Интервью

«Пока все плохо — мы сделаем вам еще хуже, но если вы пройдете это говно, мы вознесем вас до небес». LiTTle о комьюнити в СНГ и forZe

Наставник состава forZe по CS:GO Анатолий liTTle Яшин считает, быть тренером — значит быть связующим звеном между капитаном и командой. Об этом 31-летний россиянин рассказал в интервью Cybersport.ru. Мы обсудили с Яшиным прогресс forZe, проблемы сцены Counter-Strike в СНГ, влияние комьюнити и проблемы Natus Vincere.

LiTTle дает наставления команде на мейджоре; фото: StarLadder
LiTTle дает наставления команде на мейджоре; фото: StarLadder

— На BLAST Pro Series Moscow 2019 я видел, что ты общался с командой как настоящий наставник и непреклонный авторитет. В то же время Андрей Jerry Мехряков отзывался о тебе как о «глазах на другом планте». Можешь пояснить, как ты выстраиваешь взаимоотношения с командой?

— Без авторитета о тренерстве можно забыть. Если подорвать себя в глазах парней и не быть авторитетом, то они не будут слушать, начнут говорить и делать все что угодно. Тренер — главный, наравне с капитаном, это связующее звено между капитаном и командой.

На тренировках я даю больше свободы парням и смотрю, что у них получается, что они делают, меньше вмешиваюсь в их игру и индивидуальные действия, но при этом подсказываю общую схему передвижения по карте, смену тактических действий и раундов, а затем смотрю, что получается. Каждый раз мы пытаемся придумывать новые действия против любого соперника, с которым играем, чтобы затем уже на официальной игре ничего не придумывать, а просто исполнять.

— А тактики вы придумываете вместе с Jerry?

— На самом деле, это давняя схема. Полтора года назад я играл в одной команде с Jerry и Дмитрием facecrack Алексеевым. Сейчас у forZe есть новые раунды, а что-то мы берем из того, чем играли полтора года назад. Тут все вместе: что-то я узнаю от Jerry, что-то Jerry давно узнал от меня, что-то новое я вношу сейчас.

— В этом смысле можно ли тебя сравнить с Сергеем starix Ищуком в его бытность тренером NAVI?

— Если в онлайне я могу говорить в любой момент, то на LAN это проблематично. Поэтому я стараюсь меньше делать это в онлайне, но пока не могу полностью побороть себя, приходится говорить с парнями намного чаще.

— ForZe, AVANGAR и другие команды из СНГ, которые за последние годы чего-то добились, — это ветераны онлайна. Возникают ли из-за этого сложности на LAN?

— Как я уже сказал, плюс онлайна — присутствие тренера. Еще один момент: наши парни не любят играть нигде, кроме как дома (смеется). Не важно, если это лучший буткемп, мейджор или что угодно еще — они не чувствуют себя в своей тарелке. Как говорится, «онлайнеры». Но с каждым турниром все становится лучше и проще, парни привыкают. Мы надеемся, что LAN будет больше, поэтому стараемся это фиксить в команде, чтобы парни привыкали.

Из плюсов LAN — атмосфера, естественно, и соперники. Мы очень редко играем против тир-1 соперников в онлайне. Была Team Liquid один раз, был еще кто-то, но в основном это происходит на LAN, там выступают самые сильные команды. А настрой на более сильную команду, разумеется, идет совсем другой.

— А с кем обычно forZe тренируется?

— Абсолютно со всеми, кроме… Да со всеми, даже нет «кроме». Со всеми командами из топ-15 мы тренируемся. Единственное — мы стараемся не тренироваться с командами из СНГ.

— Почему?

— Это практически постоянные наши соперники на многих турнирах. Мы часто встречаемся с той же AVANGAR если не на крупных турнирах, то в онлайне. Вот сейчас идет ECS: опять встречаемся с AVANGAR в финале. Если мы еще и тренироваться с ней будем, то досконально изучим друг друга, и игра будет не такой интересной, как хотелось бы.

И так со всеми командами из СНГ — Team Spirit и другими. Мы не хотим раскрывать свои секреты, новые раунды и так далее.

Фото: StarLadder
Фото: StarLadder

— Это вообще частая практика среди команд из СНГ — не играть друг с другом? Или это только forZe?

— Мы бы хотели играть друг с другом, но в данной ситуации это просто наилучший вариант. Это у всех так. Я бы сказал, у всех команд, которые пытаются выйти на новый уровень.

