11 ноября Valve опубликовала регламент Dota Pro Circuit 2021/2022. Обновленный свод правил получился довольно внушительным, но сразу же вызвал недоумение у части комьюнити. Что же сделала Valve (и чего вновь не сделала) и почему новый сезон будет повторять ошибки предыдущего — в материале Cybersport.ru.
Распределение очков
Прошлый сезон DPC больше всего критиковали за распределение рейтинговых очков — успех в региональных лигах котировался больше, чем удачное выступление на мейджоре. За чемпионство на LAN-турнире давали столько же баллов, сколько и за первое место в онлайн-лиге в своем регионе. В результате этого на The International 10 (2021) попали три команды, которые не смогли получить ни одного балла на мейджорах, — Alliance, beastcoast и Team Aster. В итоге в Бухаресте две из них попали в топ-16, а одна — в топ-12 (и то только потому, что в первом раунде нижней сетки жребий свел Alliance и beastcoast).
В этот раз Valve изменила соотношение очков. Теперь победа на мейджоре на 100 очков ценнее, чем первое место в лиге. Лидерство в своем регионе будет равнозначно третьей строчке на LAN, где собраны лучшие команды мира, что все еще звучит довольно абсурдно. Поэтому да, «королям онлайна» станет чуть сложнее, но при удачном выступлении хотя бы в двух сезонах (особенно во втором и третьем) шанс оказаться на TI11, не показав при этом ничего на мейджорах, все еще будет высок.
Победитель идет в плей-офф
Правило, согласно которому победитель региональной лиги попадал сразу в плей-офф мейджора, не понравилось в прошлом сезоне ни игрокам, ни зрителям. Киберспортсмены жаловались, что вступать в бой, когда соперники уже в тонусе и прочувствовали мету турнира, неудобно. Зрители, в свою очередь, были недовольны, что часть соревнования (ведь на групповом этапе больше матчей) проходит без якобы сильнейших команд мира. Однако Valve решила сохранить эту систему, которая дает крайне сомнительное преимущество чемпионам региональных лиг и снижает зрелищность турнира.
Странно, что Valve, имея в другой своей дисциплине — CS:GO — отличный формат мейджоров, не хочет перенести его и в Dota 2. Там ведь тоже существуют региональные турниры и система очков. Команды, которые хорошо показали себя по ходу сезона, попадают в New Legends Stage и упрощают себе жизнь на мейджоре, но не оказываются сразу в плей-офф. То есть, с одной стороны, они получают необходимую практику, чтобы успеть войти в игровую колею, а с другой — должны подтвердить, что их результаты в региональных баталиях были не случайны. Благодаря этой системе мы не увидели в плей-офф PGL Major Stockholm 2021 Evil Geniuses и Team Liquid, которые попали в New Legends Stage только из-за того, что конкуренция в их регионе заметно снизилась. А вот на мейджорах по Dota 2 мы на такие команды в плей-офф еще успеем насмотреться.
Призовой фонд
В прошлом сезоне многие не раз отмечали, что призовой фонд мейджоров несоизмеримо мал по отношению к статусу турнира. Практически все были согласны, что $500 тыс. — смешная сумма, учитывая, что на TI10 разыгрывалось более $40 млн. И вот Valve вновь выделяет на мейджоры только по $500 тыс. Напомним, что еще несколько лет назад на чемпионатах этой категории разыгрывалось от $1 млн до $3 млн.
Проблема зависимости всей сцены от The International и неравного распределения денег в сезоне существует давно, но Valve не только с ней не борется, но и усугубляет. Подобный порядок вещей снижает престиж всех официальных соревнований по ходу сезона как для игроков, так и для зрителей. Естественно, TI должен быть главным и самым значимым событием года, возвышающимся над всеми остальными лигами и чемпионатами, однако пропасть между ними не должна быть столь большой. Ведь это просто обесценивает значимость большей части сезона.
