Блог gurkie: «Танки свастик не боятся»

На официальном сайте разработчиков игры World of Tanks сегодня появилось интересное сообщение:

«Техника, эмблемы, надписи являются неотъемлемой составляющей всех проектов компании Wargaming. С их помощью мы воссоздаём для наших игроков атмосферу военных действий и событий тех лет. Некоторые из таких элементов игрового процесса (надписи «Сталинец», «За Сталина!», «За нашу Советскую Родину!», «Иосиф Сталин» и т. д.) политизированы, и их использование часто вызывает недовольство и неоднозначную реакцию у ряда пользователей. Компания с пониманием относится к, возможно, задетым чувствам отдельных представителей нашего игрового сообщества, однако не намерена искажать историю и в дальнейшем удалять из игры контент, который не является запрещённым на международном уровне».

tihonov.jpg
(Прекрасный актёр Вячеслав Тихонов «нагло пропагандирует» нацизм в классике советского кино)

Под определение запрещённой, по мнению WarGaming.NET, попала символика «нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии». Хотя такая формулировка является лишь неловко устроенной демагогической ловушкой. Символы нацизма и фашизма действительно запрещены к использованию разными международными правовыми актами, но только когда речь идёт о том, что через эти самые символы ведётся пропаганда данной идеологии. О какой пропаганде может идти речь в компьютерной игре, где идеологическая составляющая поставлена едва ли не на самый дальний план и носит чисто практическую задачу создания атмосферы периода Второй Мировой Войны?

По собственному признанию, белорусский игродел «негативно относится к данной символике», а значит её появление в игре на танках соответствующих национальных веток едва ли возможно в обозримом будущем.

Спор, в общем-то, возник не из-за того, что какую-то антуражную символику игре «не додали»: танковое сообщество уже пару лет как-то уживается без свастик и фашистских орлов. Некоторые фанаты игры лишь удивляются тому, что, целенаправленно убирая символы нацизма, разработчики оставляют (и, как мы видим, упорствуют в этом) символику советского коммунизма, а также антуражные, исторические лозунги «За родину! За Сталина!»

Из всех доступных выходов в сложившейся идеологической коллизии WarGaming.NET выбрали, пожалуй, наихудший. По уму компьютерные игры вообще не нужно политизировать и идеологизировать: в одних играх ты играешь за фашистов, в других против, в третьих бомбишь Ирак, в четвёртых захватываешь Белый дом. Факт формального участия в захвате заложников в игре или взрыва химического завода не делает игрока преступником и никак не соотносится с его убеждениями и добропорядочностью в реальной жизни. Отсюда не понятно, почему человек, катаясь на немецком «Тигре», не может наблюдать на его борту привычный нацистский крест вермахта.

Хорошо, игровая индустрия, поддаваясь общественному принципу всё запрещать, решила дать бой печально известным символам того периода. Это тоже позиция, на которую разработчик имеет право. Но, учитывая неоднозначное отношение к символам сталинизма в России и Беларуси, не ступает ли WarGaming на тонкий лёд. Про западную часть Украины, Польшу, Чехию и Прибалтику, где игра также неплохо распространена, даже говорить не приходится. В той же Латвии коммунизм официально приравнен к нацизму, а значит, позиция целого народа пойдёт в разрез с принятым решением разработчика о том, что хорошо, а что плохо.

Прекратить все эти опостылевшие идеологические споры о пропаганде в объектах массового искусства, к коему современные игры, безусловно, относятся, можно лишь одним способом: убрать идеологический подтекст в принципе. Видя свастику на танке или советский флаг над Рейхстагом, пусть каждый думает о разработчиках и самой игре в меру своей испорченности.

Убирая же сегодня восходящее солнце с крыльев самолётов «Зеро» или ретушируя на башне «КВ-1» красные звёзды, завтра можно дойти до идеологического абсурда, когда играть можно будет только за какую-то одну сторону, которую кто-то, кому явно жмёт черепная коробка, выбрал в качестве единственно правой.

Вне зависимости от политических воззрений игрока (большей части, согласитесь, всё равно) сами игры должны оставаться вне политики и уж точно не должны быть приравнены к пропаганде чего бы то ни было, хотя бы и соображений того, что никто и ничего через популярные игры не пропагандирует.

Половинчатое решение WarGaming является лоялистским по отношению идеям, траслируемым в общественно-политическое пространство России и Беларуси, но это полбеды. В значительно большей степени проблема состоит в том, что со стороны это выглядит невероятно глупо. Разработчик World of Tanks, уставший от постоянного выбора, каким глазом ему смотреть на мир, решил один глаз себе выколоть. Чтобы уже точно не ломать голову, не мучаться.
К списку новостей