Блог Sneg1: «Доходы и расходы в киберспорте»


Сегодня в СНГ официально стало на одну киберспортивную организацию меньше. Во всем мире киберспорт растет, а у нас нет. Для роста нужна конкуренция и появление новых команд, поэтому я постараюсь в цифрах описать картину и скажу несколько тезисов для менеджеров команд, чтобы вновь прибывшие не обжигались. Приведу несколько цифр для СНГ, чтобы можно было оценить картину. Я не буду говорить, что это 100% данные, но точно не ошибусь в порядке:

sushnost-finansov.jpg

  1. В Moscow Five до ухода Дмитрия Смелого было влито около 12 000 000 рублей.
  2. Зарплаты большинства профессиональных игроков в СНГ примерно равны 500$
  3. Лучшие из лучших получают от 800$ до 2000$.
  4. Самые дорогие игроки: несколько старкрафтеров, экс состав M5 в LoL и Na`Vi. Dota 2. 
  5. Совокупный ежемесячный приход от спонсоров у Na`Vi примерно 30-50 тысяч долларов 
  6. Совокупный ежемесячный приход от спонсоров у других топовых организаций в СНГ (насчитал таких три) равен примерно 10 000-15000$.
  7. Топовые организации забирают у игроков в среднем 10% процентов призовых, если они есть.  
  8. За одну трансляцию с очень хорошей посещаемостью (от 10 тысяч одновременно) стример может получить 200$. 
  9. В среднем поездка на чемпионат Европы на одного игрока может стоить от 20 000 до 50 000 рублей в зависимости от страны, куда его отправляют.
  10. Стоимость поездки команды из пяти человек + менеджер в США, Китай или Корею может вполне достигать 20 000 тысяч долларов США.
  11. 30 000 уникальных пользователей в сутки считается хорошей посещаемостью для киберспортивного сайта в СНГ. Стоимость размещения баннера на таком сайте примерно 20 000 рублей в месяц. Зачастую просят больше, поэтому подобных баннеров не особо и много
  12. Спонсорские контракты от 150 000 рублей в месяц в СНГ встречаются очень редко и их количество за всю историю регионального киберспорта можно пересчитать по пальцам. 

ВЫВОД: Расходная часть много больше приходной в 90% проектов, монетизация мизерная и жить команды могут только за счет спонсоров. При этом команда без медийной поддержки (если это не чемпионы мира) не способна обосновать, хотя бы 50 000 рублей в месяц. Работать с медиа пространством в нашем киберспорте не умеет никто (Virtus.pro тоже не умеет, лишь учится), а на производство сайтов, контента тоже нужны люди, которые требуют финансовых ресурсов.
sponsor-me_dog2.jpg
Менеджерам команд:

1. Если вы хотите создать команду или мультигейминговый проект, то пишите бюджет на год с учетом того, что на каждого профессионального игрока в топовых дисциплинах уйдет от десяти тысяч долларов в год (зарплата, поездки, девайсы, буткемпы). Учтите, что если команда станет уровня M5.LoL или Na`Vi.Dota 2, то уже один игрок такой команды обойдется вам в сумму от двадцати тысяч долларов США в год. Так вот – перед тем, как рисовать себе мечту сначала подумайте, где вы найдете эти деньги и как именно будете их привлекать. Сделайте это перед тем, как что-то обещать своим игрокам… 

2. Спонсоры, которые разбираются в киберспорте, имеют уже по пятьдесят предложений от других команд, многие из которых просят просто девайсы и поездку, поэтому выбить что-то действительно толковое невероятно сложно. Ваши шансы равны одному проценту, если вы не топ3 мира в популярной игровой дисциплине.

3. Спонсоры, которые не секут в компьютерном спорте, абсолютно не интересуются вашими победами – их интересует лишь ваша аудитория. Они платят деньги за переходы на их сайт и им все равно, что вы киберспортивная организация. Вы для них не более чем одна из рекламных площадок и ваши затраты на прогейминг их не волнуют. Чтобы хоть о чем-то начать говорить, вам нужны контролируемые рекламные ресурсы (сайт, странички в социальных сетях, youtube). Основные показатели – количество уникальных пользователей в сутки, цитируемость, переходы по ссылкам, глубина просмотра.  

4. Если вы считаете, что обладаете толковыми связями и можете легко найти спонсора, то не нужно сначала собирать команду, а лишь потом его искать. Предварительно договоритесь без анонсов и изменения названия с любой командой, и о чем-то конкретном говорите только тогда, когда у вас все подтвердится. 

5. Спонсорство сродни маркетингу – это высший пилотаж и мало кто из потенциальных партнеров рискнет этим заниматься. Поэтому продать команду не легче, чем набор женской косметики путем телефонного обзвона произвольных номеров из каталогов желтых страниц.
К списку новостей