ТраВоМаН: «В Dota 2 лидеры мнений позволяют себе быть агрессивными»
Интервью

ТраВоМаН: «В Dota 2 лидеры мнений позволяют себе быть агрессивными»

Стример Тимур ТраВоМаН Хафизов сообщил, что учил про-игроков из СНГ играть на Techies. В интервью Cybersport.ru он также подробнее рассказал о ситуации с forZe и о конфликте с Ареном VeRsuta Зурабяном.

— Люди часто хейтят Techies и тех, кто на нем играет, при этом им нравится твой геймплей. Как ты объяснишь это противоречие? 

— Здесь несколько факторов. Первый — я же не с ними в одном матче играю (смеется). Второй — люди редко видят геймплей Течиса, для них это что-то нестандартное в привычной для них игре, из-за этого и возникает интерес. К тому же мне многие пишут, что им нравится смотреть за моим поведением, потому что спокойный контент на YouTube мало где можно найти. 

— Это спокойствие часть твоего характера или ты прилагаешь определенные усилия, чтобы сохранять хладнокровие?

— Это часть характера. Когда я начинал стримить, у меня было понимание, что надо быть собой, ты просто не сможешь делать много контента и при этом притворяться — это очень тяжело. Я по жизни довольно спокойный, где-то даже слишком.

 Источник: vk.com/travostream
Источник: vk.com/travostream

— Ты всегда был таким или это пришло с возрастом? Когда ты был школьником, мог позволить себе то, что делают зумеры сейчас? 

— Я никогда не оскорблял, переходя границы. Мог поорать в чат: «Почему мы это делаем?». Но мне сложно сейчас вспомнить те времена, потому что, когда начал играть на Течисе, я уже точно был спокойным.

— Баскетболист НБА заявил, что тиммейты в LoL в тысячи раз токсичнее, чем игроки в НБА. С чем ты связываешь такой уровень агрессии в игровом комьюнити? 

— Важен фактор интернета — люди чувствуют себя безнаказанными. В НБА, как и в любом командном спорте, люди социализируются, в играх такого нет. Плюс в Dota 2 лидеры мнений позволяют себе быть агрессивными, при этом их смотрят десятки тысяч людей, которые в дальнейшем будут вести себя соответствующе.

— В свои нарезки на YouTube ты начал вставлять реакцию стримеров, играющих против тебя. Zai легко и с юмором относился к тому, что раз за разом умирал на твоих минах, в то время как у русскоязычных стримеров и игроков по-настоящему пригорало, и они могли сразу перейти на оскорбления. Почему? 

— Мне на этот вопрос сложно ответить. Единственное, что отличает комьюнити в СНГ и европейское, — кто лидеры мнений. Gorgc, самый популярный стример в европейской «Доте», всегда на позитиве, а наши популярные стримеры всегда ведут себя негативно, кого-то оскорбляют, создают ярко эксцентричный образ. И это уже определенная преемственность — те стримеры, которые есть сейчас, взращены на таком же типе контента, который был лет пять назад. Получается замкнутый круг — не было популярных людей с другим взглядом на жизнь.

— Проблема в том, что у нас «агрессивное предложение» на рынке стримов, или в том, что есть спрос на подобную подачу и тип контента?

— Сложно сказать, что было первопричиной. Сейчас предложение и спрос идут в одном направлении. Мне кажется, факт того, что наиболее талантливые стримеры предлагали именно такой тип контента, повлек за собой всё остальное.

— Ты предлагаешь альтернативную подачу контента и говоришь, что твоя цель — улучшить комьюнити. Видишь ли плоды своей работы и как оцениваешь результат? 

— Здесь сложно вести какую-то статистику. Мне часто пишут: «Я по-другому стал вести себя в игре» или «Ты помог мне по-другому посмотреть на “Доту”». Я вижу, что меняю людей, но какой процент — оценить не могу. 

Недавно была история с профессиональной командой [forZe — прим. ред.], где её игроков штрафанули. После этого прецедента, я уверен, менеджеры скажут про-игрокам, что так не надо делать. Теперь мы не будем видеть такого негатива в матчмейкинге. Многие скажут: «Человек-то сам не изменился». Но какая разница? Есть законодательство и есть полиция, которая за ним следит, поэтому люди не бегают по улице с ножами и не убивают друг друга, хотя многие, наверное, хотели бы. И жить из-за этого лучше. Вот точно так и у нас получится: многие, может, и будут хотеть, но писать подобное в чат не станут.

Techies
Techies

— Но ведь уже были подобные прецеденты, например, крупный скандал с Ceb. Тогда тоже было повышенное внимание к проблеме, но всё равно люди себе позволяют подобное. Нужна ли какая-то четкая жесткая система в «Доте», которая бы следила за этим, или в игровом комьюнити это не сработает?

— Я считаю, что это необходимо делать в отношении людей, которые представляют какие-то организации. Понятное дело, что если условный Вася на 3 тыс. MMR напишет что-то подобное, то я просто проигнорирую — я не могу никак на него повлиять. Речь идет о комьюнити-лидерах, о профессиональных игроках, которые представляют крупные бренды, потому что на них есть рычаги воздействия и у них есть свои рычаги воздействия. Здесь повышенные социальные возможности влекут за собой повышенную социальную ответственность. В случае с Себом это вопрос его спонсоров, его команды, как они на это отреагировали. В случае с forZe «Лукойл» решил вот так отреагировать, и я считаю, что правильно сделал.