— ForZe на 12-м месте в рейтинге HLTV.org. Ты доволен? Какие цели ставите дальше?

— До конца месяца у нас сейчас идут четыре турнира. Нам надо показать, что нам не просто повезло, потому что кто-то может сказать, что нам повезло с соперниками, которые были не в форме. Хочется показать результат на дистанции и сохранить эту среднюю позицию в рейтинге по крайней мере на несколько месяцев. Потом уже можно и улучшать, потому что от NAVI и FaZe Clan нас отделяет всего 20 очков. [Чтобы их опередить], достаточно хорошо сыграть один LAN-турнир с сильными соперниками.

— После BLAST игроков forZe пригласили в FPL. Это важно только для индивидуальной подготовки киберспортсменов или каким-то образом помогает и команде в целом?

— Естественно, нет никакого преимущества, но, как ты и сказал, есть индивидуальное преимущество. Если каждый становится сильнее, то и команда становится сильнее. Тут нечего сказать. Просто парни давно хотели попасть в эту лигу, ждали и, думаю, заслужили. Здесь же играют лучшие игроки мира. Тренироваться с ними, играть против них — это будет максимально развивать индивидуальный скилл, а в будущем и помогать команде.

— Поговорим о нашей сцене в целом. Возможно ли сейчас из паберов или участников условной CIS Esports League собрать боеспособную команду?

— 100% можно, и не одну. Проблема СНГ в том, что у нас нет тренеров и капитанов. Даже если посмотреть на RuFire, который всегда собирает не пойми кого: он показывает результаты, а потом у него то игрока забирают, то внутри коллектива у них что-то происходит.

Реальность такова, что очень нужны тренер и капитан, поддержка организации, чтобы парни получали деньги, тренировались и думали об игре, а не о том, как бы им заработать на жизнь. Сильных игроков у нас просто куча — начиная от Дмитрия Dima Бандурки, который пропадает, и заканчивая тем же Дмитрием dimasick Матвиенко, который тоже пропадает. Очень много таких игроков — объединить их некому.

— Почему игроки не становятся капитанами, раз это такая насущная проблема?

— Это очень сложно психологически. Нужно быть морально устойчивым человеком, что не у каждого получается. Капитану нужно больше и тренироваться, и играть, и координировать, а после матча — готовиться к следующему сопернику. Это большой труд, нужно делать очень много импакта, а на деле некоторые игроки просто хотят сидеть, стрелять и слушать коллы. 

— Как ее решить?

— Единственный вариант — это создание какой-нибудь школы, где будут обучать игроков и выпускать уже готовые личности, которые будут готовы брать под крыло новичков.

Сейчас у нас идет смена поколений: старые игроки еще остались, но их уже единицы, а молодых, как мы видим, просто нет. Были игроки, которые вроде бы должны были играть на топ-уровне, но по каким-то причинам остались без команды или организации — среди них нет ни одного капитана. Не знаю, эти игроки должны как-то собраться и выделить одного, чтобы он всех объединил, вот и всё.

— Пара вопросов о CS в целом. OG выиграла второй The International подряд, а Astralis — третий подряд мейджор. В чем особенность этих команд?

— Они просто максимально профессионально относятся к своему делу. У них правильно выстроена структура игры, правильный образ жизни, правильное отношение к соперникам. Это все работа как организации, так и тренера и психолога. Они взяли пример со спортивных команд и стали идеально работать по такому же плану.

Astralis первой в истории выиграла четыре мейджора по CS:GO; фото: StarLadder
Astralis первой в истории выиграла четыре мейджора по CS:GO; фото: StarLadder

— Ты упомянул про важность неигровых моментов. А forZe что-то подобное делает?

— Конечно. С нами работает психолог, мы пытаемся поставить все то же самое, начиная от рабочего графика, чтобы к концу недели игроки не перетруждались и не было какого-то негатива в TeamSpeak, и заканчивая тем, что важно уважать соперника, пока ты с ним играешь, а высказывать неудовольствие — только если ты выиграл. 

— Давно работаете с психологом?

— Он у нас поменялся. Новый с командой уже две-три недели, он появился сразу после мейджора.

— Комьюнити, гневные комментарии и т. д. — насколько сильно это влияет на игроков?

