Блог gurkie: «Заклинатели цифр»

Уже несколько дней новостные порталы о киберспорте лихорадит новостью о сумасшедших призовых, которые получили Na’Vi на турнире по DoTA 2. На CyberFight.ru появился материал «Жизненный опыт» - своеобразное предостережение для прогеймеров-победителей, которые рискуют «впасть в блуд» после получения таких баснословных сумм. Колонка достаточно интересная, однако главный вопрос, как мне показалось, не совсем раскрыт.

skrudj.jpg

Чего же ждать киберспорту от таких турнирных «выстрелов»?

С одной стороны, бум, который могут создать круглые цифры с большим количеством нулей, вполне реален. Взять хотя бы этот самый турнир по Доте, когда онлайн-трансляции матчей шли с большими лагами из-за огромного количества желающих посмотреть игры. Сотни тысяч людей - для стартового турнира по игре, которая ещё толком не вышла на рынок, - это очень серьёзно.

Кроме того, мы видим хорошие призовые по другим играм, среди которых Point Blank, Cross Fire, War Inc и Rage of Titans. Хоть «дотерского» взрыва у них не вышло, но комьюнити игроков сформировались достаточно быстро, что уже является залогом стабильного развития игры при поддержании к ней интереса в виде организации турниров и лиг.

С другой стороны, нужно понять, а так ли важна эта магия цифр? Нет, конечно, очень приятно, что кибератлет после выдающегося турнира может положить пару десятков тысяч долларов в свой карман. Это мотивирует, подстёгивает интерес других участников игровой сцены. Но согласитесь, что, уменьшив призовые на том же DoTA 2: The International раз в пять или даже десять, соревнования вряд ли бы потеряли в зрелищности. Для игроков главное – иметь возможность играть и стабильно выступать на соревнованиях, именно это является основной мотивацией для 99,99 процентов геймеров планеты.

Жизнь за счёт полученных призовых хороша, когда ты на коне и у тебя всё получается. Но это спорт, и тут бывают различные напасти: игровые спады, произвол судей, трудные перелёты и безобразные условия на турнирах. Следовательно, даже самые стабильные коллективы часто за год не выигрывают практически ничего, особенно если речь идёт о таких играх как Counter-Strike, где размер призовых вообще чисто символический. Именно поэтому каждый киберспортсмен находится в поисках стабильной и спокойной жизни, которую может обеспечить контракт с игровой организацией. Это позволяет ему полностью сконцентрироваться на игре, зная, что каждый месяц на его счёт поступят пусть скромные, но такие нужные 500-600 долларов. В стабильности – счастье.

Так для кого же эти круглые цифры? Для игроков? Для зрителей? На мой личный взгляд, баснословные призовые – это своеобразный «пиар-стартап» для игровой индустрии в целом. Я сам лично видел в нескольких презентациях киберспортивных организаций почти легендарную историю о «Феррари» Джона Кармака (функционера ID Software), которая в качестве приза досталась победителю турнира по Quake. Раза четыре я натыкался в этих же презентациях на радужные воспоминания о канувшей в Лету североамериканской CGS, которая ещё несколько лет назад подбиралась к миллиону «зелёных» в качестве призовых. Смогут ли такие примеры убедить больших спонсоров стабильно и регулярно вкладывать деньги в киберспорт? Пока это 2-3 «инцидента» со знаком «плюс» почти за 15 лет – вряд ли, однако, если подобных «выстрелов» будет больше (а основания считать так уже имеются), то это вполне может создать определённый имиджевый эффект, которого сейчас так не хватает компьютерному спорту.

Если всё сложится удачно, то в ближайшие годы у нашей сферы есть шансы нивелировать этот парадоксальный разрыв между грандиозными разовыми призовыми и минимальными регулярными зарплатами. В конце концов, нам же не особенно важно, сколько миллионов выигрывают футбольные или хоккейные клубы за тот или иной турнир. Область зрительского интереса в спорте всё-таки лишена этой старой как мир магии… Магии цифр.

Дискуссия:

- А какие вы видите плюсы и минусы в турнирах с огромными призовыми?
- Насколько серьёзно теряют для вас свою зрелищность соревнования со скромным призовым фондом?
К списку новостей