Dota и статистика - в поисках идеального баланса

Предлагаем вашему вниманию перевод интересной статьи от GosuGamers.net, посвящённой статистике в Dota 2. Насколько она важна сегодня, а самое главное, насколько ей можно верить и опираться на её цифры. Приятного прочтения!

dota2.jpg

Популярность DotA 2 в игровом мире растёт огромными темпами, статистика и анализ игры становиться всё более и более важным, но насколько же они действительно важны?

Ваш календарь говорит вам, что ещё только август, но The International 3 закончился, а это значит, что на профессиональной Dota 2 сцене год уже завершён. Если оглянуться назад, то можно с уверенностью сказать, что Dota 2 сделала огромный шаг вперёд во многих аспектах. Начиная с официального релиза игры, который увеличил в несколько раз онлайн игроков и заканчивая великолепным TI3, который прошёл просто на высочайшем уровне.
Пожалуй, среди всех улучшений за последний год, доступность стала ключевым. Качество трансляций, комментирования и пояснений сделали игру намного понятней и проще для новых игроков. А подробная статистика игры заставила многих ветеранов и про-игроков по-новому взглянуть на Dota2. Проценты пиков/банов, винрейты, рейтинги KDA, GPM, XPM и многое другое – всё это стало неотъемлемой частью профессиональной сцены и её освещения, будь то аналитика во время трансляций или целые сайты, такие как datDota.com.  Цифры статистики играют настолько важную роль, что Valve пригласили на TI3 специального человека Bruno, который занимался исключительно ей. 

Числа никогда не врут

В старые времена доты, когда она была кастом картой для Warcraft III, было чрезвычайно трудно, если не невозможно, дать количественную оценку игре отдельного игрока. Вы могли хвастаться своим друзьям о количестве убийств, которые сделали, или о количестве предметов, что вам удалось нафармить, но это все. «У меня было 15 убийств и 6 слотов у алхимика 25 уровня» - это могло звучать как достижение, если конечно вы упустите тот факт, что игра длилась 70 минут. Когда же в игре появился GPM и XPM, они смогли показать, как хорошо вы умеет фармить золото и набирать опыт.

graphics.png
(Графики - неотъемлемая часть Dota 2)

На про-сцене в те времена, без помощи статистики, кастеры ещё как-то могли следить за тем, в чью пользу развивается игра, в зависимости от уровня героев и их айтемов у каждой из команд. Но зрители не могли позволить себе такую роскошь и всё, на что им приходилось полагаться – количество башен у той или другой команды. А это часто вводило в заблуждение. Появление графиков золота и опыта в DotA 2 полностью решило эту проблему.

Статистика в Dota 2 пошла намного дальше - расчет нанесённого урона, количество исцелённого здоровья, записи всех драфтов на профессиональной сцене. Для любого игрока DotA 2, эти цифры рисуют ясную картину, какое влияние они оказали на игру в тот или иной момент. Все эти цифры позволяют многим интернет ресурсам делать подробный анализ турниров и отдельных игр, анализировать драфт героев и их полезность и т.д.
 
Или всё таки врут?

Важно иметь в виду, что DotA - это командная игра, где индивидуальная игра во многом зависит от игры всей команды, и наоборот. Это то, что делает DotA великолепной игрой (если не учитывать игру в одиночку в паблик матч-мейкинг, конечно). Действия одного игрока могут иногда изменить ситуацию, но обычно требуется работа всех пятерых, чтобы выиграть игру DotA.

C другой стороны, статистика является более индивидуально-ориентированной. Популярные показатели, как KDA, GPM и XPM (все три показывали в профайлах игроков на TI3) могут сказать нам, насколько хорошо отдельный игрок умеет фармить золото/опыт с точки зрения грубых чисел. Но в реальной ситуации, каким бы скиловым игрок не был, он просто не сможет выиграть игру один. Даже если вы играете по схеме  «4-защищают-1», действия остальных четверых членов команды не менее важны, чем фарм основного керри. Burning и Black часто получают тонны хвалебных отзывов за их огромный GPM в игре, и хотя нет никаких сомнений в их способности фармить, их товарищи по команде действительно заслуживают не меньше внимания, чем эти две суперзвезды. 

Другое дело, это винрейт. Это очень простой, но эффективный способ статистики для справки. Но и его часто применяют неправильно. Давайте посмотрим на один пример, во время плей-офф TI3, Бруно всегда озвучивал эту статистику до и после игры. Перед игрой MUFC против Team Liquid, Бруно отметил, что MUFC пикали Queen of Pain пять раз в групповом этапе и имеют 0% винрейт с этим героем. Он предположил, что они должны искать другие варианты для мид героя. Звучит логично, но не совсем. Для команды, которая пошла 0-14 в групповом этапе, любой герой имеет 0% винрейт в любом случае. Кроме того, пять игр – слишком маленькое количество, и винрейт  не имеет значения.

Bruno и 2GD

Чтобы было ясно, я не пытаюсь придраться к Бруно по мелочам, мне нравится его статистика и он сам. Я просто хотел бы использовать этот пример, чтобы объяснить свою точку зрения, что статистика может вводить в заблуждение в определенных условиях, и что размер выборки очень важен в использовании статистических данных.

bruno.png
(Bruno - человек-статистика The Internationa 3)

Сколько раз вы слышали в паблик матч-мекинг играх от вашего кэрри в конце игры, что команда виновата в поражении? «1-10 Rubick без айтемов!» или «OMG репорт Shadow Demon за фид!». Если ты играешь на «первой позиции» в команде и имеешь GPM и XPM выше, чем у остальных – это не говорит, что ты лучший игрок в команде, и даёт тебе права обвинять остальных.

Конечно, все это было и в первой DotA еще в далёкие времена, но по крайней мере в конце игры не было табло с GPM и XPM, которое многие использовали в качестве «доказательства». Кроме того, тот факт, что игроки могут смотреть профили друг друга, на DotaBuff или других веб-сайтах. Это может расстроить игроков, особенно если они новички.

В поисках баланса

Это не означает, что статистика губит игру, как раз наоборот. На самом деле, эволюция DotA до той точки, которой она дошла сегодня, частично связана с влиянием на игру чисел. Обычная теория скучна без подтверждающих её цифр.

У неё есть свои недостатки, и статистика не может вам рассказать всё о DotA 2, есть слишком много отклонений, которые могут произойти от игры к игре, и нельзя полагаться исключительно на голые цифры. Есть такие сложные вещи, как движение по карте, установка вардов, макро и микро контроль, и многое другое. Эти данные обычно остаются незамеченными, но чаще всего именно они показывают насколько хорош игрок или команда, а не количество убийств или нафармленного золота.

Кроме того, в DotA 2 играют люди в конце концов, и в отличие от машин, у нас иногда бывают дни, когда все просто идет как надо, а в другое время нет. Время и место также сильно влияют на результат. Так что давайте просто просматривать статистику и использовать её, как вспомогательный инструмент для повышения нашего опыта в DotA 2, и не будет делать быстрых выводов на её основе.

Оригинал: www.gosugamers.net
Перевод: Георгий «drAmer» Фалеев

К списку новостей