— Связывались ли с тобой представители forZe после этого инцидента?

— Нет, со мной никто не связывался. Я знаю, что мои зрители писали им и даже потом скидывали скриншоты, как представители команды отвечали: «Молодой человек извинился, конфликт исчерпан».

— Как ты думаешь, если бы условной forZe написал не ты, а обычный пользователь: «Ребят, ваш игрок меня оскорбил», принимались бы какие-нибудь меры?

— Если писать непосредственно forZe, то вряд ли были бы какие-нибудь последствия. Здесь вписался именно спонсор — «Лукойл». Организация в данном случае выступает как акцептор денег — ей дают деньги спонсоры. Клуб будет пытаться как-то замять это. Другое дело «Лукойл», который деньги выделяет, — вот он уже заинтересован в том, как представляется его имидж. В таком случае они уже могут на эту ситуацию как-то повлиять и раскрутить ее, но догадается ли простой работяга написать в «Лукойл»? Получается, что пока эта ситуация лежит на спонсорах и ответственности этих людей, другие про-игроки смогут продолжать заниматься подобным в пабах, и ничего с этим не поделать. 

— Про-игроки, несмотря на свое порой грубое поведение в игре, легко обижаются на любую критику от аналитиков и комментаторов. С чем ты это связываешь? 

— С незрелостью. Можно посмотреть на средний возраст про-игроков в СНГ — около 18-20 лет. Это люди, которые сами по себе асоциальны — они просто сидят дома и играют. Они не пошли в университет, не пошли в колледж, а окончили школу и теперь играют. Это не в укор им, ведь по-другому тяжело пробиться в киберспорт: надо быть гением этой игры и уделять ей кучу времени. Но в плане социальной развитости эти люди в каких-то моментах не догоняют, поэтому и получаются такие перекосы, какие-то детские обиды. 

 Источник: vk.com/travostream
Источник: vk.com/travostream

— У тебя недавно был конфликт с VeRsuta. Я читал, что некоторые пользователи отнеслись к вашему спору как к попытке самопиара. А что это было для тебя? Тебе было важно донести свою позицию или это просто часть медийной составляющей?

— Здесь не было такого, что я сижу и думаю, о чем бы мне с Версутой поспорить. Я просто увидел в твиттере, что он меня открыто оскорбил, и мне стало непонятно, почему человек себе такое позволяет. Он вроде бы работает комментатором в студии, имеет какой-то медийный вес и при этом открыто пишет оскорбление в своем твиттере в мой адрес. Причем у нас не было никаких конфликтов; более того, он как-то звал меня сниматься в его передаче. Это, плюс то, что у меня был приток новых зрителей, которые еще не совсем понимали концепт моего улучшения комьюнити, почему я играю на Течисе и почему это неплохо. Я решил объяснить всё и сразу, это не был ответ Версуте. Мне было не принципиально, что он будет думать, я просто увидел его позицию, и я считаю, что человек с медийным весом, который работает в киберспорте, не имеет права иметь такую позицию. Донести это до него я не могу, это его дело, я просто показал всем, что это неправильно и что я по этому поводу думаю.  

— В одном из своих роликов ты говорил, что неправильно хейтить игроков, играющих на Techies — если есть претензии и вопросы, их нужно задавать Valve, а не тем, кто играет на персонаже. По-твоему, есть реальные вопросы насчет героя, которые можно задать Valve? Он действительно имбалансный или это проблемы игроков, которые не умеют играть на Techies, в команде с ним или против него?

— Статистика говорит сама за себя — его винрейт чуть меньше 50% [49,15% — прим. ред.]. Это не имба, его не пикают на про-сцене, а если пикают, то с трудом реализуют. Есть герои, у которых в паблике низкий винрейт, но они работают в про-играх. И получается, что персонаж абсолютно вписывается в баланс «Доты», принципиально при этом никак саму «Доту» не нарушает. Геймплей с Течисом и против Течиса — более яркое проявление макро-составляющей игры. У нас есть макро и микро-составляющая, здесь не вводится некая третья переменная. Течис — это голое макро. Поэтому нельзя говорить, что Течис — это что-то новое в мире «Доты». 

— Почему этого героя так мало берут на про-сцене?

— Течис требует особой подготовки, если вы хотите играть с ним. Если вы тренируетесь с ним, то вы это время не тренируетесь играть с другими стратегиями. Когда вы играете с Банши, Войдом, то вы параллельно охватываете спектр стратегий. Это эффективнее, чем тренировать одного Течиса, особенно если не веришь в результат. Ведь раз герой не появляется, ты думаешь, что герой слабый, зачем мы с ним будем играть.

