша личная жизнь. Из всех игроков LCS обоих регионов лишь трое (GG.Alex Ich, GG.Diamond и Velocity.Vileroze) женаты, а у российского мидера ещё и ребёнок есть. Постоянные перелеты по всему миру, минимум времени дома с семьей – для многих это серьезный недостаток. 

И что в итоге?

Очень часто подписать контракт в киберспортивной организации означает если не сжечь, но облить бензином мосты, связывающие игрока с предыдущей жизнью и будущим. Такие решения нужно принимать точно после обдумывания всех «За» и «Против», даже несмотря на то, как хочется получать деньги за любимое занятие.

Не думайте, что этот материал написал, чтобы отговорить или сделать выбор за вас – отнюдь. С каждым годом киберспорт развивается и растет как на дрожжах, призовые фонды The International и Season 3 World Championship уже семизначны, в эту область приходят корпорации-гиганты вроде American Express или N issan. В США «Лига Легенд» так вообще признана спортом, и игроки получают специальную рабочую визу, приезжая в Новый Свет на турниры. Вполне возможно, что всё негативное, что было в этой статье  – прошедший этап, и киберспорт очень скоро встанет на следующую ступень, нивелируя этот фактор рандома, с которым приходится сталкиваться игрокам. 

Рискуйте, друзья, и кто знает – может быть, именно вы через год поднимете над головой Кубок Призывателей?

К списку новостей