— Это реально влияет, потому что пока ты выигрываешь — все хорошо, как только проигрываешь — ты худший игрок в мире, «322» сделали и все тому подобное. Каждый раз объяснять, что это глупости, уже надоело, а оградить от этого игроков невозможно, потому что у всех есть телефоны и аккаунты в соцсетях.

Это просто наше комьюнити СНГ, речь не только о Counter-Strike. Менталитет СНГ, особенно России: пока все плохо — мы сделаем вам еще хуже, но если вы пройдете это говно, мы вознесем вас до небес.

— Можно ли исправить ситуацию, как это делают китайские команды перед TI? Когда клубы забирают телефоны, ограничивают время в соцсетях?

— Мы как раз думаем над этим вопросом. Это возможно, как раз попрактикуем. Но пока такого в forZe не было.

— Еще немного об СНГ. Почему у команд вроде Winstrike Team, Spirit или Vega Squadron после успехов начинается сильный спад? Как этого не допустить?

— Все очень просто. Как только ты достигаешь заветной цели, сразу же появляются отвлекающие факторы. Quantum Bellator Fire со второго места на майноре прошла в «легенды» мейджора. Что происходит после этого? Команда или становится еще сильнее и сплоченнее, как это произошло с AVANGAR, или кого-то из игроков забирают в сильную команду, кто-то начинает просить больше денег, кто-то ловит звезду и перестает слушать советы, из-за чего в коллективе начинается полнейший срач. 

Менталитет СНГ, особенно России: пока все плохо — мы сделаем вам еще хуже, но если вы пройдете это говно, мы вознесем вас до небес

Каждый из игроков должен прекрасно понимать, что пока ты не выиграл в этой игре всё — ты не достиг ничего. Вот, позвали Кирилла Boombl4 Михайлова в NAVI: он прекрасно понимал, что это и деньги, и медийка, и слава. Но на самом деле нужно быть психологически готовым к тому, что все в один момент может рухнуть, а в итоге всё, что ты строил со своей командой один-три года, было намного ценнее и эффективнее, а в будущем принесло бы больше импакта, чем прийти на все готовенькое. 

Такое часто происходит. Чтобы не допустить таких ошибок, организации должны удерживать своих игроков, давать им те условия, которые они хотят, не идти на поводу у организаций, которые готовы отдать за игрока больше денег. Они могут заработать на этом, но потеряют свой состав. Игроки должны прекрасно понимать, что деньги в киберспорте платят за работу и в качестве поощрения: чем больше у тебя денег, тем больше надо работать. Думать наоборот — ошибка, потому что в киберспорте можно стать миллионером в 16 лет, а в этом возрасте правильно распоряжаться деньгами не каждый может.

— Опасаешься повторения подобного сценария в forZe?

— Конечно. Организация очень плотно работает над этим, мы и игроки прекрасно понимаем, что сейчас очень много вариантов у NAVI, которым нужен капитан, тот же снайпер [Богдан xsepower Черников] у нас очень сильный. Никто не знает, какие планы у NAVI, что они хотят делать. Непонятно, что с Сашей s1mple будет в NAVI, много разных слухов ходит. Мы не знаем ничего наверняка, но на всякий случай готовимся. Надеюсь, все будет хорошо.

— Раз уж ты упомянул NAVI. Если смотреть со стороны, в чем основная проблема команды на протяжении последних лет?

— Еще два года назад я говорил, что не важно, насколько сильные у тебя игроки, ты все равно никогда не выиграешь, если у тебя не будет командной игры. Проблема в том, что у NAVI очень сильные игроки, но у них нет структурированной игры. Да, Даня старался и помогал, за счет чего команда доходила до финалов и очень хорошо отыгрывала. Спад, как мне кажется, длится, потому что Даниил Zeus Тесленко понимал, что выступает на последних турнирах, что сказывалось на его напарниках. Игроки начали относиться к делу не так профессионально, как до этого. 

Проблема в том, что никогда не знаешь, что творится внутри команды. Только сами игроки могут ответить на этот вопрос. Если смотреть со стороны, то кажется, что внутри команды конфликт. Вот и всё. Из-за этого всё дальше идет по накатанной. Опять же: я не знаю, что у них происходит и как они решают этот вопрос.

— Спасибо, на этом всё.

— Подожди, надо привет передать (смеется). Передаю большущий привет моему главному фанату — бабушке, потому что она 100% будет читать это интервью.

Комментарии