Блог drAmer'a: «Киберспортивный профсоюз»

Желание написать блог о регулировании киберспортивной сцены с помощью какой-то организации у меня возникло сразу же после Copenhagen Games 2013. Но пока я добирался домой из столицы Дании, то запал этот куда-то делся, дальше были финалы StarLadder, победа «медведей» над NiP, и все уже и забыли, что там было… в этом Копенгагене. Но закончить начатое всё таки нужно.

cph_rules.jpeg
(Те самые правила Cph Games 2013)

Зачем?

С каждым днем в киберспорте возникает все больше конфликтных ситуаций между игроками и организаторами турниров. И все острее встает вопрос необходимости наличия третьей стороны во многих вопросах. 

Все мы помним недавний скандал с Natus Vincere на Copenhagen Games. случилось бы что-нибудь подобное, существуй полноценный профсоюз киберспортсменов или союз киберспортивных организаций? Вряд ли. 

Да, можно бесконечно много говорить, о безалаберном подходе к делу самих игроков, о неразвитости индустрии в целом, но отрицать тот факт, что все что делают организаторы направлено исключительно в пользу них, глупо.

Зрителям порой кажется, что все стараются исключительно ради них, но по факту, зритель является только средством достижения цели, а именно привлечения спонсоров и как следствие материальных благ.

Но если интересы зрителей и организаторов во многом совпадают, то что делать игрокам и командам, которые зачастую находятся в мягко говоря неблагоприятных условиях? Кто пойдет им навстречу? Зачем искать компромисс, если за кибератлетов все равно никто не заступится. 

Давайте на секунду представим, что во время турнира в Копенгагене, уже существовала организация, защищающая интересы игроков. профсоюз или ассоциация киберспортивных организаций, неважно. Едва ли этот орган позволил организаторам делать все, что вздумается. речь сейчас даже не о скандале с Natus Vincere, в той ситуации вину еще можно обоюдно поделить между двумя сторонами. главным "ату" стала трехчасовая пауза во время игры fnatic против Western Wolves в финальный день соревнований. Судьям (датчанам) и двум спорящим из-за упавшего скор бота командам (тоже датским) было абсолютно параллельно на остальных участников турнира. Три часа пауза - это нормально! И ничего, что днем ранее   Nostalgie и Na`Vi  получили «техпор» за 15 минутные задержки. И если историю про рожденных побеждать все знают, то у Nostalgie  просто чинили компьютер Дмитрия «Hooch» Богданова. Чинили админы турнира, компьютер, взятый в аренду у организаторов турнира... бред, не правда ли?

navi_cph.jpeg
(Места Na`Vi в игровой зоне, которые они в скором времени покинули)

А теперь представьте четкие условия со стороны участников: возможность сходить в туалет во время игр (да-да, везде висели напоминания, что в уборную во время игр выходить никак нельзя), возможность технической паузы на срок до 30 минут ( никаких «техпоров» у Na`Vi или Nostalgie, и никаких трех часов от fnatic и Western Wolves).

Таких примеров можно привести множество, и не только из кс-сцены. Недавняя спорная ситуация RoX.KIS на Russian Dota League, скандал с LGD.cn и the International, всего этого могло и не быть, если бы была хоть одна киберспортивная ассоциация или союз, который смог бы подтвердить или опровергнуть «ущемление прав» кибератлетов.

Ещё один гигантский плюс в сторону подобной организации – мировой рейтинг команд и спортсменов и годовое расписание турниров. Любой желающий, возжелавший организовать турнир, смог бы обратиться в такой орган и получить информацию: когда удобнее всего провести турнир, чтобы эти даты не совпали с другим крупным ивентом, и кого приглашать (Аналогия рейтингу ATP, FIFA, UEFA, IIHF и так далее).

Плавали, знаем!

Многие старожилы киберспортивной арены наверняка хотят возразить: «А как же G7?»  О ней ни слуху ни духу со времен ESWC 2010. 