В команде пять человек, и кто-то один хочет играть с Минером, а кто-то другой не хочет. И всё — скорее всего, играть с Течисом они не будут. В команде должна быть слаженность и мотивация. Я работал с рядом про-игроков и знаю, что одна из команд девять месяцев назад перед TI не пикала Минера просто потому, что один член команды был против. Играть умели, понимали, что нужно делать, но не пикали, потому что это негативно повлияло бы на атмосферу в команде.

— Это команда из СНГ?

— Да.

— В итоге она прошла на The International?

— Прошла.

— Ты сказал, что игры с Techies и тренировка под него — это не то же самое, что тренировать другого персонажа. Насколько сильно меняется плейстайл? Так сложен процесс адаптации к игре с Techies? 

— Это требует от команды других решений по игре. Если Течис заминировал какую-то линию, то с этой линии надо уходить, чтобы кор оппонента пришел ее фармить и попал на мины. Вы в это время делаете что-то другое. А если Течиса в команде нет, то вы сами бы остались на этой линии, ведь вам выгодно самим там фармить. И здесь проблема в том, что это не паблик на 3 тыс. MMR, а про-сцена — здесь люди на мышечной памяти делают множество действий, и им непривычно, что нужно менять паттерн движения по карте из-за одного персонажа. Им тяжело это освоить. 

 Источник: vk.com/travostream
Источник: vk.com/travostream

— Разве ради того, чтобы удивить соперников на TI, нельзя пересилить себя и потратить несколько дней на адаптацию к герою? 

— Я объясняю себе это так. Предположим, ты керри-игрок, уверен в себе и всё делаешь четко. Вот твой саппорт пикает Течиса, вы его тренируете, но в игре ты начинаешь принимать неверные решения, неправильно двигаться, ошибаться. Тебя это вводит в тильт, как это обычно бывает с про-игроками в СНГ. Получается, что ситуация в команде накаляется просто из-за того, что один игрок плохо перестраивается и мало компетентен. В итоге от персонажа отказываются. Многие к тому же просто не верят в персонажа, так как редко встречают его в матчмейкинге.

— Как проходят твои тренировки с командами? Ты учишь конкретного исполнителя играть на Techies или общаешься со всей командой?

— Преимущественно это разговор с самим исполнителем. Я объяснял ему, как драфтить с Минером, как действовать по карте, какие-то фишки и так далее. После этого они уходили на тренировки, отыгрывали — что-то получалось, что-то нет, — потом обсуждали игры и разбирали ошибки.

— Ты сам предлагаешь командам свои услуги или на тебя выходят? Тебе за это платят?

— Было и когда я предлагал, и когда на меня выходили. Я не брал за это деньги, мне было реально интересно. Я договаривался, что если всё понравится и команда будет выигрывать с Минером, то вы открыто скажете, что я вас тренировал. Для меня это буст для медийки, я не гнался за деньгами. Но почему-то у команд не задавалось.

— Ты общался только с командами из СНГ или были коллективы из других регионов?

— Я учил JerAx из OG. Они на The International даже пикали Течиса. По его словам, они могли бы пикать его в финале, если бы играли против PSG.LGD. Но они встретились с Liquid, а у w33 было всего две сигнатурки на турнире — ВР и Темпларка. Против Темпларки Течис не играет, а им выгодно было отдавать w33 Темпларку. 

— Расскажи подробнее о тренировках с JerAx. 

— Я сам вышел на JerAx. Увидел, как он играл на Минере на EPICENTER: он делал что-то абсолютно непонятное. Я решил — чем черт не шутит. В твиттере у него из немногих людей была открыта личка. Написал ему, и он чисто случайно прочитал мое сообщение. В итоге мы созвонились в Discord перед TI. Мы отрабатывали на реплеях, что не так. После этого, когда он играл, прогресс был налицо.

JerAx
JerAx

— Он тебя как-то отблагодарил после игры?

— Он меня потом отблагодарил в одном из матчей. На The Summit в сентябре себе в ник написал «ТраВоМаН» и в конце катки написал: «Спасибо, ТраВоМаН».

— Странно, что после этого поток желающих не возрос, раз даже чемпион TI берет у тебя советы и на TI пикает героя после твоих тренировок. 

— Потому что вне СНГ этого никто не видел, не заметил, а в СНГ меня и так все знали. Я работал со многими тир-1 коллективами в СНГ. Сейчас вообще тяжело вписать Течиса в мету, она стала слишком быстрой. Герой плох в таких играх, он не такой функциональный. Это объективная причина, почему люди не обращаются.

— Помимо JerAx, из тех, кто играет на профессиональной сцене, кто еще хорош на Techies?

— Его же сейчас никто не пикает. Zai играл, когда Течис был еще не таким. Сейчас на герое играют Zayac и XSvamp1Re — они знают, что делать. Больше никто не пикает. 

— И как ты оцениваешь их игру? Есть чему поучиться у тебя?

— Да, я делал разбор игры Зайца месяца три-четыре назад. Всегда есть что улучшать. Здесь нельзя говорить, что Заяц — плохой игрок и не понимает, что делать. Я сыграл 3 тыс. игр на этом герое, понятно, что у меня набор скриптов для разных ситуаций намного больше. Другое дело, что их сила в универсальности — они знают 30-40 героев на хорошем уровне. У меня такого нет.

Комментарии