Мы каждый год отмечаем, что The International бьет рекорды по просмотрам, например среднее количество зрителей TI10 в два раза увеличилось по сравнению с TI7 (850 тыс. человек против 418 тыс.), но вот с мейджорами все не так однозначно. В прошлом сезоне было всего два турнира этой категории. Казалось бы, интерес к ним должен был быть на высочайшем уровне, но среднее количество зрителей ONE Esports Singapore Major 2021 составило 194 тыс. человек (на AniMajor было больше). А теперь сравним с некоторыми мейджорами прошлых лет: The Boston Major 2016 — 215 тыс. человек, The Kiev Major 2017 — 321 тыс. человек, EPICENTER Major 2019 — 202 тыс. человек. При этом пиковые значения этих событий, за исключением The Kiev Major, были ниже, то есть аудитория турниров была меньше, но зрители смотрели куда больше матчей. Еще раз: показатели The International за этот период увеличились вдвое, в то время как статистика мейджоров в лучшем случае или чуть-чуть подросла, или вообще уступает показателям пятилетней давности. И дело ведь не только в цифрах.
Согласитесь, турнир в Бостоне, не говоря даже про драматичный киевский чемпионат 2017-го, вам запомнился куда больше, чем ONE Esports Singapore Major 2021, — одни только безумства греков в кабинках чего стоят. Раньше мейджоры дарили чувство праздника и исключительности происходящего события. «При чем здесь призовой фонд, — спросите вы, — ведь на TI в тот год все равно разыгрывалась огромная сумма?» Да, но соотношение было иным. За второе место на мейджоре Ad Finem получила почти столько же, сколько OG за 7-8 строчку на TI7. Если бы эти турниры проходили в 2021 году, то разница в призовых была бы колоссальной: $100 тыс. против $1 млн. И это влечет за собой то, что мотивация, заряженность и заинтересованность команд в мейджорах снижаются, на фоне этого остывает общий накал противостояний, хайп и ажиотаж вокруг них становятся гораздо тише, ну а следом уже и зритель начинает «смотреть» турнир фоном на скрытой вкладке, всерьез подключаясь только к финалу.
Расписание
Valve сохранила расписание региональных лиг, при котором каждая команда будет играть один, максимум два матча в неделю. И тут парадокс: казалось бы, такая система работает в профессиональном спорте, да и в некоторых других дисциплинах, но зрители Dota 2 за столько лет как будто уже привыкли, что, будь то отборочные или турниры, высокая плотность матчей — нечто неотъемлемое. Помните, как в 2020 году мы все устали от онлайн-лиг, в которых не было турнирного смысла, мотивации и бла-бла-бла? Но вот пример: за матчем Virtus.pro против Natus Vincere на EPIC League Season 2 Division 1 следило 211 тыс. зрителей, а за аналогичным поединком в рамках первого сезона DPC, когда это была важнейшая игра с турнирной точки зрения, — только 173 тыс. человек. Во втором сезоне этот показатель был еще ниже — 138 тыс. человек, хотя, казалось бы, тогда, после кика GeneRaL и прихода RAMZES666, вокруг состава NAVI был невероятный хайп.
Растянутость региональных лиг понравилась также далеко не всем профессиональным игрокам. Для них это, например, осложняет выбор момента для буткемпа, ведь обычно команды собирались вместе перед важной квалификацией, чтобы подготовиться и отыграть ее. А при текущей системе приходится или сидеть на буткемпе несколько месяцев, что не всегда дает положительный результат, или собираться на два-три матча из семи. Такое расписание блокирует и возможность организовать масштабный внесезонный турнир.
Ложка меда
Определенные ошибки прошлого сезона Valve все-таки исправила. Изменен регламент трансферов, благодаря которому кикнуть игрока за день до старта нового сезона уже не получится.
Разработчики также добавили прогрессию в количестве получаемых очков по ходу сезона — чем ближе The International, тем ценнее становятся турниры. Это позволит рассчитывать, что на главном чемпионате года будет больше команд, которые действительно находятся в хорошей форме, и меньше тех, кто обзавелся очками в начале сезона, а потом откровенно забил на игру.
Да и само наличие трех мейджоров, о котором стало известно еще по ходу TI10, тоже сделает сезон более насыщенным, а выборку лучших коллективов — более репрезентативной и справедливой.
Valve явно пытается улучшить систему и видит реакцию комьюнити, вот только объем изменений недостаточный и, откровенно говоря, поверхностный. Разработчики проигнорировали часть глубинных проблем прошлого сезона, а следовательно, кардинально ситуация на профессиональной сцене не изменится. В итоге все — как зрители, так и киберспортсмены с клубами — вновь будут просто ждать The International.