Для «вновь прибывших» поясню: G7 Teams — федерация, созданная в 2006 году в Стокгольме с целью улучшения сотрудничества и единства между ведущими киберспортивными организациями. В число основателей вошли семь профессиональных команд - 4 Kings, Made in Brazil, MouseSports, Team 3D, Fnatic, Ninjas in Pyjamas и SK Gaming. Позднее к организации присоединились такие громкие имена прошлого, как: wNv, compLexity, Meet Your Makers и PGS Gaming.

g7teams.jpg

Основными задачами G7 являлись популяризация киберспорта, улучшение взаимодействия с киберспортивным сообществом, сотрудничество с лигами и турнирами, организация переходов игроков из команды в команду, а также своевременная выплата призовых… На словах. По факту единственными серьёзными поступками стали бойкоты CPL Winter 2007 и ESWC 2010, из-за невыплаченных призовых.

После всё того же ESWC 2010 деятельность организации прекратилась полностью, о чём свидетельствует и сайт G7, не обновлявшийся с того времени ни разу. 

Сложности

Что же будет ждать команд и игроков, реши они воскресить эту идею и вернуть регулирующую права геймеров организацию?

Конечно, сами игроки и команды сегодня не имеют практически никакой свободы и не могут диктовать свои условия. Во-первых, про-уровень не так далеко ушел от нон-про.  И организаторы турнира всегда могут быть уверены – «Не вы, так другие». Во-вторых, у команд нет даже толики финансовой независимости ( 8-10 команд во всем мире - скорее исключение из правил). Ну и в третьих, само количество турниров, которых бывает всего несколько штук за сезон. Пропусти такой ивент команда, и о потенциальных спонсорах можно забыть. Отсутствие конкуренции с обеих сторон «киберспортивной медали» тоже ставит под вопрос возможность появления регулирующего органа.

За примерами далеко идти не придется. Вспомнить хотя бы текущий сезон в Национальной Хоккейной Лиге, когда организаторы самого турнира и профсоюз игроков не могли договорится на протяжении трех месяцев. В результате длительность сезона ополовинилась, а обе стороны понесли многомиллионные убытки.

Правда, киберспорт - не хоккей (ваш К.О.), и спонсоры не будут спокойно смотреть на то, как потенциальный профсоюз договаривается с потенциальным организатором на протяжении нескольких месяцев. Альтернатива будет найдена в кратчайшие сроки, ведь по большому счету спонсору все равно - пройдет чемпионат по доте, лолу или тетрису, главное, чтобы он прошёл, его посмотрели и запомнили рекламные стенды и продукцию.

Другая сложность - финансирование. За спасибо работать никто не будет, а ведь регулирующий орган требует не малых затрат. Из видимых решений проблемы – «с миру по нитке», всем желающим получить покровительство профсоюза придется скинуться на содержание. Но отсюда вытекает необходимость контроля, кто заплатил, а кто нет, а это еще дополнительный гемор... расходы. Готов ли мировой киберспорт к таким шагам? Сомнительно. Материальная сторона - явно не самое сильное место киберспорта.

zerogravity.jpg
(Будут ли другие команды слушать ZeroGravity?)

Варианты развития

После тех самых событий в Копенгагене, вопрос о возникновении регулирующего права геймеров органа встал особенно остро.  И, конечно, первыми, кто об этом вспомнил стали сами «Рожденные Побеждать». 

Модель, предложенная Александром «ZeroGravity» Кохановским, выглядит вполне работоспособно. Никакого финансирования такой подход не требует, собственно, никакой организации или профсоюза и не будет. Просто все желающие команды объединяются и выдвигают свой ряд условий перед организаторами турниров. Выполнили? Все участвуют. Не выполнили? Значит не участвует никто. 

Все выглядит до боли логично и правильно. Но смогут ли договориться внутри этого союза сами команды, что им нужно, а что нет? Вспоминается басня Крылова про зоо-квартет из музыкантов. Чем там все кончилось, Вы и так прекрасно знаете. 

Но, в целом, если появится желающий похороводить всю эту затею, то может получиться очень даже рабочая реинкарнация G7. Главное не пускать это дело на самотек.

В блоге использованы материалы ресурсов:
www.HLTV.org
www.Wikipedia.org
www.g7teams.com

К списку новостей